Дом        29.01.2021   

Старые ярмарки на картах. Первые ярмарки на руси

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.


Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.
Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.
Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.
Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог - люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки.
Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.

Что такое ярмарка. Когда появились первые ярмарки на Руси?

  1. Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг) , и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище) До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др. по-английски fair,по-немецки Jahrmarkt, Messe,по-французски foire, по-итальянски fiera, по-испански feria
    Ярмарка, временный торг, на кот. съезжаются продавцы и покупатели в определен. срок в определен. место. Почти исчезнувшие в Зап. Европе, Я. сохраняют значение в России, чему способствует недостаток удобн. путей сообщения, тем более, что наши водные пути, замерзающие на несколько мес. , благоприятствуют развитию ярмарочн. торговли. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в. , но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, ярмарка большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями. Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих Записках о московских делах он назвал этот торг привычным для себя словом jahrmarkt ярмарка.
    В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817).
    Испокон веков на Руси, как и во всем мире, рынки были первыми, самыми распространенными и доступными предприятиями торговли для всех категорий населения. Если заглянуть во внутрь веков, в историю далеких тысячелетий, можно убедиться, что в жизни человека любого вероисповедания, убеждения, сословия, так называемые сборища-базары-ярмарки, или купеческие торги, которые появились практически вместе с самим человеком, сыграли главенствующую роль не только в выживании человека, но и в развитии экономических и политических отношений внутри государства и между государствами. Красочные базары и ярмарки на Руси стали не только объектами купли и продажи, но и излюбленным местом для встреч, бесед, обмена новостями. Появился и торг в Макарьевской слободе. Удобное ее месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности макарьевского монастырского торга. И здешняя Макарьевская слобода превратилась в городок. Однако его известность распространилась по Руси, когда тут царским указом 1696 года была учреждена ежегодная всероссийская ярмарка, названная в честь первого игумена здешнего монастыря Макарьевской. Почти полтора века гремела на всю Европу слава Макарьевской ярмарки. Помянул ее и Пушкин в Евгении Онегине:
    Макарьев суетно хлопочет,
    Кипит обилием своим.. .
    В первые годы Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по ст. ст.) до первого Спаса 1 августа. А после того, как она была объявлена государственным торжищем растянулась на целый месяц.
    В России таких ярмарок было несколько, но первейшей слыла Макарьевская. Не на ней ли родились хлесткие и мудрые поговорки:
    На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
    Не сходно не сходись, а на торг не сердись.
    Гусь да баба торг, два гуся и две бабы ярмарка.
    Вольнее торгу нет, а и там неволя живет говорили, имея в виду цены.
    С Макарьевской ярмарки пошли в ход ее именные выражения: базарных плутов называли макарами. Подпустить макарку значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили: Вчера Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал.
  2. так зачем писать что ты не знаешь
    Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей (продавцов и покупателей), организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
  3. ярмарка объявлений - http://besplatnee.ru
  4. Ярмарка (нем. Jahrmarkt ежегодный рынок) ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определнный сезон, товар (например вино) или тематику (например, православные ярмарки) .

    Холопий городок (Старый Холопий городок) , древнерусский город XIVXVI вв. и торговый центр на берегу реки Молога, в 50 км от города Молога.
    На берегу Мологи, в 50 верстах от устья реки, существовал Холопий городок, где жили пленные аланы, занимавшиеся гидростроительными работами, ремеслами и торговлей. Они устроили здесь знатный меновый базар-ярмарку с присущим им кавказским размахом, куда стали съезжаться их давние торговые партнеры, еще гостившие у них в Дедякове.
    На торжище в Холопий городок стали причаливать торговцы из северо-восточных стран и из южных. Тимофей Каменевич-Рвовский - иеродиакон Холопьего монастыря, расположенного тут же на реке Мологе, живший в конце ХVI в. , отмечал, что только от одних торговых пошлин Холопий городок выручал 180 пудов (почти 3 тонны) серебра за 4 навигационных месяца. В глухоманные финно-угорские земли пришла культура. Колонизация этих северо-восточных окраин Руси шла за счет привлечения новых технологий и контактов, о которых я упоминала выше.
    Иван Калита, купив у внука Глеба Васильковича - Романа Белозерское княжество, перенес ярмарку из Холопьего городка к самому моложскому устью. Некоторые генуэзцы, например, Матфей и Дмитрий Фрязины, побывав на ярославской земле, найдут постоянное место жительства в Руси, станут правителями Печоры. И таких примеров можно привести немало.
    Арабская, итальянская и др. речи зазвучали на исконной земле Веси! Это была первая ярмарка Руси. Аланы выполнили поставленные еще Глебом цели: зазвенели древние сасанидские серебряные монеты, зашуршали восточные шелка, появились заморские зодчие и художники.. .Жители Холопьего городка, или по-другому, - поселения Осетин, со временем ассимилировали.

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №32 г.Таганрога

Серебрякова Елена Николаевна

Русская ярмарка

(внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы)

  1. Расширение и углубление знания учащихся о русских традициях.
  2. Воспитание чувства любви и бережного отношения к народным традициям.

1. Дать представление о проведении Русской ярмарки как народной традиции.

2. Воспитывать уважение к народным традициям русского народа.

3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных традиций русского народа.

4. Содействовать культурному и эстетическому развитию детей.

