Вопросы психологии        30.07.2020   

Культурное и философское наследие европейского средневековья. Культура средневековой европы

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья.

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы - на севере Испании, осготы - на Севере Италии, англосаксы - в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V - X вв.) ,

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

Тема: Культура европейского Средневековья


1. Культура Византии

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) - Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) - происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х-ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. - вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

2. Особенности развития культуры эпохи Средневековья

Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители ("третье сословие", народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на "тех, кто работает" и "тех, кто воюет". Средневековье - это эпоха многочисленных войн. Только "крестовых походов" (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.

Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь "обмирщаясь", а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Августином "Блаженным" (354-430) в его работе "О граде Божьем" (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин выдвинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом(1285-1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя "классическими" факультетами: искусств, теологии, права и медицины.

В позднее Средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, разработка новых конструкций подъемников для строительства храмов, появление первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь общества; художественная литература приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талантливые произведения как французская поэма "Песнь о Роланде" и немецкая - "Песнь о Нибелунгах". Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265- 1321) в "Божественной комедии". В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль.

Средневековая культура позднего периода выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры.

3. Художественная культура Средневековья

Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе и т. д. Все перечисленные представления средневековой эпохи были сформированы христианским вероучением и христианской церковью. Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство.

Само оживление культурной жизни первоначально выразилось в том, что, начиная с Х века, в западноевропейской художественной культуре утверждаются новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности. В Х веке художественная культура Средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского. Стиль "в манере римлян" подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположенный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подготовке к набегам. Средневековая Европа поэтому была покрыта замками. Один из самых величественных и мощных замков – замок Пьерфон к северу от Парижа (Франция).

Храмовая архитектура Средневековья также отражала особенности своего времени. Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библейского начала, а из всех человеческих чувств, предпочтение отдавалось страданию, ибо, по учению церкви, - это очищающий душу огонь. С необычайной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий.

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны русским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты.

В начале XII века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экспрессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим название готического.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Религия при этом постепенно утрачивает свои господствующие позиции.

Этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был отмечен рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Грандиозность и легкость готических соборов создавала иллюзию оторванности от земли, что достигалось через особое строение готического свода.

Изменился по сравнению с романской эпохой наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.

Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь - к небу, к Богу. Но готический храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть система противодействующих сил и конечный результат их борьбы – Вознесение. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.

Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Как полагает большинство исследователей Средневековья, одним из самых высоких достижений культуры стал расцвет рыцарской культуры.

В период развитого Средневековья понятие "рыцарь" стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рыцарская система ценностей, возникшая на основе реальной политической, бытовой, духовной жизни этого сословия, была уже вполне светской. Сложились образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. В кодексе рыцарской чести этика воинственности, силы и мужества переплетались с нравственными ценностями христианства и средневековым идеалом красоты. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью, но все же он сыграл огромную роль в западноевропейской художественной культуре.

Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литература, которая нашла свое проявление в виде двух литературных жанров – рыцарского романа и рыцарской поэзии.

Первые рыцарские романы появились в Англии после завоевания ее норманнскими феодалами в 1066 г. Основой романов стал любовно-приключенческий сюжет о подвигах короля Артура и рыцарей круглого стола, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главный герой романов король бриттов Артур и его рыцари Ланселот, Персеваль, Пальмерин и Амадис – были воплощением рыцарских добродетелей.

Наиболее известным и популярным произведением в жанре рыцарского романа стала "Повесть о Тристане и Изольде", в основу которой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Тристана и королевы Изольды. Популярность этого романа объяснялась как раз тем, что центральное место в нем отводилось земной чувственной любви с ее переживаниями.

Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс, где сложился очаг светской культуры в феодальной Западной Европе. В провансальском городке Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров (сочинителей), которая возникла при дворах знатных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ прекрасной дамы, прославлялись интимные чувства.

Поэзия трубадуров имела много разнообразных жанров: любовные песни, лирические песни, политические песни, песни, выражавшие скорбь по поводу смерти сеньора или близкого человека, плясовые песни и т.д. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров (певцов любви), в Италии – гистрионов (певцов нового сладостного стиля), в Англии – менестрелей. Рыцарская поэзия способствовала повсеместному распространению куртуазных форм культуры в Западной Европе.

