Диеты        31.10.2020   

Искусство как способ познания мира презентация. Изобразительное искусство – средство познания себя и мира

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в. В XVI – XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Бате в XVIII в., определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее.

В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах:

1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений, например, «военное искусство»;

2) мастерство, искусность в каком-либо деле, например, «искусство ведения переговоров»;

3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.

Именно в третьем значении это слово является понятием философии и эстетики.

Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Одной из функций искусства является познавательная функция. Из художественных произведений можно многое узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов.

Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей к настоящему времени реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47.

Художественное произведение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи А. Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени. А. Блок в 1904 г., за год до этой эйнштейновской статьи, написал такие строки:

Нам казалось, мы кратко блуждали.

Нет, мы прожили долгие жизни …

Возвратились – и нас не узнали,

И не встретили в милой Отчизне.

И никто не спросил о Планете,

Где мы близились к юности вечной …

Нетрудно заметить, что тут описывается эффект замедления времени, возникающий, согласно теории относительности, при движении со скоростью, близкой к скорости света («парадокс близнецов»).

В 1920-х гг. И. Эренбург в романе «Хулио Хуренито» выводит героя, который с помощью радия и лучей находит «средство, которое замечательно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества»: за один час можно будет убить 50 тысяч человек. Подобное средство – атомная бомба – появилось в 1945 г.

Но ведь скоро и устройство Луны

Мы рассмотрим и с другой стороны.

А в 1959 г. с аппарата, совершившего облет Луны, обратная сторона ее была сфотографирована. Мартынову пришлось в последующих изданиях переделать текст:

Но ведь, впрочем, и устройство Луны

Мы узнали и с другой стороны.

Слайд 1

МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. 1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением. 2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. 3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.

Слайд 3

До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Слайд 4

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф. Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях. В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.

Слайд 5

В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 6

Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»

Слайд 7

Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.

Слайд 8

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 9

Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра

Слайд 10

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей

Слайд 11

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут

Слайд 12

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 13

Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей

Слайд 14

Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 15

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна

Слайд 16

Исследования мифов в XX веке Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).

Слайд 17

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»

Слайд 18

3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями: мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте

Слайд 19

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»; Способом формирования практического знания являлось ученичество; Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»; Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

Слайд 20

Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо. Какие труды, такие и плоды. Весна год кормит. Время лечит. Где кто родился, там тот и сгодился. Не красна изба углами, а крана пирогами. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Слайд 21

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Слайд 22

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали: Помогает ориентироваться в окружающей среде Указывает способ направление и способ действия Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 23

Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО

Слайд 24

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО

Слайд 25

ИСКУССТВО

Слайд 26

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ

Слайд 27

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем. … В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

искусство

Искусство и его виды. Особенности искусства как формы (способа) познания мира. Функции искусства.

Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Искусство как особую сферу деятельности (сущность и формы прекрасного в художественном творчестве) изучает эстетика (греч. а sthetikos – чувствующий, чувственный). Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Выделяют следующие виды искусства: архитектуру, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и дизайн, художественную фотографию), литературу, музыку, театр, цирк, балет, киноискусство, эстраду.

Виды искусства Виды искусства Характеристика Архитектура (зодчество) Система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни человека. Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создаёт их. Живопись Отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета. В живописи различают жанры: а) портрет (изображение человека или группы людей); б) натюрморт (изображение вещей); в) пейзаж (изображение природы); г) бытовой жанр (изображение повседневной жизни); д) анималистический жанр (изображение животных); е) исторический жанр (изображение исторических событий и деятелей) и т.д.

Виды искусства Виды искусства Характеристика Произведения скульптуры имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве. Различают скульптуру станковую (небольшая скульптура для украшения помещений), декоративную (средних размеров) и монументальную (больших и огромных размеров). Скульптура Искусство создания техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и достоверно передающего момент действительности в статичном изображении Фото-искусство

Виды искусства Виды искусства Характеристика Непосредственно связано с бытовыми нуждами людей. Произведения выполняются из дерева, глины, камня, стекла, ткани, бумаг и т.п. Декоративно-прикладное искусство, дизайн Литература Отражение действительности в словесно-письменных образах Музыка Отражение действительности в звуковых образах. Музыка бывает вокальной (предназначена для пения) и инструментальной (предназначена только для исполнения на инструментах)

Виды искусства Виды искусства Характеристика Театр Отражение действительности с помощью сценического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой Цирк Искусство акробатики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, иллюзии, клоунады, конной езды, дрессировки животных и т.п. Кино Произведения создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий

Виды искусства Виды искусства Характеристика Балет Вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах Включает в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии. Основные произведения являются самостоятельными законченными номерами Эстрада

Особенности искусства как способа познания мира Образность и наглядность Средством познания мира служит художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности Использование особых способов отражения окружающей действительности Слово, звук, цвет, форма, движение и т.п. Чувственное восприятие окружающего мира Произведения искусства, отражая окружающий мир, обращены к чувствам, эмоциям человека Ярко выраженный субъективный характер Огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя

Функции искусства Эстетическая Формирует эстетические вкусы и потребности, пробуждает в человеке стремление к прекрасному Познава - тельная Отражает действительность в образно-символической форме Воспита -тельная Способствует развитию личности

Функции искусства Психологи- ческая Влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению её психологического равновесия Гедонисти-ческая Доставляет эстетическое наслаждение Социально- преобра - зующая Оказывая эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и ценностно-ориентированную деятельность по преобразованию общества

Отражение действительности в художественных образах свойственно философии искусству морали религии Ответ: 2

Верны ли следующие суждения об искусстве? А) Основная задача искусства – получение и постоянное обновление знаний о мире. Б) Художественный образ, используемый в искусстве, представляет собой субъективное отражение художником окружающего мира. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Ответ: 2

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам искусства. Эстетика Музыка Балет Архитектура Мораль Литература Ответ: 15

Установите соответствие между характеристиками и формами (областями) культуры. Характеристики Формы (области) культуры наука искусство А) познание мира с помощью слова, цвета и звука Б) значимость художественного вымысла В) образность Г) получение объективной культуры мира Д) обоснование закономерностей развития природы и общества Ответ: 22211


Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» Илья Репин «Царевна Софья»








Специфика искусства как формы художественного познания: Искусство является образным и наглядным Для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов. В литературе- это слово, в живописи- цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.


























Существует также и множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
Основные функции искусства: Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. Компенсаторная – восполняет неудовлетворенность реальной жизнью. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты. Воспитательная – через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира: в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений. для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней. понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д. реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека. огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию. не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении. И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.