Ход мероприятия.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наше мероприятие о русской ярмарке. В старину говорили: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее к нам из глубины веков, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения. Однако, это не так. Слово «ярмарка» имеет германские корни. Jahr Markt переводится с немецкого как «ежегодный рынок». Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Достоверные исторические свидетельства о русских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего, они существовали и раньше. А главное, русские ярмарки отличались от ярмарок европейских. У русских ЯРМАРКА – это народное гулянье, базар, где продают разный товар. Ярмарки проходили очень весело, всегда собиралось много народу. Людей зазывали и веселили скоморохи.

Выбегают 2 скомороха.

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

2 скоморох:

Пойдете направо – будет забава!

Пойдете налево – много смеха и гама!

Проходи, честной народ,

Коробейник вон идет!

Появляются 2 коробейника (на лотках находятся поделки, сделанные руками учеников).

1 коробейник:

Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват!

2 коробейник:

Яблочки садовые, яблочки медовые,

Груши, ананас – набирайте про запас!

Становитесь в ряд, выбирайте подряд:

Дудочки, хлопушки, разные игрушки.

Красиво, приятно –

Для детей занятно!

1 коробейник:

Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

2 коробейник:

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Румяна, помада,

Кому чего надо!

1 коробейник:

Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

Учитель. Так коробейники предлагали свой товар, зазывая покупателей. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих и покупающих. Перемены внес некий торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды». Он расположил торговцев в линию и таким образом разделил торговцев и покупателей.

А Вы, уважаемые гости, можете рассмотреть мастерство наших умельцев.

1 скоморох:

Песня – друг наш и товарищ.

С нею в жизни веселей.

С ней забота – не забота,

Сколько щедрой мощи в ней.

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей!

2 скоморох:

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Столько песен у России,

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

1 скоморох:

А слова ее простые

Душу трогают до слез.

Столько песен у России,

Сколько в рощицах берез!

Дети поют песню «Русская ярмарка».

Учитель. У нас на ярмарке раздолье,

Медведя водят на показ,

А медведь-то непростой,

Красивый, умный, озорной!

Сценка с медведем.

Хозяин-поводырь:

Здравствуй, честной народ!

Нашему Мише не клади палец в рот –

Откусит по самый локоток,

Еще и доведет до мокрых порток!

А прибыли мы из Парижу,

Не нашлось деревни поближе,

Чем Верхние Ч е мы,

Да объезд никчемный,

Да школа 32!

А ребят тут веселить пора!

А ну, Миша, покажи, как дети в школу идут.

Медведь показывает.

Хозяин-поводырь:

Правильно. Еле книжки тащат. А из школы?

Медведь показывает.

Хозяин-поводырь:

Вон как – вприпрыжку! А покажи, Миша, как девочки на дискотеку собираются.

Мишка смотрится в зеркало, изображает, как пудрятся и румянятся.

Хозяин-поводырь:

Молодец! Смеяться можно до скончания веку. А теперь покажи, как учитель отличника любит.

Мишка гладит поводыря по голове.

Хозяин-поводырь:

А как двоечника губит?

Мишка пинает поводыря.

Хозяин-поводырь:

Молодец, Михайло Иванович!

Хозяин-поводырь уходит с медведем.

1 скоморох:

Эй, сюда, честной народ!

Снова ярмарка зовет.

Ждет вас здесь сейчас

Веселой потехи час.

Игры, аттракционы.

Собирайтесь, чемпионы!

Игры для детей.

  1. Перетягивание каната
  2. Заплети косу

Учитель. Какая же ярмарка без Петрушки! Петрушка – один из персонажей русских народных кукольных представлений. Из некоторых источников XIX века следует, что у Петрушки было и полное имя – его называли Петром Ивановичем Уксусовым. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Петрушка:

Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки,

Славные девчушки, быстроглазые вострушки!

Я пришел вас с праздником поздравить.

Все садитесь: кто на пенек, а кто на лавку,

Да не делайте давку!

Ярмарка продолжается, а мое представление начинается!

А какая ярмарка без шуток – прибауток!

Весельчаки хотят вас позабавить, слово смешное сказать!

Сценка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Ф : Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!

Игры для детей.

  1. Русская баня.

Заранее из бумаги делаются дубовые веточки и соединяются в пучок, чтобы получился веник. Ребята садятся на стулья напротив друг друга и ударяют соперника по ногам. Чей веник распадётся быстрее, тот и выиграл, так как лучше «парил» товарища.

Учитель. Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки вся семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям – свистулек из акации, жене – платок да бусы, старикам – земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!

Пришла пора и нам прощаться. Примите слова благодарности, дорогие наши мастерицы и умельцы, помощники мои – скоморохи, да все гости званые.

1 скоморох:

Мир вам, люди дорогие!

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас!

2 скоморох:

Пусть всех легонько ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Не уходи из сердца, Праздник!

До новых Ярмарок, друзья!

Закончить мероприятие можно чаепитием.

Используемые источники:

  1. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе / Издат. Шаповалова.Белгород, 2005.
  2. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Гусли звончатые / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Науменко Г. Жаворонушки № 4. М: "Советский композитор", 1986.
  4. Пушкина С.И. Мы играем и поём / Издат. "Школьная Пресса", 2001.
  5. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Скопцов К. Ты воспой, жаворонушек / Красноярск, 2002.
  7. http://d31mv.ru/instruktor-fzk/item/48-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0
  8. http://www.solnet.ee/holidays/s9_11.html

Публикации раздела Традиции

История ярмарок в России

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа. Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин. Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали» .

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы» .

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка» , которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь» , набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются.

марта 28 2014

1859 год. Перечень селений, в которых установлены еженедельные базары

1859 год. Перечень селений, в которых установлены еженедельные базары, по уездам.

