Советы мамочкам        25.10.2020   

Декоративно – прикладное творчество для детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие

Валентина Середина

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество

Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности"

В. А. Сухомлинский.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Актуальность темы определена следующими аспектами:

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, НОД по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и формирует умение видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

Познакомить с разными видами продуктивного творчества, прикладного творчества, с разными техниками;

Формировать умение видеть необычное в обычном;

Развивать любознательность, воображение, творческое мышление, мелкую моторику;

Заложить основу эстетической красоты;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду других людей.

Этапы развития творческих способностей ребенка:

І этап: Диагностирование личностных особенностей детей (наблюдения за детьми во время самостоятельной деятельности, во время НОД, беседы, изучение продуктов детского творчества);

ІІ этап: Подготовительный (подобор литературы и информационного материала);

ІІІ этап: Деятельностный (работа с детьми, родителями (законными представителями, проведение выставок детского творчества)

Существует великое множество видов прикладного творчества! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.

Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.

Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.

Виды росписи: батик – рисование по ткани; витраж – роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент – повтор и чередование элементов узора.

Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование – выжигание узора по ткани; мозаика – создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика – выполнение изображения нитками на твердой поверхности.

Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.

Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.

Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.

Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Виды техник декоративно прикладного творчества использованные и освоенные в процессе работы с детьми:

Квиллинг

Оригами модульное

Аппликация

Рисование

Городецкая роспись

Дымковская роспись

Аппликация из пластилина

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам, преимущественно из линий и штрихов.




Модульное оригами - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.





Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.




Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.




Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.





Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…



Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т. к. она легче по весу, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей дошкольного возраста.


Файл "/upload/blogs/detsad-555506-1459955070.jpg" не найден!

Аппликация из пластилина - пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи".



Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.



Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь.



Дети принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.

Наша задача заинтересовать и привлечь родителей к взаимодействию по данному направлению. Достижение цели даст родителям включение в процесс образовательной деятельности с детьми и проведению совместной деятельности с ребёнком дома.





Все мы знаем, что творчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нем раскрывается его внутренний мир. Ведь делая что-то своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Как провести время с пользой"

С какими же видами декоративно - творчества можно познакомиться ребенку в старшем дошкольном возрасте дома?
1. Батик - техника, основанная на применении резинового клея, парафина, лаков и смол, которые наносятся на различные виды тканей (синтетику, шерсть, хлопок и шелк). Ребенку данное творчество будет очень интересным. Наборы для этого творчества можно приобрести в магазине.
2. Нитяная графика - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

3. Керамика - изделия из неорганических материалов (например, глины). Мы предлагаем заменить глину на соленое тесто, как это делаем мы.


4. Бумагокручение (квиллинг) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.


5. Оригами - очень популярное искусство. Развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.


6. Ниткография - Рисовать нитками так же, как и рисовать привычными нам карандашами, ручками, фломастерами, только линию нужно приклеивать к основе.


7. Бисероплетение - один из наиболее популярных и нами любимых видов творчества, которое придумали еще древние египтяне.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка, поддерживать в любом его начинании, а задача педагога - развить его способности, познакомить с новыми видами творчества. Программное содержания занятий с детьми старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть для ребенка: дымковскую игрушку, жостовскую, городецкую роспись, хохломскую. А также познакомить с традиционными техниками рисования и проявить творчество в нетрадиционных.
Дорогие родители! Хотим представить вашему вниманию несколько вариантов нетрадиционных техник рисования, легко доступных для вас в домашних условиях. Это для нас, взрослых, важен результат деятельности ребенка, а для ребенка важен сам процесс, а процесс совместно с мамой и папой вдвойне! В данном случае и процесс, и результат порадует и вас и ребенка.
Мраморная бумага
Оборудование : крем (пена) для бритья, краски, плоская тарелка, бумага, скребок.
Ход работы: на плоскую поверхность (тарелку, стол, поднос) нанесите крем толстым слоем, смешать воду с краской, чтоб получился насыщенный раствор, и накапайте на крем сверху (рисунок произвольный), кисточкой или тонкой палочкой размажьте краску по поверхности, возьмите лист бумаги и положите его сверху, затем положите лист на стол и соскребите остатки пены (листом картона, скребком) – под пеной у вас появятся причудливые узоры.


