Вопросы психологии        04.09.2019   

Элементы прописных букв распечатать. Письменные знаки русского алфавита, элементы письменных знаков и их классификация

С тех пор, как в первом классе школы (а то и раньше) мы учились писать, выполняя упражнения на красивое написание петелечек и загогулинок, большинство из нас никогда больше не вникали и не задумывались - из чего состоят буквы, которыми мы пользуемся каждый день, и как эти части называются. Если кто и разбирается в анатомии буквы, то это типографы.

Godesigner решили позаимствовать их опыт и разобраться, где у буквы ноги, где уши, а где хвост.

1. Основной штрих

Основной штрих (он же «штамб», он же stem) - это ствол буквы, в случае, например, буквы Т; ну или две колонны, на которых держится ее конструкция - в случае букв И, Н и М. Официально говоря, это доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу буквы. Как правило, основные штрихи толще, чем соединительные. В буквах не таких прямолинейных, обремененных округлыми формами, типа Р или Ф, основной штрих называется «наплыв».

2. Соединительный штрих. Между нами что-то есть

Соединительный штрих (он же hairline) - это горизонтальная, наклонная или изогнутая линия, соединяющая основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом, соединительные штрихи обычно тоньше основных.


3. Плечо. Кошмар иностранного студента

Плечо - это скругленный штрих, отходящий от основного штриха - обычно у строчных букв h, m, r, n,. В рукописной варианте эти плечи, да в сочетании с соединительными штрихами - ну например, «пилите, милейший»- являются кошмаром иностранного студента, изучающего русский язык.



4. Засечка. Детали решают все

Засе́чка (она же «сериф», она же serif) - короткий, обычно перпендикулярный штрих по обеим сторонам основного штриха. Если представить, что основной штрих - это колонна, то засечка - капитель этой колонны. Считается, что засечки направляют движение глаз вдоль строк и способствуют связи букв в единую линию, облегчая визуальное восприятие и влияя на удобочитаемость текста; поэтому шрифты с засечками широко используются в книгах и газетах.


Несмотря на свою малость, засечки имеют большое значение в образовании рисунка шрифтов и влияют на их красоту. Они различаются по форме (треугольные, прямоугольные/брускообразные, волосные, закругленные, шипообразные); по направленности (горизонтальные и вертикальные) и так далее.

5. Узел. Место встречи изменить нельзя

Узел буквы - это место, где сходятся воедино диагональные штрихи, когда они есть - например, в середине букв Ж, К, Я.



6. Петля. «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…»

Помните, как в 1-м классе учительница учила вас красиво выводить «петелечку» в прописных буквах «у», «д» и «з»? Вот, это оно. Замкнутый элемент - как правило, нижняя часть строчной буквы, как у латинской буквы «g» - называется петля.



7. Капля. Приятная округлость

Капля (она же каплевидный элемент, она же teardrop, drop, ball) - это овальное (каплевидное) окончание штриха, как то, например, которое нависает «над головой» у строчной латинской «a». Английское наименование ball относится к более круглым каплям, а teardrop - к более удлиненным, словно стекающим.



8. Ухо. Ушки на макушке

Ухо (оно же ear) - похожий на каплю штрих в верхней части строчной латинской «g», торчащий в сторону как ухо жизнерадостного щенка.



9. О, овал!

С овалом все просто: это - замкнутая форма некоторых букв или их частей, образующая окружность или эллипс. Овал в чистом виде - это буква О. Наклон оси овала – важная характеристика шрифта.



10. Полуовал. Половина дела

С полуовалом еще проще: Все что, похоже на половину О - как например в буквах «d» и «p», Б», «В», «З», «Р», «Ь» - это, соответственно, полуовал.



11. Концевой элемент. Хвостик

Концевой элемент (он же terminal или finial) - это окончание штриха, не увенчанное засечкой - например, то, которым мы заканчиваем писать букву «а». Все та же учительница письма в младших классах называла его «хвостик».



12. Линия шрифта. Равнение по нижнему краю

Линия шрифта (она же baseline) - воображаемая линия, проходящая по нижнему краю букв, без учета свисаний и нижних выносных элементов. Проще говоря, это забор, на котором, как кошки, лежат животами все буквы, свесив свои хвосты и петельки.