….е) Перечень селений, в которых установлены еженедельные
базары, по уездам.
Во Владимирском уезде ежегодно бывает 14 ярмарок, из которых 12 при селах и 2 при монастырских слободах; еженедельные же базары существуют в 4 разных селениях, в Черкутине, Ставрове, Ундоле, Обращихе.

В Суздальском уезде одна ярмарка и еженедельные базары бывают в .

В Шуйском уезде ярмарка бывает в с. Пупках или у Николы Шахмы; еженедельные же базары в селах: Тейкове, Васильевске, Дунилове, Кохме; а в селе Иванове 2 раза в неделю.

В Ковровском уезде ярмарка бывает в с. Любце; еженедельные базары в селах: Лежневе, Вознесенске, Усолье, Алексине, Осипове, больших Всегодишах и Клясемском городке, вновь учреждены в с. Павловском.

В Вязниковском уезде существуют ежегодно 4 ярмарки в одном с. Холуй; еженедельные базары, которые бывают еще в слободе Мещере, Никологорском погосте и с. Палех. В Воскресенском погосте, в большем Мугрееве; вновь учреждены в Груздеве.

В Гороховском уезде ярмарки существуют две в Пестяках и по одной в селах: верхнем и нижнем Ландехах, Мыту, Фоминках, Сергиевых горках, Гришине, Кожине, Фролове, Золине и при погостах: Вознесенском, Индруском и Архангельском, при Фдорищевой пустыни и при дер. Золотове; еженедельные же базары бывают в селах: обеих Ландехах, Пестяках, Мыту, Фоминках, Сергивых горках, погосте Вознесенском и Успенском.

В Муромском уезде ярмарок не бывает; еженедельные же базары сушествуют в селах: Зяблциком погосте, Новоселках, Яковцеве, Клину, Монакове и Булатникове, в Липовицком погосте.

В Меленковском уезде ярмарок тоже не существует, еженедельные же базары в Гусевском г. Баташева и Железницком Шепелевых эаводах, и в некоторых селениях случаются только во время местных праздников; в с. Ляхах бывают еженедельные базары.

Въ Судогодском уезде ярмарок ежегодно бывает: в Александрове шесть, Мошку три; по одной, в погостах: Ильинском и Егорьевском; базары же еженедельно бывают в помянутых селах: Александрове, Мошку, в погосте Ильинском и Смолине.

В Покровском уезде существует 5 ярмарок, в заштатном городе Киржаче и в других селениях, их считается до 28. В Зиновьеве, Андреевском, Фролищах, Смольневе, еженедельные базары. Вновь учреждены в Орехове и Новосергиевском погосте.

В Александровском уезде ярмарок не существует; еженедельные же торги учреждены в с. Константинове, но народ собирается для торговли в это село только три раза в год; вновь учреждены в с. Бакине.

В Переславском уезде находятся 4 торговых села: Нагорье, Вашки, Романово и Рязанцово, где бывают еженедельно базары, впрочем только в то время, когда жители не заняты полевыми работами; ярмарок же не существует.

В Юрьевскомъ уезде ярмарок не бывает; еженедельные же торги бывают в селах Симе и Онькове; вновь учреждены въ и .

Вообще же ярмарок и базаров в слободах, селениях, погостах и деревнях губернии бывает до 3,000; не включая в этот счет не большия ярмарочки, бывающия почти в каждом селе во время храмовых праздников.

….большая часть торговых сел, и особенно перваго и втораго разрядов, находится в уездах: Шуйском, Вязниковском, Гороховском и Ковровском; затем в Владимирском, Муромском и Судогодском; наконец в Юрьевском и Суздальском; в остальных уездвх: Переславском, Александровском, Покровском и Меленковском, находятся только третьестепенныя торговыя села, если не ставить в число их заводы Гусевские, хрустальный и чугунный, в Меленковском уезде.
Bсе лучшия торговыя села расположены по древнему торговому пути Москвы с Востоком, по Стромынскому, и Новгорода с Востоком, между р. Волгой, Клязьмой и Окой.
Н. Дубенский.
28 апреля 1859 года С. Петербург.

Очень уж меня заинтересовала эта тема - ярмарки. Я сама несколько раз участвовала в ставропольских ярмарках в качестве продавца. Это, конечно, очень интересно, масса впечатлений, драйва, эмоций, в основном, положительных. Но это очень «простенькие» мероприятия, со стандартным набором: «шашлык-машлык», море китайского дешевого барахла, несколько «умельцев» (так нас называют в ставропольском Доме народного творчества) и народ, который в основном приходит на такие мероприятия, чтобы поглазеть, сделать пару selfie, попить пивка и купить ребенку свистульку за 50 рублей.

Но ведь раньше ярмарки были серьезным делом и важным и неотъемлемым элементом народного хозяйства страны. Меня очень заинтересовала эта тема, особенно в связи с тем, что наша Ярмарка Мастеров стала занимать в моей жизни одно из ключевых мест.

Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, так как материалы для нее я брала на просторах интернета.

Сначала предлагаю разобраться с тем, что же такое ярмарка? Что за слово такое, ведь оно имеет не русские корни, по-русски ярмарка - «торг, торжище». С немецкого же ярмарка - Jahrmarkt - «ежегодный рынок» - ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).