Граттаж – царапанье
Оборудование: бумага плотная или картон, свеча, гуашь черная, жидкое мыло.
Ход работы: натереть бумагу свечой, в черную краску добавить мыло, нанести и дать высохнуть, после этого можно выцарапывать любой узор.


Объемные узоры
Оборудование: мука блинная, вода, краски, микроволновая печь.
Ход работы: купить муку в магазине или сделать (на 0,5 кг муки положить чайную ложку с горкой соды и чайную ложку лимонной кислоты), смешать муку с водой, нарисовать картинку, положить в микроволновую печь на 10-30 секунд, после выпекания раскрасить.


Творческих успехов!

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленная домашняя утварь, одежда, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная хорошим мастером, всегда будет в цене.

В последние годы развитие прикладного искусства получило новый импульс. Эта тенденция не может не радовать. Прекрасная посуда из дерева, металла, стекла и глины, кружева, текстиль, ювелирные украшения, вышивка, игрушки - всё это после нескольких десятилетий забвения вновь стало актуальным, модным и востребованным.

История московского музея народного творчества

В 1981 году в Москве, на Делегатской улице, открылся Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Его коллекцию составили уникальные образцы изделий ручной работы отечественных мастеров прошлого, а также лучшие произведения современных художников.

В 1999 году произошло следующее важное событие - Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства принял в своё собрание экспонаты Музея народного искусства имени Саввы Тимофеевича Морозова. Ядро этой коллекции сформировалось ещё до революции 1917 года. Основой для него стали экспонаты самого первого российского этнографического музея. Это был так называемый Кустарный музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1885 году.

При музее работает специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с редкими книгами по теории и истории искусства.

Собрание музея

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства систематизированы и распределены по отделам. Основные тематические направления - это керамика и фарфор, стекло, ювелирные украшения и металл, резьба по кости и дереву, текстиль, лаковая миниатюра и изобразительные материалы.

Музей декоративно-прикладного искусства в открытом фонде и хранилищах имеет более 120 тысяч экспонатов. Русский модерн представлен работами Врубеля, Конёнкова, Головина, Андреева и Малютина. Обширна коллекция советского агитационного фарфора и тканей второй четверти прошлого века.

В настоящее время этот музей народно-прикладного искусства считается одним из самых значительных в мире. Самые древние экспонаты высокой художественной ценности относятся к 16 веку. Собрание музея всегда активно пополнялось за счёт даров частных лиц, а также стараниями ответственных работников государственного аппарата в годы советской власти.

Так, уникальная экспозиция тканей сложилась во много благодаря щедрости гражданина Франции П. М. Толстого-Милославского, который преподнёс в дар музею большую коллекцию русского, восточного и европейского текстиля, собранную Н. Л. Шабельской.

Две большие коллекции фарфора были подарены музею выдающимися деятелями советского искусства - Леонидом Осиповичем Утёсовым и супругами Марией Мироновой и Александром Менакером.

Музей прикладного искусства города Москвы может похвастаться залами, посвящёнными быту русских людей в разные временные периоды. Здесь можно познакомиться с жилищем представителей всевозможных сословий. Сохранены, отреставрированы и выставлены для обозрения мебель, посуда, одежда крестьян и жителей городов, детские игрушки. Резные украшения наличников и козырьков крыш, изразцовые печки, сундуки, которые служили не только удобными хранилищами для вещей, но и кроватями, так как изготавливались соответствующих размеров, вызывают в воображении картины тихой, размеренной и сытой жизни российской глубинки.

