Дом        27.11.2020   

День славянской письменности и культуры в поселениях района. Как провести школьное мероприятие ко Дню славянской письменности? Мероприятия по дню славянской письменности в школе

Крымковская сельская библиотека

23 мая накануне Дня Славянской письменности в Крымковской сельской библиотеке прошел познавательный час «Язык моих предков угаснуть не должен» для учащихся 3-5 класса.

Библиотекарь Бойчук Лариса Валентиновна рассказала ребятам: о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая,о славянских просветителях создателях славянской азбуки Кириле и Мефодие, благодаря которым славянские народы стали грамотными, научились читать и писать, историю появления азбуки, рассказ сопровождался электронной презентацией.

К мероприятию была подготовлена книжно - иллюстрированная выставка «Аз и Буки - основа науки».

Присутствовало 11 человек.

Ближнегородская сельская библиотека

26 мая, в рамках Дней Славянской письменности и культуры, в Ближнегородской сельской библиотеке прошёл час интересных сообщений «От глиняной таблички до печатной странички» для читателей учащихся 1-4 классов. Библиотекарь Макарова Елена Владимировна рассказала о том, как более тысячи лет назад просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Вместе с ребятами читали вслух отрывки из книги Евгения Белоусова «Как Кирилл и Мефодий азбуку писали».

К мероприятию была оформлена выставка «Хранители русского слова». Присутствовало на мероприятии 12 человек.

Заветленинская сельская библиотека

24 мая празднуется День славянской письменности и культуры в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием. Они твердо верили, что трудятся во имя всех славян, объединенных одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых. В Завет-Ленинской сельской библиотеке для юных читателей библиотекарь Кабриль Ирина Викторовна провела познавательный час «Откуда пришли слова». Библиотекарь рассказала ребятам историю возникновения книги и славянского алфавита. Дети активно отвечали на вопросы библиотекаря о культуре, русской письменности, книгах, библиотеке. Мероприятие завершилось показом электронной презентации «Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий».

Лобановская сельская библиотека

24 мая 2016 года в Лобановской сельской библиотеке прошла викторина «Кто знает Аз и Буки, тому и книга в руки». Наша викторина была приурочена ко Дню славянской письменности и культуры. В викторине приняли участие учащиеся 6 - 8-х классов. Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы и делились своими знаниями по данной теме.

Для всех читателей библиотеки была оформлена книжная выставка под названием «Откуда пошла Русская земля».

Библиотекарь Халаберда Е.А. поделилась с присутствующими информацией об истории России «О прошлом во имя грядущего!». Ребята с большим интересом прослушали предоставленную им информацию и остались очень довольны нашим мероприятием.

В викторине приняли участие 16 человек.

Мирновская сельская библиотека

23 мая Мирновским сельским библиотекарем Косенковой Натальей Николаевной для учеников 3-4 классов был проведен час интересных сообщений «История родного слова» приуроченный ко Дню славянской письменности. Наталья Николаевна рассказала о создателях славянской азбуки - Кирилле и Мефодии. Ребята узнали, что деятельность Кирилла и Мефодия была благотворной и распространилась на всех южных славян, и двинулась через учеников в Киевскую Русь.

Для учащихся был проведен обзор у книжной выставки «Первоучители добра, вероучители народа», с которой ребята познакомились и взяли книги для домашнего чтения.

Новостепновская сельская библиоетка

24 мая 2016 года в Новостепновской сельской библиотеке библиотекарем Высочиной Г.В. был проведен литературный вечер: «Славянское культурное наследие» с учащимися 7-8 классами. Красочно оформлена книжно-иллюстрированная тематическая полка: «Слава всем, азбуки нашей творцы»

Увлекательно прошел час интересных сообщений «Кирилл и Мефодий в Крыму». Заглянули в прошлое с исторической викториной. Ученики познакомились с этапами развития письменности на Руси.

Рощинская сельская библиотека

23 мая в Рощинской библиотеке прошло мероприятие,посвященное Дню славянской письменности и культуры, библиотечный урок: «Всѐ началось с таблички, свитка, бересты.» для читателей 6 -7 классов.

Заведующая библиотекой Шульга Ирина Семеновна рассказала ребятам историю славянской письменности (славянская азбука, русский язык и его изменения на протяжении столетий, как зарождалось обучение на Руси, кто стоял у его истоков); о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия; о славянских праздниках,народных традициях,верованиях, фольклоре и истории костюма славянских народов.

