Маски для лица        21.05.2021   

Какие пословицы использованы в пьесах островского. Исследовательские работы по творчеству А.Н

«Театр Островского» - 1. «Колумб Замоскворечья.» Биографическая справка. 2.А.Н.Островский – создатель русского национального театра. 3.Портрет А.Н. Островского. 4.Детство и юность. 5.Первые пьесы А.Н. Островского. 6.Последние годы жизни А.Н. Островского. Урок- презентация в 10 классе по литературе. ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра.

«Бесприданница Островского» - Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Любовный Социальный. Темы: Островский Александр Николаевич (1823-1886гг.). Конфликты. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Умер А. Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково. Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные.

«Урок Островский Снегурочка» - В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы. Опера «Снегурочка». Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. «Снегурочка» и русская литературная сказка. Второй - собственное устройство царства берендеев. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Сказка как жанр литературы.

«Островский Творчество» - Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Основной метод – реализм. Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. Использует символы: гроза, громоотвод. А.Н.Островский – создатель русского национального театра.

«Жизнь Островского» - Художник восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем. Газета «Московский городской листок» напечатала сцены из комедии «Несостоятельный должник». Купцы соблюдали традиции и нравственные ценности. Н.В. Гоголя. Картина «Купчиха», прекрасна живописной палитрой. Отрывок имел исключительный успех.

«Биография Островского» - Библиотека в доме-музее А.Н. Островского. Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Замоскворечье. Здание Малого театра в Москве. 1859г. Замоскворечье (начало 19 века). Александринский театр в Петербурге. Островский с сотрудниками журнала «Современник». Могила А.Н.Островского. Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского.

Всего в теме 22 презентации

Неспособность лицемерить. Любовь. Замоскворечье. Полемика вокруг пьесы. Занятия Катерины. Идея драмы «Гроза». Основная тема «Грозы». Речевая характеристика. Смысл заглавия. Как воспитывалась Катерина. Результаты действий героев. Московский Государственный Университет. Колумб Замоскворечья. Кудряш. Малый Академический Художественный театр. Поведение лицемерно. Человеческие чувства. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Нужна ли Лариса Паратову. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Что же за человек Паратов. Цыганская песня. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Романс. Жених Ларисы. Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Выстрел Карандышева.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. История создания драмы «Гроза». Борьба Катерины за счастье. «Гроза» в русской критике. Приведите примеры из текста. Варвара. Литературные персонажи. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

«Герои «Снегурочки»» - Красота природы. Фантастические персонажи. Образ Леля. Любовь. Зимняя сказка. Пастуший рожок. Весенняя сказка. Музыкальные инструменты. Бережное отношение к культурным традициям народа. Стихия русских народных обрядов. Содержание песен. Древний русский обряд. Пляски птиц. Утро любви. Музыка. Идеалы автора. Герои. Какие герои только сказочные. Финал оперы. А.Н. Островский. Снегурочка. Песни. Народный фольклор.

«Пьеса «Бесприданница»» - Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. Матерым вожаком, например. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Стать богатой содержанкой?.. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Образ Паратова. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова….

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. Символический смысл имен и фамилий. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока.

Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений.

Л. Н. Толстой

Дорогие друзья!

Мы предлагаем вам коллекцию русских и зарубежных пословиц и поговорок.

А знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? Ответ очень прост. Как гласит народная мудрость:

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Дело в том, что поговорка отнюдь не всегда является целой фразой, законченным предложением, — часто это только намёк:

Гляди в оба (о бдительности).

Винтиков не хватает (о глупости).

На воде вилами писано (о неопределённости).

Хоть верёвки из него вей (о слабохарактерном).

Его голыми руками не возьмёшь (обувёртливом).

Языком кружева плетёт (о болтуне, о краснобае).

Решетом воду носит (о бестолковом).

Поговоркой может быть пожелание, мечта:

Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая.

Будет и на нашей улице праздник.

Очень популярны именные поговорки:

У всякой Машки свои замашки.

У всякого Федорки свои отговорки.

Федот, да не тот.

Мели, Емеля, — твоя неделя (о болтуне).

Эх, Ерёма, сидел бы ты дома!

Зевотушка-зевота, поди на Федота, с Федота — на Якова, с Якова — на всякого.

