Здоровье        03.08.2021   

Образ Максима Максимыча (Герой нашего времени). Характеристика героя Максим Максимыч, Герой нашего времени, Лермонтов

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет.

Печорин является сложным и противоречивым человеком. Роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа - Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Пожилой штабс-капитан Максим Максимыч - человек мягкий и добродушный. Он описывает Печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. Уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. Он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент очень много говорить и шутить.

Характеристика Печорина в главе «Бэла» практически не имеет психологического анализа. Рассказчик не анализирует, не оценивает и даже не осуждает Григория, он просто передает много фактов из его жизни.

Трагическая история о Бэле

Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Дневник

Печорина возникает сама собой после того как читатель сталкивается с мыслями самого героя, которые он записывал в своем личном дневнике. В главе «Княжна Мери» Григорий, имея холодный расчет, влюбляет в себя молодую княжну. По развитию событий он уничтожает Грушницкого сначала морально, а после - и физически. Все это Печорин записывает в дневник, каждый свой шаг, каждую мысль, точно и верно сам себя оценивая.

Печорин в главе «Княжна Мери»

Характеристика Печорина в главе «Бэла» и в главе «Княжна Мери» поражает своей контрастностью, так как во второй упомянутой главе появляется Вера, которая стала единственной женщиной, сумевшей понять Печорина по-настоящему. Именно ее Печорин полюбил. Его чувство к ней было необыкновенно трепетным и нежным. Но в конечном итоге Григорий теряет и эту женщину.

Именно в момент, когда он осознает потерю избранницы, перед читателем открывается новый Печорин. Характеристика героя на данном этапе заключается в отчаянии, он уже не строит планы, готов к глупым и Не сумев спасти потерянное счастье, Григорий Александрович плачет, словно дитя.

Последняя глава

В главе «Фаталист» Печорин раскрывается еще с одной стороны. Главный герой не ценит свою жизнь. Печорина не останавливает даже возможность смерти, он воспринимает ее как игру, которая помогает справиться со скукой. Григорий в поисках себя рискует жизнью. Он отважен и храбр, у него крепкие нервы, а в тяжелой ситуации он способен на героизм. Можно подумать, что этот персонаж способен на великие поступки, имея такую волю и такие способности, но на самом деле все сводилось к «острым ощущениям», к игре между жизнью и смертью. Как итог - сильная, беспокойная, мятежная натура главного героя приносит людям только несчастья. Эта мысль постепенно зарождается и развивается в разуме самого Печорина.

Печорин - герой нашего времени, герой своего, да и любого времени. Это человек, который знает повадки, слабости и В какой-то мере он эгоист, ведь думает лишь о себе и не проявляет заботу о других. Но в любом случае этот герой романтический, он противопоставлен окружающему миру. На этом свете ему нет места, жизнь растрачена впустую, а выход из этой ситуации - смерть, которая настигла нашего героя по пути в Персию.

Все в романе подчинено главной задаче - как можно глубже и подробнее показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей тридцатых годов 19 века. Вся система образов в романе также подчинена главной задаче - раскрытие личности Печорина.

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что "героем наших дней" будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч.

В.Г. Белинский признал в Максим Максимыче "тип чисто русский". Он писал: "…Вы, любезный читатель, верно, не сухо расстались с этим старым младенцем, столь добрым, столь милым, столь человечным и столь неопытным во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий и опытности. И даст Бог вам встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей!".

Максим Максимыч - это, по мнению Белинского, "добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он". Образ Максим Максимыча важен для понимания демократической устремленности творчества Лермонтова. Подобный образ встречался и ранее в творениях поэта: это был образ смертельно раненного армейца, человека долга в стихотворении "Завещание", храбрых и благородных солдат и командиров в "Бородино", "Валерике", и, наконец, в очерке "Кавказец", где дан обобщенный образ офицера, представителя демократической среды, который годами подвергал себя военной опасности, а в будущем его поджидала одинокая неустроенная старость.