В библиотеке была оформлена книжная выставка: «АЗ и БУКИ-основа науки.»

На мероприятии присутствовало 18 человек

Светловская сельская библиотека

23 мая в Светловской библиотеке прошел познавательный час «Первоучители добра, вероучители народа» посвященный этой дате. Заведующая библиотекой Кошман Оксана Ивановна рассказала учащимся о святых Кирилле и Мефодии, о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая, что каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей. Рассказ сопровождался демонстрацией фильма «Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий». Прозвучал гимн, посвященный просветителям славян, написанный Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев.

Затем ребята загадывали и отгадывали загадки, проявили себя в знании поговорок и пословиц. Все желающие могли попробовать свои силы в написании слов на кириллице или чтении старославянского письма. Так же вниманию ребят была представлена книжная выставка - «Тридесятое царство - книжное государство» на полках которой каждый сможет найти себе книгу по душе. Присутствовало 14 человек.

Субботненская сельская библиотека

Ко дню славянской письменности и культуры в Субботненской библиотеке прошло громкое чтение: « А у сказки русский голосок». В нем приняли участие учащиеся 1-5классов Масловской школы. Прочли Самонюк Лиза сказку А.С.Пушкина: « О рыбаке и рыбке». Ткач Кристина русская народная сказка: «Волк и семеро козлят», Джелилова Мавиле « Гуси лебеди». Присутствовало 9 человек.

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель: ознакомление школьников с культурным наследием русского народа, историей русского алфавита, расширение кругозора учащихся.

Оформление : Презентация, таблица букв кириллицы, отдельные буквы, таблицы с новым алфавитом. Портреты Кирилла и Мефодия.

Ведущий . Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! 24 мая в нашей стране отмечается праздник День славянской письменности и культуры.

Славянскому алфавиту более 1000 лет. Созданный в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием, он и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским.

Этот праздник - дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на русском языке. Они, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, создали письменность, перевели с помощью новой письменности священные тексты. Сегодня ученики 5А класса расскажут вам, как создавался алфавит, которым мы пользуемся сейчас.

1 чтец:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли:

2 чтец:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

1чтец. Здравствуйте, наши славные гости! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, нам неведомых.

Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красные девицы. У них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

2 чтец . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

1 чтец . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было, что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

2 чтец . 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Совсем недавно появился в нашей стране праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых.

3-и чтец

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

4-й чтец .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

5-й чтец .

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

6-й чтец.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все. Мы - славяне!

7-й чтец.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Все . Мы - славяне!

Ведущий (на слайде - свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку, называется эта азбука кириллицей, по имени Кирилла, одного из ее создателей. В ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Они имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Чтение отдельных букв). Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Вот азбука – начало всех начал,

Открыл букварь, и детством так и дунуло!

А Константин-философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки – основа

Грядущего написанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Входят буквы.

Аз . Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз". Назовите слова, которые начинаются с меня. Дети называют.

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий . Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы).

Ведущий. Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".

Ведущий . Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий . Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

8 чтец.

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

9 чтец .

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

10 чтец.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий. А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий. Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслите . Здравствуйте, дети! Меня зовут "Мыслите"

Ведущий . Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите . Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Ведущий . Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие, И только одна из них - Буква рычащая.

Рцы . Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь". Русь, Россия, Родина – это самые дорогие слова для нас. Это страна и место, где мы родились и растём. Часто Русь называют «Святая», потому что она приняла святую православную веру.

Ведущий.

При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, произносился второй слог и только после этого слоги складывались в целое слово.

В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение “начать с красной строки”. Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.

А теперь, кириллицы, познакомьтесь с современной русской азбукой.

Ведущий. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

А сейчас мы посмотрим, как в старину учились грамоте. Вашему вниманию предлагается отрывок из повести М.Горького «Детство». Инсценировка

Ведущий. Вот как трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу “Азбуку учат, во всю избу кричат”. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы знаете вы?

(Конкурс “Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”)

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбуке учиться, всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Продай кафтан, купи буквицу.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

11 чтец.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

12 чтец.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

13 чтец.

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

14 чтец.