Существуют даже исторические поговорки:

Погиб, как швед под Полтавой! (Воспоминание о Полтавском сражении 1709г., когда Пётр I разгромил войска шведского короля Карла XII.)

Пусто, словно Мамай прошёл. (Воспоминание о татарском нашествии; Мамай — татарский хан, правитель Золотой Орды, известный опустошительными набегами на Русь.)

Пословицей называют законченное предложение — краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное или прямо, или обиняком:

Кончил дело — гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

Уговор дороже денег.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь (об осмотрительности).

Волков бояться — в лес не ходить (о трусости).

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (то есть не за дурной вид, а за дурные дела).

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Н. В. Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов... В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, — словом, всё шевелящее и задирающее за живое... Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Мы находим эти «жемчужины народной речи» в произведениях многих русских писателей. А. Н. Островский, например, использовал пословицы и поговорки в названиях своих пьес:

«Бедность не порок», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица (будет и Великий пост)», «Сердце не камень» и другие.

С пословичной мудростью и образностью тесно связано творчество И. А. Крылова. Строки многих его басен давно уже вошли в обиходную речь, став пословицами, поговорками и крылатыми выражениями:

Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно.

Строками из басен Крылова, в коих «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» (Л. С. Пушкин), завершается эта книга.

Введение

Многое уже сказано о творчестве А.Н Островского, но всегда хочется заглянуть глубже, выявить то, что еще никто не заметил, не изучил.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию А. С. Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж.

Актуальность. Исследователи русской литературы уделяют большое внимание поискам тех методов и приемов анализа, которые бы вскрывали художественные поиски писателей, особенно драматургов.

Драмы Александра Николаевича Островского являются олицетворением быта, нравственных проблем русского народа. Система «образ - символ» занимает важное место в воссоздании определенной картины мира со своими идеями и внутренними конфликтами. В связи с многозначностью русского слова, различием его интерпретаций в контексте затронутая в данной работе тема достаточно актуальна. Помимо этого тема актуальна еще по ряду причин: можно трактовать ее как патриотическую или общенациональную, так как символика,с исторической точки зрение, сопровождала российскую культуру не только со времен язычества (символика, олицетворение присутствовали во всем окружающем),а еще гораздо раньше, во времена наскальных рисунков, что говорит о единстве всех народов на начальном этапе развития.

Исходя из всего вышеназванного, цель данной курсовой работы определяется следующим образом: анализ символики образной системы в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка».

Из цели вытекает и ряд задач:

Найти, назвать и охарактеризовать основные виды символов на примере уже изученных произведений А.Н. Островского.

Найти и проанализировать символы в произведениях ««Бесприданница» и «Снегурочка».

Объект курсовой работы - пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка».

Предмет курсовой работы - символика в пьесах «Бесприданница» и «Снегурочка» А.Н. Островского.

Работа состоит из: введения, двух глав, каждая из которых разделена на два подпункта, заключения и списка используемой литературы.

Практическая значимость. Проведенный анализ пригодится в работе преподавателей при проведении уроков, лекций, семинаров или дополнительных курсов по выбору по русской литературе. Также работа вызовет интерес у исследователей произведений А.Н. Островского и всех кому интересна драма в целом.

Исследовательские работы по творчеству А.Н. Островского

Критики о произведениях драматурга

Известные критики того времени, достаточно лестно отзывались о произведениях Островского, о его таланте, к примеру со слов М. И. Писарева о «Грозе»: «Но ни бурь «Нашего времени», ни умственной гимнастики на туго натянутых умозаключениях не нужно для того, чтобы подойти к произведению, которое все-таки ярко и далеко выдается из ряда наших дюжинных драм. Буря душевная обличает внутреннюю тревогу, происходящую от каких-нибудь посторонних соображений; умственные тонкости выказывают преднамеренность, а то и другое обнаруживает досаду, происходящую оттого, что хоть ягода и не нашего поля, однако всем нравится».

Содержание относится к купеческой среде, глухой местности (отдаленной). Но даже в этой среде, которую задавили мелкой спесью и различными моральными уродствами, пробивается человеческое чувство, то настоящее, без которого невозможна жизнь. В произведениях Островского происходит постоянная борьба свободы личности с застоялыми обычаями, зверством понятий и их результатами. Чем бы ни заканчивалась эта борьба, и как бы она не начиналась - она существует, а значит, существует возможность драмы, а остальное в голове автора.