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра как прикладное искусство наибольшего расцвета достигла в 18-19 веках. Художественными центрами, давшими прописку основным направлениям, стали города, славившиеся своими иконописными мастерскими. Это Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Шкатулки, броши, панно, ларцы, выполненные из папье-маше, расписывались масляными красками или темперой и покрывались лаком. Рисунки представляли собой стилизованные изображения животных, растений, персонажей сказок и былин. Художники, мастера лаковой миниатюры, писали иконы, делали на заказ портреты, рисовали жанровые сценки. В каждой местности выработалась своя манера письма, но практически все виды прикладного искусства нашей страны объединяют такие качества, как насыщенность и яркость красок. Детальная проработанность рисунков, плавные и округлые линии - вот что отличает русскую миниатюру. Интересно, что образы декоративно прикладного искусства прошлого вдохновляют и современных художников. Старинные рисунки часто используют при создании тканей для коллекций модной одежды.

Художественная роспись по дереву

Хохломская, мезенская и городецкая роспись узнаваемы не только в России, но и за её пределами. Мебель, туеса, короба, ложки, миски и прочая домашняя утварь из дерева, расписанная в одной из этих техник, считается олицетворением России. Легкая деревянная посуда, расписанная красками чёрного, красного и зелёного цвета по золотому фону, выглядит массивной и тяжёлой - это характерная манера хохломы.

Городецкие изделия отличает многоцветная палитра красок и несколько меньшая, по сравнению с хохломскими, округлость форм. В качестве сюжетов используются жанровые сценки, а также всевозможные выдуманные и реальные представители животного и растительного мира.

Декоративно-прикладное искусство Архангельской области, в частности мезенская роспись по дереву, представляет собой предметы утилитарного назначения, декорированные особыми рисунками. Мезенские мастера для своих работ используют только два цвета - чёрный и красный, то есть сажу и охру, дробный схематичный рисунок туесов, шкатулок и сундуков, фризы в виде каёмок из повторяющихся усечённых фигурок коней и оленей. Статичный мелкий, часто повторяющийся рисунок вызывает ощущения движения. Мезенская роспись - одна из наиболее древних. Те рисунки, что используются современными художниками, представляют собой иероглифические надписи, которыми пользовались славянские племена задолго до возникновения русского государства.

Мастера по дереву, прежде чем вытачивать из цельного бруска какой-либо предмет, обрабатывают древесину против растрескивания и усыхания, поэтому их изделия имеют очень большой срок службы.

Жостовские подносы

Металлические подносы, расписанные цветами - прикладное искусство подмосковного Жостово. Некогда имевшие исключительно утилитарное назначение, жостовские подносы уже давно служат украшением интерьера. Яркие букеты из крупных садовых и мелких полевых цветов на чёрном, зелёном, красном, синем или серебряном фоне легко узнаваемы. Характерные жостовские букеты теперь украшают металлические коробки с чаем, печеньем или конфетами.

Финифть

Такое декоративно прикладное искусство, как финифть, также относится к росписи по металлу. Наиболее известны изделия ростовских мастеров. Прозрачные огнеупорные краски наносят на медную, серебряную или золотую пластину, а потом обжигают в печи. В технике горячей эмали, как ещё называют финифть, делают ювелирные украшения, посуду, рукоятки оружия и столовых приборов. Под воздействием высокой температуры краски меняют цвет, поэтому мастера должны разбираться в тонкостях обращения с ними. Чаще всего в качестве сюжетов используются цветочные мотивы. Самые опытные художники делают миниатюры с портретами людей и пейзажами.

Майолика

Московский Музей прикладного искусства даёт возможность увидеть работы признанных мастеров мировой живописи, выполненных в не вполне свойственной им манере. Так, например, в одном из залов находится майолика Врубеля - камин «Микула Селянинович и Вольга».

Майолика представляет собой изделия из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожжённые в специальной печи при очень высокой температуре. В Ярославской области художественно-прикладное искусство получило широкое распространение и развитие по причине большого количества месторождений чистой глины. В настоящее время в ярославских школах детей учат работе с этим пластичным материалом. Детское прикладное искусство - это второе дыхание для старинных ремёсел, новый взгляд на народные традиции. Однако это не только дань уважения национальным традициям. Работа с глиной развивает мелкую моторику, расширяет угол зрения, нормализует психосоматическое состояние.

