Народные средства        18.05.2023   

Как называется натюрморт с черепом. Символы на натюрмортах ванитас

Череп — обязательный атрибут Ванитас. Является напоминанием о неизбежности смерти. Символизирует бренность человеческой жизни.

Гниющие фрукты — символ неизбежного старения. Зрелые плоды говорят об изобилии, плодородие, иногда о благосостоянии и богатстве. Некоторые фрукты имеют конкретные значения: так груши, вишня, яблоки, томаты и цитрусы обозначают грехопадение, а инжир, сливы и персики имеют эротический подтекст.

Каждый цветок также имеет конкретное значение: роза — символ любви, секса и тщеславия, мак говорит о лености, тюльпан символизирует необдуманность и безответственность.

Ветви плюща или лавра, ростки зерна - символ круговорота жизни и возрождения.

Морские раковины говорят о бренности и смерти, живые улитки — олицетворяют леность, а большие моллюски символизируют похоть.

Мыльные пузыри олицетворяют краткость жизни и неотвратимость смерти.

Гаснущая дымящаяся свеча, масляная лампа или колпачок для гашения свечей — все это отсылки к уходу человеческой души, то есть к смерти.

Кубки, кости, игральные карты или шахматы — символы грешной жизни.

Курительная трубка — олицетворяет быстротечные и неуловимые земные наслаждения.

Карнавальная маска — символизирует бездушность.

Зеркала и стеклянные шары говорят о тщеславии и нереальности происходящего.

Пустой стакан стоящий рядом с полным символизирует смерть. Стеклянная посуда говорит о хрупкости, фарфоровая — о чистоте. Ступка и пестик олицетворяют мужскую и женскую сексуальность, а бутылка - пьянство. Нож говорит о смертности человека и об уязвимости его тела. Впрочем, иногда нож считают тайным фаллическим символом.

Механические или песочные часы — напоминают о быстротечности времени.

Музыкальные инструменты или ноты — символизируют искусство, краткость и эфемерность жизни.

Книги, географические карты, писчее перо — олицетворяют науку.

Лавровый венок на черепе, палитра с кистями — символы живописи и поэзии.

Анатомические рисунки, портреты красивых женщин, письма - говорят о человеческих отношениях.

Медицинские инструменты, красные сургучные печати - напоминают о бренности человека и болезнях.

Шкатулки с украшениями, кошельки с монетами символизируют тщеславие, высокомерие и самовлюбленность.

Оружие и доспехи олицетворяют власть и могущество, но напоминают то, что это нельзя забрать с собой в могилу.

Короны, тиары, скипетры, державы — символы непостоянного земного господства.

Ключи говорят о власти домашней хозяйки, которая управляет семейными запасами.

Руины напоминают о преходящей жизни тех, кто когда-то населял их.

Часто на натюрмортах Ванитас присутствуют листки бумаги с латинским изречением, в большинстве случаев пессимистическим.

Здравствуйте, друзья!


В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц, любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину. Однако, когда совсем недавно появилась новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить:)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак,согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603. Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит


Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...

Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали.Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна , ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа ; колпачок для гашения свечей горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда , обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин , анатомические рисунки . Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами , шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например:

Vanitas vanitatum (Суета сует);

Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка);

Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе);

Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава);

Memento mori (Помни о смерти);

Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь);

In ictu oculi (В мгновение ока);

Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон);

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей);

Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том, насколько умело они использовали символику в своих работах...



Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...


Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657

Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.

Николай Рерих 1874 - 1947
русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.

Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942

Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.

Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962

Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.

Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982

Молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический

Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009
Том Френч (Tom French) родился в 1982

Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas

Fernando Vincente, Vanitas - Carne d"amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007

Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori ! ). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я" и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!


Ванитас (Vanitas) – направление живописи, о котором просто нельзя не упомянуть. Также его называют «Суета сует». Столь необычное название пошло от латинского vanus, что переводится как «бренный, пустой». Развитие этого направления началось в семнадцатом веке. Европейская культура на тот момент переживала не самый счастливый период: в обществе царило чувство неуверенности в завтрашнем дне, что и нашло своё отражение в изобразительном искусстве.

