Мода        19.10.2020   

Колымские рассказы. Задачи: Образовательные: показать необычный жизненный опыт В

Главная > Урок

Технология личностно-ориетированного обучения направлена: уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; доверительная позиция; создание ситуации нравственного выбора; ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только запоминание учебной информации; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; безоценочная позиция − принятии ученика и ситуации как данности;

Примером использования данной технологии я предлагаю урок в 11 классе

Тема урока.

Судьба человека в тоталитарном государстве

(по книге В.Т. Шаламова «Колымские рассказы»)

Цель урока. На примере рассказов В.Т. Шаламова выяснить, какова судьба человека в тоталитарном государстве?

«Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?»

(Запись на доске)

Задачи:

Образовательные:
    показать необычный жизненный опыт В. Шаламова, положенный в основу «Колымских рассказов».
    рассказать о нечеловеческих условиях, в которых жили узники ГУЛАГа; привести конкретные примеры нарушения законности и правопорядка в стране со стороны власти;
Развивающие:
    развитие аналитических навыков (сравнение и обобщение). расширить историческую память;
Воспитательные:
    воспитание интереса к истории; способствовать воспитанию у обучающихся чувства непримиримости к фактам, свидетельствующим об унижении человеческого достоинства; воспитывать милосердие, гуманность, сострадание, чувства уважения к тем, кто и в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.
Оборудование: Оборудование: Зрительный ряд: мультимедийная презентация, лиственница, веточка лиственницы, свечи. Видеоряд: видеоролик «Судьба и биография Шаламова», созданный на основе фрагментов из фильма В. Досталя «Завещание Ленина» и песни о Колыме в исполнении Маршала «Горец»), фрагмент фильма В. Досталя «Завещание Ленина» Музыкальный ряд : песни о Колыме Литературный ряд : тексты В.Шаламова «Колымские рассказы» Оформление доски:

Здесь хоронят раньше душу,

Сажая тело на замок.

В. Шаламов

Оформление:

Горящая свеча,

опутанная колючей

проволокой.

РЕПРЕССИЯ ДОЛГ

ТОТАЛИТАРИЗМ ДОСТОИНСТВО

СОВЕСТЬ

ЛЮБОВЬ

Память

(Эти слова появятся на лиственнице, дереве -памяти,

В конце урока, когда будут

сделаны выводы)

Сообщение темы урока. Учитель. - Назовите ключевые слова в названии темы урока. (Учащиеся называют слова «государство», «человек»). Выясняем, что входит в понятия: «государство», «тоталитарное государство» Что такое тоталитаризм, репрессия? Слайд 3 Словарная работа: репрессия, тоталитаризм Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав. Репрессии – карательные меры, наказания со стороны государственных органов. (на доске появляются слова: р..пре..ия, т..т..литаризм). Приходим к выводу, что государство – это власть , человек – частичка народа. Учитель: Как выстраиваются эти отношения (государство – человек), как влияют на судьбу человека, рассмотрим на примере рассказов В.Т. Шаламова." Мы множество раз повторяли "Никто не забыт, ничто не забыто" - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали "Бухенвальдский набат", но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил. Нам долго внушали, что нет ни хрущёвских бульдозеров, ни брежневских психушек. Кому- то нужно было, чтобы право на память атрофировалось в наших душахТолько в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов.Слайд 4-7 Писатели и поэты, подвергшиеся репрессиям Задохнулся от отсутствия воздуха Александр Блок.
Расстреляны: Николай Гумилев, Сергей Клычков, Николай Клюев…
В лагере погиб Осип Мандельштам.Арестовывались, высылались, прошли ГУЛаг:
Николай Заболоцкий, Варлам Шаламов, Иосиф Бродский, Александр СолженицынПодверглись гонениям: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Александр Твардовский, Солженицын
Покончили жизнь самоубийством: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.Умерли в изгнании: Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский,
Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Владислав Ходасевич,
Иосиф Бродский, Александр Галич… Учитель: За что они подверглись репрессиям? (А иногда и ни за что, по оговору или описку в статье, за неаккуратно высказанную мысль вслух, за анекдот на политическую тему Беда усугублялось тем, что «сверху» спускались планы. В каждой области республике знали, в какой год, сколько человек должно быть репрессировано по 1 и 2 категориям. (первая категория-расстрел, вторая - 10 лет заключения).Что же такое ГУЛАГ? Слайд 8

    Главное Управление лагерей, трудовых поселений, мест заключения.

    Свое происхождение ведет со времен Гражданской войны.

    По мнению французского исследователя Жака Росси,проведшего в сибирских лагерных бараках почти четверть столетия,советский ГУЛАГ был самым долговечным (просуществовал 73 г.)

Слайд 9 1937 год-апогей репрессий.

С 1921-1954 гг. были осуждены около 4 млн. человек.75 членов Политбюро, из 5 маршалов-3, из 57 командиров-50.Система ГУЛАГа: 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Индивидуальное сообщение учащихся о репрессиях Слово учителя Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья. История атрофии человеческой души отражена в "Колымских рассказах" В.Т. Шаламова. В.Т. Шаламова можно назвать человеком трагической судьбы. В этом вы убедитесь, познакомившись с биографией писателя. Почти 20 лет тюрьмы: лагеря, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, жалкий дом престарелых, и, в конце концов, как венец всему мытарству - психушка, куда он был насильно перевезен из этого дома, чтобы вскоре умереть от воспаления легких. Слайд № 10 видеоролик «Судьба и биография Шаламова», созданный на основе фильма «Завещание Ленина»(В.Досталь) Слово учителя:

Перед нами трагедия исковерканной жизни, судьба одного из мучеников не вражеских, а своих концлагерей и в то же время единственная и неповторимая судьба писателя.