Гжель

Декоративно-прикладное искусство, в отличие от изящного, предполагает утилитарное, хозяйственное применение создаваемых художниками предметов. Фарфоровые чайники, вазы для цветов и фруктов, подсвечники, часы, рукоятки столовых приборов, тарелки и чашки - все они чрезвычайно изящны и декоративны. По мотивам гжельских сувениров делают принты на трикотажных и текстильных материалах. Мы привыкли думать, что гжель - это синий рисунок на белом фоне, однако изначально гжельский фарфор был многоцветным.

Вышивка

Вышивка по ткани - один из самых древних видов рукоделия. Изначально оно было призвано украшать одежду знати, а также ткани, предназначенные для религиозных ритуалов. Данное народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из стран Востока. Одеяния богатых людей расшивали цветным шёлком, золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями и монетами. Наиболее ценной считается вышивка мелкими стежками, при которой возникает ощущение гладкого, словно нарисованного красками рисунка. В России вышивание быстро вошло в обиход. Появились новые техники. Помимо традиционной глади и крестика стали вышивать мережками, то есть прокладывая ажурные дорожки по пустотам, образованным выдернутыми нитями.

Дымковские игрушки для детей

В дореволюционной России центры народных промыслов, помимо предметов утилитарного назначения, изготавливали сотни тысяч детских игрушек. Это были куклы, зверюшки, посуда и мебель для детских забав, свистульки. Декоративно-прикладное искусство этого направления до сих пор пользуется большой популярностью.

Символ Вятской земли - дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Они излучают настолько мощную положительную энергетику, что это способен ощутить каждый, взявший в руки игрушку. Может быть, и не нужно расставлять по углам квартиры китайские символы благополучия в виде трёхлапых жаб, пластмассовых красных рыбок или денежных деревьев, а лучше украсить жилище изделиями русских мастеров - каргопольскими, тульскими или вятскими глиняными сувенирами, миниатюрными деревянными скульптурами нижегородских умельцев. Не может быть, чтобы они не привлекли в семью любовь, достаток, здоровье и благополучие.

Филимоновская игрушка

В центрах детского творчества многих регионов нашей страны детей учат лепить из глины и расписывать поделки в манере народных промыслов центральной России. Ребятишкам очень нравится работать с таким удобным и пластичным материалом, как глина. Они придумывают новые рисунки в соответствии со старинными традициями. Так отечественное прикладное искусство развивается и остаётся востребованным не только в туристических центрах, но и по всей стране.

Передвижные выставки филимоновской игрушки очень любимы во Франции. Они путешествуют по стране в течение всего года и сопровождаются мастер-классами. Игрушки-свистульки закупают музеи Японии, Германии и других стран. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Павлово-посадские платки

Уютные, женственные и очень яркие шали павлово-посадских ткачей стали известны всему миру благодаря изумительной коллекции модной одежды российского модельера Вячеслава Зайцева. Он использовал традиционные ткани и узоры для пошива женских платьев, мужских рубашек, другой одежды и даже обуви. Павлово-посадский платок - это аксессуар, который можно передавать по наследству, как ювелирное украшение. Долговечность и износостойкость платков хорошо известны. Их делают из высококачественной тонкой шерсти. Рисунки не выгорают на солнце, не бледнеют от стирки и не дают усадки. Бахрома на платках делается специально обученными мастерами - все ячейки ажурной сетки завязываются узелками на одинаковом расстоянии друг от друга. Рисунок представляет собой цветы на красном, синем, белом, чёрном, зелёном фоне.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет - белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие - массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Современные виды рукоделия и творчества

Люди путешествуют, знакомятся с культурами других народов, учатся ремеслу. Время от времени появляются новые виды декоративно-прикладного искусства. Для нашей страны такими новинками стали скрапбукинг, оригами, квиллинг и другие.

Одно время бетонные стены и заборы расцветились самыми разными рисунками и надписями, выполненными в высокохудожественной манере. Граффити, или спрей-арт, - это современное прочтение старинного вида наскальной живописи. Можно сколь угодно смеяться над подростковыми увлечениями, к каковым, безусловно, относится и граффити, однако посмотрите на фотографии в интернете или пройдитесь по собственному городу, и вы обнаружите по-настоящему высокохудожественные работы.