13. Выносной элемент. Уши, петли и хвосты

Все прописные буквы - разные по высоте, и строка часто выглядит как выстроившиеся как попало в линейку на физкультуре школьники - один выше, другой ниже, у третьей хвостик торчит. Все то, что «торчит» вверх за пределы воображаемой линии, проходящей по верхнему краю строчных знаков - все эти торчащие палочки и крючочки - это верхние выносные элементы. Все то, что «свисает» вниз за пределы базовой линии - это нижние выносные элементы.



14. Высота знака. Х как мера всех вещей

Высота знака, как для прописных букв (сap height), так и для строчных (x-height) - это расстояние от линии шрифта до верхней линии. То есть, высота буквы без учета свисаний, выносных элементов и диактерических знаков. Подсказка содержится в самом названии х-heigh - высота строчных букв равна высоте буквы «х», у которой ничего не торчит и ничего не свисает.



15. Внутрибуквенный просвет. Дырка от бублика

Внутрибуквенный просвет (он же counter) - это внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым (как в «е») или открытым (как в «G»). Степень открытости может различается в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей.


В данном сборнике представлены Он содержит рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита, упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе, которые могут быть использованы учителем для совершенствования навыков каллиграфического письма.

Сборник предназначен для учителей начальных классов.

Контактная информация:

    Костанайская область, город Лисаковск

    1 микрорайон, дом 27

    Телефон – 714-33-2-13-20

    Составитель: Панасюк Е.В.

    Учитель начальных классов КГУ «СШ №1»

    Пояснительная записка………………………………………………. 3

    Особенности методической системы обучения графическим

навыкам письма. ………………………………………………………. 4

написания букв русского алфавита………………………………….. 7

    Упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе….. 26

    Литература…………………………………………………………....... 46

Пояснительная записка .

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 – 30 %. Причем, это дети, которые имеют не проходящие трудности обучения. Трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы.

Учитель часто просто "не видит", как и когда начинаются многие трудности, еще чаще - пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата.

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования. Какое влияние могут оказать на формирование и совершенствование общеучебных навыков, а также на развитие ребенка его возрастные особенности.

В сборнике представленыособенности методической системы обучения графическим навыкам письма. Рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита в помощь учителю начальных классов для эффективного обучения младших школьников письму.

Упражнения и приёмы, предлагаемые в сборнике, могут быть использованы учителем в 1 классе в послебукварный период на минутках чистописания, с целью совершенствования навыков каллиграфического письма.

О собенности методической системы обучения

графическим навыкам письма.

Особенности методической системы обучения графическим навыкам письма определяются целевой установкой учебных программ «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы – Астана, 2010. и «Русский язык» для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010., утвержденных приказом МОН РК от 09.07.2010 г. № 367.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.

Цель занятий каллиграфией - формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

В содержание раздела «Подготовка к письму» учебной программы «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы – Астана, 2010 включены: «правильная осанка, наклонное расположение тетради, умение держать ручку при письме.Формирование пространственной ориентировки на странице тетради (верхняя и нижняя строчка, справа, слева); зрительное восприятие: различение цвета, фигур, их расположение на странице тетради. Понятие рабочей (узкой) и нерабочей (широкой) строки; соблюдение рабочей строки при выполнении письменных заданий. Рисование, штриховка, обводка контуров, соединение линий и фигур. Раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки, письмо элементов букв, вычерчивание прямых, ломаных, волнистых линий; рисование знакомых предметов.Письмо элементов строчных букв. Специальные упражнения для развития глазомера, физические упражнения для развития кисти рук, мелких мышц пальцев, сопровождаемые речевыми упражнениями, скороговорками, стихотворениями».

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников.

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как обще-дидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та илииная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Современное обучение каллиграфическим навыкам письма должно быть на уровне достижений технического прогресса. Сейчас наиболее распространенным орудием письма является шариковая ручка. Поэтому учителю необходимо на начальном этапе обучению каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме: ручку удерживают три пальца: большой, указательный и средний. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный - придерживает ее сверху. Дети не должны крепко зажимать ручку. Указательный палец не должен прогибаться. Пальцы слегка вытянуты. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика равно 1,5 - 2 см. Учитель проверяет, насколько свободно дети держат ручку в руке, так как у них может закрепиться неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами, в кулаке.

Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма:

Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв

(нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания букв, взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия);

Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя надоске или в тетради;

Воображаемое письмо или письмо в воздухе;

Письмо под счет;

Анализ формы букв с комментированием, написание строчных и заглавных букв по группам, в порядке усложнения их начертания:

    и, ш, И, Ш, п, Р, Т, г;

    л, м, Л, М, я, Я, А;

    у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

    е, Е, с, С, о, О, а, д, б;

    ь, ы, ъ;

    н, ю, И, Ю, к, К;

    В, в, з, З, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф;

    Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д.

Начиная с первого класса, вводятся правила , связанные с процессом письма:

Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

Необходимо писать буквы на одинаковых расстояниях друг от друга;

Писать надо красиво.

Продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе - 5 минут, во 2 классе - 8 минут, в 3 классе - 12 минут, в 4 классе - 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ.

Работа по чистописанию на уроке русского языка проводится с учащимися ежедневно 5-7 минут. Показ осуществляется на доске с комментированием.

Объем работы по чистописанию : 1- 2 класс - 1- 2 строки; 2 класс - 3 строки; 4 класс – 3 - 4 строки.

После проверки работ учитель проводит индивидуальный коррекционный показ в объеме не более 3 строк.

Система работы по формированию навыков правильного написания букв должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

В ходе проверки учителем классных и домашних работ необходимо подчёркивать неправильно прописанные буквы. Выносить образцы их написания на поля и для прописывания учеником на новой строке, как один из оптимальных вариантов корректировки.

каллиграфического написания букв русского алфавита.



Строчная буква а состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз второй элемент буквы – это наклонная линия с закруглением внизу.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Справа, налево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавна я буква А состоит из трех элементов: переднего плавного элемента, удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу и горизонтальной палочки.

Начинаем писать букву выше нижней линии рабочей строки. Слегка закругляем вправо, и ведём наклонно вверх до середины межстрочной строки, опуская линию на себя, не отрывая руки, пишем второй элемент буквы - прямую наклонную линию с закруглением внизу. Третий элемент пишем на верхней линии рабочей строки, пересекая два первых элемента.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; слева направо.



Строчная буква б состоит из двух элементов: овала и удлиненной наклонной палочки, загнутой вверху.

Начинаем писать букву б, как и строчную а. Не отрывая руки от овала, пишем удлиненную наклонную линию вверх до середины межстрочной строки и заканчиваем плавным поворотом вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два.

Слева направо, вверх, влево, вниз; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вправо.

Заглавная буква Б состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева, правого полуовала и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать букву от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки закругляем влево и ведём вверх узкую петлю. Пересекаем наклонную прямую выше верхней линии рабочей строки. Опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Третий элемент пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и- два-и-три-и.

Справа налево, вниз; влево, вверх; отклоняясь вправо, вниз; слева направо.


Строчная буква в состоит из удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и овала.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с наклоном вверх, закругляя на середине межстрочной строки влево. Ведём вниз удлиненную наклонную, закругляя у нижней линии рабочей строки в овал.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз; вправо, вверх, влево.

Заглавная буква В состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева и двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки, закругляя влево, ведём вверх узкую петлю. Не доводя до середины межстрочной строки, пересекаем наклонную прямую и продолжаем вести вверх, закругляя вправо, пишем верхнее и нижнее закругления. Верхнее закругление меньше нижнего.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и-и-три-и.

Сверху вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево.


Строчная буква г состоит из одного элемента: наклонной палочки с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, касаясь верхней линии, ведём наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква Г состоит из двух элементов: удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать прямую наклонную линию на себя от середины межстрочной строки. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Второй элемент накрывает первый. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и-два .

Справа налево, вниз, влево; слева направо.



Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и удлинённой наклонной палочки с петлёй внизу.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а. Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём петлю вверх, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква Д состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки, лежачей петли и правого большого полуовала.

Начинаем писать удлиненную наклонную линию от середины межстрочной строки. Внизу слева пишем небольшую петлю. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляя вверх, пишем правый большой полуовал.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три .

Сверху вниз, влево, вправо, вверх, влево, вниз .


Строчная буква е представляет собой петлю.

Начинаем писать от середины рабочей строки. Пишем вправо, закругляя влево возле верхней линии рабочей строки и ведём полуовалом вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Е состоит из двух левых полуовалов.