Максим Максимыч беден, не имеет высокий чин и не слишком образован. Жизнь его складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и самоотвержен, умеет заботиться о людях.

В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание.

Доброта души Максима Максимыча раскрывается и в отношении к Бэле. Он полюбил дикую черкешенку как родную дочь, глубоко переживал за ее судьбу, когда Печорин охладел к ней. Максим Максимыч заботился о Бэле, стараясь сгладить ее переживания. Он даже пытался поговорить с Печориным о судьбе девушки, не одобрял его равнодушного отношения к Бэле. Несмотря на доброту и искренность, Максим Максимыч очень одинок. Он не смог создать семьи и все время проводил в затерянной крепости, исправно исполняя свои обязанности. "Для него жить - значит служить, и служить на Кавказе", - писал Белинский. Максим Максимыч прекрасно знает жизнь горцев и местные нравы: "Ужасные бестии эти азиаты! Уж я их знаю, меня не проведут".

Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа. Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, с их чувствами, находящими выражения не в длинных речах, а в действиях. В жизни горцев Максим Максимыч не видит ничего непонятного, необъяснимого. Напротив того, характер и поведение Печорина ему совершенно непостижимы. Печорин в глазах Максим Максимыча "странен": "…с большими был странностями". Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, говорят не только о простоте и наивности его души, но и о довольно ограниченных способностях его ума, о неспособности понять сложный и ищущий внутренний мир главного героя: "Видно, в детстве был маменькой избалован". Существенно, что именно Максиму Максимычу автор доверяет рассказать повесть "Бэла", так как герой слишком прост, чтобы понять Печорина - в основном Максим Максимыч излагает внешние события. Привязанность Максим Максимыча к Печорину сохраняется с годами. Это можно наблюдать во время встречи героев, спустя пять лет. Максим Максимыч настолько рад встрече, что бросает " в первый раз от роду…дела службы", позабыв о своих годах, бежит к Печорину, хочет "на шею кинуться" от переизбытка чувств. Однако Печорин встречает приятеля лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…" Максим Максимыч принял желаемое за действительное, поэтому отношение Печорина при последней встрече оказалось тяжелым ударом судьбы для штабс-капитана.

Для речевой манеры Максима Максимыча характерно употребление выражений и оборотов из военно-профессиональной терминологии: "пришел транспорт с провиантом"; "девки и молодые ребята становятся в две шеренги". Вместе с тем в речи Максима Максимыча без всякой особой аффектации, без нажима, как совершенно привычные, вошедшие в ежедневный обиход, встречаются наиболее распространенные местные, "кавказские", слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщица, бешмет, гяур, калым и т.п. Иногда в речи самого Максима Максимыча, а чаще в передаваемой им прямой речи Казбича и Азамата, звучат отдельные слова и фразы татарского языка: "Эй, Азамат, не сносить тебе головы, - говорил я ему: - яман будет твоя башка!" Но бывает и так, что Максим Максимыч в своем рассказе как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: "Бедный старичишка бренчит на трехструнной…забыл как по ихнему… ну, да вроде нашей балалайки". Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающему быту.

В наиболее напряженные драматические моменты язык Максима Максимыча становится особенно выразительным и приближается к стилю автора: "Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…".

Высокую художественность речи Максима Максимыча отметил еще Белинский: "Максим Максимыч рассказал историю Белы по-своему, своим языком; но от этого она не только ничего не потеряла, но бесконечно много выиграла. Добрый Максим Максимыч, сам того не зная, сделался поэтом, так что в каждом его слове, в каждом выражении заключается бесконечный мир поэзии. Не знаем, чему здесь более удивляться: тому ли, что поэт, заставив Максима Максимыча быть только свидетелем рассказываемого им события, так тесно слил его личность с этим событием, как будто бы сам Максим Максимыч был его героем, или тому, что он сумел так поэтически, так глубоко взглянуть на событие глазами Максима Максимыча и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим даже в самом комизме своем?...".