«Суета сует» - трудно представить более подходящее название для жанра, специфика которого позволяет подчеркнуть хрупкость человеческой жизни, которая может оборваться в любой момент. С помощью изобразительных средств, характерных для этого жанра, показывается бренность бытия - через разнообразные символы, которые безотчетно влияют на сознание человека. И перед лицом неотвратимой смерти такими бессмысленными начинают казаться все политические и религиозные проблемы!

Как и любой другой жанр , ванитас имеет целый ряд атрибутов, свойственных только ему, которые несут определенную смысловую нагрузку и позволяют передать всю тщетность каких-либо действий.

Очень часто встречается такой символ, как череп. Он должен наталкивать на мысль о неизбежности смерти. Скелет – это всё, что остается от нашей телесной оболочки, именно поэтому череп здесь - словно бы зеркальное отражение нашего будущего.

Ну а гнилые фрукты в этом жанре изображаются как символ старения. Если же на полотне спелые плоды, они означают плодородие, изобилие или богатство. Причем у каждого фрукта свое значение. Нередко на картинах ванитас можно увидеть цветы, чаще всего увядающие. Каждый цветок тоже несет свою информацию, к примеру, роза – символ секса и любви, она тщеславна, как и человек.

Довольно любопытно то, что на изображениях в стиле ванитас встречаются мыльные пузыри, казалось бы (в нашем привычном восприятии), символ радости жизни. Но здесь всё сложнее: на этих картинах мыльный пузырь означает краткосрочность существования. А то, как легко он может лопнуть, указывает на внезапность смерти. Среди других знаковых атрибутов этого жанра следует назвать также свечи (тлеющие или гаснущие), наполненные кубки, игральные карты, курительные трубки, карнавальные маски, зеркала и разбитая посуда…

Можно еще долго перечислять предметы, встречающиеся на картинах в жанре ванитас, а еще дольше - пытаться истолковать их значение. Но важнее будет сказать главное: vanitas – это искусство, которое заставляет нас задуматься и многое переосмыслить.

Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках , отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании .

Термин восходит к библейскому стиху ( Еккл 1:2 ) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» ).

Грустный вид этих предметов нейтрализуется окружающими их дарами земли: цветами, плодами, корзинами с фруктами и играющими этими вещами детьми - путти . Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и "пониженной " трагичности на грани ироничного гротеска , типична для искусства стиля Барокко .

Натюрморты типа "ванитас " стали появляться во фламандской живописи XVII в., а затем получили распространение в искусстве Голландии , Италии и Испании . Наиболее известные мастера П. фан дер Виллиге, М. Витхос, Ю. фан Стрек любили писать натюрморты- ребусы с таинственными предметами и надписями . Эти картины стали загадкой эпохи Барокко .


Испанские художники склонялись к более оптимистичным "бодегонес" , а итальянцы, и прежде всего венецианцы , предпочитали натюрморты в качестве аксессуара , фона для изображения прекрасных женщин за туалетом перед зеркалом . Один из самых интересных натюрмортов швейцарца Й. Хайнца (ок. 1600 ) находится в Пинакотеке Брера в Милане , Италия . В жанре "ванитас" работали фламандские живописцы во Франции: Филипп де Шампень, Ж. Буйон. Характерно, что "ванитас " остались в истории искусства преимущественно фламандским и голландским явлением .

Символы , встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение », он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Гнилые фрукты - символ старения.
  • Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
  • Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами , помидорами , цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие ) ; роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко ) - символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь ».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности. Бутылка - символ греха пьянства.
  • Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы - быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо - символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати, медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев
    - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи
    - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например: Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas , а также цветы, которые также рисовали на оборотах - самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт - именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна ). Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus ) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas - обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали » его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .


Череп - эмблема смертности человека. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа и наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских отшельников, санньясинов, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Также выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.

Мусульмане связывают известное изречение о том, что судьба человека написана на его челе, со швами черепа, извивы которых походят на буквы.