На Руси рынок, торжище занимал центральное место в поселении. Например, в древнем Киеве было 40 церквей и 8 торжищ. А возникновение широкой ярмарочной деятельности на Руси уходит корнями к периоду княжения в Киеве князя Владимира и его наследника Ярослава Мудрого, потому что именно при них начинается широкое общение с заморскими купцами, на Русь везут свои товары торговые люди из Польши, Венгрии, Чехии.

Торг на берегу Ильмень-озера

Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII в., считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 г. под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий III Иванович учредил официальное торжище. Таким образом в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая почти пять веков истории.

Позднее, в 1641 г., по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась - Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и др. товары. В 1817 г. решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в Нижний Новгород. Она расположилась на «стрелке» - слиянии двух крупнейших российских рек Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.

Макарьевская ярмарка

Нижегородская ярмарка. 19 в.

Пока искала информацию, наткнулась на интересный факт. Как вы думаете, что было обязательным элементом торга, должно было находится рядом с ярмаркой? Оказывается, баня, так как почти все присутствующие гости приезжали издалека, как говорится «Без бани и торг не торг».

Ирбитская ярмарка в течение трёх столетий была второй по своему значению и размаху в России, уступая только Нижегородской. Первые упоминания о ней относятся к 30 годам семнадцатого века. С того времени она проводилась ежегодно вплоть до 1929 года.

В те времена только здесь можно было купить ценнейшие сибирские меха, тончайший китайский шёлк и чай, шкуры ягнят специальной выделки из Средней Азии. Московские купцы привозили ювелирные украшения и мануфактурную продукцию, с Урала везли металлы.

В разные периоды ярмарочные гуляния длились от двух недель до полутора месяцев. Обычно время их проведения попадало на осенне-зимние месяцы. Сегодня ярмарка идёт всего лишь четыре дня и перенесена на последние числа августа.

Прежде всего, Ирбитская ярмарка славилась как место, где покупалась и продавалась сибирская пушнина - дорогой товар, необычайно ценимый в Европе. Однако во тьме истории теряется ещё один интереснейший факт: именно здесь, на Ирбите, в восемнадцатом веке образовалась первая монополия на торговлю чаем. «Великий чайный путь», проходивший по Бабиновскому тракту, сделал ярмарку в небольшом городке монополистом в распределении и ценообразовании на китайское «жидкое золото».

Ирбитская ярмарка. 19 в.

К середине 16 века в Сибири Иркутская ярмарка превращается в ведущую для всего восточно-­сибирского края. Оборот ее составлял почти 6% от общероссийского ярмарочною оборота. Ассортимент привозимых на иркутские яр­марки товаров был богат и разнообразен. Това­ры получали из Москвы, Архан­гельска, а также с Макарьевской, Ирбитской и Енисейской ярмарок, азиатские товары - из Ки­тая.

Из предметов питания в Иркутске больше всего привозили мед и хмель, сахар, различные сорта чая. Иркутяне могли приобрести и европейские товары - ткани, предметы роскоши и сладости, вина. В привозимых товарах заметно преобладали предметы, пред­назначенные для массового потребления широкими слоями горожан.

Ярмарки Сибири

И если на Западе в 18 в. большие национальные ярмарки утрачивают свое значение в связи с образованием товарных бирж и развитием системы торговли через магазины, то в России национальные ярмарки не теряют своего значения вплоть до революции, более того, развиваются и множатся.

С середины 19 в. распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие». В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук.

K началу 20 в. вся Россия покрылась большими и малыми ярмарками, 87% из них составляли сельскохозяйственные ярмарки, или «торжки», на которых крестьяне продавали свои запасы и в обмен покупали необходимые для своих нужд продукты (мечта современной России, скорее всего, несбыточная). Около 12% приходилось на ярмарки средних размеров, и лишь немногим более 1 % - на ярмарки, имеющие характер крупных временных оптовых торговых центров. К этому времени ярмарки, продолжающиеся менее 2 недель, были освобождены от налога.

Деятельность ярмарок прекращается после революции, возрождается не на долго во времена нэпа, но полностью ликвидируется в начале 30-х гг.

Конечно, вся публикация - это «галопом по Европам», удалось очень кратко изложить только основные сведения, материал обширный и,если подвергнуть его более глубокому изучению и осмыслению, можно написать еще не одну публикацию.

Что хотелось бы сказать в заключение. Мы ведь с вами тоже на Ярмарке. Думаю, что для многих наша Ярмарка Мастеров -практически дом родной, и представить свою жизнь без нее становится все труднее. А главное, мне кажется, многим здесь удается поддерживать то основное направление, которое еще в 19 веке стало одним из главных в идее национальных ярмарок - обмен опытом, знаниями, искусствами, навыками ремесел, просвещение общества, созидание прекрасного.

А вообще для нас, провинциалов, лишенных доступа к большим современным ярмаркам и вообще сбыту своих товаров в глубинке, где слово handmade воспринимают как ругательство, Ярмарка Мастеров - окно в другой мир, прекрасный мир, где можно не только поглядеть на других и показать себя, но и найти признание, единомышленников, объединиться в один творческий российский народ. Ура!

www.livemaster.ru

Первые ярмарки на Руси

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, торжки и погосты

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.

Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

kartolog.ru

традиции народного гулянья - Щи.ру

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка. Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка. Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка. Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка. Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы")

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

schci.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЗнаете ли вы, какие ярмарки на Руси были крупнейшими?

Знаете ли вы,какие ярмарки на Руси были крупнейшими?

Ярмарка. Как ждал её народ! Ведь на ней можно было не только что-то продать и купить. Это были настоящие праздники, на которых можно было и на других посмотреть, и себя показать. На ярмарках обменивались новостями, смотрели представления музыкантов, актёров. Особенно большим вниманием окружали купцов заморских, ведь они могли поведать о странах неведомых, далёких.

