Новый Год        09.08.2020   

Матренин двор – анализ произведения. Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А

В рассказе «Матрёнин двор» события разворачиваются в русской «глубинке» - в глухой деревне. Язык произведения представлен широким спектром лексических, грамматических и фонетических диалектизмов. Обратимся к началу рассказа. Шёл 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Здесь слово «нутряной» используется в переносном значении – «глухой». Он поселился на станции «Торфопродукт» во Владимирской области. Поутру на базаре увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал её напевную русскую речь с владимирским говором: - Пей, пей, с душой желадной . Ты, потай , приезжий. Слово «желадный » - диалектное: «жаждущий, желающий»; «потай» - диалектное: вводное слово «наверное». Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было тесно и лопотно ». Слово «лопотно » - от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. А рассказчик искал тишины и покоя. И нашёл их в избе Матрёны Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия». (Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои.)

В описании избы Матрёны, внутреннего интерьера автор использует большое количество непривычных для современного читателя слов: некрасная сторона – северная; мосты – то же, что сени – помещение между жилой частью и крыльцом; горница – отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже; подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома. Все тяготы Матрёна сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: «у неё не так уборно, в запущи живёт», у других будет «угожей». (Уборно – убрано, чисто; запущь – запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства; угожей – сравнительная степень, то же, что и лучше.) Речь Матрёны – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варёмши – как утрафишь» ,- предупреждала она квартиранта. (Утрафить ) – диалектное: от потрафить – угодить. На завтрак готовилась «картофь необлупленная » (картошка в мундире, неочищенная) и «суп картонный» (так выговаривали все в деревне)». Надо полагать, «суп картофельный». А ещё в речи героини встречаются слова: «к ужоткому », то есть к вечеру (просторечное); «летось » - в прошлом году; «бывалоча» - бывало, раньше; «пособить» - помочь; «иззаботилась» - устала от забот, приставка из- придаёт значение многократности действия, слово образовано по модели «избегалась», «испереживалась». Очень интересно в речи героини слово «дуель». Оно образовано наложением двух слов «дует» и «метель». Коня Матрёна называет «стиховым », буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов «стихия, стихийный». Героиня боялась «молоньи ». Это просторечное слово, употребляемое деревенскими людьми. Владимирский диалект(«яканье») нашел отражение в словах мятель, семячки. Из уст тёти Маши слышим слово «вязаночка» , что означает «вязаный платок, шаль». Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую: «изба не казалась доброжилой » (из контекста: « богатой», в которой нажито много добра, богатства); «печь топилась досветьи », то есть на заре, ещё до свету; «ветер выдувал печное грево »,то есть тепло; «тараканов менело », то есть становилось меньше; «попадалось неурядное » (из контекста: « несъедобное»); «что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами». Наблюдая за языком персонажей рассказа, читатель переносится в ту среду, в которой оказывается сам автор по возвращении из лагеря. Диалектизмы помогают читателю более полно ощутить красоту и меткость речи персонажей - деревенских жителей. До ощупи – на ощупь, почти вслепую; по рани - рано утром; уборно – чисто, аккуратно; угожий – угодный; воспитывать (семантический диалектизм) – ухаживать; два дни и три дни (грамматический диалектизм) – два дня и три дня; животы (устаревший диалектизм) – животные; картовь(диалектное) – картофель; досветье (диалектное) – до восхода солнца; любота!(диалектное) – очень хорошо!;летось(устаревшее диалектное) – в прошлом году; скольца (диалектное) – сколько; мятель, дуель (областное) – метель; не знато (диалектное) – неизвестно; закруживалось (грамматический диалектизм) – закружилось; дивирь(фонетическое областное) – деверь, родной брат мужа; порчия (грамматический диалектизм) – порча; чаять (областное) – чувствовать; горница (областное) – чистая половина крестьянской избы; куды (диал. прост.) – куда; богу весть ! (грамматический диалектизм) – Бог весть! (только Бог знает, никто не знает!); четверть (просторечное) – большая бутылка; обои сани (грамматический диалектизм) – двое саней; вязаночка (диалектное) – вязаная кофточка; болезная (лексический диалектизм) – несчастная; какому часу приходишь-то? (грамматический диалектизм) – К которому часу приходишь? и др.