Череп, как и коса, и старуха входит в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский. Отшельники часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти. На некоторых иконах распятие изображается с черепом и костями в подножии и служит напоминанием о смерти на кресте. Согласно одной легенде, крест этот стоял на костях Адама, а благодаря распятию Спасителя на нем, все люди обретут вечную жизнь.

В западной культуре смерть была сдвинута с причитающегося ей места в жизненном цикле, хотя является самой древней, как и рождение, основной биологической функцией. Механизмы умирания разработаны природой с тем же вниманием, что и механизмы рождения, с заботой о благе организма, с тем же обилием генетической информации для руководства во всех фазах смерти, которую мы привыкли находить в критических ситуациях нашей жизни. Поэтому смерть расставляет свои знаки, заботливо предупреждает о своем приближении. Недаром древнее «помни о смерти» должно было выразиться в символике и знаках, которые проставляются на дорогах жизни. Гадатели разного рода имели человеческий череп для различного вида колдовства, например, клали у своего изголовья и призывали череп говорить правду.



В алхимии «мертвая голова» - остатки в тигле, бесполезные для дальнейших действий и превращений продукты алхимических распадов. В переносном смысле - нечто, лишенное всякого содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши. Рабби Маймонид делал воскурение мирта вокруг черепа, рабби Элеазар описывал способы изготовления терафима - закалывали первенца, отрубали голову, солили и клали под язык золотую пластинку с надписью, после чего ждали от него сообщений. Недаром терафима похитила Рахиль, чтобы голова не оповестила Лавана, что Иаков бежал. Пережитки лемурийского культа терафима мы видим в христианстве - Адамова голова, а также в оккультном рейхе, где был орден и целая дивизия под названием «Мертвая голова». И даже в современной жизни - одним из знаков международного московского кинофестиваля была красная голова терафима.

У некоторых народов Сибири существовал обычай: ставили голову убитого зверя, например, медведя, и просили у его родового духа-покровителя прощения, за то, что пришлось убить это животное. У мексиканцев глубины земные отдаются черепу. Черная метка - знак мертвой головы у пиратов и флибустьеров - присылался как предупреждение тому, кому уготована смерть.

Именно из черепа убитой лошади выползает змея, ужалившая Вещего Олега.

Белый череп - знак высшей сефиры, которая выделяет росу и возвращает умерших к жизни. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. История огненного черепа Якова де Моле символизирует витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена Рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами Америки, перекочевал в городок Чарльстоун, где его и оприходовали современные палладисты. По свидетельству Альберта Пайка, во время контакта высших чинов ордена с этим черепом, который покоился на черной гранитной колонне, внутри черепа вспыхнул свет и залил все помещение.

По словам другого свидетеля, мифического доктора Батайля, из отверстий глазниц вырывалось пламя: то красное, то белое, то зеленое и эти три луча были подобны огненным змеям. Помимо огненных свойств череп обладал силой проклятия. Говорил во время огненного ритуала богохульные слова. Действительно, во время казни в 1314 году Яков де Моле проклял трех главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Якову де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786г. Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.

В тибетской традиции по линии Карма Па (черная корона ) существовала сложная многоступенчатая медитация на человеческие кости, которые позволяли человеку преодолеть страх смерти, не забывая при этом о бренности жизни. Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа. Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него.



И несколько его офортов. В первую очередь, посетителям нужно показать портреты старика и старушки. Образы стариков очень проникновенны, они передают не столько внешнюю красоту, уже давно ушедшую. Их внешняя привлекательность осталась в прошлом. Мастер с удивительным талантом показывает, насколько богата внутренняя жизнь его героев, их внутренний мир.

Рембрандт “Портрет пожилой женщины” Рембрандт “Потрет старика”

Одним из блестящих шедевров музея является полотно .