Скрапбукинг

Оформление блокнотов, книг и альбомов, существующих в единственном экземпляре, называется скрапбукингом. Вообще, данное занятие не является совсем новым. Альбомы, призванные сохранить для потомков историю семьи, города или отдельного человека, создавались и раньше. Современное видение данного искусства - это создание художественных книг с иллюстрациями авторов, а также использование компьютеров с различными графическими, музыкальными, фото- и другими редакторами.

Квиллинг и оригами

Квиллинг, в переводе на русский язык "бумагокручение", применяется при создании панно, для оформления открыток, фоторамок и пр. Техника заключается в скручивании тонких полосок бумаги и наклеивании их на основу. Чем мельче фрагмент, тем изящнее и декоративнее поделка.

Оригами, как и квиллинг, - работа с бумагой. Только оригами - это работа с квадратными листами бумаги, из которых складываются всевозможные фигуры.

Как правило, все ремёсла, связанные с бумаготворчеством, имеют китайские корни. Азиатские виды прикладного искусства изначально были развлечением знати. Беднота не занималась созданием красивых вещей. Их удел - земледелие, скотоводство и всевозможная чёрная работа. Европейцы, переняв основы техники, которая исторически представляет собой очень мелкую и тонкую работу с рисовой бумагой, перенесли искусство в удобные им условия.

Китайские изделия отличаются изобилием очень мелких деталей, которые выглядят монолитно и очень изысканно. Такой труд под силу только очень опытным мастерам. К тому же тонкие бумажные ленточки можно скрутить в тугую и ровную катушку только при помощи специальных инструментов. Европейские любители ручного творчества несколько видоизменили и упростили старинное китайское ремесло. Бумага, завитая в спирали разной величины и плотности, стала популярным украшением картонных шкатулок, вазочек для сухоцветов, рамок и панно.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, было бы несправедливо обойти вниманием такие ремёсла, как роспись по шёлку, или батик, набойка, или чеканка, то есть рисование по металлу, ковроткачество, бисероплетение, макраме, вязание. Что-то уходит в прошлое, а иное становится настолько модным и популярным, что даже промышленные предприятия налаживают выпуск оборудования для данного вида творчества.

Сохранение старинных ремёсел и демонстрация в музеях лучших образцов - благое дело, которое всегда будет служить источником вдохновения для людей творческих профессий и поможет приобщиться к прекрасному всем остальным.

Декоративно – прикладное творчество для детей дошкольного возраста для детей 4-7 лет

Декоративно – прикладное творчество для детского сада

Автор: Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет методическим помощником для начинающих воспитателей, молодых специалистов.
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задачи: раскрыть важность декоративно-прикладного творчества у детей дошкольного возраста; рассмотреть примерное распределение занятий по декаративно-прикладному искусству на год для каждой возрастной группы.

Народное декоративно-прикладное искусство для детей дошкольного возраста является важным аспектом формирования эстетического восприятия и вкуса у детей.
Начиная с пятого года жизни, дети начинают знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Знакомство следует начинать с народной игрушкой, а именно с дымковской и филимоновской. Сначала следует дать возможность детям рассмотреть игрушку со всех сторон, затем предложить слепить игрушки по типу народных игрушек птиц, животных. Дети учатся составлять узоры, такие как круги, кольца, полосы разной величины. При рассматривании игрушек, а именно узоров педагогу необходимо обратить внимание на разнообразные цвета, используемые при окрашивании. Тренировочные упражнения по составлению узора необходимо выполнять на бумаге разной формы: квадрате, круге и т.д. Для успешного овладения детьми декоративно-прикладного искусства педагогу необходимо максимально разнообразить игровые приемы.
При обучении детей начиная с шести лет на одном занятии следует давать только один из видов изобразительного искусства. К примеру, при знакомстве детей с дымковской игрушкой рекомендуется показать несколько предметов разного содержания куклу, козлика, индюка. Это позволит в достаточной мере сформировать у детей представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают. В качестве дополнения можно использовать набор открыток или же картинки, изображающие дымковские игрушки.
Ознакомление с народной игрушкой можно включать в занятия по лепке, аппликации. С новым видом народной игрушки лучше знакомить в сравнении с уже известным, чтобы подчеркнуть общее и различие каждого вида.
В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.) расписывают свои работы из глины.
Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, однако вводится новая композиция-ассиметричная, типа хохломской и жостовской росписи. Завитки или цветки заполняют поверхность формы.
На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, однако, не нарушая особенностей росписи.
При обучении дошкольников декоративно-прикладному искусству широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки».
В подготовительной к школе группе продолжается обучение детей различными способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Продолжается совершенствование умений в декоративной лепке.
Примерное распределение занятий по декоративно-прикладному искусству на год:
Средняя группа
Рисование-9 занятий;
аппликация-6 занятий.
Старшая группа
Рисование-18 занятий;
лепка-8;
аппликация-9 занятий.
Подготовительная группа
Рисование-18 занятий;
лепка-4;
аппликация-4 занятий.

