Свадьба        31.10.2020   

Урок искусство как способ познания окружающего мира. Искусство как специфическая форма познания мира

Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ

Реферат на тему: "Искусство как форма познания мира"

Выполнила:

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

Дубровина Елизавета

Руководитель:

Федчук Д.А.

Доцент, кандидат философских наук

Санкт-Петербург

2014

Введение

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Художественный образ - это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

  1. Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.
  2. Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе - слово, а скульптуре - объемные формы. Таких примеров не мало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.
  3. Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи

На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей - это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира:

  1. в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию . С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение.
  2. выполняя социальную функцию , искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений.
  3. для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию . Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней.
  4. понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.
  5. реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция . Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека.
  6. огромная роль отводиться воспитательной функции , которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.
  7. не стоит забывать про прогностическую функцию . Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей инфор мации в духовную сферу общества.

Список использованной литературы

  1. Толстикова И. И. Садохин А. П. "Мировая культура и искусство";
  2. Силичев Д. А. "Культурология";
  3. Маркова А. Н. "Культурология. История мировой культуры";
  4. Хренов Н. А. " Социальная психология искусства: переходная эпоха".

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
4710. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16.45 KB
Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
10573. Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование 196.8 KB
Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование Цель занятия сформировать у учащихся понятие о политической карте мира ознакомить с современной политической картой мира научиться использовать ее. Задачи занятия научиться пользоваться политической картой мира находить страны на карте.
6070. ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 14.88 KB
Завершение переговоров. Искусство ведения переговоров. Одной из самых больших проблем переговоров является непонимание или неправильное понимание того что говорит один из оппонентов.
2296. Философские проблемы познания 1.09 MB
Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.
13397. Искусство Древней Передней Азии 461.5 KB
К 4 началу 3 тысячелетия до н. Период Обейда начало 4 тысячелетия до н. В период Урука середина 4 тысячелетия до н. В стены из кирпичасырца вставлены гвозди из обожженной глины их шляпки раскрашены в разные цвета Период ДжемдетНаср конец 4 начало 3 тысячелетия до н.
6741. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 51.06 KB
Хотя нужно также признать факт появления новых изменений еще в XVII веке но в начале XVIII столетия новое искусство получает бурное развитие и одерживает решительную победу. Таким образом русское искусство XVIII столетия во многом резко отличается от средневекового древнерусского искусства хотя и имеет с ним внутренние связи. Характерными чертами искусства XVIII века являются обмирщение искусства т.
17256. Искусство и современные информационные технологии 22.59 KB
Их усилиями около 30 областных городов России получили возможность предоставлять бесплатные интернет-услуги преподавателям студентам работникам сферы культуры и искусства. Данная работа имеет цель и задачи выяснить особенности влияния информационных технологий на искусство рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки продуктом которой являются новые технологии на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия информационных технологий и искусства...
18650. Садово-парковое искусство Индии 3.18 MB
Курсовая работа По дисциплине Основы садово-паркового искусства Тема: Садово-парковое искусство Индии Работа выполнил Студент гр. Содержание I Введение II Садово-парковое искусство Индии III Тадж-Махал IV Раджпутский сад V Растительность Индии VI Цветы Индии VII Самые известные садово-парковые комплексы Индии VIII Заключение IX Список использованной литературы I Введение Мой сад - моя жизнь - пожалуй это древнее индийское...
8897. Познание как процесс. Структура познания 11.09 KB
Структура познания. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. У Аристотеля теория познания в работах Категории Логика Трактат о душе.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.


Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения






Вид искусства это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. Вид искусства это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим.




У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны: Устойчивая сторона это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки. Устойчивая сторона это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.


Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве. Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

искусство

Искусство и его виды. Особенности искусства как формы (способа) познания мира. Функции искусства.

Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Искусство как особую сферу деятельности (сущность и формы прекрасного в художественном творчестве) изучает эстетика (греч. а sthetikos – чувствующий, чувственный). Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Выделяют следующие виды искусства: архитектуру, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и дизайн, художественную фотографию), литературу, музыку, театр, цирк, балет, киноискусство, эстраду.