Сюжет повествует об истории иудейской девушки по имени Эсфирь. Она становится женой восточного деспота, царя Артаксеркса, который не знает о её происхождении. Когда первый министр Артакеркса, Аман, готовит тайный приказ об истреблении всех иудеев, узнавшая о его жестоком замысле Эсфирь берёт с мужа клятву, что он будет бороться со всеми её врагами и врагами её народа. Узнав о тайном заговоре Амана, Артаксеркс велит казнить его. Царь следует данной им клятве и встает на сторону супруги. На полотне изображён некий пир, на котором выясняются все подробности тайного замысла Амана. В центре сидит Артаксеркс, рядом с ним – Эсфирь. На противоположной стороне – Аман. При помощи света и композиции Рембрандт показывает, кто окажется победителем в этом противостоянии. Фигура Эсфири ярко освещена, она не просто светится, а вся сияет, блистает. Фигура Амана оказывается в тени и сразу становится ясным, что победительницей в споре выйдет именно Эсфирь.

Подробно о полотнах Рембрандта рассказано в серии публикаций:


Зал 11. Искусство Голландии XVII века

Методический совет: после , где экспонируется , показывать сразу зал № 11. Зал Рембрандта – проходной, чтобы продолжать экскурсию, через этот зал придётся пройти дважды. В том случае, когда работы Рембрандта показывают на выходе, контраст будет ярче и впечатление окажется сильнее. Получается так, что вы показываете огромные картины фламандских художников, а потом заходите в зал № 11 с небольшими и тёмными картинами голландских мастеров в скромных рамах. Поэтому, целесообразно пройти сразу в зал , а на возврате показать .

Всё голландское искусство того времени связано с протестантским сознанием XVII века. Художники изображали горожан, бюргеров, даже ремесленников, купцов, у которых скромные, но уютные жилища и которые украшают свои дома такими же небольшими, скромными картинами. В Голландии в это время полотна создаются отнюдь не по заказу церкви или аристократии, как во Фландрии. Это совсем другой социальный заказ. И картины совершенно иные. В будние дни такие картины закрывали шторками, чтобы их не засиживали мухи, не садилась пыль. Когда наступал праздник, приходили гости или просто хотелось посмотреть на картину, шторки открывали, а потом, непременно, закрывали вновь. Поэтому художники писали очень маленькие, уютные картины. Не случайно живописцев, создававших такие образы, называют .

Есть разные версии происхождения этого термина в искусстве и все они отчасти верны. С одной стороны, эти художники менее известны, чем Франс Халс и Рембрандт – великие голландцы, то есть все остальные – малые по сравнению с ними. С другой стороны, эти камерные работы отличаются малым форматом, скромным сюжетом, бытовыми образами, всегда взятыми из жизни. То есть малые – не великие, малые – по малому размеру полотен, малые – потому что сюжет картин был не героический, а бытовой, камерный.

Натюрморты. Искусство Голландии XVII века

Очень популярны были натюрморты. Картины голландских мастеров невероятно живоподобны. Голландская живопись XVII века – это уже начало реализма в живописи. Натюрморты удивительно реальны, но они гораздо скромнее, естественнее, чем у фламандцев. “Малые голландцы” пишут не изобилие даров моря или плодов земли, а так называемые «завтраки», изображающие несколько скромных, будто даже забытых вещей. Не случайно на их картинах удивительное ощущение тихой жизни предметов. По-голландски это «стил ливен», натюрморт – это французское название. В северно-европейских языках это название переводится не как мёртвая природа, а как тихая жизнь.

Питер Клас “Завтрак” Геррит Виллемс Хеда “Ветчина и серебряная посуда”

Пейзажи. Искусство Голландии XVII века

В нижнем ряду мы видим пейзажи и опять же они не огромные и монументальные, а маленькие, которые изображают реальные задворки какой-то голландской деревни. В коллекции представлена работа Яна Йозефса ван Гойена “Вид реки Ваал у Неймегена”.

Ян Йозефс ван Гойен “Вид реки Ваал у Неймегена”

Крепость Неймеген сыграла очень большую роль в национально-освободительной борьбе. Но мы видим не город-герой, а маленькую крепость на берегу реки. Главными героями здесь становятся коровы, которые пришли на берег реки напиться воды и рыбаки, тянущие сети.

Наше внимание привлекает бочка, плывущая по реке. Это тихий, мирный, уютный мир, мир привычный, мир, который мастера видели ежедневно, мир повседневной обыденности. Но гениальность голландских живописцев XVII века заключается в том, что они сумели за этой обыденностью увидеть красоту. Для этого не надо идти на край света, и искать эффектные горы и закаты, а нужно просто выглянуть в окно и сказать: «Ох, как красиво!» и передать это на своём полотне.