Марина Труфанова
Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработчик программы - Труфанова Марина Георгиевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию №6 г. Задонска Лшипецкой области.

Программа

по

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Воспитатель

Труфанова Марина Георгиевна

Принята на заседании

педагогического совета

протокол №1

г. Задонск, 2012г.

Программа по декоративно – прикладному искусству

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства ,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство ,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей .

Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения . Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства . А значит любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях , но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий .

Принципы построения программы :

Связь с жизнью;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности;

Принцип реалистичности;

Принцип последовательности;

Принцип индивидуального подхода в художественном развитии детей ;

Принцип доступности материала;

Принцип построения программного материала от простого к сложному.

Цель программы : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство .

Задачи программы :

Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

Развивать художественно-творческие способности у детей , привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности : специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

Воспитывать интерес к искусству родного края .

Направления работы :

1. Знакомство детей

2. Знакомство с традиционными местными промыслами и игрушками

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Материал подбирается с учетом возрастных , индивидуальных особенностей детей и темой НОД . Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом , вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы :

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий , использование различных инструментов и материалов для изображения);

Эвристический (развитие находчивости и активности) ;

Частично-поисковый;

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

Мотивационный (поощрение) ;

Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Этапы работы :

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

I этап – Подготовительный.

Задачи :

Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств , функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства .

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании.

Использовать при лепке различные способы : конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Работа с родителями предполагает : индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей .

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству

Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов) ;

Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

Использует декоративные элементы в работе ;

Использует несколько нетрадиционных техник;

Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность ;

Оригинальность.

Способность рисования по замыслу;

Умение подчинять изобразительные материалы, средства , способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче : выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

Отсутствие изобразительных штампов;

Уровень воображения, фантазии;

Использование в работе разных способов лепки.

Ожидаемый результат :

Средняя группа :

Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду;

Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства : матрёшка, дымковская игрушка.

Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;

Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа :

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка, дымка, городец, хохлома, гжель) ;

Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств , находить их сходство и различие;

Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;

Умеют лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности.

Подготовительная группа :

Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись, хохломская, гжель, жостовская, павлово-посадская роспись, романовская игрушка);

Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Умеют пользоваться свободно кистью, намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.

Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

НОД по рисованию и лепке (в соответствии с ФГТ)

Художественное слово

Развлечения

Целевые прогулки

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства , иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

Использование здоровьесберегающих технологий;

Перспективное планирование

Средняя группа

Сентябрь :

1. Беседа на тему : «Знакомство с русской матрёшкой»

2. Дидактическая игра «Собери матрёшку»

3. Художественное слово «Русская матрёшка» .

тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ».

Октябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украшение фартука»

2. Беседа на тему : «История возникновения матрёшки»

3. Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

4. Художественное слово «Восемь кукол деревянных»

На тему : "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь :

1. НОД Рисование Тема : «Декоративное рисование . Украшение свитера»

2. Беседа на тему : «Матрёшка – красавица»

3. Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка»

4. Дидактическая игра «Русская матрёшка» »

5. Проект «Очень любим мы, матрёшки, разноцветные одёжки»

Декабрь :

1. НОД Лепка Тема : «Большая утка с утятами»

2. Беседа на тему : «Рассматривание украшения матрёшки»

3. Дидактическая игра «От какой матрёшки сарафан?»