Появление рыцарской поэзии было ответом на запросы свободной и независимой от церкви феодальной аристократии. Рыцарская поэзия сумела впитать в себя гармонию телесного и духовного.

В XII – XIII вв. в городах Западной Европы стала развиваться латинская поэзия бродячих студентов – вагантов (от лат. бродить). Поэзия вагантов, студентов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей пороки церкви и духовенства, воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в то время вся Европа. Расцвет поэзии вагантов связан с интенсивным развитием школьного и университетского образования, поэтому ее создателями и носителями стали студенты.

Фольклор, одно из слагаемых средневековой художественной культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. На рубеже XI – XII вв. в средневековой культуре получила развитие письменная литература. Тогда впервые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. В них воспевались подвиги героев, важнейшие реальные события, повлиявшие на судьбу того или иного народа. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является "Песнь о Роланде". В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея "Песнь о нибелунгах", которая явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы. В поэме подробно обрисованы придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также даны во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценные одеяния, сочетающие красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру.

Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, скульптуры, книжной миниатюры, витражного искусства. Величайшую художественную ценность представляют произведения средневековой литературы – рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и героический эпос. Таким образом, несмотря на то, что культура Средневековья была неоднозначной, противоречивой и многоликой, она безусловно является важной ступенью развития мировой культуры.

4. Русская культура эпохи Средневековья

Начальный период русской и украинской культуры своими истоками уходит в глубь веков, когда наши предкивосточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие. Его хронологические рамки размыты: нижняя грань может датироваться серединой II тыс. до н. э. – серединой I тыс. до н. э., а верхняя – либо 862 г., дата начала государства, либо 988 г. – год крещения Руси.

Следующий период – время утверждения христианства, оформления на Руси традиционного общества и централизованного государства. Его хронологические рамки совпадают с эпохой правления династии Рюриков (862-1528). Это был период складывания и господства феодальных отношений, оформления культуры. Его принято в свою очередь подразделять на Древность – эпоху Киевской Руси (середина IX - начало XII вв.) и Средневековье – время феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (XII – XIII вв.), период собирания земель вокруг Москвы, свержение иноземного ига и оформление централизованного государства – Московской Руси (XIV-XVI вв.).

В XIV в. Русь начинает постепенно выходить из-под золотоордынского ига. Одержанная в 1380 г. на Куликовом поле победа вызвала громадный творческий подъем в стране. К концу XV в. завершается объединение русских земель под началом Москвы, оформляется мощное централизованное государство, переставшее платить дань Золотой Орде. В области культуры эту эпоху с полным основанием можно назвать Русским Возрождением, оно опиралось на владимиро-суздальские историко-культурные традиции. Для духовной культуры Руси XIV – XV вв. был характерен особый интерес к человеку, ценностям его внутренней жизни, индивидуальным переживаниям. Это типичная ренессансная культурная тенденция, которая проявлялась в распространении исихазма. Центром его становится Троице-Сергиева лавра (основан монастырь в 1345 г. Сергием Радонежским). Широкое строительство обителей и храмов, посвященных Троице, началось во второй половине XIV в. и было неразрывно связано с именем отца Сергия. За полтора столетия средняя и северная Русь покрылись густой сетью монастырей, основанных воспитанниками и друзьями преподобного Сергия (Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, Кириллов и Ферапонтов монастыри на Белом озере и др.)

В литературе преобладает патриотическая тематика ("Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"). О жизни великих подвижников писал Епифаний Премудрый ("Житие Сергия Радонежского"). В конце XV в. появилось одно из первых светских описаний хождения тверского купца Афанасия Никитина в Индию – „Хождение за три моря".

Творчество изографов Феофана Грека (1340-1405), Андрея Рублева (ок. 1360-1430) и Дионисия (1440-1503) можно рассматривать как этапы в рамках Русского Возрождения. Каждый из них по-своему отражал исихастский идеал в искусстве. Исихазм в русском изобразительном искусстве проявлялся в интересе к совершенному человеку, стремящемуся открыть в себе полноту божественного бытия, победить страсти и достичь высот безмолвия.

