Мода        28.04.2021   

Ты сам мастер дпи ваза. Ты сам мастер

Тема урока : Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.

Цели урока:

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;

Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

развивать художественную осведомленность, фантазию;

Задачи урока:

воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы : - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной работы);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;

повторение правил техники безопасности;

оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.

Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем : «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».

По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.

По толковому словарю Даля Батик (малайск.)

1. Техника художественной росписи тканей.

2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.

нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Существует горячий и холодный батик.

Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.

Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.

Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик - в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками.

Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Техника узелкового батика

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

3. Закрепление изученного материала:

Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?

Что такое холодный и горячий батик?

Физкультминутка.

4. Практическая творческая работа:

Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.

Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;

сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;

посыпать солью;

дать высохнуть.

Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»

Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования

Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.

Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.

В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты

Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат

Красный мак - символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии - жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.

Посмотрите на красоту этих цветов.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Анализ и итоги урока:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

6. Рефлексия

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние.


Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

  • репродукции;

  • образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

      Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

      История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УРОК ИЗО

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика»

Составитель:

учитель ИЗО.

Рузаевка, 2013

I. Дидактическое обоснование занятия.

Цели занятия:

1 Образовательные:

· обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

· способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

· создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2 Развивающие:

· способствовать развитию творческой фантазии;

· способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

· способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

· способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 Воспитательные:

· создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

· способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

· кабинет информатики;

· компьютеры.

2. Дидактическое обеспечение:

· рисунки;

· репродукции;

· плакаты;

· образцы работ.

Методы обучения:

· проблемный;

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Словарная работа:

· мозаика, смальта.

Тип занятия:

· интегрированный;

· комбинированный.

II Ход занятия.

1. Организационный момент:

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения). (Слайд 2).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка » под редакцией).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

· Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 3).

· Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему. (Слайд 4).

· Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины?

· Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин.

(Станковые или монументальные). (Слайд 5, 6).

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

3. Изложение нового материала:

3.1 Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла. (Слайд 7).

3.2 История развития.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки . Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол (Слайд 8).

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло – смальта. (Слайд 9).

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики – флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Слайд 10).

В России смальтовую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. (Слайд 11). Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 12).

4. Закрепление материала.

· Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики. (Слайд 13-18).

· Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта)- слова на доске.

· Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

· Кто возродил смальтовую мозаику в России.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

· Сообщение названия практической работы «На морском дне». (Слайд 19).

1. Изображение рыб и рамки.

(Слайд 20).

3. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков). (Слайд 22, 23).

5. Выбор палитры. (Слайд 24).

5.2. Закрепление материала.

· Самостоятельно рассказать последовательность выполнения мозаичной картины.

2.Изображение рыбы

3.Морское дно.

4.Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

5.Выбор палитры.

· Проверка.

· Устранение ошибок.

· Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы . Показ слайдов. (Слайд

· Вопросы.

6. Самостоятельная работа учащихся.

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

· Рациональное использование учебного времени учащимися.

6.3. Физкультминутка.

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

7. Подведение итогов.

· Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

· Что узнали нового?

· Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

· Просмотр работ.

· Выставление отметок в классный журнал.

· Сообщение о теме следующего урока.

«Мозаика. Натюрморт» с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).

Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема урока: Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

Цель урока:

    Научить выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал;

    Развивать творческую фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;

Задачи урока:

    воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

    обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

    развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы:

Зрительный ряд:

    оформление класса – вазы стеклянные и керамические разные по форме.

Тип урока: комбинированный.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий,);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке: фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД: Познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р).

Организационный момент

Слушают учителя

Здравствуйте ребята.

Проверьте все ли у вы приготовили к уроку.

Я держу в ладонях солнце

И дарю его друзьям

Улыбнитесь – это просто

Лучик солнца – это вам!

У меня в руках лучики с заданиями. Выберите, пожалуйста, себе задания и ответьте на вопросы.

Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)

Актуализация опорных знаний

Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

Мини-сообщения:

Из истории

Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла. Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма вазы обязана своим появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев. Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер. В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни. В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов. На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня. Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров

Вам было дано домашнее задание подготовить небольшие сообщения из истории ваз.

Вывод: Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров

Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).

Моделирование и преобразование объекта (П), анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Проблемный вопрос

Дают свои варианты ответов.

Задачи:

    познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы

    научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы

    овладеть навыками конструирования из подручного материала.

Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. Какие предметы ДПИ Древней Греции сохранило время? (античные вазы)

Посмотрите, пожалуйста, что у нас приготовлено к уроку и постарайтесь определить тему урока.

(тему – на доску). Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

Цель нашего урока развитие творческой фантазии.