4. Художественное слово «Матрёшка – подружка»

Январь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украшение платочка»

2. Беседа на тему : «Дымковская игрушка»

3. Художественное слово «Вятка вздрогнула от свиста» , «Чем знаменито Дымково?»

4. Дидактическая игра «Собери из частей»

тему : «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста »

Февраль :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Укрась свои игрушки»

2. Беседа на тему : «Откуда родом Дымковская игрушка?»

3. Художественное слово «Весёлая белая глина» , «Вот индюк нарядный»

4. Дидактическая игра «Составь узор»

5. Развлечение «В гости к краскам»

Март :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украсим кукле платьице»

2. Беседа на тему : «Основные цвета дымковской игрушки»

3. Дидактическая игра «Наряди барыню»

4. Художественное слово «Идут кататься нянюшки» , «За студёною водицей»

5. Консультация для родителей га тему : «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье» .

Апрель :

1. НОД» Лепка Тема : «Барашек»

2. Беседа на тему : «Дымковская барыня»

3. Художественное слово «Весёлая яркая радуга»

4. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

5. Проект «Дымковская красота»

1. Беседа на тему : «Какое настроение у дымковской игрушки»

2. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

3. Художественное слово «Привезли мы глину…» , «Много сказочных мест»

4. Консультация для родителей на тему : «Декоративно- прикладное искусство - детям »

Перспективное планирование

Старшая группа

Сентябрь :

1. Беседа на тему : «Дымковская сказочная страна» .

2. Дидактическая игра «Собери картинку»

3. Художественное слово «С лентами, бантами, под руку с франтами» .

4. Развлечение «В гостях у мастеров»

Октябрь :

1. НОД Тема : «Красивые птички. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».

2. НОД Тема : «Весёлые игрушки» . Рисование Богородской игрушки.

3. НОД Тема : «» Козлик». Лепка по мотивам дымковской игрушки.

4. НОД Тема : «Дымковская слобода» . Рисование по мотивам дымковской росписи.

5. НОД Тема : «Знакомство с Городецкой росписью» . Рисование.

6. НОД Тема : «Городецкая роспись» . Рисование.

7. Беседа на тему : «Дымковское богатство»

8. Дидактическая игра «Составь узор»

9. Художественное слово «Волшебницам вятской родной стороны» .

10. Консультация для родителей «Детская игрушка» .

Ноябрь :

1. НОД Тема : «Олешек» . Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.

2. НОД Тема : «Закладка для книги» . Рисование по мотивам Городецкой росписи.

3. НОД Тема : «Роспись олешка» . Рисование по мотивам народных декоративных узоров .

4. Беседа на тему : «Дымковский Олешек» .

5. Дидактическая игра «Составь картинку по памяти»

6. Художественное слово «Козоньки рогатые» , «В летний день, погожий день» .

7. Проект «Чудо-мастера Руси»

Декабрь :

1. НОД Тема : «Городецкая роспись деревянной доски» . Декоративное рисование

2. Беседа на тему : «Весёлый Городец»

3. Дидактическая игра «Городецкие узоры»

4. Художественное слово «Есть на Волге город древний…» , «Вы по волге вниз спуститесь…»

Январь :

1. НОД Тема : «Городецкая роспись» . Декоративное рисование

2. НОД Тема : «По мотивам Городецкой росписи» . Рисование

3. Беседа на тему : «Роспись хохломская, словно колдовская»

4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

5. Консультация для родителей «Какие игрушки приобретать детям?»

6. Художественное слово «Резные ложки и ковши» , «Терем, терем, теремок»

7. Развлечение. Вечер досуга – «Мастера большой Руси»

Февраль :

1. НОД Тема : «Золотая хохлома» . Рисование.

2. НОД Тема : «По мотивам хохломской росписи» . Декоративное рисование .

3. Беседа на тему : «Хохломская красота» .

4. Художественное слово «Роспись хохломская» , «Кисть хохломская, большое спасибо!»