Эту настоящую правду донёс до нас писатель в своих коротких рассказах. Выжил, чтобы поведать нам, что пришлось испытать ему и многим миллионам людей. Произведения В. Шаламова можно назвать «энциклопедией колымской жизни». Как вы думаете почему? Каждое имеет название, но все объединены в цикл «Колымские рассказы». (Описание земли, истории, народонаселения, столицы Колымского края, о начальниках, о нормах выработок, о методе изготовления тюремных нар; о том, почему заключённые сначала съедают баланду, а хлеб уносят с собой; о том как сходят с ума от голода и как отрубают себе пальцы. Это не только общее название, указывающее на место действия, но и, по словам автора, «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга». В своей книге В. Шаламов пишет: «Самым страшным был холод . Ведь активировали только мороз свыше 55 градусов. Ловили этот 56 градус Цельсия, который определялся по плевку, стынущему на лету. Голод – вторая сила , разрушающая человека; за 2 недели человек «доходил». Третья сила – отсутствие силы . Не дают спать, рабочий день – 14-16 часов (приказ в 1938 г.). Побои – четвёртая сила . Доходягу бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты. Доходягой ты становишься тогда, когда ослабел из-за непосильного труда, без сна, на тяжёлой работе при 50-градусном морозе». Чтение рассказов Шаламова – не удовольствие, а тяжкий труд, переживание чужих бед. Страстное, правдивое повествование о разрушении человеческой личности вызывает у читателя чувство боли. Учитель: Зачитайте фрагменты из рассказов В.Шаламова, которые вас особенно потрясли Холод - «Ночью», «Плотники»Голод - «Васька Денисов, похититель свиней», «Сгущённое молоко», «Хлеб»Отсутствие силы - «Две встречи»Побои - «На представку» Постановка проблемы: Какова судьба человека в тоталитарном государстве? Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? – вот главный вопрос, на который попытаемся найти ответ. Слово учителя: Следующий рассказ тоже о власти «блатарей» над «врагами народа». Учащимся объясняется значение слова «блатарь», часто употребляемого в рассказах Справка: «блатарь - отказчик от работы, извечный враг любого государства, вдруг превращается в друга государства, в объект перековки» («Колымские рассказы»). За высокий процент выработки этих заключённых (воров, убийц…) освобождали из мест заключения. Оказалось, что «друзья народа», какими оказывались рецидивисты, официально выполняют норму 300% и подлежат досрочному освобождению. А 300% - чужая кровь. Всякий осуждённый за бытовое преступление знал, что его преступление вовсе не считается преступлением в лагере. Напротив, заключённый убийца чувствует поддержку государства – ведь он «бытовик», а не враг народа. «Друзьям» народа государство поручало перевоспитание тех, кто попал на Колыму по 58-й статье. Анализ рассказа «Заклинатель змей» (1954 г.) -О чём этот рассказ?

    Как определить смысл названия? Кого можно назвать заклинателем змей и почему?
- Опираясь на слово писателя, давайте представим один день из жизни заключённого Платонова. «Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка нужно было собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться… и отправиться за пять километров в лес за дровами». Создаётся впечатление безысходности, кажется, что никогда не будет отдыха уставшему телу. (зачитать) Учитель. Платонов размышляет о человеческой выносливости: «Лошадь не выносит месяца здешней жизни в холодном помещении с многочасовой работой на морозе.… Вечная мерзлота. Здесь даже деревья «едва держаться за неуютную землю, и буря мягко вырывает их с корнями и валит на землю»; А человек живёт…». 2.-Почему? Ответ на этот вопрос находим в раздумьях Платонова: «…он цепляется за жизнь». (зачитать) --Зачитайте разговор Платонова с Федечкой. Что потрясает? Федечка - вор, хозяин положения. Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него такие, как Платонов, Иваны Ивановичи, этим он обезличивает людей, они для него твари: «Иди, тварь. Иди, ложись к параше. Там будет твоё место. А будешь кричать – удавим…». Это и потрясает.
    Почему автор называет вора Федечкой, а не Федей?
Какой приём автор использует, говоря «Федечка» (Шаламов использует в его имени уменьшительно-ласкательный суффикс. В этом заключается авторская ирония.) 4. Какое чувство испытывает Платонов? -Есть ли у него выход?
    Почему всё-таки Платонов согласился рассказывать романы? Можно ли его осуждать? Согласие Платонова «тискать романы» - это проявление его силы или слабости? (зачитать) Кто же всё-таки Платонов: шут, клоун или просветитель? (зачитать) Какой фразой заканчивается заканчивается рассказ «Я не скажу»? (зачитать)
11. Осуждает ли Платонова автор? («Голодному человеку можно простить многое, очень многое»). 12.А вы, ребята? 13. Удалась ли Платонову роль заклинателя змей? Страшна судьба единственно грамотного человека на прииске. Он вынужден пересказывать ворам Дюма, Конан Дойля.… За это его кормят, одевают. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым пожалует его Федечка, он ведь юшки не ест. Анализ рассказа «Воскрешение лиственницы» Слово учителя:

Ребята, вы обратили внимание, что на нашем уроке-размышлении присутствует ещё один свидетель тех событий – это ЛИСТВЕННИЦА.

Посмотрите на нашу лиственницу, на стенды, рисунки, которые нарисовали 7 кл на уроке – открытии нового имени.

Почему она в паутине?

Учитель: Лиственница - сквозной образ рассказов В.Т.Шаламова. Лиственница - дерево концлагерей.

Какую тему развивает лиственница?

(Образ лиственницы развивает тему памяти и суда.)

Приведите примеры из текста:

… Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, - ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга… .

….Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое.

Учитель : Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие … .

…Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.

Учитель: Воскрешение - это оживление, восстановление, обретение сил, бодрости.

Как происходит воскрешение лиственницы, доставленной с Колымы в московскую квартиру? Какими художественными средствами передается обретение сил угасшей, казалось бы, мертвой северной ветки? Какой приём автор использует, когда лиственницу ставят в воду? (зачитать)

- … Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская мертвая водопроводная вода (метафора "московская мертвая водопроводная вода).

….Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой.

…Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки (в этой строчке олицетворение "собирает все силы", "равнодушная стеклянная банка").

…Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои (метафора "в жесткой деревянной коже").

Учитель: Но что помогло воскреснуть?

Непохожесть. Ветка не похожа на остальные растения, которые населяют квартиру хозяйки.

северная ветка:

    - Иссушенная, продутая ветрами самолетов, мятая, изломанная в почтовом вагоне;

    Лиственницы серьезней цветов;

    Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой;

    Понимает это и лиственница.

Вывод: Неуёмная жажда жизни, величайшее терпение и необычайная чувствительность веткицветы:
    - ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток;
Вывод: "Избалованность", "изнеженность" цветов Вывод: Непохожесть соткана из неуёмной жажды жизни, величайшего терпения и необычайной чувствительности. Лиственница - память о погибшем поэте. Даже эта память участвует в оживлении.

Рефлексия

Слайд 11 видеофрагмент из фильма В.Досталя «Завещание Ленина»- «Духовная смерть»

Как вы понимаете, что духовная жизнь наступает раньше физической?

Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? (Учащиеся обращают внимание эпиграф, слова В.Шаламова: «Здесь хоронят раньше душу, сажая тело на замок».)

Что даёт человеку силы?

(На лиственнице по очереди появляются слова: долг, любовь, достоинство, совесть, память)

Перед названием темы урока поставлен знак вопроса.

Так какова же судьба человека в тоталитарном государстве?

Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?

Главное, что пройдя сквозь унижения и потери, они смогли сохранить свою живую душу.(см. эпиграф)

20 лет лагерей не сломили его, но свой отпечаток оставили.

20 лет не печатался, но не терял веры. Варлам Шаламов воскрешает нашу историческую память. Заставляет задуматься о многом…

Андрей Облог. “Воскрешение лиственницы”

Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бессмертья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.

В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет КолымоюДвадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…

В городах, посёлках и станицах
Безымянных Колымы – помяньте.
Шелестят тяжёлые страницы…
“Люди мира, на минуту встаньте!”

Слайд 12 просмотр видеоролика, созданного фрагментов из фильма В.Досталя «Завещание Ленина» на основе и песни о Колыме в исполнении Маршала «Горец»)

(Все учащиеся встают)
Вы молоды, у вас - всё впереди!

Мы верим в то, что вы в любых обстоятельствах сумеете сохранить добро, правду, природу, историю, честь, память. Это и будет оценкой всем нам. Спасибо!