(цели – на доску)

Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.

Для достижения нашей цели какие вы должны решить задачи?

Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

Выражение своих мыслей(К)

Формирование новых знаний

Слушают учителя

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На уроке вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по – настоящему ценить красоту.

Здесь представлены вазы из стекла и керамики, а мы с вами сделаем своими руками красивую декоративную вазу.

Но для начала нам необходимо:

1. определиться в выборе места, где будут размещены наши работы (в коридоре, столовой, рекреации);

2. решить, каков будет размер вазы.

Анализ, синтез, сравнение(П), извлечение необходимой информации(П), личностное переживание(Л).

Физкультминутка

Слушают учителя и выполняют действия.

В качестве физкультминутки используем воздушное рисование.

1 упр. – правой рукой нарисовать вазу

2 упр. – теперь нарисуем туже вазу, но головой

3 упр. – а теперь нарисуем волну. Отдохнули, улыбнулись, продолжаем работать.

Практическая работа

Дают свои варианты ответов.

Выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать вазу?

Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно сделать вазу.

Для работы нам понадобится:

разные по форме баночки, цветные нитки, бусины, ленты, цветные лоскуты, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Ознакомьтесь с инструкцией:

Методика изготовления вазы

    Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

    2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса)

    Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

    На основу наносим клей тонким слоем (не более 2 сантиметров).

    Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

    Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

    Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию. Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу, чтобы спрятать стекло и картон.

    Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

    Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.

Т Во время практической работы учитель проводит:

    контроль за правильностью выполнения приемов работы;

    оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в работе;

    контролирует объем и качество выполненной работы.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).

Анализ работ

Каждый ученик, завершив работу выставляет ее для просмотра и обсуждения.

Просмотр и обсуждение работ.

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Рефлексия

Идет обсуждение учащимися.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие вазы?

Как изменилось бы помещение?

Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?

Как вы думаете, зачем нужна ваза?

Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

(Для оформления интерьеров здания.)

Кто может похвалить себя? За что?

Кто недоволен собой? Что не получилось?

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л).

Домашнее задание: подготовьте эскиз для украшения вашей вазы.

Закончить урок мне хотелось бы словами: «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» я желаю вам видеть в мире только прекрасное.

Спасибо за урок.

синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).


Из истории

Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла.

Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма

вазы обязана своим

появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев.

Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически

оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать

из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер.

В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни.

В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким

горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума

над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов.

На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня.

Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре.

В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим

разнообразием форм и декоров

Инструкция

изготовления вазы

1. Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки

(меньшим основанием конуса)

3. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки

(меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

4. На основу наносим клей тонким слоем (не более 2-х сантиметров).

5. Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

6. Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

7. Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию.

Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу,

чтобы спрятать стекло и картон.

8. Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

9. Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.

Тема урока:

Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства .

Задачи:

1. Познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы;

    1. Научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы;

      Овладеть навыками конструирования из подручного материала.

Цель нашего урока:

Развитие творческой фантазии;

Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.

План урока

I . Проверка домашнего задания:

1.Сообщения учащихся

II . Работа по теме урока

    Знакомство с инструкцией изготовления вазы

    Практическая работа

III. Обсуждение работ

1. Домашнее задание


  • Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с процессом изготовления панно
  • Задачи:
  • формирование:
  • интереса к изобразительному искусству;
  • развитие:
  • речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание:
  • любви к искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия

  • В национальных традициях нашего народа следует выделить интересный вид лоскутного шитья, называемый панно, который включает в себя обтягивание картона тканью, создание объемных игрушек и фигур, украшений прикладного характера. Сегодня декоративное панно совершенно не устарело, а скорей, наоборот, интерес к нему с каждым годом становится все больше и больше.
  • Не удивительно, что у нас такой вид искусства активно развивается, поскольку он неразрывно связан с шитьем, вышивкой, вязанием, бисероплетением и прочими видами искусства. История возникновения панно уходит глубоко в прошлое, поскольку еще в древних летописях мы находим описания предметов, выполненных с помощью данного вида прикладного искусства. Многочисленные археологические раскопки памятников старины, курганов и древних городов на территории нашей страны полностью подтверждают данный факт.
  • Взгляните на следующие работы….







Эти чудесные картины –ПАННО

А что это такое?


(фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани ) - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.


(фр. esquisse ) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи .




Аккуратно располагаем декоративные элементы и закрепляем с помощью клеевых основ (ПВА, клей-пистолет, клей Момент и т.д.)




  • Картон
  • Клей ПВА
  • Ножницы
  • Карандаш простой
  • Ластик
  • Материал для декорирования (пуговицы. пряжа, семена, сухие листья и т.д.)