Значение слова «ярмарка»

Слово это иноязычного происхождения, с немецкого обозначает «ежегодный рынок». На Руси такое событие первоначально называли «торгом» (отсюда слово «торжище»).

Из истории

  • Сначала ярмарки устраивали только около стен городов, монастырей, чтобы люди находились в определённой безопасности.
  • На ярмарку нужно было получить разрешение князя или представителя власти.
  • Широкое развитие ярмарки на Руси получили в начале 12 века. Они проводились в крупных городах - Новгороде, Москве, Владимире, Киеве и других.

    Крупнейшие ярмарки на Руси

    Мологская (проводилась в верхнем Поволжье с конца 14- начало 16 вв.) Здесь продавали купцы из самых разных стран: поляке, греки, армяне, персы, немцы и многие другие, а также русские купцы. Особенно ярмарка прославилась тем, что торговала с Азией и Турцией.

  • Макарьевская (с конца 16 века). Возникла она у Макарьева монастыря, на Волге, недалеко от Нижнего Новгорода. Удобное географическое положение привлекало купцов из самых разных стран и со всей России. Макарьевская ярмарка способствовала тому, что начал складываться всероссийский рынок. Однако в 1817 году произошёл пожар, который уничтожил практически все ярморочные строения. Было решено перенести торг в Нижний Новгород.
  • Нижегородская (с 1817 года сменила Макарьевскую ярмарку до 1917 года, даже действовала при советской власти в 1921 -1929 годах). В Нижнем Новгороде был построен специальный Ярмарочный двор. Ассортимент товаров был очень богатый: чай, хлопок, рыба, соль, металл, меха, вина и многие другие товары.
  • Ирбитская (с середины 17 века, Урал). Здесь были товары из Сибири, Китая, Средней Азии, из городов России. В 1922-1929 годах возобновила ярмарка свою работу, а с 2002 года снова Ирбитская ярмарка стала известной в России, особенно привлекательна она для туристов.

Конечно, торговали и до этих ярмарок, и после. Но именно данные прославились своим размером, размахом, количеством и разнообразием привозимых сюда товаров, товарооборотом.

И сегодня ярмарки, особенно сезонные, манят к себе покупателей, предоставляя возможность приобрести по доступным ценам самые различные товары.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Вера Мельникова | Ваш отзыв

istoricheskij-portret.ru

Русские ярмарки: история гуляний. - база отдыха Дубки в Выксе Нижегородской области

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог – люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки. Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.

skazka-dubki.ru

Как торговали в Древней Руси-Разное

Появлению ярмарок на Руси предшествовали другие способы торговли. До крещения Руси были распространены погосты, базары и торжки. Они имеют существенные отличия. Для ближайших районов существовали торжки или базары, а вот для ярмарок уже требовалось скопление людей со всех волостей и областей. Именно поэтому ярмарки проводились всего лишь один раз в год, но зато длились они по несколько месяцев.

К тому же на ярмарке всегда было большее разнообразие товара, чем при местной торговле, так как товар привозился со всех концов страны. И потом эти товары получали распространение в других областях именно благодаря ярмаркам.

На ярмарки люди съезжались на лошадях, так как товара надо было везти много. И понятное дело, что где лошади - там и цыгане. Они же лошадями и торговали на ярмарках. А так как лошади в основном были краденные, благодаря этому на древнерусских просторах появились прекрасные породистые европейские жеребцы.

В те времена появлению ярмарок не препятствовало правительство. К тому же Петр I и вовсе придавал большое значение ярмаркам, считая что они только способствуют внутреннему товарообороту, а помимо этого еще и налаживают торговые связи с иностранцами. Уже к XIX веку ярмарки превратились в крупные оптовые центры. Нижегородская ярмарка считалась самой большой и влиятельной. Ее называли "всероссийское торжище" или "меновый двор Европы и Азии". Именно европейцы, прибывая на Нижегородскую ярмарку, приобретали у восточных мастеров китайский чай, ковры из Бухары, турецкий табак и персидский жемчуг. Купцы же с востока покупали ткани из европы, сандаловое дерево и серебряные изделия, а так же галантерею. Но все без исключения купцы с большим удовольствием покупали русские изделия - продукцию ремесленников, хлеб и мед, сельхозсырье.

Помимо торговли на ярмарках так же веселили люд. Гуляния, представления и театральные показы. Конечно обязательны были дрессированные медведи, скоморохи и шуты. Им платили купцы, чтобы те зазывали народ и веселили его, нахваливая товар. Можно сказать что это было время первых рекламных слоганов и рекламных роликов, так зазывно и наглядно скоморохи рекламировали товар.

И если по началу хаос и воровство на ярмарке было в порядке вещей, то со временем все стало более организованно - торговые ряды и прилавки воцарили на ярмарке. Так же появилось ярмарочное законодательство, традиции и ритуалы. Ярмарку стали открывать и закрывать. А полиция и казачьи войска поддерживали общественный порядок.

Конечно после революции ярмарки прикрыли, и в 1930 годах они были полностью упразднены. Правда в послевоенное время форма государственной торговли стала напоминать ярмарку, которую часто украшает стилизованное народное гулянье.

www.krupenichka.ru

7 ярмарочных развлечений по-русски | Русская семерка

Ярмарки на Руси были сразу всем - и EXPO, и неделей дизайна, и бизнес-форумом, поэтому длились по несколько месяцев. С каждой государственная казна получала огромные доходы:

с одной только Мологской ярмарки казна получала 180 пудов серебра. В XIX веке на Нижегородскую ярмарку съезжалось 200 тысяч человек – в десять раз больше тогдашнего населения Нижнего Новгорода.А товарооборот составлял 50 миллионов рублей серебром. Хорошо работали - хорошо отдыхали. И ведь развлечения были не хуже, чем сейчас!