Домашнее задание: «Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?» (сочинение)

Приложение к уроку

Холод

Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут - Ло-жись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды. По приказу спускаться с горы зимой, летели вниз, последнего расстреливали.…Вошел пароход «Ким» с человеческим грузом…» «тремя тысячами заключенных».В пути заключенные подняли бунт и начальство приняло решение залить все трюмы водой. Все это было сделано при 40 о морозе.Рассказ «Ночью» вводит нас в обстановку человеческого бесправия, голода и холода. Глебов и Багрецов (два зека) – идут на дело. После утомительного рабочего дня, собрав после ужина крошки хлеба, они лезут по скале и разбирают каменный завал. Под камнями мертвец, а на нем почти новые кальсоны и рубашка. «С ввалившимися блестящими глазами», которыми говорить было не о чем, да и думать было не о чем, потому что «сознание» уже не было человеческим сознанием.Смысл заключен в последней фразе: «Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже немного достанут табаку…»Рассказ «Плотники» Градусники рабочим не показывали…выходить на работу приходилось в любые градусы. Если стоит морозный туман, значит, на улице -40ли воздух, если воздух при дыхании выходит с шумом, но дышать ещё не трудно- значит, -45; если дыхание шумно и заметна отдышка – 50. Свыше -50 –плевок замерзает на лету

Голод

«Васька Денисов, похититель свиней»

Голодный Васька пробирается в поселок, чтобы заработать тарелку супа или кусок хлеба, но поздно- хозяин уже вылил суп свиньям. Забравшись в чей-то чулан, Васька находит зарезанного и замороженного поросенка. Когда прибыли стрелки, и двери были открыты а баррикады разобраны, Васька успел съесть половину туши.

«Сгущённое молоко», «Хлеб»

Отсутствие силы

Шестнадцатичасовой рабочий день. У кого-то видели листок бумаги в руках, наверное, следователь выдал для доносов. Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу. Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 км.

В рассказе «Две встречи» исчезает бригадир Котур. Он не успел встать с тачки, когда подошел начальник. Здесь же читаем, как 1938г. Начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колоны в 500 человек за пятьсот километров осталось в живых 30-40. «Остальные осели в пути – обмороженными, голодными, застреленными…»

Побои

Рассказ «Представку», «Заклинатель змей»

«Надгробное слово» «- А я, - и голос его (Володи Добровольцева) был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашёл в себе силу плюнуть им в рожу за всё, что они делают с нами…»

Рассказ «Представку» Сашка растянул руки убитого, разорвал нательную рубашку и стянул свитер через голову. Свитер был красный, и кровь на нем была едва заметна. Севочка бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан. Игра была кончена, и я мог идти домой. Теперь надо было искать другого партнера

  • Издательство: "мик" 1994 г

    Документ

    Михаил Геллер родился в 1922 г. По образованию историк, доктор исторических наук. В конце 60-х гг. вынужден был уехать из СССР. С 1969 года живет и работает в Париже.

  • «Шоковая терапия»

    Урок по «Колымским рассказам» В. Шаламова


    Оформление: портрет В.Т. Шаламова; выставка из книг, газетных публикаций, отзывов о писателе.

    Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству В.Т. Шаламова, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу «Колымских рассказов», и увлечь учащихся прочтением текста рассказов, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

    Эпиграф:
    Там, где царит насилие, - царят горе и льется кровь.

    В. Гроссман

    А ад я видел на земле

    Саша Черный.
    Лагерь, - отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех – для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики.

    «Колымские рассказы ».

    «Колымские рассказы» это судьба мучеников не бывших, не уцелевших и не ставших героями.

    В.Т. Шаламов


    1. Слово учителя.
    Звучит песня ……

    «Будь проклята ты, Колыма,

    Что названа Черной планетой,

    Сойдешь поневоле с ума

    Возврата оттуда уж нету»
    В этом крике есть и голос писателя В. Шаламова. Именно об этой планете, людях, волей судьбы, населяющих ее идет речь в «Колымских рассказах».

    Варлам Шаламов вошел в наше общество и литературное сознание незаметно, но прочно. Давно печатавшийся как поэт, он завоевал известность «Колымскими рассказами», написанными между 1954-1973 годами.

    Но публиковаться эти рассказы начали у нас лишь в последние годы. Тема «арестов, тюрем и лагерей» - не нова, но у Шаламова она зазвучала по-своему.

    «Колымские рассказы» - их много. Каждый из них имеет свое название, но все они объединены в «Колымские», и это не только общее название, указывающее на место действие, но и «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё легче, что можно, оказывается жить без мяса, без сахара, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга». Выясняется большинству, но всеми ли это открытие принимается как норма?

    О времени репрессий, политике беспросветной лжи, глумлении и издевательстве над человеком знаем из повестей: « Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, «Черные камни» А. Жигулина.

    Но рассказы Шаламова показывают еще одну сторону этой политики: в лагерях была целая система истребления, физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-й статье.

    Миллионам людей государственная машина «переломала судьбы, самое лучшее, что было».

    «Колымские рассказы» - это репортаж из своего времени, из той поры когда, нынешнее поколение дедов и отцов безмятежно распевали хрестоматийные слова и официальную музыку «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И только очень немногие оставшиеся в живых могли сказать, как на самом деле дышалось им за колючей проволокой колымских лагерей.


    2. Краткий пересказ «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова. Выступления учащихся.
    Рассказ «Ночью» вводит нас в обстановку человеческого бесправия, голода и холода. Глебов и Багрецов (два зека) – идут на дело. После утомительного рабочего дня, собрав после ужина крошки хлеба, они лезут по скале и разбирают каменный завал. Под камнями мертвец, а на нем почти новые кальсоны и рубашка. «С ввалившимися блестящими глазами», которыми говорить было не о чем, да и думать было не о чем, потому что «сознание» уже не было человеческим сознанием.

    Смысл рассказа заключен в последней фразе: «Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже немного достанут табаку…»

    Значит, они проживут еще один день. Чувства, нравственность подавлены холодом и голодом, но ночь несет надежду.
    В рассказе «Две встречи» исчезает бригадир Котур. Он не успел встать с тачки, когда подошел начальник. Здесь же читаем, как 1938г. Начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колоны в 500 человек за пятьсот километров осталось в живых 30-40.

    «Остальные осели в пути – обмороженными, голодными, застреленными…»


    Рассказ «Прокуратор Иудеи» начинается словами: «5 декабря 1947 г. В бухту Начаево

    вошел пароход «Ким» с человеческим грузом…» «тремя тысячами заключенных».

    В пути заключенные подняли бунт и начальство приняло решение залить все трюмы водой. Все это было сделано при 40 о морозе. Фронтовой хирург Кубанцев потрясен зрелищем трупов, оставшихся в живых людей, страшных ран, которые Кубанцеву в жизни не были ведомы и не снились никогда.
    «Конечно, на Колыме не было «душегубок». Здесь предпочитали вымораживать – результат был самый утешительный», читаем в рассказе «Уроки любви»
    3.Слово учителя. Как же работал В. Шаламов над этими рассказами?
    Правда жизни стала эстетическим кредо В. Шаламова. Все до единого его рассказы, отвечают этому высокому критерию. Нам трудно представить, какого огромного душевного напряжения стоили писателю его рассказы.