Народную речевую стихию отражают также многочисленные разговорные и просторечные элементы, например: нутряная Россия (разговорн.) – исконная, внутренняя Россия; таскать (разговорн.) – носить; подале – подальше (разговорн.); судить (просторечн.) – обещать; перекособоченная (разговорн. просторечн.) – кривая; крутей (просторечн.) – сильный; обвершка (разговорн.) – вершок, вершки, верх; приспеть (просторечн.) – успевать; доцарапать (разговорн.) – дописать; непрохожие (просторечн.) – непроходимые; мурчание (разговорн.) – мурлыкание; теперича (просторечн.) – теперь; зараз (просторечн.) – за один раз; арестовался (грамматическое просторечие) – арестовали; хозява (разговорн.) – хозяева; по бывалошному (разговорн. просторечн.) – по-пежнему; бывалоча (просторечн.) – бывало; ломот а (просторечн.) – недуг, болезнь; вдиво (разговорн. просторечн.) – удивительно, странно, непривычно; вишь (просторечн.) – видишь; маненько – (просторечн.) – немного; спокой (просторечн.) – покой; балаболка (разговорн. неодобрительн.) – человек. Который говорит без конца и впустую; беспритульный (просторечн.) – бесприютный; дети двое не жило (грамматическое просторечие) – двое детей умерли; здоровяга (разговорное) – очень сильный человек(сравним со словом с тем же суффиксом «бродяга» и др.)

Изобразительные средства языка в рассказе представлены также фразеологическими оборотами, например: работать за палочки (фразеологизм, работать бесплатно); ставить палочки – ставить отметки за трудодни; зуб наложить (фразеологизм) – узнать, понять; ни в жисть (фразеологизм) – жисть – жизнь) – никогда, ни за что; белые мухи (фразеологизм) – снег; рука тяжелая (фразеологизм) – больно бьет; дать срок (фразеологизм) – осудить, посадить в тюрьму и пословицами, поговорками, образными выражениями: «умная выходит замуж после Покрова, а дура – после Петрова» , «ни к столу, ни к перилу эта работа», «пошёл он на войну, и ни весточки, ни косточки», «незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут», «как родилась – не помню, как умру - не знаю».

В рассказе широко представлены уменьшительно-ласкательные образования, отражающие эмоциональность и поэтичность народной речи, например: окошечко (разговорное, уменьшительно-ласкательное) – окно; взгорок (разговорное) – высокое место; речушка (разговорное, уменьшительно-ласкательное) – реченька, река, речка; малец (разговорное, просторечное, ласкательное) – мальчик; урывочек – кусочек; сальце (разговорное, ласкательное) – сало.

В рассказе «Матрёнин двор», естественно, отсутствует лагерный жаргон. Речевые средства Солженицына строго соответствуют предмету, теме описания, мест действия и характерам героев.

При работе над рассказом А.И.Солженицына комментария требуют также некоторые устаревшие слова или историзмы, а так же слова, относящиеся к религиозной сфере. Например: чело (устаревшее, высокое) – лоб; отче (устаревшее, высокое); медовая сыта (церковное) – помин души и др. Хотя эти слова не относятся к актуальной лексике, они должны быть освоены, потому что, не зная их, невозможно адекватно воспринять произведение. Взгляд со стороны позволяет заметить, что большое количество диалектных, просторечных, жаргонных слов у А.И.Солженицына не звучит как стилизация. Чужое слово (термин М.М.Бахтина) органически вплетено в ткань произведения. Всё это представляет Солженицына как народного писателя, а его раннюю прозу делает высоким образцом подлинной литературы.

Описывая в своём рассказе жизнь людей, живущих в средней полосе России, где многое исконно русское испорчено, исковеркано, уничтожено, писатель не только говорил о нравственных сторонах характеров героев, но и любовался их речью, её разнообразием, богатством, выразительностью, точностью. Несмотря ни на что и герои и автор чувствуют её красоту, умеют хранить говор, полученный в наследство от предков, привнося и своё словотворчество. Автор фиксирует все проявления новизны, самобытность языка.

121.13kb.

  • А. И. Солженицына «Матренин двор» Цели: 1 проанализировать рассказ , 41.61kb.
  • Нравственные проблемы рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» , 47.64kb.
  • Протокол проверки сочинений, эссе, размышлений по творчеству А. И. Солженицына , 257.14kb.
  • А. И. Солженицына и В. М. Шукшина. А. И. Солженицын «Матрёнин двор» Вопросы для подготовки , 15.09kb.
  • Языковые способы моделирования художественного пространства в рассказе А. И. Солженицына , 34.39kb.
  • , 63.57kb.
  • Урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» , 63.55kb.
  • Тема: Сочинение по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор» , 66.48kb.
  • Еленой Александровной Зубовыми, которые поселились там в 1958 году рассказ , 26.89kb.
  • ТЕМА УРОКА : «Есть такие прирождённые ангелы...» Образ Матрёны

    (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

    ЦЕЛИ УРОКА:

    • дать ученикам возможность задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
    • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
    • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской, ангелом
    Эпиграф к уроку

    Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи(насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая...