Американские горы

То, что мы теперь называем американскими горками, было изобретено ещё до появления самих Соединённых Штатов. Горки были одним из главных развлечений на ярмарке. «Погулять под горами» значило «погулять на ярмарке». В высоту горы достигали12 метров. Зимой их обливали водой и катались на санях, а в тёплую пору – на специальных тележках или коврах.

Другое любимое народом развлечение на ярмарках – качели и карусели. Их разновидностей было множество. Качели были висячие и перекидные: на первых нужно было кататься самому, вторые раскручивались качельщиками. Самыми простыми каруселями были коньки, когда на верёвках подвешивались деревянные лошадки. Самые сложные – это самокаты. Они представляли из себя двухъярусную постройку с огромным количеством внутренних и внешних галерей. Катание на самокатах стоило 10-15 копеек.

Аттракцион Гиганские шаги

Практически современная "тарзанка". Это столб высотой до 7 метров, на вер­шине которого закреплена вращающаяся ме­таллическая тарелка. По краю тарелки сде­ланы крючки, к которым прикрепляются ка­наты. Нижняя часть каждого каната обра­зует петлю, обшитую материей. Садясь в такую петлю, участники аттракциона разбе­гаются и делают большие прыжки, затем на мгновение касаются земли и опять прыгают. Таким образом, в аттракционе «Гигантские шаги» круговое вращение сочетается с взле­тами, напоминающими раскачивание на каче­лях.

Делалась так:

Ярмарочный балаган – это прообраз цирка, театра, оперы и даже мультфильма. В больших балаганах были сцены с занавесом, ложи и стоячие места. Здесь показывали «волшебные пантомимы», в которых арлекины в чёрной одежде и на чёрном фоне творили чудеса: пилили друг друга, разрывали друг друга, а затем волшебным образом оживали, когда их голову, туловище, руки и ноги соединяли.

В некоторых балаганах были паноптикумы, то есть выставки диковинных предметов, растений, живых существ и уродцев. Здесь можно было своими глазами увидеть женщину-русалку, говорящую голову, человека с железным желудком и даже всемирно известную татуированную даму. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Раёк – это небольшой красочный ящик, украшенный различными фигурами и флажками. На его передней стенке были прорезаны два (в более крупных – три или четыре) окошка с увеличительными стёклами. Через них зрители смотрели на панораму, нарисованную на длинной ленте, перематывавшейся с одного валика на другой. Зрелище сопровождалось рифмованным комментарием раёшника.

Кукольные театры

На ярмарках давали представления «механические театры». В них разыгрывались получасовые представления, а главными участниками были куклы. Репертуар «механических театров» был разнообразным: некоторые постановки были настолько масштабны, что в них участвовало по 30-40 кукол.

В «театре живых картин» разыгрывались ещё более массовые представления, в которых порой использовали сложные театральные эффекты. К примеру, мастера «театра живых картин» показывали зрителям Куликовскую битву.

На балагане выступали и так называемые «театры-цирки». Здесь были и конные комедии, и штукари (акробаты), и силачи, державшие в зубах пудовые гири и поднимавшие по 5-6 человек, и «каучук», то есть гимнасты, и фокусники, и учёные звери, медведи, обезьяны, тигры, слоны. Устраивались «собачьи комедии», где актёрами были дрессированные собаки.

Ярмарка (ярмонка) - это большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар, на который купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ярмарка, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

В Дмитровском уезде самые крупные ярмарки проходили в самом Дмитрове и селе Рогачево.

Ярмарки в Дмитрове

Центром жизни города был рынок. В базарные и ярмарочные дни все существование города подчинялось интересам торговли. Деревянные торговые ряды, построенные еще в начале XIX столетия, располагались в центре города. По дороге к рынку находились кузницы и трактиры. Торговец или крестьянин, приезжавший в город, первым долгом заезжал в кузницу - накормить или подковать лошадей, а затем уже заходил в трактир. На базарной площади была и стоянка "общественного транспорта" - извозчиков.

В описании 1785 г. есть упоминание о ежегодной осенней ярмарке, которая начиналась 15 сентября и продолжалась неделю, по описанию 1787 г. – две недели. «На оную купечество с товарами приезжает из Москвы, Переславля Залесского, Юрьева Польского и привозят парчовые и шелковые, бумажные и шерстяные разные материи по небольшому количеству и прочие мелочные товары, которые продаются того города и приезжающим из уезда жителям.

Еженедельно торг бывает в понедельник и четверток, на который съезжается крестьянство и привозят на продажу хлеб, хмель, сохи, колеса, ситы и прочую мелочь» .

В XVIII веке дмитровское купечество вело обширную торговлю и обладало большим капиталом: «Торг и промысел здешнего купечества состоит в продаже из лавок разных шелковых материй панских, овощных и юфтяного товаров, виноградных напитков, из Москвы и Санкт-Петербурга и других городов привозимых, также продают холст, воск, свечи, съестные припасы и разное щепетье; а некоторые закупают в своем уезде, а более в низовых и Украинских городах хлеб в немалом количестве и отправляют на продажу водяною коммуникациею и сухим путем в Санкт-Петербург; другие ж закупают рогатый скот, которой употребляется только для продовольствия здешних жителей, а кожи и овчины распродаются в сем только городе. Упражняются также в ремеслах и рукоделиях, а прочие занимаются в садке огородных овощей, которые развозят по близлежащим городам и уездам и от того получают немалую прибыль.