В произведениях Островского явно выражено повиновение старшему поколению. (В «Бесприданнице» повиновение Ларисы Дмитриевны матери - мать отдает замуж дочь за того, кого выбрала сама мать, дочь смиренно идет под венец; в «Снегурочке» - послушание главной героини отцу и названым родителям.

С другой стороны: деспотизм старшего поколения «по негласному закону». (В «Бесприданнице»: мать берет в руки всю власть, хитрит по отношению к господину Кнурову и другим часто захожим гостям, лишь бы получить выгоду при помощи «счастья дочери», но делает это так, что не теряет своего отнюдь не низкого положения в обществе, по всем обычаям, законам; в «Снегурочке» отец держит Снегурку среди филинов, птиц, и других животных, а также надзирателем ей делает - Лешего. Запрещает ей не только видеть людей и общаться с ними, но даже слушать песни Леля:

… «Снегурочка, беги от песен Леля, бойся речей его и песен…»

Ее названные родители: Бобыль с Бобылихой, по своему, « по родительски» заставляют ее приманивать богатых женихов в дом, чтобы им жилось в достатке:

… « Поневолься,

Не по сердцу, а парня ты мани,

А он прильнет и не отстанет, будет

Похаживать»

… « Отца медком да бражкой

Попаивать. Уж долго ль, коротко ли

Поводится с тобой, а нам барыш.

Соскучишься с одним, поприглядится,

Повытрясет кису, мани другого,

Поманивай!»

Интересен вопрос любви и семейной жизни у Островского. Чувства в супружеской жизни возможно проявлять только по старым обычаям, по закону.

В «Снегурочке» отец запрещает влюбляться в кого-либо, так как это обречет ее на смерть, она должна оставаться холодной к людям. Ее родители (названные), которых она выбрала в людском мире требуют от нее богатого жениха, чтобы им хорошо жилось. Как только появляется жених, подходящий под мерки родителей, она ведет себя смиренно, пряча взгляд, слушаясь родителей. Идеальная невеста должна вести себя так(по словам Мизгиря):

… «Влюбленному всего дороже скромность

И робкая оглядка у девицы;

Сам-друг она, оставшись с милым, ищет

Как будто где себе защиты взором.

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь…»

В «Бесприданнице» героиня должна выйти замуж за человека ниже её сословия. Юлий Капитоныч Карандышев получает выгоду от женитьбы- небогатый чиновник становится на ровне с дворянами, получает красивую и покорную жену а также уважение тех людей, которые раньше не замечали его. Она должна покорно слушаться своего мужа, понимая безвыходность ситуации и слушаясь наставлений матушки. Помимо отношений в семье и отношений к быту, жизненной позиции критик задевает и другие стороны драмы.

К примеру: В «Снегурочке» девушка еще не знает настоящей действительности, живет в сказочном мире, мире снега и мороза, мире лисичек и филинов. Внезапно вторгается в ее жизнь реальность и попав в мир людей- мир настоящий, она у неё возникает желание полюбить, не зная этого чувства она стремится его познать. Интересно, что одной из мотиваций для возникновения желания любить становиться любовь Леля к ее подруге, безразличие парня к ней, ведь ему нужна не детская любовь. Уже в этот момент она обретает человеческие качества, взрослеет морально: начинает плакать не из-за шубок, не из-за песен, а из-за того, что испытывает душевную боль, чувство отчаяния, одиночество.

В «Бесприданнице» девушка проводит свою жизнь цыганским табором. Красивая,молодая, восторженная, она играет на гитаре, поет песни, хватающие за душу, танцует. В связи с возрастом и материальным положением своей семьи она возвращается домой и по традиции становится девушкой на выдане. Ей достаточно сложно, ведь теперь ей необходимо жить по законам домостроя. Помимо смены образа жизни усугубляет ситуацию ее влюбленность не в будущего мужа, а в молодого карьериста. Ни последнюю роль в жизни девушки играет мать, она подбирает для дочери оптимального к данной ситуации жениха, хоть он и ниже сословием и не сильно богат, но он поможет выйти их семье из неловкого положения и хоть как-то помочь (на некоторое время) спасти их финансовое положение.