Кисти Ф. Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице (1387), некоторые из икон иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Работы А. Рублева - росписи и иконы старого Благовещенского собора Московского Кремля, фреска "Страшного суда" Успенского собора во Владимире, иконостас со знаменитой иконой "Троица". Традиции Рублева продолжил Дионисий. Им созданы фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере. Его кисти принадлежат знаменитые иконы "Богоматерь Путеводительница", "Спас в Силах", "Воскресение Христа".

Возрожденческая традиция ярко проявила себя в гуманизации архитектурного образа, человеческой масштабности и пирамидальности храмовых композиций. С ренессансным характером восприятия связано использование в соборе антропоморфной скульптуры, а также такая организация внутреннего пространства, которая позволяла свету равномерно проникать внутрь храмов (Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, звенигородский Успенский собор на городке, церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице в Новгороде).

В XV в. московское зодчество испытало сильное влияние итальянской возрожденческой традиции. По приглашению Ивана III в Москву прибыли итальянские мастера Пьетро Солари, Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марк Фрязин. Вместе с русскими мастерами они преобразили Московский Кремль, где были возведены Успенский кафедральный собор, Архангельский собор – усыпальница государей московских, Новый Благовещенский собор – домовая церковь русских царей и Грановитая палата для торжественного приема иностранных послов и делегаций.

В XVI в. завершился процесс эмансипации Русской Православной Церкви от Византии. После падения Константинополя выбор митрополита стал прерогативой московских князей.

Также важнейшим новшеством этого века стало книгопечатание. В 1564 г. дьяк Иван Федоров с помощником Петром Мстиславцем напечатали в Москве первую русскую датированную книгу "Апостол". Это время расцвета русской народной баллады ("Дмитровская суббота"). Среди произведений, созданных в этот период, можно выделить "Домострой" протопопа Сильвестра и "Четьи-Минеи", собиравшиеся под руководством митрополита Макария.

В XVI в. было положено начало новому стилю в архитектуре – шатровому зодчеству. При его создании русские мастера использовали национальные традиции деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Самые первые опыты дали непревзойденные шедевры: церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Вознесения Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Покровский собор на Рву (более известный как Храм Василия Блаженного).

На исходе столетия родился новый архитектурный стиль – годуновский, по имени царя Бориса Годунова. Это старый тип пятиглавого купольного храма-куба, изобилующий декоративными украшениями, особенно кокошниками, причудливыми композициями галерей, арочных пространств, приделов, необычными формами колоколен. Яркими образцами годуновского зодчества являются: храм Преображения со звонницей в подмосковной усадьбе Годунова в Больших Вяземах, храм Донской Божьей Матери в московском Донском монастыре и собор Покровского царского женского монастыря в Суздале.

XVI в. – время расцвета прикладного искусства, особенно золотого и серебряного дела. Лучшие его образцы хранятся в Кремле, в Оружейной палате. Среди них: серебряный ковш царя Бориса, Евангелие 1571 г. в золотом окладе с эмалью и драгоценными камнями, кольчуга Ермака (весом 12 кг), шапка Мономаха и Казанская шапка Ивана Грозного.

В музыкальном искусстве, как в зодчестве и иконописи, шло интенсивное создание единого русского стиля. Аналогичные процессы происходили и в самом русском языке. На основе переплетения областных русских говоров складывается новый среднерусский стиль речи, мягкий и певучий.

Русская песня повлияла на церковное пение. Возникают новые, путевой и демественный распевы, для которых характерны сложная ритмика и многоголосие. В Москве созданы два профессиональных хоровых коллектива – хор государственных певчих дьяков и хор патриарших певчих дьяков. Наряду с этим, при дворе царя видную роль продолжали играть скоморохи.

Таким образом, культурное развитие Руси в эпоху Средневековья определялось общими для всех европейских народов факторами. Это было время оформления национальных государств, языковый и этнической консолидации, рождения единых стилей в искусстве. Если сравнивать Россию с Европой на стадии Средневековья, то заметно хронологическое отставание в развертывании некоторых общемировых процессов в области культуры. Задержка была вызвана временным культурным упадком в результате татаро-монгольского нашествия на Русь.


5. Список литературы

1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.

2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.

3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.

4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.

5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.

6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.

