Праздники        03.12.2020   

Картина ю ракши проводы ополчения. Урок развития речи по картине Юрия Ракши "Проводы ополчения" план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Во все времена самым основным и святым дол­гом для каждого человека была защита своей зе­мли от врага. Жить как патриот и умереть за Роди­ну всегда было великой честью. Картина Ю. Рак­ши «Проводы ополчения» посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из во­рот города ополчение, женщин и детей, провожа­ющих своих мужчин на войну.

С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные лю­ди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники - все идут на бой, чтобы постоять за не­зависимость своей земли.

В центре картины и с правой ее стороны живо­писец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщи­ны знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные грани­цы между ними.

Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах - тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном са­рафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приот­крыт - женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает уви­деть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.

В центре провожающих - красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшенич­ного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обни­мает мальчика, своего сына, который стоит опу­стив голову. Женщина провожает своего мужа, от­ца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополче­ние. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе - ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной зем­ли. Безусловно, она призывает сына гордиться сво­им отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.

Зрителей картины поражает необычайная вы­разительность цветовой гаммы картины, как изум­ляет эмоциональная глубина переживаний, пере­данных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, про­вожая своих сыновей на смертельный бой, скор­бит.

Об авторе: Юрий Михайлович Ракша (1937-1980)- советский живописец. На его живописных полотнах можно увидеть портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Он также занимался оформлением художественных фильмов и иллюстрациями книг. На его картине Проводы ополчения, написанной в 1980 году, соединены два жанра: портрет и городской пейзаж. Она является фрагментом полотна «Поле Куликово». Это правая часть шедевра художника.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна

На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.

Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.

Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.

У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.

На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.

А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.

В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. 8 класс

Дата: 14 в., 1380 г., сентябрь, 08
Описание:
Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.

Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский , основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.

Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним - Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними - резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй - пехота.

Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

Юрий Ракши – живописец двадцатого века, который создал около двухсот картин. Большинство из них посвящено теме . Одной из таких полотен является и картина Ракши «Проводы ополчения». У этой работы имеется и второе название «Плач женщин» и не просто так, ведь, когда смотришь на картину, то первое, что бросается, это кучка женщин, убитых горем, среди которых затерялся и старик.

Он, быть может, и сам рад оказаться среди воинов, но его возраст не позволяет отправиться на войну, ведь он будет лишь обузой. Ему остается лишь кричать в след напутствующие слова. Все женщины вышли, чтобы проводить своих братьев, отцов, любимых. Причем, провожая, они понимают, что многих из них видят в последний раз, ведь война беспощадна и забирает жизни без разбора. По этой причине женщины не могут удержать своих слез, не могут скрыть свою печаль и боль.

Проводы ополчения описание картины

Среди убитых горем женщин, мы видим женщину в положении, которая обнимает своего первенца. Она одета в красивые одежды и видно, что она из богатого сословия. Рядом с ней упала на землю вторая женщина, она, в отличие от остальных, без платка. Видимо, он слетел с ее головы, когда она выбегала дабы провести мужчин. Рядом с этой женщиной изображена девочка, которая собирает цветы. Наверное, она хочет подарить их своему отцу, как талисман. Чуть дальше стоят женщины постарше, они уже не плачут, свои слезы они выплакали, ведь, скорее всего, уже не впервые провожают на войну своих мужчин. Эти женщины лишь безмолвно благословляют в путь воинов и молятся, чтобы все они вернулись обратно. Всех их: и богатых, и бедны, простолюдинов и женщин знатного рода, объединило горе, в лице войны.

Рассматривая работу Ракши «Проводы ополчения» и описывая картину, нельзя не сказать и о мужественных воинах, которые отправляются на верную смерть во благо своей Родины, во благо, своих родных и близких, чтобы жили они на земле, свободной от врагов. Они, как та река, что автор изобразил вдали за городом, выходят из ворот, только это народная река, состоящая из крестьян, знати, простых горожан: пеших и всадников.

Во все времена были войны, и бойцов отправляя в бой, провожали всем городом или деревней. Так и на картине «Проводы ополчения» изображено прощание с любимыми и дорогими людьми, которые отправляются в далекий путь, воевать с недругами. Вооруженные мужчины идут по дороге, вдоль которой на возвышенности стоят провожающие. Именно провожающие, а не воины, главные герои картины Ю. Ракши.

Вот на переднем плане стоит беременная женщина, возле которой стоит ее сын и она прижимает его к себе, обняв за плечо. Она одета в дорогое платье, а голова ее украшена изысканным украшением. Сразу видно, что она не простолюдинка, а из богатой семьи. Ее лицо полно скорби и печали, наверно она провожает своего мужа. Возле ног этой женщины, прямо на земле сидит убитая горем темноволосая женщина и ее дочь. Они одеты в простую одежду и, похоже, их семья не богата. Женщина тоже провожает своего мужа, но переживает гораздо сильнее, нежели женщина стоящая рядом с ней.

За ними стоит другая женщина, которая держит на руках сына. Она так крепко его прижимает к себе, как будто думает о том, что когда он вырастет, его также отправят на войну и она больше всего на свете этого боится. Чуть подальше стоит уже пожилая женщина, провожающая своего сына. Возле нее стоит девушка, молящаяся за судьбу всех, кому предстоит тяжелый бой. В этой компании стоит старик, который кричит мужчинам последние слова напутствия.

Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать умерших близких людей. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать в первую очередь своих жен и детей, а также город от посягательств врагов.