    Вот как он описывает свой творческий процесс: «Каждый рассказ, каждая фраза его предварительно прочитана в пустой комнате, - я всегда говорю сам с собой, когда пишу. Кричу, угрожаю, плачу. И слез мне не остановить. Только после, кончая рассказ или часть рассказа, я утираю слезы».

    «Энциклопедией колымской жизни » можно назвать его произведение. В них можно найти все. Описание земли, истории, народонаселения, столицы Колымского края; вы узнаете все о начальниках, о нормах выработок, о методе изготовления тюремных нар; о том, почему заключенные сначала съедают баланду, а хлеб уносят с собой; о том, как сходят с ума от голода и как отрубают себе пальцы. Много можно узнать из этой «энциклопедии», чего не могли себе представить.

    В письме к Пастернаку Шаламов перечисляет реальные случаи из колымской жизни, ставшие сюжетной канвой рассказов:

    «Беглец, которого поймали в тайге и застрелили «оперативники». Отрубили ему обе кисти, чтобы не возить труп за несколько верст, а то ведь пальцы надо печатать. А беглец поднялся и доплелся к утру к нашей избушке. Потом его застрелили окончательно».

    «Свитер шерстяной, домашний, часто лежит на лавке и шевелится – так много в нем вшей».

    «Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут – Ло-ожись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды»

    «У кого-то видели листок бумаги в руках, наверное, следователь выдал для доносов. Шестнадцатичасовой рабочий день. Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу».

    «Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 километра».

    «Ворот у отверстия штольни. Бревно, которым ворот вращают и семь измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир. Чем не Египет?»

    «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления. Простите меня, что я пишу Вам все эти грустные вещи, мне хотелось бы, чтобы Вы получили сколь-нибудь правильное впечатление о том значительном и отметном, чем огромен почти 20-летний период – пятилеток, больших строек, точное название «дерзаний» и «достижений». Ведь ни одной сколь-нибудь крупной стройки не было без арестантов, жизнь, которых – бесправная цепь унижений. Время успешно заставило человека забыть о том, что он - человек…»
    4. Думаем и размышляем над прочитанными рассказами.


    • В чем трагизм «Колымских рассказов»?
    (Страшно. Люди и смерть. Эти слова постоянно идут рядом. Там конвоиры, готовые убить, мороз, готовый убить, голод, готовый убить)

    Перед нами истории о колымских доходягах, всеми способами цепляющихся за жизнь.

    Обсуждение рассказов «Выходной день» и «Васька Денисов, похититель свиней».

    Рассказ «Выходной день»

    Слово учителя.

    Человек и природа единое целое. Человек – дитя природы. Но человек, лишенный нормальных условий, начинает воспринимать ее как нечто чуждое, враждебное. Человек не может раствориться в природе или принять ее в себя, почувствовать свое единство с ней – для этого тоже нужны душевные силы, нужна неповрежденная душа.


    • В чем видна необычность нашего рассказа?
    (Примерный ответ учащихся: описание белок «небесного цвета, черномордых, чернохвостых, которые «увлеченно вглядывались в то, что творилось за серебристыми лиственницами», описывается красота белок, их вольное, независимое существование)

    • А что же таилось за серебристыми лиственницами?
    (Примерный ответ учащихся :молящийся в лесу священник Замятин)

    • Найдите в тексте, как он это делает?
    (Примерный ответ учащихся : «Размашисто крестясь и негромко выговаривая немеющими от холода губами слова литургийной службы, он служит на лесной поляне обедню – одиноко и торжественно.

    Теплом веет от этого одинокого человека, горячо шепчущего слова молитвы.»

    «На лице его было выражение удивительное – то самое, что бывает на лицах людей, вспоминающих детство или что-либо равноценно дорогое»)


    • А дальше – совершенно контрастная сцена. Какая? Зачитайте.
    (Примерный ответ учащихся : убивающие щенка овчарки «блатари», которые варят из него суп)

    • На какие мысли наводит вас эта сцена?
    (Примерный ответ учащихся : Мы словно ощущаем боль самой природы, внутри которой происходит распад человеческого, также как и борьба человека за самого себя.)

    • Что же спасает человека в этой бесчеловечной жизни?
    (Примерный ответ учащихся : Шаламов: «Я знаю, что у каждого человека здесь было самое последнее, самое важное – то, что помогало жить, цепляться за жизнь, которую так настойчиво и упорно у нас отбирали».

    Этим «самым последним» могло быть разное – стремление вернуться к родным, к семье, любовь к детям, вера в Бога.)


    В рассказе «Васька Денисов, похититель свиней» голодный Васька пробирается в поселок, чтобы заработать тарелку супа или кусок хлеба, но поздно- хозяин вылил суп свиньям. Забравшись в чей-то чулан, Васька находит зарезанного и замороженного поросенка. Удрав от погони, герой рассказа заперся в красном уголке. «Когда вызван был отряд стрелков, и двери были открыты, и баррикада разобрана, Васька успел съесть половину поросенка».

    • Зачем пробирается Васька в поселок?

    • Почему старания Васьки оказались напрасными?

    • Когда был вызван отряд стрелков?

    • «Он шел покачиваясь от слабости, но не домой…», куда?

    Растление – одно из главных слов в Шаламовском приговоре лагерю.
    Обсуждение рассказа «Заклинатель змей» .

    Слово учителя.

    Во многих рассказах Шаламова говориться о власти в лагере «блатарей» над «врагами народа». «Друзьям » народа государство и поручало «перевоспитание» тех, кто попадал на Колыму по 58 статье.

    Мысленно представим себе место обитания Платонова и его день до появления в темном бараке, при этом постараемся максимально опираться на слова писателя;

    Вечная мерзлота. Здесь даже деревья «едва держаться за неуютную землю, и буря мягко вырывает их с корнями и валит на землю»;

    Платонов - шурфовой рабочий. Но после работы, его ждет опять работа:


    • Какая работа его ждет?
    «Надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две их десяти ежедневных перекличек. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами»

    • Как вы думает, зачем автор дает такое подробное перечисление вереницы действий?
    Такое подробное перечисление вереницы действий, предстоящих обессиленным людям после каторжного труда, создает впечатление бесконечного дня, какой-то безысходности – да будет ли отдых уставшему телу?

    Но до отдыха далеко. Еще предстоит пятикилометровый путь назад, но уже с тяжелым бревном, потому что машин не дают, а лошади не справляются: «лошадь ведь слабее гораздо чем человек, лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении и с многочасовой работой – тяжелой работой на морозе».


    • Платонов размышляет о природе человеческой выносливости: гибнут деревья, животные, «а человек живет». Почему?
    Да потому, что «он цепляется за жизнь крепче, чем они. И он выносливее любого животного.