Читайте также:
  1. Вопрос №16. Архитектура эпохи Возрождения. Теоретическое наследие, здания и архитектурные ансамбли.
  2. Вопрос №26. Архитектура Индии и других стран Юго-Восточной Азии периода средневековья. Особенности строительных приемов, памятники архитектуры.
  3. Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие 779
  4. Городская культура Казахстана. Историко-культурное значение Великого Шелкового пути.
  5. Жизнь и литературное наследие Абая (Ибрагима) Кунанбаева как отражение истории казахского народа начала 20 в.
  6. Индустриальная цивилизация как явление мирового цивилизационного процесса: её развитие, расцвет, закат. Основные черты и наследие индустриального общества.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 часов)

Тема урока Колич. часов Тип урока, форма Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Дом. задание Дата проведения
план. факт.
Введение Вводный. Урок изучения нового Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Вопросы Введение
Раздел I. Раннее средневековье
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв.
Древние германцы и Римская империя Комбинированный Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Задания с кратким ответом §1
Королевство франков и христианская церковь Комбинированный Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. Вопросы § 2
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Комбинированный Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. Вопросы. Составление схемы. § 3
Западная Европа в IX – XI вв. Комбинированный Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; Задания с кратким ответом § 4-5
Образование славянских государств Комбинированный Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). Задания с кратким ответом. Таблица. § 8
Урок обобщения Западная и Центральная Европа в V- XI вв. Анализ, сравнение, оценки. тест -
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.
Византия при Юстиниане Комбинированный Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). Вопросы. § 6
Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат. Комбинированный Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства. Задания с развёрнутым ответом. § 9
Тема 3. Культура Раннего Средневековья
10-11 Культура Раннего Средневековья Комбинированный Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Задания с кратким ответом § 5, 7, 10
Обобщающий урок по разделу I «Раннее средневековье » Урок обобщения Повторить пути установления феодального строя. Обобщить признаки феодального строя в Византии, в в странах Арабского Халифата, в Западной и Центральной Европе. Контрольная работа
Раздел II. Расцвет Средневековья
Тема 4. Средневековое европейское общество
Крестьяне и феодалы Комбинированный Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). Задания с кратким ответом § 11-12
14-15 Средневековый город в Западной и Центральной Европе Комбинированный Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). Задания с развёрнутым ответом. Тест.
Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв.
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. Комбинированный Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. Таблица. § 15-16
Объединение Франции и Англии Комбинированный Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. Задания с кратким ответом. Схема. § 17-18
Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания Комбинированный Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Наносить на контурную карту ход боевых действий. Вопросы. Таблица § 19-20
Усиление королевской власти во Франции и Англии. Комбинированный Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. Таблица, тест. § 21
20-21 Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии Комбинированный Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Работать с контурной картой. Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). Задания с кратким ответом. § 22-25
22-23 Культура Западной Европы в XI – XV вв. Комбинированный Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. Задания с кратким ответом. § 27-30
Повторительно-обобщающий урок Урок обобщения Средневековое европейское общество. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. Анализ, сравнение, оценки. тест
Тема 6. Восток, Африка и Америка в средние века
Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века. Комбинированный Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). культуры стран. Составлять описание достижений Сравнивать особенности развития Китая и Индии выявлять особенности развития стран. Задания с кратким ответом. § 26, 31, 32
Народы Америки и Африки в средние века Комбинированный Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. Задания с кратким ответом. § 33-34
Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья» Урок обобщения Основные изменения в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья. Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отве­чать на вопросы, выделять главное, использовать ра­нее изученный материал для решения познаватель­ных задач Контрольная работа
Итоговый урок по истории средних веков. Урок обобщения Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. Представление творческих работ. Заключение


Культура европейского средневековья охватывает период с IV века по XIII века. Началом ее принято считать правление Константина Великого (306–337), при котором христианство превратилось в официальную религию и стало культурообразующим фактором, основанием новой культуры. Христианство выступало как учение оппозиционное античному миру. Спор между языческой культурой и духом христианства продолжался весь средневековый период. Это были два противоположных строя мысли, два мировосприятия. Вместе с тем, христианство, решая задачи мировоззренческого и догматического оформления, не могло не обратиться к античному наследию, прежде всего, философии Платона и Аристотеля. Есть еще одна составляющая средневековой культуры Европы – культура «варварских» народов, христианизация которых происходила позже. Мифология, сказания, героический эпос, декоративно-прикладное искусство этих народов также вошли в систему образов европейской культуры. Европейская цивилизация, в конечном счете, складывается на основе античных образцов, христианских ценностей и «варварский» культуры. С самого начала европейская христианская культура включала в себя две части: латино-кельтско-германский запад и сирийско-греко-коптский восток, а их центрами были соответственно Рим и Константинополь.