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

15 чтец.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

16 чтец.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Заключительное слово

Духовный подвиг Просветителей Кирилла и Мефодия запечатлен в камне, бронзе во многих странах и городах России, но п ервый памятник Кириллу и Мефодию в России был открыт в Мурманске в 1990 году. Этот подарок сделало болгарское правительство в знак признательности городу и мурманчанам, которые возродили в России День славянской письменности и культуры. С каждым годом памятников и памятных знаков в честь Просветителей Кирилла и Мефодия становится всё больше. В 2007 году перед празднованием Дня славянской письменности и культуры памятник установили на Соборной площади в Кремле.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

Я знаю буквы:

Письмо-это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям,

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно:

Знание – дар божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!

Сценарий мероприятия к празднику славянской письменности и культуры "Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"

Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык с
методикой преподавания», преподаватель-методист
Место работы: ГПОУ "Макеевский педагогический колледж"

Сценарий общеколледжного внеаудиторного мероприятия (литературно-историческая композиция) Свет и добро святых Кирилла и Мефодия

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов, приобщение их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Задачи:
Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.
Развивать способности и пробуждать интерес, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.
Развивать культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас студентов.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.
Сформировать нравственные качества студента, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).
Оборудование:
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2.Видео: «Мой Донбасс», «Пресвятая Богородица», «Молитва Богородице».
3.Мультимедийная презентация
4.Изображения святых Кирилла и Мефодия
5.Церковнославянский алфавит (кириллица)
6.Репродукции из рукотворных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке
Ход мероприятия
(Видео «Наш Донбасс»)
Ведущий 1. Родина…Что такое Родина?
Ведущий 2. Это – мой любимый Донбасс!
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – колыбель степной травы и запахи полыни.
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты неба серого и радость, и унынье.
Ведущий 3. Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем –
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.


Ведущий 4. Поля пшеницы – словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады.
Пленяющим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.


Ведущий 1. Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – край заводов, шахт и терриконов.
Ты – край несломленных и доблестных людей.
Ты – глыба мощи, красоты и силы.


Ведущий 2. Что такое Родина? Родина – это и наш родной язык, великий, могучий русский язык!


Ведущий 3. Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Ведущий 4. В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща: свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт
Ведущий 1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь


Ведущий 2. Под пером наших писателей и поэтов оживает все богатство и великолепие русского языка.
Ведущий 3. Под пером ученых рождаются научные трактаты.
Ведущий 4. Как здорово, что к нам дошли великие творения человеческого разума, как здорово, что мы можем
это прочитать.
Ведущий 1. Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем,
как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую
речь; кто же создал русский алфавит?
(Видео. Колокола и флейта)


Лингвист 1. Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.
У славянской письменности удивительное происхождение.
Лингвист 2. Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и
культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту
письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.


Ведущий 1. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, мы начинаем свой рассказ.

Историк 1. Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций
Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было
семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка
– греческий и болгарский.


Историк 2. Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны
как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.


Историк 1. Михаил Солунский – старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В
20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет
он решил изменить свою жизнь.

Чтец 1. Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Историк 2. Михаил оставил военную службу и отправился на Афон.Постригся в монахи и получил имя Мефодий.
Историк 1. Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при
дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику,
все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим
учеником и прозвали его Философом.
Историк 2. Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете
философию.


Историк 1. Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли
язычников.
Историк 2. Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую
страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет
христианства, веру христианскую.


Историк 1. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и
соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли
просвещать свой разум.
Историк 2. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут
прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!
Историк 1. По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской
Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Чтец 2. Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре,
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге, и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
(Видео. Молитва Богородице – песня Малышев)


Чтец 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты научила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
(Звучит тихая музыка)
Ведущий 1. В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину
стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
(Молитва Богородице)


Ведущий 2. После молебна братья и пятеро их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки.
Все получалось у них легко, потому что Сам Господь руководил ими. Азбука складывалась, как
мозаичная картина.
Лингвист 1. Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание –
совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ –
буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ
ВЕДИ – я знаю буквы. ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ – слово – это достояние. ЖИВИТЕ – значит жить в
труде, а не прозябать. ЗЕЛО – усердно. ЗЕМЛЯ – планета Земля и ее обитатели – земляне. И –
союз и. ИЖЕ – те, которые они же. КА́КО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть
азбуки означала: Живете зело, земля, и иже ка́ко люди – живите, трудясь усердно, земляне, и
как подобает людям. МЫСЛЕТЕ НАШ ОН ПОКОЙ – постигайте наше мироздание.
Лингвист 2. РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух. СЛОВО – передающее
знание. ТВЕРДО – уверенно, убежденно. Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо
– неси знания убежденно. УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай. ФЕРТ –
оплодотворяет. Азбука зафиксировала различия звуков «п» и «ф». В середине века
южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «П» на Руси звали фрягами именно из-за особенностей
речи. В немецком языке слово «герр» обозначает господин, Бог, в греческом «иеро»
переводится – божественный, в английском HERO Герой, а также русское имя бога – Хорос.
Выходит, что буква ХЕР имела значение «божественный, данный свыше». УК ФЕРТ ХЕР: знание –
дар Божий.
Лингвист 1. «ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ» расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет
постичь»!
Ведущий 2. Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание – дар божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