    И вот мы с Платоновым вместе в бараке. Наконец-то, кажется, он может отдохнуть. «Ломило плечи, колени, мускулы дрожали», но «толчок в спину разбудил Платонова»…его «вытолкнули к свету»

    Федечка – вор, «блатарь» - хозяин положения, в его власти жизнь человека. «Ты думаешь жить?»,- спрашивает он Платонова. Спрашивает «негромко», объясняет «ласково», но за этим поведение хищного зверя. Потому что за негромкими вкрадчивыми словами следует «сильный удар прямо в лицо», который сбивает Платонова с ног.

    Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него все такие, как Платонов – Иван Ивановичи, он этим как бы обезличивает, обезымянивает людей, он для него твари. Когда еще не потерявший человеческое достоинство Платонов отвечает, что он не Иван Иванович, Федечка цедит: «Так отвечать нельзя. Вас, Иван Иванович, в институте разве так учили отвечать? ». Указывает Платонову на его место и предупреждает: «Иди тварь …Иди и ложись к параше. Там будет твое место. А будешь кричать - удавим» .

    Платонов испытывает нравственное унижение, издевательство.

    Страшно то, что Федечке скучно. «Урок», который он преподает Платонову, - короткое развлечение. «Скучно, братцы, - сказал Федя, зевая, - хоть бы пятки кто почесал, что ли…».- И вот с него угодливо снимают грязные рваные носки, и подобострастно улыбаясь, чешут пятки. Федечке не нравятся, как это делает молодой ворёнок. Вот, вспоминает он, был инженер на прииске «Косой», тот чесал. И это воспоминание говорит о том, что где бы Федя ни был, он везде чувствует себя хозяином, властелином. И вот Платонова поднимают снова, а потом еще раз, потому что Федечке не спится, опять скучно: «Хоть бы роман кто-нибудь тиснул».

    Поражает, как много среди блатарей лакеев, угодных ради Федечки унижаться и унижать, а если потребует хозяин, то и убивать. Прииск был из одних воров. Страшна судьба единственного грамотного из них – Платонова. Его кормили, одевали за то, что он пересказывал Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым жалует его Федя; он ведь помои не ест.


    • Осуждает ли автор Платонова за это? Почему?
    На первый взгляд, да. «Мне это казалось последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов. Но я знаю, что это такое. Я слышал романистов»

    Но когда Платонов спрашивает: «Осуждение ли это?» - рассказчик отвечает: «-Ничуть…- Голодному человеку можно простить многое, очень многое».


    • Шаламов дважды повторит, что он любит Платонова. За что? Воспринимаем ли мы написанный за него рассказ тоже, как знак любви, как последний поклон товарищу, который выжив на страшной «Джанхаре», всё-таки умер, как умирали многие, взмахнув кайлом, покачнулся и упал лицом вниз на колени

    • Шаламов оставляет за своим рассказом название придуманное Платоновым: «Заклинатель змей». Почему оно понравилось писателю, как вы думаете?
    Ведь заклинатели силой своего воздействия способны загипнотизировать, заставить подчиниться своей воле. Удалось ли Андрею Федоровичу Платонову, «киносценаристу в своей первой жизни», роль заклинателя змей?
    Обсуждение рассказа «Надгробное слово»

    Слово учителя.

    «Все умерли»…- так начинается рассказ «Надгробное слово».

    В каждом рассказе, которые вы прочли самостоятельно, не обходиться без смерти. Страшным, ненасытным чудовищем предстает «Архипелаг Гулаг».

    В рассказе «Две встречи» читаем, как в 1938 году, начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колонны в 500 человек, за пятьсот километров осталось в живых 30-40. «Остальные осели в пути- обмороженными, голодными, застрелянными»…

    И вот «Надгробное слово». «Все умерли»

    Кто, почему, как?

    «Николай Казимирович Барбэ, товарищ, помогавший мне вытащить большой камень из узкого шурфа, бригадир, расстрелян за невыполнение плана участка»…

    «Умер Иоська Рютин. Он работал в паре со мной. А со мной работяги не хотели работать. А Иоська работал»…

    «Умер Иван Яковлевич Федянин. Он был философ. Волоколамский крестьянин, организатор первого в России колхоза. За организацию первого колхоза он получил срок – пятилетний срок заключения»…

    «Умер Фриц Давид. Это был голландский коммунист Работник Коминтерна, обвинявшийся в шпионаже. Фриц Давид сошел с ума и его куда-то увели».

    И еще смерть, и еще, и еще….

    Но поражает нас финальная сцена этого рассказа, которая дает лучшее представление о зеках и их характерах.

    В зимний рождественский вечер, возле железной раскаленной печки греются несколько зеков. И рассуждают о том, что будут делать, что будут делать когда вернуться домой. Бывший директор уральского треста, Петр Иванович Тимофеев, расчувствовался:

    «- Я вернулся бы домой, к жене, к Агнии Михайловне. Купил бы ржаного хлеба-буханку! Сварил бы каши из магара – ведро! Суп, «галушки» - тоже ведро! И я бы ел всё это. Впервые в жизни наелся бы досыта этим добром, а остатки заставил бы есть Агнию Михайловну.

    А ты?- Рука Глебова тронула колено нашего дневального.

    Первым делом пошел бы в райком партии. Там, я помню, окурков было на полу бездна…

    Да ты не шути…

    Я и не шучу.

    Вдруг я увидел отвечать осталось только одному человеку. И этим человеком был Володя Добровольцев. Он поднял голову, не дожидаясь вопроса. В глаза ему падал свет рдеющих углей из открытой дверцы печки- глаза были живыми, глубокими.

    5. Давайте подведем итог нашему уроку.


    • Кто виноват в трагедии тысяч людей?

    • От чего же проза Шаламова так сильно воздействует на наши души и сердца?
    Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она ни была.

    Он показал, во что могут превратиться люди, лишенные человеческих условий жизни: как система убивает одних, а из других делает моральных уродов, преступников и убийц.

    Человек не должен знать, не должен даже слышать даже о нем. Ни один человек не становиться ни лучше, ни сильнее после лагеря. Всё выстраданное в аду советских Освенцимов нашло отражение в «Колымских рассказах». Опыт Колымы включает смерть, унижение, голод, воскрешения, казни, превращение в животных переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях.

    Шаламову ничего не надо было придумывать.

    Автор «Колымских рассказов» хотел добиться максимальной убедительности своей прозы. Для него в первую очередь было важно «воскресить чувства» - то чувство, которое испытал человек в нечеловеческих условиях лагеря. «Чувство должно вернуться», побеждая контроль времени, изменение оценок, только при этом условии возможно воскресить жизнь.


    6. Домашнее задание: Как вы думаете, кем чувствовал себя писатель, пройдя Колыму?

    1. Орфеем, спускавшимся в преисподнюю; или

    2. Плутоном, поднявшимся из ада.

    (Информация к поиску: кто такой Орфей? Кто такой Плутон?)


    Словарь к уроку.

    1. Беллетристика – художественная проза

    3. Блатари – уголовные элементы.

    4. 58 статья – «враг нврода».

    5. Литургия – христианское богослужение

    6. Епитрахиль – часть облачения священника, расшитый узорами покров, надевавшийся на шею и носимый под ризой.