Христианство выступило как религия нового типа. Воспринимая идею единого Бога из иудаизма, христианство доводит идею личностного понимания Абсолюта до состояния, которое выражается в двух центральных догматах: Триединство и Воплощение. Основные догматы христианства оформляются в IV–V веках на Никейском (325 г.), Константинопольском (381 г.) и Халкидонском (451 г.) соборах, где особое внимание уделялось проблеме Троицы и христологической проблеме. В результате этих дискуссий утвердился Символ веры, содержащий основные положения христианского вероучения.

Христианство обращено ко всем людям и народам. Оно впервые было вероисповедным единством людей: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26-28). Христианство упростило и гуманизировало культ, исключив практику жертвоприношений. Христианство отказалось от жесткой регламентации поведения людей и оставляло место для свободы выбора, но взамен появляется идея личной ответственности человека за свои поступки.

Жизнь человека получила новый смысл и направленность. Противопоставляется жизнь «по духу» и «по плоти», утверждается идеал духовного возвышения. Христианский человек активно участвует во вселенской битве добра и зла. Более строгими становятся и требования к нравственной жизни: оценке отныне подлежат не только поступки, но и мысли человека. Этому вопросу уделяется серьезное внимание в Нагорной проповеди Христа (Мф. 5. 27-28). Христианство открывает сложность внутреннего мира человека, его личность. Христианство осуждает насилие, провозглашает ценность духовной любви. Человек научился делать из себя то, чем он не был раньше. Он – венец творения, со-творец Богу, его образ и подобие. Актом социализации в новой культуре становится крещение, иными словами человек из существа «природного», Homo naturalis превращается в Homo christianus.


Изменился и сам образ божества. В христианстве Бог – абсолютная духовная сущность, которая творит мир и управляет им. Но главное – он представляет собой нравственный образец. Вочеловечение Бога свидетельствует о его сострадании и любви к людям. Чрезвычайно важным в христианстве становится понятие благодати – возможности спасения каждого человека и помощи Бога в этом спасении.

Существенные изменения претерпела картина мира средневекового человека. В основе ее лежит теоцентризм - представление о единствемироздания, центром которого является Бог. Идея Бога выступает основной регулятивной идеей, сквозь призму ее рассматриваются все аспекты человеческого существования, социальности, само существование мира его пространственно-временного развертывание. Теоцентризм обусловливает целостность средневекового миросозерцания, недифференцированность отдельных его сфер. Единство тварного мира выражается в соотнесении микрокосма – человека и макрокосма – Вселенной.

Восприятие пространства и времени (хронотоп ) является очень важной характеристикой культуры и существенно варьируется в различных культурах. В мифологической культуре восприятие времени было циклическим. Время в античности – постоянно возобновляемое циклическое время, вечный круговорот, оно и несет новое и постоянно схожее. Переход от язычества к христианству меняет всю структуру временных представлений . В ее основе лежит разделение, и даже противопоставление времени и вечности. Вечность – атрибут Бога. А время – принадлежит ли оно человеку? В христианстве время – характеристика тварного мира, но его течение целиком зависит от воли Творца. Оно обладает следующими характеристиками: линейность, необратимость, конечность, направленность. Время отделяется от вечности, оно имеет начало и конец (сотворение мира и Страшный суд). Время структурировано – история делится на события до рождества Христова и после рождества. Внутри этого важнейшего деления времен выделяются отрезки, связанные с событиями библейской истории. Эта схема исторического параллелизма разрабатывалась в трудах Августина, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Гонория Августодунского. Главной точкой человеческой истории становится воплощение Господне. Время и вечность являются соответственно атрибутами Града земного и Града Божьего. Исторические факты наделяются в связи с этим религиозным значением, а смысл истории выступает в обнаружении Бога. Христианская история приобрела свою классическую форму во 2-ой половине XII века – в труде Петра Коместора «Схоластическая история».