В произведениях главные героини борются сами с собой. В их сознании и душе противоборствует обязанность и желание(то, чего они действительно хотят),рассудок и страсть. В результате чего происходит уничтожение себя физически и морально. Ведь, по сути, в произведениях Островского совершается некое преступление, которое по законам морали должно быть наказано. Снегурочка, Лариса Дмитриевна, эти девушки совершают преступление по собственному желанию. Снегурочка сама просит мать -Весну, чтобы она дала ей любовь, вселила в её сердце это чувство.

Лариса Дмитриевна сама выбирает любовь, а не долг, сбегая от будущего мужа. Обе девушки совершают преступление против общества, не ужившись в нем и не покорившись устоям своего времени. Они добровольно наказывают сама себя смертью. Ведь для человека не может быть ничего важнее, чем человечность, а семейный обряд, домострой и другие низкие, уродливые морально понятия и их олицетворения заковывают человечность в прочные цепи, доводя человека до душевного опустошения, безумства, насилия над самим собой, смерти. Такие ценности, как: любовь, воля, непорочность, благочестие из-за обряда начинают проявляться и представать перед нами в полной своей «красе», но противоположном свете.

Лица второстепенные помогают воссоздать необходимую картину, для полного представления читающего об обстановке, о героях, о быте того времени, нравах и обычаях, жизни в целом. Большинство лиц являются яркими представителями общества. Все черты характера ярко выражены, поведение и повадки неповторимы, каждый герой индивидуален.

Островский остро чувствовал и видел правду. Правда- основа фактов для писателя. Человек в любые времена будет с уважением смотреть на благородные поступки, так как эти действия основа нравственной природы, истины, доброты, всего того, что составляет человечность. Поэтому интерес к произведения Островского до сих пор не пропал, это классика жизни.

И.А Галахов, говоря о произведениях Островского, как о драмах, описывает высокие нравственные красоты этих произведений. С какой бы стороны не посмотреть: со стороны характеров героев или описания местности или взглянуть на то как и при помощи чего преподносится самобытность- везде видны видно индивидуальное, по своему масштабное творчество писателя, его наблюдательность.

Впечатляет многоплановость произведений. В «Снегурочке» помимо основного сюжета отчетливо видна картина быта русского народа, их традиции, основы уклада жизни, прослеживаются и языческие мотивы, например: жертвоприношение, поклонение силам природы.

Примечателен язык в произведениях Александр Николаевича. Люди говорят на «настоящем языке», то есть речь каждого из героев взята из действительности, но обрамлена художественно верно.

Ю.В. Лебедев пишет о народности «русской трагедии». Критик пишет о А.Н Островском, как о «Колумбе Замоскворечья», открывшем людям неведомую страну, жизнь. Олицетворение русской драмы Островского - общерусское содержание.

Александр Николаевич, описывающий историю семьи купцов, предполагает не единый случай, не определенную историю, а некий образ русской государственности с бесчинством в отношении человека и его личности в целом. Писатель не отделяет купеческую среду от крестьянской, показывая весь народ, а не определенное сословие. Так как крестьяне -это сила нации. Также в произведениях отчетливо видны буржуазные отношения и изменения происходящие с людьми под влиянием времени, видно как народ пытаясь спасти нравственные устои стремится найти новые формы культуры и жизни.

Люди у Островского живут в определенный затянувшийся момент переворота жизни, моральной и бытовой революции, все конфликты наиболее остро дают о себе знать. Приверженцы старых порядков стараются удержать бразды правления, но вот, вот и слабая нить начнет рваться, наступает кризисная эпоха.

Каждый из героев уходит в крайность. Если персонаж отрицает какие-либо стороны жизни, то чересчур сильно утверждает противоположные стороны.

Отступив от общего, перейдем к конкретному. Говоря о народности трагедии необходимо сказать о сочетаемости в ней уходящего (или преобладающего в некоторых случаях) язычества и начала рождения идей христианской культуры. Приведем несколько примеров: В «Снегурочке» ясно выраженно преобладание языческой веры, веры в Бога солнца - Ярилу. В «Грозе» наблюдается переход от язычества к христианским мотивам.

Лебедев говорит о произведениях Островского, как о высшей степени классической русской прозы, обличая его талант в своих критических статьях.