Виды искусства Виды искусства Характеристика Архитектура (зодчество) Система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни человека. Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создаёт их. Живопись Отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета. В живописи различают жанры: а) портрет (изображение человека или группы людей); б) натюрморт (изображение вещей); в) пейзаж (изображение природы); г) бытовой жанр (изображение повседневной жизни); д) анималистический жанр (изображение животных); е) исторический жанр (изображение исторических событий и деятелей) и т.д.

Виды искусства Виды искусства Характеристика Произведения скульптуры имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве. Различают скульптуру станковую (небольшая скульптура для украшения помещений), декоративную (средних размеров) и монументальную (больших и огромных размеров). Скульптура Искусство создания техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и достоверно передающего момент действительности в статичном изображении Фото-искусство

Виды искусства Виды искусства Характеристика Непосредственно связано с бытовыми нуждами людей. Произведения выполняются из дерева, глины, камня, стекла, ткани, бумаг и т.п. Декоративно-прикладное искусство, дизайн Литература Отражение действительности в словесно-письменных образах Музыка Отражение действительности в звуковых образах. Музыка бывает вокальной (предназначена для пения) и инструментальной (предназначена только для исполнения на инструментах)

Виды искусства Виды искусства Характеристика Театр Отражение действительности с помощью сценического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой Цирк Искусство акробатики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, иллюзии, клоунады, конной езды, дрессировки животных и т.п. Кино Произведения создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий

Виды искусства Виды искусства Характеристика Балет Вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах Включает в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии. Основные произведения являются самостоятельными законченными номерами Эстрада

Особенности искусства как способа познания мира Образность и наглядность Средством познания мира служит художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности Использование особых способов отражения окружающей действительности Слово, звук, цвет, форма, движение и т.п. Чувственное восприятие окружающего мира Произведения искусства, отражая окружающий мир, обращены к чувствам, эмоциям человека Ярко выраженный субъективный характер Огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя

Функции искусства Эстетическая Формирует эстетические вкусы и потребности, пробуждает в человеке стремление к прекрасному Познава - тельная Отражает действительность в образно-символической форме Воспита -тельная Способствует развитию личности

Функции искусства Психологи- ческая Влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению её психологического равновесия Гедонисти-ческая Доставляет эстетическое наслаждение Социально- преобра - зующая Оказывая эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и ценностно-ориентированную деятельность по преобразованию общества

Отражение действительности в художественных образах свойственно философии искусству морали религии Ответ: 2

Верны ли следующие суждения об искусстве? А) Основная задача искусства – получение и постоянное обновление знаний о мире. Б) Художественный образ, используемый в искусстве, представляет собой субъективное отражение художником окружающего мира. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Ответ: 2

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам искусства. Эстетика Музыка Балет Архитектура Мораль Литература Ответ: 15

Установите соответствие между характеристиками и формами (областями) культуры. Характеристики Формы (области) культуры наука искусство А) познание мира с помощью слова, цвета и звука Б) значимость художественного вымысла В) образность Г) получение объективной культуры мира Д) обоснование закономерностей развития природы и общества Ответ: 22211


Слайд 1

МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. 1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением. 2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. 3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.

Слайд 3

До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Слайд 4

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф. Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях. В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.

Слайд 5

В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 6

Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»

Слайд 7

Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.

Слайд 8

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 9

Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра

Слайд 10

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей

Слайд 11

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут

Слайд 12

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 13

Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей

Слайд 14

Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 15

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна

Слайд 16

Исследования мифов в XX веке Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).

Слайд 17

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»

Слайд 18

3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями: мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте

Слайд 19

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»; Способом формирования практического знания являлось ученичество; Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»; Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

Слайд 20

Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо. Какие труды, такие и плоды. Весна год кормит. Время лечит. Где кто родился, там тот и сгодился. Не красна изба углами, а крана пирогами. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Слайд 21

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Слайд 22

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали: Помогает ориентироваться в окружающей среде Указывает способ направление и способ действия Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 23

Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО

Слайд 24

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО

Слайд 25

ИСКУССТВО

Слайд 26

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ

Слайд 27

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем. … В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира: в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений. для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней. понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д. реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека. огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию. не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении. И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.