Для средневековой культуры характерно пессимистическое восприятие времени. Уже в первоначальном христианстве развивается эсхатологизм , ощущение конца времен и ожидание скорого второго пришествия Христа и Страшного суда. Страшный суд рисуется как конец времени астрономического («И небо скрылось, свившись как свиток…») и времени исторического. В Откровении называются четыре зверя, заключенных в круг – они символизируют четыре уже свершившихся земных царства и означают конец земной истории, земного времени. В Средневековье можно обнаружить немало текстов, в которых воспеваются «былые» времена, а современность рассматривается как упадок.

Вместе с тем, средневекового человека интересует все, что связано с категорией времени. Любимым чтением становятся хроники, жития святых. Для знатных сеньоров и рыцарей важной была длина родословной, история родов и династий, древность геральдической символики.

В конце средневековой эпохи европейской истории было сделано одно из самых замечательных изобретений европейской цивилизации – механические часы (XIII век). Они означали совершенно новый способ понимания бытия человека во времени, характерный для перехода от аграрной цивилизации к городской культуре.

Механические часы наглядно демонстрировали, что время обладает собственным ритмом, протяженностью, не зависящей от его религиозных или антропоморфных смыслов. Время было осознано как огромная ценность.

Категории пространства претерпели при переходе к средневековью не менее значительное изменение. Как и в восприятии времени, основой пространственной модели в Средневековье является библейская картина мира. Средневековье восприняло античную традицию делить землю на три части – Европу, Азию, Африку, но отождествило каждую с определенным библейским пространством. Основополагающим становится деление обитаемого мира на две части – мир христианский и нехристианский. Постепенно расширялись границы христианского мира, однако в средние века христианство оставалось по преимуществу европейским явлением. Замкнутый на земле, христианский мир открывался вверх. Основная пространственная структура – верх–низ, Небо–земля – приобретает смысл восхождения от греха в святости, от погибели к спасению. Пространство приобретает иерархическую структуру, а его доминантой становится вертикаль. Подлинной, высшей реальностью обладал не мир явлений, а мир божественных сущностей, что нашло воплощение в преобладании плоскостных изображений, либо в приеме обратной перспективы. Обратная перспектива служила средством изображения не реального, но символического.

Воплощением системы христианских ценностей становится пространство храма. «Символом вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем подобной космическому порядку; обозрение его внутреннего плана, купола алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира, Каждая его деталь, как и планировка в целом, была исполнена символического смысла. Молящийся в храме созерцал красоту божественного творения». Все пространство храма глубоко символично: числовая символика, геометрическая, ориентация храма по сторонам света и т. п. Динамизм внутреннего пространства храма включает в себя два основных аспекта – вход и выход, восхождение и спуск. Вход и двери обладают своим смыслом. Чередование открытости и закрытости врат также имеет глубокое значение и выражает ритм Универсума. Арки перспективного портала зрительно напоминают радугу – знак завета между Богом и людьми. Круглая розетта над порталом символизирует Небо, Христа, Деву Марию, центрического храма и образ Горнего Иерусалима. В плане христианский храм имеет форму креста, древнего символа, который в христианстве приобретает новый смысл – распятия как искупительной жертвы и победы над смертью.

Все эти пространственные смыслы объединяются одним главным назначением – служить дорогой к Богу. Понятия пути, странствия весьма характерно для средневековой культуры. Человек средневековья – странник, ищущий царства Божия. Движение это и реально и умозрительно. Оно реализуется в паломничестве, крестном ходе. Пространство средневекового города с его длинными, извилистыми и узкими улочками приспособлено к религиозной процессии, шествию.

В пространстве готического собора особую роль приобретает свет. Свет (claritas) – чрезвычайно значимая категория средневековой культуры. Различается свет физического мира и свет сознания. Свет – символ Бога, знак его присутствия в этом мире, самая высшая и чистая сущность, поэтому он соотносится с понятиями красоты, совершенства, блага. Такой свет воспринимается не глазами, а посредством интеллектуального видения.