    Литература.


    1. Русский язык и литература. 1991. №8.

    2. Огонёк. 1989 №22

    3. Шкловский Е.А. Варлам Шаламов.- М.: Знание, 1991.

    4. Совершенно секретно. Макеев С. Интервью, которого не было. №6, 2007.

    «Россия 1905 год» - С балкона была брошена в войска бомба. I Государственная дума была создана в 1906 г. и просуществовала 72 дня. Органы местного самоуправления. Подорвался на мине в 1904 г.; там еще С.О. Макаров был. Настоящий договор будет подписан в двух экземплярах на французском и английском языках… Народу масса, перед домом толпа.

    «Первая русская революция» - Предоставление народу демократических свобод – слова, собраний, печати, совести. III этап (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – Период нисходящей революции. Рабочий день сокращен до 9 часов, повышена зарплата. В Малороссии начались крестьянские волнения. 9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Рабочее движение.

    «Первая российская революция» - Некоторые национальные окраины (например, Средняя Азия) лишались представительства. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот). Третьеиюньский переворот. Полномочия Первой Государственной думы. Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург. Последствия взрыва 12 августа 1906 года на Аптекарском острове.

    «Революция 1905-1907» - 9 января 1905 г. “Кровавое воскресенье.”. Государь! Но! Выступления в армии и на флоте. Массовые рабочие забастовки и стачки. Лозунги «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» Правительство вынуждено пойти на уступки. Манифест был не конституцией, а декларацией намерений. 12 июня 1905 г.- восстание на броненосце «Потёмкин».

    «Революция 1905» - Москвичей поддержали рабочие Петербурга. К октябрю 1905 года бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Диорама Героическая Красная Пресня. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Изменения в политической системе Российской империи. По городу прокатилась волна арестов и массовых расстрелов.

    «Революция 1905-1907 гг» - Спад революционной волны. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. 12 мая 1905 г. в Иваново-Вознесенске началась стачка. Цель: конституционное устройство России на основе всеобщего избирательного права.

    Всего в теме 7 презентаций

    Сюжет рассказов В. Шаламова - тягостное описание тюремного и лагерного быта заключённых советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация - вот что находится постоянно в центре внимания писателя.

    Надгробное слово

    Автор вспоминает по именам своих товарищей по лагерям. Вызывая в памяти скорбный мартиролог, он рассказывает, кто и как умер, кто и как мучился, кто и на что надеялся, кто и как себя вёл в этом Освенциме без печей, как называл Шаламов колымские лагеря. Мало кому удалось выжить, мало кому удалось выстоять и остаться нравственно несломленным.

    Житие инженера Кипреева

    Никого не предавший и не продавший, автор говорит, что выработал для себя формулу активной защиты своего существования: человек только тогда может считать себя человеком и выстоять, если в любой момент готов покончить с собой, готов к смерти. Однако позднее он понимает, что только построил себе удобное убежище, потому что неизвестно, каким ты будешь в решающую минуту, хватит ли у тебя просто физических сил, а не только душевных. Арестованный в 1938 г. инженер-физик Кипреев не только выдержал избиение на допросе, но даже кинулся на следователя, после чего был посажен в карцер. Однако от него все равно добиваются подписи под ложными показаниями, припугнув арестом жены. Тем не менее Кипреев продолжал доказывать себе и другим, что он человек, а не раб, какими являются все заключённые. Благодаря своему таланту (он изобрёл способ восстановления перегоревших электрических лампочек, починил рентгеновский аппарат), ему удаётся избегать самых тяжёлых работ, однако далеко не всегда. Он чудом остаётся в живых, но нравственное потрясение остаётся в нем навсегда.

    На представку

    Лагерное растление, свидетельствует Шаламов, в большей или меньшей степени касалось всех и происходило в самых разных формах. Двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на «представку», то есть в долг. В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключённому из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных «кончает» его, а свитер все равно достаётся блатарю.

    Ночью

    Двое заключённых крадутся к могиле, где утром было захоронено тело их умершего товарища, и снимают с мертвеца белье, чтобы назавтра продать или поменять на хлеб или табак. Первоначальная брезгливость к снятой одежде сменяется приятной мыслью, что завтра они, возможно, смогут чуть больше поесть и даже покурить.

    Одиночный замер

    Лагерный труд, однозначно определяемый Шаламовым как рабский, для писателя - форма того же растления. Доходяга-заключённый не способен дать процентную норму, поэтому труд становится пыткой и медленным умерщвлением. Зек Дугаев постепенно слабеет, не выдерживая шестнадцатичасового рабочего дня. Он возит, кайлит, сыплет, опять возит и опять кайлит, а вечером является смотритель и замеряет рулеткой сделанное Дугаевым. Названная цифра - 25 процентов - кажется Дугаеву очень большой, у него ноют икры, нестерпимо болят руки, плечи, голова, он даже потерял чувство голода. Чуть позже его вызывают к следователю, который задаёт привычные вопросы: имя, фамилия, статья, срок. А через день солдаты уводят Дугаева к глухому месту, огороженному высоким забором с колючей проволокой, откуда по ночам доносится стрекотание тракторов. Дугаев догадывается, зачем его сюда доставили и что жизнь его кончена. И он сожалеет лишь о том, что напрасно промучился последний день.

    Дождь

    Шерри Бренди

    Умирает заключённый-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он лежит в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Он умирает долго. Иногда приходит какая-нибудь мысль - например, что у него украли хлеб, который он положил под голову, и это так страшно, что он готов ругаться, драться, искать... Но сил для этого у него уже нет, да и мысль о хлебе тоже слабеет. Когда ему вкладывают в руку суточную пайку, он изо всех сил прижимает хлеб ко рту, сосёт его, пытается рвать и грызть цинготными шатающимися зубами. Когда он умирает, его ещё два дня не списывают, и изобретательным соседям удаётся при раздаче получать хлеб на мертвеца как на живого: они делают так, что тот, как кукла-марионетка, поднимает руку.

    Шоковая терапия

    Заключённый Мерзляков, человек крупного телосложения, оказавшись на общих работах, чувствует, что постепенно сдаёт. Однажды он падает, не может сразу встать и отказывается тащить бревно. Его избивают сначала свои, потом конвоиры, в лагерь его приносят - у него сломано ребро и боли в пояснице. И хотя боли быстро прошли, а ребро срослось, Мерзляков продолжает жаловаться и делает вид, что не может разогнуться, стремясь любой ценой оттянуть выписку на работу. Его отправляют в центральную больницу, в хирургическое отделение, а оттуда для исследования в нервное. У него есть шанс быть актированным, то есть списанным по болезни на волю. Вспоминая прииск, щемящий холод, миску пустого супчику, который он выпивал, даже не пользуясь ложкой, он концентрирует всю свою волю, чтобы не быть уличённым в обмане и отправленным на штрафной прииск. Однако и врач Петр Иванович, сам в прошлом заключённый, попался не промах. Профессиональное вытесняет в нем человеческое. Большую часть своего времени он тратит именно на разоблачение симулянтов. Это тешит его самолюбие: он отличный специалист и гордится тем, что сохранил свою квалификацию, несмотря на год общих работ. Он сразу понимает, что Мерзляков - симулянт, и предвкушает театральный эффект нового разоблачения. Сначала врач делает ему рауш-наркоз, во время которого тело Мерзлякова удаётся разогнуть, а ещё через неделю процедуру так называемой шоковой терапии, действие которой подобно приступу буйного сумасшествия или эпилептическому припадку. После неё заключённый сам просится на выписку.