Исследователь русской драмы Валерий Мильдон написал книгу «Философия русской драмы: мир Островского». Посвящена она именно этому писателю, так как Александр Николаевич наиболее объемно и конкретно показал положение человека в отечественной жизни, независимо от его национальности. Поэтому его творчество является национальным достоянием. Творчество Островского позволяет человеку поставить перед собой необходимые духовные задачи и так как эти задачи и пути к ним по сей день не до конца открыты и решены, то творчество писателя до сих пор является актуальным.

Мильдон пишет о смыслах, которые можно увидеть в судьбах героев и тех средствах, при помощи которых судьбы раскрываются читателю.

Каждый писатель, поэт, художник и все их труды-это выражение какой-то определенной эпохи, но если эти труды понимаются только в пределах определенного времени, то интерес к ним пропадает по истечению этого времени. И поныне мы помним и все время находятся на слуху имена тех писателей, которые писали для всего народа не для какой-то его малой части, соответственно: если его труды для всего народа, значит они фактически для всего света, интернациональны.

Мильдон изучает философию драмы, под эти понимается изучение смысла бытия, рассматривание назначения человека в этом мире, изучение мира идей, идей, которые несет в себе драма.

Если посмотреть внешне, не углубляясь в драму, то становится отчетливо видно, что конструкция произведения одна и та же, но подается писателем с разных сторон, вариативно. Описывается русская семья: жених, невеста, любовь, свадьба, верность, неверность, разлука…. Это объясняется тем, что однообразной была сама жизнь, обыденные заботы - вот, что волновало наибольшую массу людей.

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет» («Свои люди - сочтемся»).

И задается вопросом: Купеческая ли среда имеется ввиду писателем или «народ» необходимо понимать в более широком смысле? И еще масса других вопросов со стороны философии произведений.

Валерий Мильдон проводит анализ русской семьи, отношений в семье, взгляда каждого из персонажей на жизнь, проводит некую линию судьбы. Семья в произведениях Александра Николаевича держится не при помощи любви, а при помощи страха. Взаимная любовь отсутствует, зато присутствует беспрекословное повиновение. С «я» никто не считается, существует «мы», «они» («мы» - родители (часто названные), «они»- общество, люди окружающие).

Интересно наблюдение Мильдона по поводу состава семьи: семья либо односоставная(чаще всего нет отца, а безотцовщина, распространенная в того время, несет ряд последствий),либо главные герои являются сиротами. Под сиротами понимается (помимо прямого значения): воспитанницы(-ки), племянницы(-ки).

Также поднимается вопрос, ссылаясь на очерк 1874 года В.С Соловьева: «Сердце и его значение в духовной жизни», вопрос «о пустом сердце». По слова В.С. Соловьева - если сердце у человека пустое, он принимает это состояние за болезнь и естественно пытается вылечиться. Жалуясь на недомогание, они боятся и мучаются, все это из-за того, что человек не хочет потерять человечность. Но есть и другие персоны, они не понимают этого страха, не считают это за недуг. Такие существа лишь внешне схожи с человеком.

Главные героини у Островского явные представители человека с сердцем, Посмотрев с психологической точки зрения на гибель героинь у драматурга, нужно сказать, что в пропасть, к смерти их повела нехватка воли, они стали поддаваться другим героям, обществу, таким образом потеряв свою индивидуальность, потеряв себя. Человек, у которого есть воля умеет признавать, то, что всякое произошедшее с ним, происходит лишь по воле самого человека. Имеющий волю, как необходимое качество, не будет искать виноватых, будь то силы природы или другие люди, он будет искать проблему в себе.

Мильдона, так же как всякого исследователя драм Островского, волнуют причины представления в роли главного героя женского образа. Затрагивая этот вопрос автор пишет словами Ф. Достоевского: « В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин.

Философия Валерия Мильдона затрагивает и другие вопросы, но мы остановимся на выше сказанном.

Почти пятьдесят пьес написано Островским. Одни из них более, другие менее известны. Одни постоянно идут на сцене, экранизованы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живет некий стереотип по отношению к тому, что зовется «пьесой Островского». Островский? Ну так это замоскворецкая комедия или бытовая драма с непременным самоваром на столе и геранью на окнах, с неторопливым действием, прописной моралью, свахами в пестрых платках, бородатыми купцами-самодурами.

