Домашние хитрости        31.10.2020   

Презентация внутренний мир русской избы. Презентация к уроку изо "внутренний мир русской избы"

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы , кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”)

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” -

Внутренний мир русской избы

Можно использовать для дистанционного обучения.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

В. Федотов

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил - полати . На полатях спали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок - красна, на нем женщины ткали.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол символизировал - землю; домотканые половики - дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око - связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами - очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра - духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ - кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" - гласит русская пословица. Действительно, печь - душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью стоят ухваты, кочерга, лопаты, которыми ставят хлеб в печь, деревянный ушат с водой, на полках стоят чугунки, горшки и прочая кухонная утварь. Выемку где горит огонь закрывает заслонка. Внизу печи подпечье считается, что это жилище домового.

В переднем углу избы располагался красный угол . Это было самое почётное место - духовный центр дома. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу за стол накрытый нарядной скатертью - столешником. От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. Подшивали обувь, мастерили сбрую и предметы домашней утвари. Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли дощатый настил - полати . На полатях спали а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством наблюдала за происходящим или слушали интересные рассказы взрослых членов семьи о том как жили до них. Передавая тем самым из уст в уста историю своей семьи и происходящих попутно событий.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу ; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний колосья урожая устанавливали в красном углу. Наделенные, по народным преданиям, магической силой, они сулили благополучие семье, дому, всему хозяйству. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный " означает "красивый ", "хороший ", "светлый ". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.

Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

В русской избе мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду.

Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Тема урока: "Внутренний мир русской избы».

(5 класс.Программа Б.М.Неменского)

Тип урока : комбинированный (урок нового знания и практической работы)

Цель урока:

    Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы и декоре.

    Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Задачи:

Образовательные:

    Продолжить знакомство учащихся с условиями быта крестьян, подчеркнув, что они оставались почти неизменными на протяжении веков.

    Обратить внимание на богатство традиции и обычаев, связанных с миром крестьянской избы.

    Привлечь учащихся к поиску старинных вещей, оформлению экспозиции, сбору пословиц и поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развитию творческих способностей учащихся.

    Подчеркнуть самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую духовность.

Развивающие:

    Активизировать познавательный интерес к истории.

    Развивать кругозор детей, память, внимание учащихся, мышление, умение анализировать.

    Обобщать, графические умения, связанные с составлением схемы жилья, воображение и фантазию.

Воспитательные:

    Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины.

    Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала.

Зрительный ряд: презентация по теме урока, иллюстрации к русским сказкам, былинам,

рисунки пустой комнаты.

Музыкальный ряд : народные песни.

Оборудование и материалы: кисти, краски, баночка для воды, карандаши, листы формата А4, ПК, проектор, экран.

Ход урока

1.Организационный момент. (2 мин)

Учитель:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

Сегодня у нас на внеурочном занятии гости, из школ Выгоничского района. В Выгонииичском районе много сел и деревень со своей историей и фасадами старинных домов, которые сохраняются, и по сей день в своем первозданном виде.

Все это история и культурное наследие нашей Родины, которое мы должны беречь и сохранять, в противном случае у нас не будет прошлого, а народ, не знающий свою историю и традиции, не имеет будущего.

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

СЛАЙД №1

Учитель:

Русская изба… С ней мы уже не первый раз встречались на наших уроках и внеурочных занятиях, и вновь обращаемся к ее образу.

Что для вас обозначает понятие деревенский или деревянный дом?

(Деревенский, деревянный дом – это колыбель крестьянской России. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Свой микрокосмос, маленькую вселенную.)

Учитель:

    Ребята, давайте вспомним, что представляет собой конструкция деревенского дома?? (Фронтон избы - чело, передняя часть фасад – лицо,средний брус по потолку-матица- Млечный Путь, пол - землю,окна – глаза.)

    Какую модель мира она собой являет? Что олицетворяла собой изба? (Соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.)

    Как строилась русская изба? С помощью какого инструмента?

(Жаль, что до наших дней мало дошло старинных деревянных сооружений. Одни из них уничтожены пожарами в лихие годы, другие не пожалело время. Но мы всё равно знаем, что строили наши предки свои дома при помощи одного топора. А потому-то избы и назывались рублеными. Нет в такой постройке ни одного гвоздя. Ведь гвозди ржавеют, а вместе с ними портится и дерево.)

Учитель:

Молодцы, ребята,

    Что-то мы всё вокруг да около избы!?

    Как вы думаете, если мы зайдем в избу - о чём мы с вами сможем поговорить и что нового узнаем?

«Внутренний мир крестьянской избы»

    Сегодня на уроке мыпродолжим знакомство с внутренним миром русской избы, ее интерьером и убранством, закрепим знания об организации и мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

И для этого нужны волшебные слова – все о чём вы сейчас про избу сказали я под итожу стихами:

На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой,
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи,
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд,
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень,
По прозванью охлупень.
Словно конь аль птица,
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
Хорошо украшен он,

И от зла обережен.

Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот,
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!
Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита,

Дверь слегка отворотилась,

Вот изба нам и открылась.
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.