Ведущий 3. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего
великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания,
нашего бытия как русской нации.
Ведущий 4. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец,
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было
Слово…».


Чтец 2. Помолившись Богу поутру,
Наклонившись над листом святой,
Буквы подносил к его перу
Лучезарный Ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнею рукой.
И казалась, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалась, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит!
Историк 1. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и
Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви.
Историк 2. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.
Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке,
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!




Ведущий 2. Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская связь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Ведущий 3. Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 4. Перед упокоением Константин принял схиму с именем Кирилл.Константин прожил всего 42 года.
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает
первыми славянскими учителями.


Чтец 1. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец 2. Спасибо Вам, святые наши братья,
За ваши непрестанные труды,
За азбуку, преподанную нам,
А главное – за Библию святую.
Чтец 3. Прошли года, и просвещенье
Меж русских светочем зажглось
От поколенья к поколенью…
От предков наших, как сынам,
Оно завещано и нам.
Чтец 4. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Чтец 5. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Лингвист 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для
письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва
увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы.
Лингвист 2. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й.
Лингвист 1. В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Чтец 1. С кириллицы начал родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Чтец 2. Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковских, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет и Тютчев с ними нет разлук!
Чтец 3. А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Чтец 4. Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
О.Я. Яковенко



Ведущий 1. Язык – это наследие, получаемое от предков, к которому надо относиться, как к чему-то
священному, неоценимому и недоступному для оскорбление.
Ф. Ницше
Ведущий 2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучения и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью.
А. Куприн
Ведущий 3. Взывают к нам великие поэты и писатели, учёные-лингвисты, философы сберечь русский язык, его
красоту, богатство, величие, стройность.
Ведущий 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. Тургенев
Ведущий 1. Наш язык – это русской культуры великой основа,
И его нужно нам охранять, развивать и беречь –
Очень важно избавить его от всего наносного,
Защитить от «словесного мусора» русскую речь.
М. Крюков
Ведущий 2. Звуча у Пушкину так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке.
Е. Евтушенко
Ведущий 3. А мы, будущие учителя и воспитатели, как мы изучаем русский язык, как мы к нему относимся,
как мы его бережем?
Ведущий 4. Да, особенный наш молодежный язык, в основе которого явно чувствуется блатной жаргон.
Напомнить некоторые наши слова? Начнем с самых безобидных: стипуха, общага, училка, шпора,
бурса.


Ведущий 1. А какими словами мы выражаем свои эмоции!
Прикольно, клёво, круто, зашибись, офигенно, балдежно, вау, супер, отстой, стремно, кайфово,
кумарит.
Ведущий 2. Продолжим?
Блин, задрало, по фиг, фигня, в лом, жесть, капец.
Ведущий 3. До бесконечности можно приводить примеры жаргонных слов. О, а как «прикольно» наши юноши
обращаются к девушкам: деваха, гёрл, чувиха…


Ведущий 4. А девушки - к юношам: баклан, чувак, чел, паря…
Да, чу́дная наша речь!


Ведущий 1. Мир, любовь, добро, восхищение природой, чудом жизни имеют нескончаемые языковые сре́дства.
Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, обвинения, подавления, обиды,
оскорбления. Богат и резкими выражениями крайней досады и гнева – ругательствами.
Ведущий 2. Наш язык постоянно вульгаризируется. Особенно это опасно в связи с тотальным внедрением в
нашу речь грубой брани, «ненормативной лексики», как любят теперь корректно выражаться, то
есть обычной матерщины.


Ведущий 3. Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и
фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого м любо.
А. Чехов
Лингвист 1. Убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а это соответствует нередко и
недостойное поведение. Убогий язык – это и примитивная, убогая душа.
Лингвист 2. А если в нашей речи много жаргонной и ненормативной лексики – имеем ли мы право учить детей?
Имеем ли мы право их воспитывать?
Историк 1. Святитель Игнатий (Брянчани́нов) нас предостерегал: «Божественная цель слова в писателях, во
всех учителях…Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и
спасения в средство развращения и погубления!»