Показательно то, как с помощью слова оттеняется "непохожесть" героев. Внутренний мир Максима Максимыча раскрывается через устное слово - сказ, внутренний мир Печорина - через "журнал"-дневник, который он писал для себя. Таким образом, такой персонаж, как Максим Максимыч, весьма важен для раскрытия основной идеи произведения и характера Печорина. Этих героев сближает удаль, любовь к природе, понимание ее величия и красоты, смелость и благородство, непосредственность и искренность в общении, интерес к окружающему миру, действенное отношение к нему.

Однако добрый и простой штабс-капитан неспособен понять характер и поступки Печорина, хотя искренне к нему привязывается. Максим Максимыч воспринимает жизнь такой, какой она есть. Он довольно ограниченный и примитивный служака, верный присяге и исправно выполняющий свои обязанности. Однако по словам Белинского, у него "чудесная душа, золотое сердце". Конечно же, Печорин и Максим Максимыч не могли стать настоящими друзьями, эти люди стоят на разных полюсах жизни.

Каждый эпизод, каждая деталь в романе "Герой нашего времени" неслучайны. Все они служат одной цели - как можно полнее показать и раскрыть перед читателем образ главного героя.

Известно, что поначалу критика осудила Печорина и противопоставила ему соответствующий ее идеалам образ Максима Максимыча. Этот герой своей покорностью очень понравился Николаю I - Максим Максимыч спокойно тянет лямку военной службы на Кавказе, не протестует против крепостничества, что еще надо? Но для Лермонтова истинным героем был Печорин - вольный в своих поступках и мыслях.

Тем не менее, от этого образ Максима Максимыча не становится менее важным и интересным в романе.

В произведении мы застаем Максима Максимыча уже старым служакой, которому лет пятьдесят. Ничего не рассказано о его прошлом, историю его жизни остается только угадывать по отдельным деталям и намекам.

Максим Максимыч - рядовой офицер на Кавказе. Он беден и практически не образован. Но главное - он умеет любить и заботиться о людях. Он повидал много за свою жизнь, но кругозор его узок, так как общался он лишь со своими сослуживцами да горцами, обычаи которых и язык он изучил, несмотря на то, что они были врагами.

Он - необычайно добрый и чуткий человек - стоит только вспомнить, как он встретил Печорина. Максим Максимыч безумно рад встрече, бросает "в первый раз от роду…дела службы", позабыв о своем возрасте, бежит к Печорину, хочет "на шею кинуться", а Печорин же встречает его лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…". Как видим, Максим Максимыч выбрал самое простое объяснение поведению Печорина, и с ним согласился, не желая "капнуть" глубже, серьезнее разобраться в причинах холодности Александра Григорьевича. Тем не менее, несмотря на разочарование Максима Максимыча во встрече, он до конца остался верен этой странной дружбе.

Военная жизнь, естественно, наложила свой отпечаток на лексикон и манеру речи штабс-капитана. Его разговор изобилует военными профессионализмами. Например: "пришел транспорт с провиантом"; "девки и молодые ребята становятся в две шеренги". Но такие обороты звучат из его уст как совершенно повседневные, обычные. Встречаются в его речи и диалектизмы, "кавказские" слова и выражения: "мирной князь", "кунак", "джигитовка", "сакля", "духанщица", "бешмет", "гяур", "калым" и т.п.

Иногда в речи самого Максима Максимыча, а чаще в передаваемой им прямой речи Казбича и Азамата звучат отдельные слова и фразы татарского языка: "Эй, Азамат, не сносить тебе головы, - говорил я ему: - яман будет твоя башка!" Но бывает и так, что Максим Максимыч в своем рассказе как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: "Бедный старичишка бренчит на трехструнной…забыл как по ихнему… ну, да вроде нашей балалайки".