Голландцы также стали одними из основоположников бытового жанра. Собственно, окончательное разделение живописи на жанры произошло в Голландии в XVII веке, где был очень популярен именно бытовой жанр.
Картин бытового жанра у нас достаточно много, следует обратить внимание на три вещи.

Бытовой жанр. Искусство Голландии XVII века

Одна из картин – «Крестьянская свадьба» Яна Стена. Сюжет этой картины очень интересен.

Ян Хавикс Стен “Крестьянская свадьба”

Видно, что все гости жениха и невесты как-то очень странно смеются, а мальчик с ехидной улыбкой показывает на живот невесты. Немолодому солидному жениху подсунули молодую, но беременную невесту. Он ещё об этом не знает и здесь его, блудливо посмеиваясь, зовут в супружескую спальню. Это правая часть композиции. В левой части изображено, как девушка беседует со священником, мать кормит дитя, девочка играет с собачкой. Собачка – символ верности. С одной стороны показано, как делать не нужно, а с другой стороны – как должно поступать, на картине ясно приведён пример дурного и хорошего поведения.

Бытовой жанр. Нравоучения.

Голландская живопись XVII века была невероятно нравоучительной. И то, что нам иногда кажется почти развратной сценой, на самом деле является примером того, как не следует вести себя или, наоборот, указанием на то, как делать нужно. Например, в картине Терборха изображён бокал вина. Мы видим девушку, которую юноша угощает вином и она уже готова это вино выпить. На самом деле вино – это символ распущенности, а в данном случае – это символ свободной любви. Если мужчина предлагает девушке бокал вина, а она этот бокал вина принимает, то, очевидно, что она примет и все прочие его предложения.
Герард Герардс Терборх “Сцена в кабачке”

Более сдержанная сцена – это сцена с попугаем. На самом деле попугай – это символ праздности и глупости. Здесь девушка, вместо того, чтобы заниматься шитьём, подумывает о другом, не столь целомудренном занятии. Мы видим, что она закрыла свою шкатулку для рукоделия, а попугая выпустила из клетки, то есть она выпустила из клетки свою праздность и глупость.
Габриэл Метсю “Девушка за работой”

Больной старик. Искусство Голландии XVII века

И, наконец, сцена в углу, картина – «Больной старик». В советские времена здесь лили слёзы, оплакивая грустную старость этого старика, которому молодая дочь суёт сухие кости вместо еды.

На самом деле, здесь совершенно иной сюжет. Дело происходит в публичном доме, куда пришёл этот старик. Сводня, написанная в центре, предлагает ему молодую девушку. Девушка ему отвечает: «Пожалуйста, всё за ваши деньги». В руке у старика кошелёк с деньгами. Однако сухие кости как бы говорят, что старый сластолюбец уже сам, как высохшая кость, и его затея не стоит выеденного яйца. Это подчёркивают разбросанные по полу пустые выеденные скорлупки.

А на заднем плане полотна изображена прямо противоположная картина. Там видны молодые мужчины и женщины, у которых в тарелке-сетке лежат целые яйца. Здесь речь идёт о том, что торговля идёт полным ходом и всё будет успешно.

Немаловажно и то, что все свечи и лампы погасли, а на стене висит картина. Если на голландском полотне изображается ещё одна картина, то она служит неким ключом к толкованию сюжета. Картина на стене изображает ветхозаветный сюжет «Сусанна и старцы».
Ян Хавикс Стен “Больной старик”

История повествует о том, как старики домогались Сусанны, а когда девушка им отказала, то они попытались её оклеветать, сказав, что это она их соблазняла. В религиозном иудейском государстве Сусанну за это полагалось побить камнями. Но мудрый судья догадался допросить стариков по отдельности и оказалось, что в деталях их показания не совпадают. Тогда он понял, что старики обманывают суд и их наказали. В данном случае, это прямое указание на то, что за своё недостойное поведение этот старик тоже будет наказан и, судя по всему, скоро, потому что погасшие светильники в голландской живописи означают смерть.