При более близком и вдумчивом знакомстве Островский грозит поставить нас в тупик. Мы навязываем шаблон, а автор вырывается из-под него и часто оказывается непохожим на себя, оставаясь, однако, самим собою… Шекспировская трагедия страстей на русской почве («Грех да беда на кого не живет»), а рядом легкий, сверкающий всеми оттенками юмора, виртуозный, только что без музыки, московский водевиль (трилогия о Бальзаминове). Сатира щедринского толка с политической подкладкой («На всякого мудреца довольно простоты») и следом психологическая мелодрама («Без вины виноватые»).

Драматург неизменно шел в большей мере от жизни, ее впечатлений и внушений, чем от застывшей и освященной традицией жанровой формы. Поэтому даже в пределах одного лишь комедийного рода драматического искусства мы найдем у него столько пьес, не укладывающихся ни в какой теоретический канон, пограничных между драмой и комедией, комедией и фарсом. А если пьеса, по понятиям автора, не дорастала до высокого представления о «комедии», как о чем-то завершенном по мысли и сюжету, Островский прибегал к более чем скромным жанровым обозначениям: «Картины московской жизни» или «Сцены из жизни захолустья». Но в существе своем – всё это комедии. Простота Островского, случалось, смущала критику: казалось, она граничит с примитивностью. Н. К. Михайловский, подводя свой итог пути драматурга, сказал когда-то, что всё его творчество – это бесконечные вариации всего двух качеств в характерах: «волчья пасть» и «лисий хвост». И правда, на хищном насилии и обмане многое держится в пьесах Островского. Многое, но не всё.

Ставя названиями своих пьес пословицы, Островский сбивал с толку людей, привыкших воспринимать искусство по вывеске, отчетливой авторской самохарактеристике и не идущих вглубь. Как и обличение «волчьей» и «лисьей» природы дурного человека, обнадеживающая мораль Островского представлялась изведанной и благодушной. «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» – названия обещали односложную, хрестоматийную, небогатую содержанием мысль-поучение. Но жизнь, изображенная в пьесах, поражала достоверной неожиданностью, а «цветной» язык делал характеры живыми до иллюзии.

Теоретики искусства давно подметили, что круг основных тем и мотивов применительно ко всему репертуару мировой драматургии весьма ограничен: иногда говорили даже, что лишь сорок два исходных положения составляют арсенал мирового искусства – все прочее их вариации. Суть же художественной оригинальности, по-видимому, в личности автора и в том, как окрашивает лица и положения время, в какое он творит. В самом деле, любовь, ревность, зависть, великодушие, измена, стремление разбогатеть или совершить карьеру, отношения отцов и детей, мужчин и женщин, сословное неравенство и т. п. – все эти коллизии, сами по себе не новые, представлены у Островского в их бесконечно разнообразных и часто причудливых сочетаниях.

Историк театра Е. Г. Холодов подсчитал, что в сорока семи оригинальных пьесах Островского 728 действующих лиц – целая толпа. Если на минуту вообразить ее пришедшей к памятнику Островского у Малого театра, она заполнила бы собой едва ль не всю Театральную площадь. Но можно ли сказать, что хоть одно лицо в этой огромной пестрой толпе просто повторяет другое, сливается с другим? Нет, каждый плотно прикреплен к своему времени, окружению и среде, имеет особый характер и норов, отличающую его интонацию и склад речи. Иными словами – каждый индивидуален .

По-видимому, как набор из двадцати трех пар хромосом создает при рождении всякий раз неповторимую человеческую личность, так сочетание немногих исходных драматических или комедийных положений под пером такого художника, как Островский, способно передать живое многоцветье ситуаций и характеров.

Лица комедий Островского исторически точны и этнографически ярки. Но мы читаем и смотрим его пьесы не для того все-таки, чтобы узнать лишь, как когда-то жили, любили, обманывали друг друга люди ушедшей эпохи, какие костюмы носили, какими речениями пользовались и каким забытым ныне привычкам отдавали дань. Если бы нами владел лишь холодноватый познавательный интерес, зрителям хватило бы от театра эффекта «музея восковых фигур» со всей натуральностью причесок, одежд и утвари. В самом деле, о том, что такое купец, приказчик, будочник, воспитанница, откупщик, дворянский хлыщ или провинциальный актер – какова была их типичная внешность, интересы и занятия, можно узнать, задержавшись и перед витриной музея. Классическая пьеса, и театр Островского в частности, дает нам несравненно большее – узнавание характеров, страстей, притязаний и интересов, которые живо задевают и сегодня, имеют неоспоримое отношение к нам самим, людям иной эпохи и среды.