Отрицательное отношение Максима Максимыча к горцам выражается в его оценке их обычаев и обрядов. С чувством брезгливого презрения он говорит Печорину: "…у этих азиатов все так: натянулись бузы, и пошла резня". Описывая кавказскую свадьбу, герой осуждает обычай всех "встречных и поперечных приглашать на свадьбу". Хотя, если задуматься, в таком обычае можно видеть элементы демократичности горского общества, когда даже к князю может прийти в гости человек простого звания, что было недопустимо на свадьбе светского вельможи в России.

Но мы замечаем, что для рассказа Максима Максимыча вообще характерно стремление принизить быт и обычаи горцев. Также уничижительно отзывается он и о самом свадебном обряде, в котором не видит ни красоты, ни проявления народного духа. Максим Максимыч не видит красоты и в джигитовке. Для него горец, который берет на себя роль забавника для зрителей, представляется как "оборыш, засаленный, на скверной, хромой лошаденке, ломается, паясничает, смешит честную компанию".

Но натура героя не так проста и приземлена, как может показаться. В наиболее напряженные драматические моменты язык Максима Максимыча становится особенно выразительным и приближается к стилю автора: "Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…" Это, на мой взгляд, говорит о благородстве героя, его умении видеть главное в жизни.

Как уже говорилось в начале, все в романе неслучайно, и речь героя, безусловно, тоже. Если Печорин раскрывает свой внутренний мир через письменное слово, то есть - посредством своего дневника, то Максим Максимыч - через устное слово. По его речи мы можем судить о его внутреннем мире.

Итак, Максим Максимыч очень добр, тепло и радостно реагирует на любое проявление к нему внимания. Но, несмотря на это, он не видел любви и не создал семьи. Наверное, поэтому Максим Максимыч по-отцовски полюбил черкешенку Бэлу. Кстати, именно ему автор доверяет рассказать историю про Бэлу, как самому близкому ей человеку из русских.

Этот герой не склонен к рефлексии, он совершенно прост, чист в проявлениях своих чувств, не анализирует и не философствует над жизненными ситуациями. Но ведь даже врагов своих, горцев, он прекрасно понимает. Проведя всю жизнь в этих краях, Максим Максимыч прекрасно научился понимать и принимать горцев, а вот импульсивность, да и вообще характер Печорина так и остались для него непонятыми и даже "странными": "…с большими был странностями".

Можно сказать, что штабс-капитан судит всех людей со своей колокольни. Если Печорин ему непонятен, то "видно, в детстве был маменькой избалован".

В исследовательской литературе образ Максима Максимыча называется национальным типом простого русского человека. По общему мнению критиков, он воплощает в себе лучшие черты народного характера - доброту, человечность, преданность, искренность. Традиционно считается, что образ Максима Максимыча противостоит Печорину и является представителем народа на страницах романа. Несмотря на то, что сразу после выхода романа "Герой нашего времени" вокруг него развернулись ожесточенные споры, образ штабс-капитана вызвал восторженные оценки. Самое удивительное, и даже парадоксальное, заключалось в том, что свою симпатию к старому вояке с кабардинской трубочкой высказали критики разных идеологических направлений. Реакционные критики так называемого лагеря "официальной народности" ругали роман, Печорина, Лермонтова, но хвалили Максима Максимыча. Им противостояли критики демократической направленности, которые также хвалили штабс-капитана. Сложилось невероятное единство мнений - образ Максима Максимыча стал примиряющим началом для идейных противников. "Из побочных лиц первое место мы, конечно, должны отдать Максиму Максимовичу, - писал С. Шевырев, - Какой цельный характер коренного русского добряка, в которого не проникла тонкая зараза западного образования; который, при мнимой наружной холодности воина, наглядевшегося на опасности, сохранил весь пыл, всю жизнь души; который любит природу внутренне, ею не восхищаясь, любит музыку пули, потому что сердце его бьется при этом сильнее...".