5. Дидактическая игра «Собери картинку»

Март :

1. НОД Тема : «Знакомство с искусством гжельской росписи » Рисование

2. НОД Тема : «Нарисуй какой хочешь узор» Рисование

3. Беседа на тему : «Сине – голубое чудо»

4. Дидактическая игра «Назови правильно»

5. Художественное слово «Легенда-сказка. «Откуда в гжели синий цвет?»

6. Проект «Сказочная гжель»

7. Целевая прогулка в мини – музей детского сада

Апрель :

1. НОД Тема : «Петух» Лепка по мотивам дымковской (или другой народной) игрушки

2. НОД Тема : «Роспись петуха» . Рисование

3. НОД Тема : «Гжельские узоры» . Рисование

4. Беседа на тему : «Гжельские узоры»

5. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

6. Художественное слово «Фарфоровые чайники» , «В тихом Подмосковье»

7. Развлечение «Путешествие в мир народной игрушки»

1. НОД Тема : «Роспись силуэтов гжельской посуды» Рисование

2. Беседа на тему : «Рассматривание гжельской посуды»

3. Дидактическая игра «Гжельские узоры»

4. Художественное слово «Есть в Подмосковье такое местечко» , «Что может быть прекрасней Гжели?»

Перспективное планирование

Подготовительная к школе группа

Сентябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование на квадрате»

2. Беседа на тему : «Знакомство со знаками народных орнаментов»

3. Дидактическая игра «Народные промыслы»

4. Художественное слово «Сказка о богатыре Иване»

5. Развлечение «Чудо – горница»

6. Целевая прогулка в гончарную мастерскую

Октябрь :

1. НОД Тема : «Завиток» . Декоративное

2. Беседа на тему : «Букеты из Жостова»

3. Дидактическая игра «Собери картинку по памяти»

4. Художественное слово «Сказка – легенда. «Цветок – Огонь и цветок - Снежинка»

5. Консультация для родителей «Народная культура в детском творчестве»

6. Проект «Декоративно-прикладное искуство »

Ноябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи»

2. НОД Тема : «Дымковские барышни» . Лепка

3. Беседа на тему : «Красный сарафан»

4. Дидактическая игра «Подбери костюм»

5. Художественное слово «Пословицы о русском народном костюме»

Декабрь :

1. НОД Тема : «Птица» . Лепка по дымковской игрушке

2. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам народной росписи»

3. Беседа на тему : «Богородская резная игрушка»

4. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

5. Художественное слово «Тук, да тук…» , «Славилась, как славилась…»

6. Развлечение «Весёлая Ярмарка»

Январь :

1. НОД Тема : «Букет цветов» . Декоративное рисование

2. НОД Тема : «Кони пасутся» . Рисование декоративно-сюжетной композиции

3. НОД Тема : «Индюк» Лепка дымковской игрушки

4. Беседа на тему : «Подарки белоствольной красавицы»

5. Дидактическая игра «Собери из частей»

6. Художественное слово «Туесок»

Февраль :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи»

2. Беседа на тему : «Золотая хохлома»

3. Художественное слово «Легенда о золотой хохломе»

4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

5. Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»

6. Проект «Народные промыслы России»

Март :

1. НОД Тема : «Декоративная пластина » Лепка

2. Беседа на тему : «Чудо филимоновских свистулек»

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Художественное слово «Мои игрушки» , «Филимоновская деревушка»

5. Проект «Золотые руки мастеров»

Апрель :

1. НОД Тема : «Композиция с цветами и птицами» . Декоративное рисование по мотивам народной росписи

2. НОД Тема : «Завиток» . Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

3. Беседа на тему : «Знакомство с липецкой игрушкой»

4. Дидактическая игра «Угадай по описанию»

5. Художественное слово «Узоров вологодских кружева» , «Кружева в стрекозиных крыльях»

1. Беседа на тему : «Плат узорный»

2. Дидактическая игра «Распиши платок»

3. Художественное слово «На чёрном фоне красные розы…» , «Мы трудились над узором»

4. Консультация для родителей «Народное декоративно – прикладное искусство в патриотическом воспитании дошкольников »