Следует иметь в виду дуализм средневекового мышления, ощущение двух планов бытия – реального и духовного. Существованию двух градов – земного и небесного – посвящен один из основных трудов Августина «О граде Божьем». Любой феномен средневековой культуры обладал символическим значением, обрастал многими смыслами, точнее четырьмя основными смыслами: историческим или фактическим, аллегорическим, нравоучительным и возвышенным.

Стремление к победе духа над телом породило такой феномен как монашество (от греч. Monachos – одинокий, отшельник). Стремление к высшей форме служению Богу соединялось с отречением от мира, особенно после того, как христианство начинает встраиваться в существующий мир, устанавливать связи со светской властью, которую прежде отвергала. Монашество зарождается в Египте, Палестине, Сирии, затем уже приходит в Западную Европу. Сложились два типа монашеской организации: особножитный (отшельнический) и киновитный (монашеская община). Оформление идеологии монашества связано с именем Феодора Студита. Монашество не оставалось неизменным, менялись его принципы, цели, устав. Устав и принципы монашеской жизни в различных вариантах были разработаны Василием Великим, Бенедиктом Нурсийским, Флавием Кассиодором, Домиником, Франциском Ассизским. Постепенно монастыри становятся крупными культурными центрами, включая в свою структуру библиотеки, книжные мастерские, школы.

В поздней средневековой европейской культуре необходимо отметить такую ее важную черту, как зарождение и развитие срединных форм культуры. Раннее христианство жестко противопоставляло святость и греховность, рожденное от Духа и рожденное от плоти. Появление идеи Чистилища означало сглаживание противоположностей и признание мирского служения Богу наряду с монашеской аскезой, т.е. вариативность приемлемых форм христианского поведения. Культура христианского средневековья, будучи целостной в своих универсалиях, расслаивается. Она включает в себя рыцарскую, ученую и народную культуру. В позднем средневековье оформляется как самостоятельный пласт культура бюргеров – горожан. Особую роль в культуре средневековья с развитием феодальных институтов начинают играть отношения вассалитета и корпоративные связи. Корпорации формируют стандарты мироотношения и поведения человека, систему ценностей и структуру сознания.

Еще одно социально-культурное различие людей средневековой эпохи было связано с отношением к учености. Народная культура – культура простецов, «illiterari», культура «безмолвствующего большинства» (по определению А.Я. Гуревича), включала в себя много мифологических элементов. Учеными языками средневековья были латынь и греческий – развитые литературные языки, изумительные инструменты мышления.

До X–XIII веков овладение грамотой в Европе было далеко не частым явлением, даже сомнительным с точки зрения христианства. К XIII веку ученые люди стали обычным делом, началось даже перепроизводство людей умственного труда, из которых формировалась ученое вагантство.

Была в средневековье одна проблема, волновавшая любого человека, независимо от его сословия и рода деятельности – мысль о смерти и посмертной судьбе. Она оставляла человека один на один с Богом, обнаруживала индивидуальность его судьбы. Именно эта мысль порождала высокий эмоциональный уровень средневековой культуры, ее страстность. Чтобы облегчить это бремя, человек смеется. Смеховая, карнавальная культура является второй, оборотной, но необходимой стороной средневековой культуры.

Средневековая культура проговаривала себя языком не только религиозных символов, но и художественных образов, причем грань между ними была весьма тонкой. Художественными языками средневековья были романский и готический стили. Массивные романские сооружения выражали суровую силу духовного мира людей. Готика начинает развиваться в XIII веке, в ней нарастает декоративность и эстетизм, появляются элементы городской, светской культуры.

Средневековая культура содержит в себе много парадоксов: ее целостность сочетается с дифференциацией различных пластов культуры, в ней соединяются свобода и зависимость, благочестие и колдовство, прославление учености и ее осуждение, страх и смех. Она прошла несколько этапов развития, изменилась в своих формах и сохранила неизменным свой дух. Непосредственность отношения к жизни, органическое ее переживание – таково было мироощущение человека в этой культуре, человека, сохраняющего свою целостность, неразорванность своего сознания, полноту бытия.

Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.

Роль церкви в средневековой культуре

Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.

Культура средневековья. Кратко о литературе

В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.

Наука средневековья

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.

Архитектура

Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.