    А. И. Солженицын

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
    • портрет писателя;
    • мультимедийная презентация по теме урока.
    • печатная таблица «Способы создания образа героя».
    ХОД УРОКА.

    1.Вступительное слово учителя.

    Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

    - Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

    - Я ищу человека, - ответил Демосфен.

    Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

    - Человека, - снова ответил Демосфен.

    - Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

    - Я ищу человека…

    Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

    Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

    Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

    2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

    Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). (слайд №)

    А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

    В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

    3. Проверка д/з.

    Работа с текстом произведения.

    Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

    Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

    Сл. раб. нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

    Опрос по содержанию произведения

    Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

    Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

    Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

    Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

    • Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица) слайд №
    • раздаются таблицы
    Отвечать будете по группам.

    5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

    ( карточки прилагаются)

    Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбиных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.(Вам ещё только предстоит познакомиться с этими произведениями. Так что Вы счастливые, ведь сможете ощутить радость от чтения нового интересного произведения)

    Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

    Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

    - На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

    - На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

    - Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? (заполняется вторая колонка тетради)

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

    В чем особенность речи героини?

    Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

    - Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

    Как проходит обычный день Матрены? В чем смысл её жизни?

    Карточка: 4 гр. Жизнь и быт Матрены.

    - Как проходит обычный день Матрены? Чем она занимается?

    - Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

    А теперь общее задание для всех

    • Как к Матрёне относятся окружающие?
    -

    - родные,

    - соседи,

    - правление колхоза?

    • «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор? (слайд №)

    Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

    Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

    Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

    Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

    Каковы причины гибели Матрёны?

    Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

    Как относятся к её смерти в деревне? Можете зачитать из текста

    И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

    8. Анализ финала рассказа

    Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

    Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован (Твардовский переименовал его, чтоб пропустить в печать)

    9. Итог урока

    Можем ли мы с вами назвать Матрёну Васильевну ангелом, праведником? (Какая запись получилась у вас в таблице в первой колонке?) А почему мы говорим «прирождённый»?

    Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

    • Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?
    9. Дом. зад . (слайд №11)

    Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын. Форма работы - эссе

    1. Оценивание
    2. Рефлексия

    1 гр. Интерьер как способ создания характера.

    - Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

    - На какие важные детали в описании избы обращает наше внимание автор?

    - Кто населяет избу Матрены?

    2 гр. Портрет как способ создания характера.

    - Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    ______________________________________________

    3 гр. Речь как способ создания характера.

    - Проследите за речью героини. В чем особенность её речи? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

    - Как характер Матрены раскрывается в её речи?

    ______________________________________________

    4 гр. Жизнь и быт Матрены.

    - Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

    - Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

    - В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

    ______________________________________________

    Отношение окружающих к героине

    - Как к Матрене относятся окружающие:

    - родные,

    - соседи,

    - правление колхоза?

    - «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

    _____________________________________________

    «Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни возвращался наугад - просто в Россию». Эти строки открывают рассказ Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы. В рукописи, правда, указывался 1956 г., но, по совету Твардовского, Солженицын сменил дату из соображений цензуры, переместил действие во времена хрущевской оттепели. Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын приехал в среднюю Россию работать учителем, где и встретился с будущей героиней рассказа. В. Астафьев назвал рассказ «вершиной русской новеллистики», он считал, что вся современная «деревенская проза» вышла из «Матренина двора».

    В основе рассказа - случай, раскрывающий характер главного героя. Через трагическое событие - гибель Матрены - автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушки в сказках».

    Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Через художественные детали раскрывается образ главной героини. Это, например, любимые Матренины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой», фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.

    Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Но не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не мене пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не заводе - в колхозе. И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

    «Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти» рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием. Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей - вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга - единственная, кто искренно любил Матрену в этой деревне, тем не менее, уходя, не забыла забрать с.собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признавшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

    Матрена была одинока внутри большого общества и, что самое страшное, - внутри малого - своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, которое подавляет лучших.

    Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торф-продукт. Уже в самом названии - дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площадки земли пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев - «то за точкой, то за запятой». Более опытные в жизни соседки подвели итог ее пенсионным мытарствам: «Государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».