    Тифозный карантин

    Заключённый Андреев, заболев тифом, попадает в карантин. По сравнению с общими работами на приисках положение больного даёт шанс выжить, на что герой почти уже не надеялся. И тогда он решает всеми правдами и неправдами как можно дольше задержаться здесь, в транзитке, а там, быть может, его уже не направят в золотые забои, где голод, побои и смерть. На перекличке перед очередной отправкой на работы тех, кто считается выздоровевшим, Андреев не откликается, и таким образом ему довольно долго удаётся скрываться. Транзитка постепенно пустеет, очередь наконец доходит также и до Андреева. Но теперь ему кажется, что он выиграл свою битву за жизнь, что теперь-то тайга насытилась и если будут отправки, то только на ближние, местные командировки. Однако когда грузовик с отобранной группой заключённых, которым неожиданно выдали зимнее обмундирование, минует черту, отделяющую ближние командировки от дальних, он с внутренним содроганием понимает, что судьба жестоко посмеялась над ним.

    Аневризма аорты

    Болезнь (а измождённое состояние заключённых-«доходяг» вполне равносильно тяжёлой болезни, хотя официально и не считалось таковой) и больница - в рассказах Шаламова непременный атрибут сюжетики. В больницу попадает заключённая Екатерина Гловацкая. Красавица, она сразу приглянулась дежурному врачу Зайцеву, и хотя он знает, что она в близких отношениях с его знакомым, заключённым Подшиваловым, руководителем кружка художественной самодеятельности, («крепостного театра», как шутит начальник больницы), ничто не мешает ему в свою очередь попытать счастья. Начинает он, как обычно, с медицинского обследования Гловацкой, с прослушивания сердца, но его мужская заинтересованность быстро сменяется сугубо врачебной озабоченностью. Он находит у Гловацкой аневризму аорты - болезнь, при которой любое неосторожное движение может вызвать смертельный исход. Начальство, взявшее за неписаное правило разлучать любовников, уже однажды отправило Гловацкую на штрафной женский прииск. И теперь, после рапорта врача об опасной болезни заключённой, начальник больницы уверен, что это не что иное, как происки все того же Подшивалова, пытающегося задержать любовницу. Гловацкую выписывают, однако уже при погрузке в машину случается то, о чем предупреждал доктор Зайцев, - она умирает.

    Последний бой майора Пугачева

    Среди героев прозы Шаламова есть и такие, кто не просто стремится выжить любой ценой, но и способен вмешаться в ход обстоятельств, постоять за себя, даже рискуя жизнью. По свидетельству автора, после войны 1941–1945 гг. в северо-восточные лагеря стали прибывать заключённые, воевавшие и прошедшие немецкий плен. Это люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, лётчики и разведчики...». Но главное, они обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они проливали свою кровь, жертвовали жизнью, видели смерть лицом к лицу. Они не были развращены лагерным рабством и не были ещё истощены до потери сил и воли. «Вина» же их заключалась в том, что они побывали в окружении или в плену. И майору Пугачеву, одному из таких, ещё не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть - сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда бывший майор собирает столь же решительных и сильных, себе под стать, заключённых, готовых либо умереть, либо стать свободными. В их группе - лётчики, разведчик, фельдшер, танкист. Они поняли, что их безвинно обрекли на гибель и что терять им нечего. Всю зиму готовят побег. Пугачев понял, что пережить зиму и после этого бежать могут только те, кто минует общие работы. И участники заговора, один за другим, продвигаются в обслугу: кто-то становится поваром, кто-то культоргом, кто чинит оружие в отряде охраны. Но вот наступает весна, а вместе с ней и намеченный день.

    В пять часов утра на вахту постучали. Дежурный впускает лагерного повара-заключённого, пришедшего, как обычно, за ключами от кладовой. Через минуту дежурный оказывается задушенным, а один из заключённых переодевается в его форму. То же происходит и с другим, вернувшимся чуть позже дежурным. Дальше все идёт по плану Пугачева. Заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Ночью - первой ночью на свободе после долгих месяцев неволи - Пугачев, проснувшись, вспоминает свой побег из немецкого лагеря в 1944 г., переход через линию фронта, допрос в особом отделе, обвинение в шпионаже и приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Вспоминает и приезды в немецкий лагерь эмиссаров генерала Власова, вербовавших русских солдат, убеждая их в том, что для советской власти все они, попавшие в плен, изменники Родины. Пугачев не верил им, пока сам не смог убедиться. Он с любовью оглядывает спящих товарищей, поверивших в него и протянувших руки к свободе, он знает, что они «лучше всех, достойнее всех». А чуть позже завязывается бой, последний безнадёжный бой между беглецами и окружившими их солдатами. Почти все из беглецов погибают, кроме одного, тяжело раненного, которого вылечивают, чтобы затем расстрелять. Только майору Пугачеву удаётся уйти, но он знает, затаившись в медвежьей берлоге, что его все равно найдут. Он не сожалеет о сделанном. Последний его выстрел - в себя.

    Пересказал


    Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

    Вы думаете, самой опасной в мире является профессия шахтера или пожарного? Нет. По травматичности и количеству смертельных исходов ничто не сравнимо с профессией заклинателя змей. Но тем не менее это таинственное искусство, зародившееся в Древнем мире, существует по сей день.



    И по сей день бородатый индус в чалме садится перед плетеной корзиной со своей дудочкой, чтобы показать людям чудо власти человека над злобной ядовитой коброй.

    Смертельно опасно

    Доктор Хамилтон Фэарли, который интересовался этим опасным занятием, проследил жизненный путь 25 заклинателей змей за 15-летний период. За это время 19 из них погибло от змеиного яда. Берти Пирс, известный ученым и натуралистам всего мира, был самым знаменитым среди них. Его основным занятием являлась продажа змей для музеев и доение» змеиного яда, используемого для приготовления сыворотки от укусов. А на досуге он развлекал туристов, собиравшихся поглазеть на его искусство. Однажды гадюка укусила его в руку, когда поблизости не оказалось сыворотки. Поэтому он решил выжечь яд, и с тех пор рукав его рубашки скрывал жуткие шрамы.



    А однажды он отправился на свое привычное место, где устраивал представления со змеями, кода его помощник отсутствовал из-за болезни. Маленькая кобра укусила его в лодыжку -а укусы в это место всегда особенно опасны, так как там находится множество мелких кровеносных сосудов. Пирсу оказали медицинскую помощь, но на этот раз она не помогла. До этого змеи кусали его девять раз.