Еще в более восторженном духе высказывается по поводу штабс-капитан Белинский: "…и вы увидите, какое теплое, благородное даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека; вы увидите, как он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие; как, вопреки собственному сознанию, душа его жаждет любви и сочувствия, - и вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконичного в словах Максима Максимыча…" Образ Максим Максимыча играет большую роль в романе. Он не только вспомогательной фигурой - помогает раскрыть образ Печорина, но и вполне самостоятельным образом, достаточно подробно прорисованным и раскрытым.

Данная часть произведения является связующим звеном между «Бэлой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максим Максимычем много лет о нем ничего не слышал. Они перестали общаться. Не интересовались жизнью друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.



Поведение Печорина непонятно. Встретив старого друга, он нисколько не обрадовался. Казалось, ему просто наплевать на него. Когда штабс-капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела в сторону, Печорин так и не соизволил заглянуть хоть на минуту.

Печорин казался отчужденным, погрязшим в своих мыслях. Ничего кроме Персии его не волновало. Разговор сводился только к ней, ведь именно туда лежал его путь. Даже от своих записок Печорин с легкостью отказался, а ведь в них были его откровения, которыми он делился на бумаге. В них раскрывались интимные стороны его души.

Между тем объяснение его поступку имеется. Печорин не желал ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он осознавал свою причастность к ее гибели. При виде Максима Максимыча в душе всколыхнулись воспоминания, которые он хотел навсегда стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки не такой он холодный и монументальный, каким казался. Была в этом человеке совесть, и сострадать он умел, но нацепив маску равнодушия, Печорин не готов был ее снять. Так проще прятаться под панцирем отчуждения и напускного безразличия.



Максим Максимыч не понимал поступков Печорина. Был обижен и огорчен. Они через столько прошли вместе, а он так к нему относится, как будто к чужому. Чем он заслужил такое обращение, для него было загадкой. Старик искренне радовался встрече, как малое дитя при виде мамки. Однако вместо теплого приема получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обмениваются два малознакомых человека.

Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо это было неслучайно. Для Максима Максимыча эта новость была неожиданной и вызвала недоумение на его лице. Печорин чувствовал скорую смерть, стремился ей навстречу. Поэтому отказался от своего дневника. Он для себя поставил точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в путешествие груз воспоминаний, тяжелым кирпичом, давившим на него.

Образ Максима Максимыча

Образ Максима Максимыча – образ бывалого офицера, патриархального, добродушного челове­ка, неприхотливого в быту, любящего поговорить. В.Г. Белин­ский считал этого героя «интереснейшим лицом», воплощав­шим тип «старого кавказского служаки, закаленного в опас­ностях, трудах и битвах». Несмотря на простоту, грубоватые манеры, у него, по замечанию критика, «чудесная душа, золо­тое сердце».

Он искренне рад этой встрече с новым человеком, приятель­ствовал с Печориным. Вместе с тем в этом отрывке (как и во всем произведении) образ штабс-капитана контрастирует с образом Печорина. Максим Максимыч - человек прежнего поколения, офицер, привыкший безоговорочно выполнять приказы. Он противопоставлен Печорину и по возрасту, и по социальному статусу, и по эмоционально-психологическому складу. Если Печорин- скептик, индивидуалист, то Максим Максимыч - альтруист, идеалист. Первого героя мы можем назвать «русским европейцем», второй же ближе к народной, национальной почве. Григорий Александрович ведет дневник, штабс-капитан же, напротив, не склонен к рефлексии, к глу­боким размышлениям о смысле жизни, не любит «метафизи­ческих прений». Мироощущение его просто, внутренний мир незатейлив. Поэтому Печорин для него - загадка, человек «странный», непонятный. Характерно, что именно этот герой первым задается вопросом о загадке Печорина. Тем не менее автор, думается, в известной степени симпатизирует этому персонажу.

Таким образом, личность штабс-капитана очерчена в этом отрывке с помощью диалога, портретных деталей (усы, труб­ка) и намечающегося контрастного сопоставления с главным героем романа.

Здесь искали:

  • образ максима максимыча
  • образ максим максимыча