Учитель:

В избе существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все - гармонично и совершенно.

Давайте узнаем, что же находилось в русской избе.

Зайдя в избу мы увидим под потолком ПОЛАВОШНИКИ (полки), на них располагалась крестьянская утварь: посуда, корзинки, лукошки. Посуда обычно была деревянной или глиняной.

СЛАЙД №6

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную ЛЮЛЬКУ . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

СЛАЙД №7

Пол – землю- застилали ДОМОТКАННЫМИ ПОЛОВИКАМИ – дорожками.

СЛАЙД №

Для освещения избы в вечернее время использовали ЛУЧИНУ, которую ставили в СВЕТЕЦ .

СЛАЙД №

В крестьянском доме ПЕЧЬ была – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

    Какие сказки вы знаете, где говориться о печи?

Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. Печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки ” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия.

Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость, вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом, отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

Рядом с устьем печи стоят на - вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: « Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

СЛАЙД

Перед нами слева КРАСНЫЙ УГОЛ избы.Духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Бывает он и справа,все зависит от того,в каком углу у входа стояла печь-красный угол располагался по диагонали от печи.

    Почему этот угол называют красным? Не знаете ?

    А что означает слово красный? Красный значит красивый, главный. Освещала заря по утру.

Изначально строили дома так, чтобы этот угол дома был направлен на юго-восток . С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды.

ИГРА БОЯРЕ

СЛАЙД №

Одним из материальных объектов был СТОЛ . К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Вдоль стен были расположены широкие ЛАВКИ . Скамьи отличались от лавок тем, что лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

СЛАЙД №12

ЖЕНСКИЙ УГОЛ

    Кто больше всего времени проводил у печи?

Угол напротив печи так и называли –бабий кут, женский угол. Здесь хозяйка,ближе к печи,готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Там хозяйкеи пряли, занимались рукоделием.

СЛАЙД №13

МУЖСКОЙ УГОЛ

От двери до боковой стены была устроена лавка-КОНИК ,на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной.

Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. На мужской стороне находилась и еще одна вещь… Она одновременно служила и лавкой, и постелью, и хранилищем вещей.

    Догадались, о чём идет речь?

СЛАЙД №14

Конечно же, это СУНДУК . Со временем он заменил коник. Для хранения одежды в углу стоял большой сундук. Для хранения украшений изготовлялись шкатулки и ларцы.Сундуки бывали разных размеров. Маленькие сундучки, не предназначенные для сидения, назывались ларями . Большие же сундуки для прочности обивали железными полосами, часто делали скобу для замка. Их украшали резьбой, кованными металлическими узорами, рисунками. И хранили в сундуках вещи, украшения.

5.Подведение итогов.

Учитель:

Сегодня вы познакомитесь с интерьером крестьянской избы.

    Чтобы продолжить мы должны выяснить, что же такое ИНТЕРЬЕР? (Обсуждение слова детьми ИНТЕРЬЕР – это внутренний вид комнаты, его убранства. )

6.Практическая работа.(15 мин)

(Правила техники безопасности работы с ножницами)

Смотрите, мы раскрыли пасть –

В неё бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Работа по группам. Ребята договариваются, что будут рисовать, какой предмет из интерьера. Нарисовав, вырезают и крепят на заранее приготовленный рисунок пустой комнаты.(звучит фоном музыка)

7. Рефлексия итогов урока. (5мин)

Демонстрация выполненных работ детей.
- Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас.

(Команды получают оценки, оценивая при этом друг-друга)

Вопросы для закрепления новой темы:

    Что главным считалось в избе?

    Лавка, которая устанавливалась для мужчин?

    Что использовали для хранения одежды?

    Как украшен каждый предмет?

Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

8. Домашнее задание:

В продолжение темы найти информацию о предметах народного быта

Учитель:

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.

Пакля словно борода,
Из под брёвен лезет в низ.
Пол дубовый весь в следах,
Потолок слегка провис.

На стене портретов ряд,
Лик Святой в углу стоит.
Красный угол говорят,
Должен быть в избе не скрыт.

Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.

Горел огонь, в печи гудело,
На улице метель, пурга.
Окошко все заиндевело,
У печки сторож – кочерга.

Тёмный стол скамья под ним,
У которой трётся кот.
С керосинки копоть - дым,
К потолку струёй ползёт.

Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.

Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.

Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня все до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.

Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.

  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд : Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1 . По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2 . Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3 . С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом,
И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники . На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу . Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

Ответы учащихся.

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой . Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки . Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты , которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

Задание : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренний мир русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской области

Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.

Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир. Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному.

Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном, в котором протекала жизнь человека.

Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.

Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.«Жить в соседях – быть в беседах». Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу.»

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки.

А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.

Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.

Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Красный угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.

От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины. Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.

Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии. Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний мир русской избы

Разработка урока для 5 класса по теме:«Внутренний мир русской избы». Материал представлен в доступной форме для детей, возможность вести диалог. Через урок учащиеся знакомятся с основными понятиями в...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

План -конспект урока ИЗО составлен на основе Программы "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека", автора Б.М.Неменского. Урок составлен в соответствии с новыми положениями и требования...

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...