Историк 2. Алексей Толстой предостерегал нас: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.»
Ведущий 4. «Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,наш дар бессмертный - речь…»
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на
призыв своего старшего современника:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ!
Чтец 1. Глубокий смысл этих строк: сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не родину даже – но: слово.
Чтец 2. Потому что в слове – всё. И ДОМ, И ЖИЗНЬ, И РОДИНА, И ВЕРА!

Игра для школьников ко Дню славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры, посвященный памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. К нему приурочены различные мероприятия в учебных заведениях.

Предлагаем один из вариантов проведения школьного мероприятия, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий празднования Дня славянской письменности и культуры в школе

Праздник откроют ведущие:

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.
(Е.Завьялова)

– Возникновение письменности относится к глубокой древности. Родиной современного письма считается Древняя Греция, где изобрели значки и буквы для обозначения звуков устной речи.

– Одни из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. (Следует показ слайдов).

Затем на школьном мероприятии ко Дню славянской письменности и культуры прозвучит рассказ о Кирилле и Мефодии.

– Христианские проповедники из города Солуни (Салоники), братья Кирилл и Мефодий, разработали для записи текстов на славянском языке азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Затем праздник в честь Дня славянской письменности и культуры продолжит викторина:

  • Назовите первый писчий материал? (папирус).
  • Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток).
  • Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы – бересту).
  • В какой стране изобрели бумагу? (в Древнем Китае).

Потом ведущие предложат ребятам закончить пословицы:

  • Что написано пером, не вырубишь … топором.
  • Не красна книга письмом, а красна … умом.
  • Корень ученья горек, да плод его … сладок.
  • Книга мала, а ума … придала.
  • Грамоте учиться всегда … пригодится.
  • Ученье – свет, а неученье – … тьма.

А завершит мероприятие посвященное Дню славянской письменности и культуры чтение стихов:

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

с. Зензели

24 мая весь славянский мир отмечает поистине великий праздник – День славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Он является единственным в России светски-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига.
В преддверии этого праздника библиотекари и работники культуры пригласили учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса (учителя Колесникова Д.В. и Улюмжиева Л.З.) стать участниками исторического экскурса «Подвиг высокого служения: создание славянской письменности».
Ведущая Краюшкина Г.Г. рассказала ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки, вспомнили пословицы о книгах. Проверили, кто из ребят самый смышлёный, отгадывали загадки. С интересом ребята посмотрели видеоролик о братьях Кирилле и Мефодии и их жизненном пути.
Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, а заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. И День славянской письменности и культуры – это, в первую очередь, праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
Для всех категорий читателей подготовлена книжная выставка «История письменности и книги».


с. Бирючья Коса
В библиотеке с. Бирючья Коса прошел час интересных сообщений «Свет дневной - есть слово книжное», основная цель мероприятия: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия и роль библиотеки, которая была и будет Священным храмом живых печатных слов.
Не случайно, что два таких праздника - День славянской письменности и культуры и День библиотек отмечаются почти одновременно. Рассказ библиотекаря О.В. Грузинцевой сопровождался электронной презентацией «Первоучители добра и просвещения». Присутствующие «досказывали» пословицы о грамоте и учении, и в качестве закрепления полученной информации отвечали на вопросы викторины.


с. Заречное
Работники культуры села Заречное провели путешествие «К истокам книгописи», посвященное Дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Встреча была посвящена первой азбуке, длинной дороге славянских племен к письменности и грамотности. Мы рассказали откуда и когда пришел этот праздник, как Кирилл и Мефодий стали учителями, чем отличаются глаголица и кириллица и многое другое.


с. Басы
Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность - Кириллу и Мефодию. К этой дате в библиотеке с. Басы прошло мероприятие "Наследие учителей великих - урок славянам навсегда" для учащихся 1 класса. Дети совершили путешествие из далекого прошлого в настоящее, чтобы узнать как зародилась письменность, как создавалась первая книга, побывав на станциях "Первобытная", "Историческая", "Музыкально - игровая", "Сказкино-загадкино", прослушали, как звучит старинная азбука, разгадывали "ожившие буквы". Мероприятию была приурочена выставка "Слава вам, братья, славян просветители".