Ярмонка бывает ежегодно Сентября с 15 и продолжается две недели, на оную приезжает купечество из Москвы, Переславля Залесского, Ярославля, Кашина и других городов, из которых привозят по большей части разные шелковые материи, панские и овощные товары, иностранные сукна и русские в немалом количестве; а торговые дни еженедельно бывают по понедельникам и четвергам.

Нужные же для пропитания и продовольствия жизни человеческой потребности полу-чают от уездных жителей, которые привозят в торговые дни всякого рода хлеб, мясо и прочие съестные припасы».

В Дмитрове устраивались 2 ежегодные ярмарки – весенняя и осенняя. Главной из них была «Борисоглебская», приуроченная к «Борисову дню» - 2 мая по старому стилю – и 15 сентября Никитская. На ярмарке каждый торговал, как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в рядах. Торговцы средней руки - в деревянных лавках, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Подробное описание дмитровской ярмарки содержится в воспоминаниях А.И. Елизаровой (1903-1983), родом из старинной дмитровской фамилии:

«Три дня в неделю были базарных: это воскресенье, понедельник и четверг. На базаре торговали не одни дмитровские огородники, а съезжались и из окрестных сел и деревень, каждый со своим товаром. Приводили живьем скот, стояли воза с живыми поросятами, тор­говали с возов или просто располагались на земле. Много привозили глиняной посуды, це­лые деревни занимались этим делом, работали вручную, кустарным способом; были де­ревни, которые гнули и делали сани и санки-салазки. Рогачевский район собирал, скупал рога животных, из которых делали гребни и гребенки. Тимоновская лесная округа везла грибы сушеные, соленые, клюкву; из-под Рогачева – щепной товар: кадки, бочки, ушаты, корыта, лохани – все везлось на Дмитровский базар, а больше всего было овощей. Осенью товар на базарах были разнообразнее: яблоки продавались с возов не по­штучно, а мерами, полумерами, навезут столько возов, что на базаре и места не хватало, становились прямо на улицах, развертывали палатки с привозным товаром: арбузы, дыни, виноград, помидоры. Теперь помидоры имеются у каждого огородника, а прежде это был привозной товар. Осенью скота больше приводилось, приводилось больше поросят. А какие ярмарки были в Дмитрове! Ярмарок было две: Борисоглебская ярмарка – 2-го мая старого стиля – и 15 сентября Никитская. Борисоглебская – или, как тогда называли, Борисов день – была многолюднее, богаче, разнообразнее товаром, чем Никитская. Эта ярмарка уже в го­роде поместиться не могла, а помещалась за Борисоглебским монастырем. Теперь этот мо­настырь находится в черте города, вокруг него понастроили домов, а прежде он был за го­родом, и монастырские постройки – Духовное училище, где сыновей духовенства готовили в духовную семинарию, и другие дома, где жили преподаватели и другие служащие учи­лища – стояли уже в поле. Ярмарка тянулась от монастыря и почти до самого леса – Та­боры.

За несколько дней до Борисова дня городскую управу наводняли съемщики – тор­говцы, которые снимали землю под палатки на дни ярмарки. Плата была за наем с квадрат­ного аршина, причем ближе к городу была одна плата, а чем дальше, тем дешевле. Тут были и наши дмитровские торговцы, и приезжие из Загорска – кукольники и другие игрушечники, деревня из Астрецова – вывозили игрушки костяные. Были и татары с кружевами, шарфами, плат­ками, были даже и китайцы с “фанзой” и ”че-сун-чей”.

Много было с разной посудой, тор­говали и в палатках, и просто на земле. Палатки тянулись в два ряда, причем расстояние ме­жду рядами было большое, чтобы публика могла свободно подходить к палатке. Больше всего было палаток с игрушками и сластями. Целые горы пряников всевозможной формы и достоинства возвышались на прилавках палаток, сколько конфет и в бумажках, и без бума­жек тут было, а какие восточные сласти! Какой только халвы не было, а стручки! Как все ребята любили их, и теперь бы попробовал, да что-то их теперь нет нигде. Почему-то яр­марка эта называлась у нас “ямки”. И вот эти “ямки” начинались еще с половины дня 1-го мая и называлось “подторжье”. На “подторжье” гуляли исключительно городские жители. Погуляв по ярмарке, заходили обычно в монастырь ко Всенощной. Это был самый главный праздник монастыря. Память Бориса и Глеба правилась 2-мая . В самый же Борисов день с раннего утра народ со всех концов изо всех окрестных деревень, тянулся на “ямки”, а ребят больше, чем взрослых. За версту от “ямок” слышны: свистульки, трубы, тещины языки, плач, кто в народе “маму потерял”, издали видны в воздухе разноцветные шары. Ко второй половине дня деревенская публика уже тянется в город, бегут ребята, кто с лошадкой, кто с куклой, кто из пистолета на ходу палит, и все со стручками, все орехи грызут. А в городе еще удовольствие ожидает: там на базарной площади карусель вертится, хочешь на коня сядешь, хочешь – в лодочку, а все удовольствие – пятачок. А там балаган стоит, уж давно на подмостках “рыжий” колокольчиком звенит – народ зазывает. На смену деревне тянется к “ямкам” дмитровская публика и тоже с ребя­тами. Это публика “чистая”. Дмитровские девицы, купчихи молодые, и другая публика идут себя показать, показать свой наряд. Если хочешь узнать, как в Дмитрове женщины одева­ются – иди на “ямки”, там все увидишь. Если 2-го мая холодный день – одежда драповая: драповые ротонды, ватер-пуфы, дипломаты, жакеты, саки; к ротондам и ватер-пуфам наде­вались шляпы с перьями, с птичками, а к дипломатам, сакам – шляпки не шли, надевались шарфы, платки, косынки. А уж если Борисов день теплый, то и глаза разбегаются, глядя на наряды дмитровских модниц – каких только накидок не увидишь там, каким причудливыми фестонами отделаны воротники и подолы этих накидок: у одних они отделаны шнурами, у других вышивкой. Одно время были в моде “мефистофели” – род полудлинного до колен плаща, но плащ этот очень широкий, безрукавный, у ворота собран, и на фигуре лежит глу­бокими сборками с очень большим и пышным воротником, воротник этот кончался тоже фестонами.