На этот феномен «вечности» театра Островского проливает отчасти свет одно высказывание великого ученого нашего времени академика В. И. Вернадского:

«Вчера моя мысль перенеслась в далекое прошлое – иногда передо мной необычайно ярко и сильно проходит какое-то сознание единства и неподвижности, если могу так выразиться, исторического процесса. В этом смысле мне всегда много дает комедия, т. е. это – вместе со сказкой – единственная форма, которая дает тебе понятие о духовной жизни человечества при самых разнообразных исторических условиях, в различных климатах и местах за последние 2000–2500 лет».

Как явствует из контекста письма, эти мысли были навеяны Вернадскому непосредственно перечитыванием сочинений Островского. И как примечательно, что, выясняя истоки «вечности» или, по меньшей мере, долговечности его пьес, Вернадский называет рядом с комедией сказку, жанр безымянного народного искусства. С фольклором в другом его виде, с пословицей, как известно, теснейшим образом сроднена драматургия Островского. В его пьесах по одним подсчетам 305, по другим – 307 пословиц и поговорок.

Пословицами названы многие его драмы и комедии. Речь героев Островского, по давнему выражению Б. Алмазова, «так и кипит» меткими народными словечками.

Известный литературовед академик А. И. Белецкий написал в свое время крохотный, но блестящий по форме и очень содержательный этюд, своего рода критическое «стихотворение в прозе», посвященное Островскому. Оно называлось «Мудрость пословицы». В своем рассуждении о творчестве драматурга Белецкий отталкивался от мысли, прекрасно сформулированной в одном стихотворении Баратынского:

Старательно мы наблюдаем свет.

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем.

Каков же плод науки долгих лет?

Что, наконец, подсмотрят очи зорки?

Что, наконец, поймет смущенный ум

На высоте всех опытов и дум?

Что? Точный смысл народной поговорки.

В этих строках вскрыт удивительный парадокс, имеющий прямое отношение и к Островскому. Мудрость пословицы, казавшаяся чем-то архаичным, безнадежно отсталым и ненужным, возвращается к человеку после сложнейших искусов изощренного сознания, «на высоте всех опытов и дум», как несомненная и непоколебленная ценность. То же можно сказать и о драматургии Островского. Она не раз объявлялась отжившей, устаревшей в своей простой морали, но в положениях и характерах его пьес оказывался аккумулированным важный духовный опыт, народный здравый смысл и огромная художественная зоркость, возвращавшая к нему внимание новых поколений.

Островскому чужда философская абстракция, он никогда не «умствует». Но, обладая художественным ясновидением, учит своих зрителей понимать людей – видеть за словами желания, умыслы, страсти, выгоды, высокие и низкие порывы и различать их связь с обстоятельствами, средой и социальным миром.

Всегда прям и искренен путь драматурга к сердцам своих зрителей и читателей. Мы презираем его «самодуров» и смеемся над «мудрецами» и героями «бюджета», купцами, скучающими «с большого капиталу». Мы чувствуем себя задетыми и растроганными, когда, прижимая к груди рваную шапку, обличает неправду Любим Торцов, торжественно гремит в защиту попранной справедливости бас Несчастливцева, отчаянно мечтает о счастье Катерина…

Многое продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе.

У Островского было редчайшее чутье сценической правды, интуиция на положения и слова, которые – при талантливом исполнении – искрой перелетали со сцены в зал. Но его драматургия была еще и умной, хотя критики-снобы, случалось, упрекали драматурга в слабой «интеллектуальности» его созданий. Стоит ли это опровергать? Философ Джон Локк говорил: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».

Герои Островского не решают изощренных головных загадок, но мир автора так богат сердечным, выношенным пониманием характеров и страстей, что, перечитывая старую и как будто давно знакомую пьесу классика, читатель, равно как и зритель, бывают захвачены радостным чувством удивления, новизны и сопричастности. Главным же средством этого чуда взаимопонимания с людьми новых поколений остается язык Островского – живой, самоцветный, ткущийся на наших глазах в яркий ковер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.