с. Песчаное
24 мая культработники с. Песчаное провели час интересных сообщений «Первоучители славянской азбуки».
Ведущие художественный руководитель Чавычалова Е.В.и библиотекарь Баркалова В.М. рассказали школьникам об истории возникновения славянской азбуки и о ее создателях - византийских монахах Кирилле и Мефодии. О том, как создавались первые рукописные книги, о первых летописцах (писателях) и многом другом шла речь на этом мероприятии.
Дети поделились впечатлениями о своих любимых книгах и приняли участие в викторине «Наш великий и могучий язык».


с. Яндыки
24 мая работники культуры и библиотек с. Яндыки провели для учащихся 5 «б» класса час истории «Дела Мефодия и Кирилла в славянстве будут жить века», посвящённый Дню славянской письменности и культуры. В ходе мероприятия ребятам рассказали об истории возникновения письменности, о жизни и деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия. Учащиеся узнали, как появился алфавит, когда и кем была создана азбука. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия - «первоучителей «словенских», которые стали символом духовного подвига. Ребятам была представлена книжная выставка «Родники русской культуры». В конце мероприятия учащиеся активно отвечали на вопросы викторины.


с. Проточное
Работники Дома культуры и библиотекарь с. Проточное 23 мая провели для учащихся школы познавательную программу "Откуда пришёл первый букварь И. Фёдорова», посвящённую Дню славянской письменности и культуры.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита и просветительского подвига Кирилла и Мефодий, создателей азбуки и о первопечатнике Иване Фёдорове, развивали у учащихся интерес к родной истории, к родному языку. Ведущие провели с учащимся викторину, познакомили с выставкой "История книжности Древней Руси".
В заключении была показана презентация "Создатели славянской письменности".


п. Лиман, ДМБ
«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации», с этой цитаты началось познавательное путешествие в историю письменности и книги, которое провели сотрудники центральной модельной библиотеки для студентов первого курса Лиманского филиала АГПК.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, узнали о значении научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия. В ходе увлекательной игры - викторины «К сокровищам родного слова» ребята научились прослеживать связь истории и современности, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, воспитывать в себе уважение и понимание русской культуры, славянских традиций, толерантность.


с. Бударино
24 мая в День славянской письменности работники клуба и библиотеки с. Бударино провели познавательный час «Наследие Киррила и Мефодия».
В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – великих просветителей Кирилла и Мефодия. В ходе мероприятия ребята узнали об истории образования письменности на Руси, познакомились с биографиями святых апостолов Кирилла и Мефодия, узнали много интересного об образовании славянской азбуки, алфавите и о том, как зарождалось обучение на Руси, как изменился русский язык за минувшие столетия. А также ведущие рассказали, что внешний вид букв славянского алфавита помогает увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». Именно с азов начинается путь каждого в мир знаний.


с. Вышка
24 мая в клубе с. Вышка прошло мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Целью мероприятия было расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности. На мероприятии ведущая познакомила ребят с житием святых Мефодия и Кирилла, дала понятие о церковно-славянском языке и что нужно формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку, нужно развивать познавательный интерес к истории русского языка. Провела информационную беседу с показом презентации «Слово истины».
Также была организована выставка книг «Живое слово» .Учащимся было интересно слушать о создании кириллицы, они активно участвовали в обсуждении изменения алфавита. Каждый из них черпал для себя новую и интересную информацию и гордился, что является носителем самого богатого языка на планете.
с. Оля
В Доме культуры с.Оля 24 мая провели познавательный час «Откуда письменность пришла». Библиотекарь с. Оля Трофименко О.А. рассказала ребятам об истории возникновения нашего языка, письменности и культуры. О том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги. О создателях славянского алфавита – великих просветителях Кирилле и Мефодии. Как постепенно от письменности на скалах, мы перешли к современным типографиям. Поговорили с ребятами о современных носителях информации, об их плюсах и минусах. Провели познавательную игру «Наши братья святые Кирилл и Мефодий» Как выглядела первая славянская азбука? Что такое вязь? Может ли письмо состоять из рисунков? Большинство вопросов игры не вызвало у ребят затруднений.


с. Яр-Базар
24 мая в клубе с. Яр-Базар художественный руководитель О.В. Бадмагоряева провела для детей «Праздник Кирилла и Мефодия». Целью данного мероприятия стало знакомство детей с событиями жизни Св. Кирилла и Мефодия, составителями славянской письменности.
На празднике детям было рассказано о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры. Данный праздник поспособствовал развитию у детей чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку. Особенно понравилось детям самим написать письмо на глаголице, а другим расшифровать, что именно написано.