    Произошло искажение, смещение самого главного в жизни - нравственных устоев и понятий. Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

    Тягостное впечатление оставляет картина: «Облетали листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег...» «И шли годы, как плыла вода...», вот и не стало Матрены, «убит родной человек». В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало, они неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

    Самая страшная фигура в рассказе - Фаддей, «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Фаддей в юности был совершенно другой - не случайно же его любила Матрена. И в том, что к старости он изменился неузнаваемо, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала. Ведь не дождалась она Фаддея с фронта, похоронила в мыслях прежде времени - и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, найденной им второй Матрене. На похоронах Матрены он был мрачен одной тяжкой думой - спасти горницу от огня и от Матрениных сестер. «Перебрав жальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один». А вот Матрена - такая - была совершенно одна.

    Смерть Матрены неизбежна и закономерна, это некий рубеж, обрыв нравственных связей, начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Первоначальное (авторское) название рассказа - «Не стоит село без праведника» - несло в себе основную идейную нагрузку. Твардовский предложил нейтральное название - «Матренин двор».

    «Матренин двор» - символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Гибнет Матрена и рушится этот мир. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

    Горек финал рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

    Праведница Матрена - нравственный идеал писателя. По Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.


    ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»

    (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

    Тип урока : урок-исследование

    ЦЕЛИ УРОКА:

      помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

      выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

      рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

      музыкальное сопровождение;

      памятка по созданию литературного образа героя;

      печатная таблица «Способы создания образа героя».

    ХОД УРОКА.

    Эпиграф:

    До конца,

    До тихого креста

    Пусть душа

    Останется чиста!

    Н. Рубцов

    1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

    Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

    Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

    - Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

    - Я ищу человека, - ответил Демосфен.

    Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

    - Человека, - снова ответил Демосфен.

    - Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

    - Я ищу человека…

    Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

    Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

    Человек с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

    2. Сообщение темы и целей урока

    Работа с эпиграфом (записать на доске ).

    До конца,

    До тихого креста

    Пусть душа

    Останется чиста!

    Н. Рубцов.

    А что такое эпиграф? Для чего он нужен? ( Эпи́граф (от επιγραφή - «надпись») - , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

    - В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

    3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

    В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.

    Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

    А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

    4. Работа с текстом произведения.

    Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

    Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

    Словарная работа нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои . И судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

    ( На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа, во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

    - Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

    - Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца ? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

    Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

    Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

    Для этого вспомните способы создания образа героя произведения

    План анализа образа литературного героя


    1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
    2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
    3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
    4. Авторские приемы создания образа:

    1) смысл имени и фамилии героя;
    2) смысловая роль его первого появления в произведении;
    3) портрет; чьими глазами он дается;
    4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
    5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
    6) речь героя; особенности внутренних монологов;
    7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
    художественные детали, характерные для образа героя;
    9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

    5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

    Образец таблицы

    Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы . Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова .(музыка села)

    - Что же представляет собой изба , в которой поселился Игнатич?

    Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

    - Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

    - На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

    На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

    - Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    - Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется первая колонка таблицы)

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» - прямо заявляет автор.

    - В чем особенность речи героини?

    Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

    - Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

    - Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

    - Как характер Матрены раскрывается в её речи?

    Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

    - Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)

    4 гр. Отношение к православной вере.

    - Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

    - По каким христианским заповедям живет героиня?

    (Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

    - Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

    Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

    - Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

    - Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

    - В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

    (Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

    - Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)

    - А к ней как относятся окружающие?

    Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

    - Как к Матрене относятся окружающие:

    - родные,

    - соседи,

    - правление колхоза?

    - «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

    Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

    Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

    Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)

    Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

    6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. (музыка метели и зимы)(стр.271)

    Инсценирование эпизода .

    Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

    Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

    Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе? (психологизм) – первая колонка таблицы

    7. Работа с учебником. . Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

    Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей». (Слова из текста зачитать стр.270)

    - Каковы причины гибели Матрёны?

    Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, »(стр.276) - не скрывает своего горя рассказчик.

    Как относятся к её смерти в деревне?

    И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

    И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

    8. Анализ финала рассказа. Читаю сама финала рассказа.(стр.282-283)

    Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

    Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника » Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

    Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.

    Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

    - Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

    Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в таблице?)

    Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

    Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

    Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

    Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

    Есть ценностей незыблемые скалы
    Над скучными ошибками веков.
    О.Мандельштам

    Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:

    - Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

    Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

    Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

    Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

    Дом. Задание.

    9. Дом. задание вы получили; ответственные в группах оценивают работу своего коллектива, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

    10. Итог урока. (музыка села)

    Релаксация.

    >Характеристики героев Матрёнин двор

    Матрена

    Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич . После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.

    Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

    После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.