А каких только шляпок не было – у одной модницы целая клумба на голове, каких только цветов на шляпке нет. Вся эта публика чинно гуляет, покупает в палатках, кому что надо.

Иногда среди публики разгуливает пьяненький монашек, грызет орешки, смело по­глядывает кругом. Забыт крепкий монастырский устав, забыта черная ряса. Как хорошо в божьем мире, как светло, как радостно! А сколько красоток кругом! Ну и что же, праздник “вина и елея”, нынче погуляет, а завтра... опять все тот же монастырь, каменная белая стена и “Господи, помилуй!”

Долго идет гулянье на ярмарке, и в городе не спят – кто на карусель, кто в балаган. Карусель и балаган обычно оставались в Дмитрове до Николина дня – 9-го мая. Никола – праздник в Рогачеве. Рогачевцы тоже лицом в грязь не ударят, у них ярмарка не хуже дмит­ровской. Рогачево – село богатое. И карусель, и балаган из Дмитрова направляются в Рогачево.

Другая ярмарка в Дмитрове – Никитская. Эта уже носит другой характер, Здесь люди собираются не для гулянья, собираются люди деловые: кто товар везет, кому что купить надо, и вся она умещалась на базарной площади» .

Ярмарки в селе Рогачево

Село Рогачёво (первое письменное упоминание относится к 1389 году) - богатое купеческое село с добротными каменными домами и с церковью, одной из самых крупных в России. Расположенное на большом тракте между городами Дмитровом и Клином и, имея в близком соседстве судоходную пристань, в устье рек Яхрома и Сестра, село Рогачёво издавна славилось своей местной торговлей.

Рогачёво во второй половине XIX века не уступало соседним городам – Клину и, особенно, Дмитрову. В Рогачёво было около пятидесяти лавок с гостиным двором на площади, с церковными лавками и с лавками под домами, четыре кожевенных и один клеевой завод, шесть трактиров, четыре питейных заведения.

Годовой торговый оборотный капитал простирался до миллиона рублей. «Торговля, где мануфактурная, галантерейная и колониальными товарами, преимущественно же хлебная и мясная. Исконные мясники – Негины» .

Предметы торговли, за исключением мяса, привозились главным образом из Москвы и частью из Петербурга. Но более крупные рогачёвские купцы – все крестьяне, ездили за товаром на ярмарки Нижегородскую, Ростовскую, Рыбинскую, в Псков и другие города.

Доставлялся в Рогачёво скупленный товар из отдалённых мест или железной дорогой до города Клина, а оттуда караваном 30 вёрст до Рогачёво, или водным путём: реками Волгой, Дубной и Сестрой до пристани в 9-ми верстах от Рогачёво; из Москвы по Дмитровскому шоссе или по большой дороге – Рогачёвке.

Разбогатевшие купцы к началу XX века стали торговать мясом в Москве, постепенно захватив почти всю торговлю мясом в Охотном ряду. Здесь почти в каждой мясной лавке торговали уроженцы села. Рабочими у них были земляки и бедные родственники из Рогачёво.

В описании дмитровского уезда 1787 года говорится, что «ярмонок во всем уезде нигде почти не бывает, кроме как в селе Рогачеве Мая 9, Июня 27 июня и Сентября 25 чисел, на которые съезжается купечество из городов Переяслав-Залесского, Клина и Дмитрова с китайками, кумачами, разными шёлковыми материалами, а из окружных разных селений с лошадьми, телегами, колёсами, ситами, решётками, с небольшим количеством разного хлеба. Сверх сего, в оном же селе бывают еженедельно по понедельникам торговые дни, на которые также из разных селений съезжается крестьянство и привозит как свои крестьянские изделия на продажу, так и закупает товары» .

В начале XX века еженедельно было два рынка (по воскресеньям и четвергам) и две ярмарки в году (Никольская летняя и в десятую пятницу по Пасхе).

Кроме того, было два так называемых сборных рынка: перед Николиным днём – зимою и в понедельник третьей недели Великого поста. Народу, как на ярмарках, так и на сборных рынках стекалось до десяти тысяч человек. На Никольскую ярмарку бывала довольно значительная конная ярмарка.

На ярмарках торговали мануфактурой, галантереей, хлебом, солью, рыбой, скотом. Обилие народа, множество палаток со сластями и детскими игрушками, конский базар, карусель, балаганы, шарманщики.

По воскресеньям и четвергам по главной улице тянулся базар.