с. Караванное
24 мая в День славянской письменности и культуры руководитель кружков Дома культуры с. Караванное Иванченко М.М. провела для детей познавательную программу «Аз и буки - начало науки».
Цель мероприятия - рассказать детям о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Присутствующие с интересом слушали рассказ о том, что начало письменности зародилось еще в пещерное время, где люди общались рисунками и предметами посланиями, рисовав их на камнях и на стенах пещер. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые стали называться буквами, основоположниками которых являлись святые Кирилл и Мефодий. Ребята узнали, что первыми славянскими азбуками являлись глаголица и кирилица, а также узнали о первых книгах, и чем и на чем их писали. По ходу всего мероприятия ребята просмотрели презентацию.


с. Кряжевое
25 мая в библиотеке Доме культуры с. Кряжевое художественный руководитель клуба с. Судачье Емельянченко А.Г. и библиотекарь с. Кряжевое Полковникова Л.А., провели тематический час "Кирилл и Мефодий - просветители славянских народов". Ведущая Емельянченко А.Г. рассказала ребятам о создателях славянской письменности, о том, как в старину учили детей грамоте и, что первыми учителями ребят были дьяки. Затем была приглашена в гости "королева книг" (Полковникова Л.А.), она рассказала ребятам о первых буквах, которые создали Кирилл и Мефодий, о том, что вначале люди писали на камнях, шкурах животных, писали гусиными перьями, но это было неудобно и постепенно люди стали писать на папирусе, а затем и на бумаге. Желающие могли попробовать написать букву чернилами, что доставило детям большое удовольствие. Так же с ребятами были проведены: физкультминутка, загаданы загадки, под песню про букварь дети водили с ведущей и "королевой книг" хоровод. В заключении мероприятия дети рассказали стихотворения про буквы и азбуку.


с. Лесное
24 мая в День славянской письменности и культуры в Доме культуры с. Лесное прошел литературно-исторический час "Славянское письмо".
Ведущая Дождева М.А рассказала ребятам о славянских просветителях-создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, благодаря которым славянские народы стали грамотными.
с. Михайловка
24 мая заведующая модельной библиотекой с. Михайловка Бубнова Л.Н. совместно с художественным руководителем Дома культуры Макаровой Т.В. провели праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Гостями библиотеки были учащиеся 1 класса Михайловской школы и ребята дошкольники детского сада «Земляничка».
Под веселую русскую народную мелодию ребята вошли в библиотеку, здесь они познакомились с книжной экспозицией «Память о святых учителях», посмотрели видеоролик «В гостях у Дуняши. Кирилл и Мефодий», а затем отправились в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени «Аз - свет миру». Заглянули в далекое прошлое нашей страны, узнали, как развивалась письменность, кто создал славянскую азбуку. В ходе путешествия ожили старинные буквы: Аз, буки, веди, добро, глаголь. Ребята называли слова, которые начинаются с этих букв, отгадывали загадки.
Они побывали на четырех станциях: «Первобытная» - наскальные символы – буквы, иероглифы; «Историческая» - Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица; «Музыкально-игровая». Народные игры; «Сказочная».
Славяне не только много трудились, они любили веселиться. Ребята с удовольствием приняли участие в игре «Передай платок» и в хороводе спели песенку «Во поле березка стояла».
Главная цель мероприятия воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям.


с. Воскресеновка
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. А знание истоков родного языка, истории русской культуры, сегодня, как никогда, необходимы подрастающему поколению.
25 мая в клубе с.Воскресеновка для учащихся 1-3 класса прошёл познавательный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры. На проведенном мероприятии ребята познакомились с описанием жизни и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, их вкладом в просвещение славянских народов. Узнали много нового из истории родного языка: о глаголице, кириллице, славянской азбуке и их значении в развитии русского языка, познакомились с историей русского алфавита. Юные читатели узнали, как учились в старину их сверстники, какими были первые книги и почему именно в этот день, 24 мая, отмечается праздник, посвященный русской письменности. Ребята стали участниками многочисленных игр, с интересом разгадывали загадки и ребусы. Красочная презентация послужила содержательным дополнением к рассказу ведущих. Ребята познакомились с книгами, представленными на выставке.