    Вы можете задать вопрос, почему заклинатели не "<до-ят» змей перед тем, как начать представление, Дело в том, что яд в специальном мешочке накапливается у пресмыкающихся достаточно быстро, А заставлять змей кусать кусочек ткани снова и снова, пока мешочек не опустеет, довольно кропотливое занятие. Конечно, заклинатель может совсем вырвать ядовитые зубы, но люди, которые по-настоящему гордятся своей работой, редко делают это. Такие змеи становятся вялыми, больными и живут недолго.



    Змеи не слышат?

    Как обычно происходит представление? Факир в широком дохи, с пышными усами и бородой, увенчанный белой чалмой, садится, скрестив ноги, перед плетеной корзинкой, накрытой тряпкой. Прутья плотно прилегают друг к другу, так что разглядеть, что находится внутри, невозможно.

    Достав из рукава традиционную дудку, длиной с полруки, он распускает веревочку, которой стянуто горло корзины, бережно откидывает полотнище. И из недр темницы поднимается змея. Чаще всего это кобра. Она грозно расправляет свой капюшон, но чарующие трели, которые заклинатель извлекает из музыкального инструмента, заставляют ее покорно замереть на месте. Змея словно двигается следом за флейтой, немигающие холодные глаза пристально смотрят на инструмент, Она заворожена... Чем?

    В первую очередь стоит уяснить главное: органы слуха у рептилий развиты чрезвычайно слабо, в основном змеи способны воспринимать лишь колебания, распространяющиеся по земле или в воде. Они совершенно иначе воспринимают окружающий мир. Тогда что заставляет их повиноваться факирам?



    И все же змеи действительно реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Существует теория, что определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи -примерно так же, как ступни о землю при ходьбе. Так что игра на флейте скорее возбуждает кобру, нежели околдовывает ее.
    Понаблюдайте за заклинателем змей с его корзинами для кобр, и вы увидите: он не полагается на свою дудочку, когда ему нужно выманить оттуда змей, чтобы начать представление. Он слегка ударяет по корзине, и тогда появляется змея.

    Заклинатели действительно обладают подлинным мастерством, но зрители редко осознают, что на самом деле происходит вовсе не то, что им кажется. Покачивание кобры в такт музыке заклинателя не что иное, как попытки змеи следить за движениями человеческой руки. Стоит внимательно изучить поведение заклинателя змей, и вы увидите следующее: продуманные движения его руки и тела как бы контролируют поведение змеи. Он приближается к ней не спеша, всегда стараясь при этом не встревожить животное. И стоит лишь ей проявить признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзину и, чтобы продолжить представление, выбирает другую, более сговорчивую «артистку».

    Секреты мастерства

    Секретом заклинания змей заинтересовался известный французский журналист Андрэ Виллерс. Уникальными наблюдениями он поделился в своих знаменитых «Пяти уроках заклинания».



    Он снимал номер в самой дорогой гостинице Бенареса, где селились богатые туристы, приезжающие смотреть диковины священного города Индии. По соседству, в парке, факиры-заклинатели ловко раскладывали инвентарь и за десять рупий извлекали флейту, чтобы выманить из круглых плетеных корзин своих грозных питомцев. Тут были все - от королевской кобры, чей укус влечет почти мгновенную смерть, до удава, чьи объятия тоже гарантируют смертельный исход - разве что чуть позже.

    Андрэ стал самым прилежным зрителем факирских номеров. Вскоре у него завязались приятельские отношения почти со всеми заклинателями. Как большинство индийцев, они были очень внимательны к чужестранцам. Однако сразу же напрочь забывали английский, едва кто-то переходил к обстоятельным вопросам, касающимся секретов их ремесла.

    Виллерс решил завести разговор со старейшим и самым авторитетным факиром по имени Рам Дасс. В нем он намекнул, что прекрасно знает о том, что флейта не играет никакой роли в заклинании. Ответом была лишь вежливая улыбка.

    Факир долго не желал отвечать на вопросы чужеземца. Но тот был настойчив и обаятелен. И в конечном счете журналист попросил провести с ним «курс молодого факира» за разумную плату. После традиционных для Востока торгов они сошлись на цене в 25 долларов за каждый урок. Это был прорыв. До того ни один европеец не мог даже приблизиться к этой закрытой и таинственной группе профессионалов.



    - А если кобра укусит меня? - робко поинтересовался журналист.

    Боги этого не допустят. Но даже если это случится, у нас есть свои лекарства. Скорее всего ты не умрешь.
    Что ж, оставалось уповать на сыворотку Пастеровского института, но больше на собственное везение.

    Уроки заклинания

    Первый урок был жестким и пугающим. Факир предложил Андрэ протянуть руки вперед. После чего выложил на них несколько крохотных змеек. Это были маленькие цветочные змеи -рептилии абсолютно безобидные и в обилии обитающие на всей территории Индии. Своего рода испытание нервов. Рам Дасс хотел проверить, насколько силен дух мужчины. Дабы страх перед змеями не ослепил ученика и не стал помехой в ответственный момент.

    Журналист с мужеством перенес все испытания. И двухголовая змея (высокоразвитый крупный дождевой червь), и банановая змейка, самая быстрая и проворная змея полуострова Индостан, не напугали его.
    Еще один важный момент Виллерс уяснил для себя: когда на шею ему повесили питона, который медленно, но верно начал сжимать кольца и душить его, и дело приняло серьезный оборот, заклинатель вынул из рукава свою флейту, и питон тут же разжал стальные тиски смертельных обьятий - дрессировке поддавались не только кобры, но и прочие змеи. Видимо, кобры просто смотрелись более эффектно.

    Второй урок открыл все тайны заклинательства. Рам Дасс принес с собой корзину, прикрытую тряпкой. Затем вытряхнул оттуда великолепную кобру больше двух метров в длину. Та встрепенулась, распустила капюшон с видимым рисунком и ринулась на дрессировщика. Тот был настороже и врезал агрессорше флейтой по зубам. Кобра упала, но тут же вновь бросилась в нападение,и оно закончилось для нее плачевно.

    Раз за разом кобра выказывала свой злобный нрав, пока совсем не выбилась из сил и не обратилась в бегство. Не тут-то было! Рам Дасс вновь оказался у нее на пути, грозя своей музыкальной дубиной. Опасная игра длилась с четверть часа. Змея, получая при каждой попытке нападения жестокий удар, теряла драчливость и под конец, обессилев, юркнула в корзину.

    Рам Дасс, утирая пот, объяснил, что главное - сломить волю змеи. Показать ей свою силу. А дудка должна служить своеобразным стоп-сигналом. Когда змея видит ее, она инстинктивно понимает, что будет наказана, если попытается напасть. Для того чтобы добиться полного подчинения, требуется несколько недель упорных тренировок.

    Есть змеи, которые отказываются подчиняться даже после курса карательной «флейтотерапии». Таких обычно отправляют на ринг (еще одним развлечением в Индии являются бои змей против мангустов).

    На последних уроках журналист сам учился управлять кобрами, которые уже были вышколены. И даже дал небольшое представление вместе с факирами перед зданием отеля, где жил. Зрелище собрало множество народа. Еще бы. ведь ни один европеец не представал раньше в образе настоящего заклинателя змей.

    Василий Амелькин