От середины межстрочной строки пишем верхний меньший полуовал, заканчивая над верхней линией рабочей строки. Не закругляя вверх, безотрывным движением влево и вниз пишем большой нижний полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо .


Строчная буква ё е , только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо . Над буквой ставим две точки.

Заглавная буква Ё пишется так же, как и заглавная буква Е, только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три-четыре .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо. Над буквой ставим две точки.




Строчная буква ж состоит из трех элементов. Два элемента - левый и правый полуовалы. Третий элемент состоит из трёх коротеньких прямых палочек.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем левый полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо; вверх вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Ж состоит из таких же трёх элементов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки, закругляем вправо, пишем полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, вправо.


Строчная буква з в своём составе имеет правый полуовал и нижню ю петлю.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с большим наклоном на закругление у верхней линии рабочей строки, закругляя ведём влево и, не доводя до нижней линии рабочей строки, пишем округлённую петлю, выходящую за нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква З состоит из двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вправо, пишем верхний полуовал. Не доводя до верхней линии рабочей строки, заводим далеко влево и начинаем писать нижний полуовал, больше верхнего.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево.


Строчная буква и состоит из двух прямых палочек с закр углениями внизу.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква И

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.


Строчная буква й состоит из трех элементов: двух наклонных палочек, закругленных внизу, и короткой выгнутой линии.

Строчная буква й пишется так же, как и строчная буква и , только над буквой пишем третий элемент - короткую выгнутую линию движением вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Заглавная буква Й также состоит из трех элементов. Пишется так же, как и заглавная буква И , только над буквой пишется третий элемент, как и в строчной й.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.


Строчная буква к состоит из трёх элементов: прямой и двух кривых.

От верхней линии рабочей строки пишем наклонную прямую вниз. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, слегка закругляем. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному, линию повтора опускаем ниже середины строки. Вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква К состоит из четырех элементов: острого элемента, удлиненной прямой с левой петлёй и двух крив ых.

Начинаем писать от середины межстрочной строки короткую прямую вправо вверх. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением и, не отрывая руки, возвращаемся по написанному, вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-и-три-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.



В составе строчной буквы л выделяются передний плавный элемент и наклонная палочка с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Заглавная буква Л похожа на строчную л составом элементов и написанием.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.


Строчная буква м состоит из трех элементов: переднего плавного и двух наклонных палочек с закруглениями внизу.

Начинаем писать, как строчную л, выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

В состав заглавной буквы М входят те же самые элементы, из которых состоит строчная буква м, только большего размера.

Начинаем писать заглавную букву, как и строчную. Пишем выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.


Строчная буква н состоит из трех элементов: прямой наклонной палочки, горизонтальной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз, к верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавная буква Н состоит из острого элемента, удлиненной наклонной палочки с петлёй внизу влево и удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и закруглением.

Начинаем писать короткую прямую от середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, продолжаем вверх до середины межстрочной строки, закругляем влево и плавно опускаем удлиненную наклонную вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вверх, влево, вниз, вправо.


Строчная буква о - один элемент - овал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя влево, касаясь верхней линии, продолжаем закруглять влево вниз до нижней линии рабочей строки и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква О - один элемент - овал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо, вверх.


Строчная буква п состоит из двух элементов: первый - прямая палочка, второй - прямая с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква П в своем составе имеет три прямых с закруглениями.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя вправо. Третий элемент накрывает первый и второй. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-и-три.

Сверху вниз, влево; сверху вниз, вправо; вверх, вправо.


Строчная буква р в своём составе имеет два элемента. Первый - наклонная удлиненная палочка, второй - наклонная палочка, закруглённая внизу и вверху.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки удлинённую наклонную прямую вниз до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному до середины рабочей строки, отклоняясь вправо до верхней линии рабочей строки, пишем закругление вправо и ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо .

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Р имеет два элемента. Первый - удлиненная наклонная палочка с закруг лением внизу влево, второй – верхний полуовал.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. От середины межстрочной, закругляем вверх вправо и продолжаем прямую вдоль межстрочной, закругляя в правый полуовал.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и.

Справа налево, вниз, влево; вниз, вверх, вправо, вниз.


Строчная буква с - левый полуовал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо.

Форма заглавной буквы С подобна форме строчной. Это - левый полуовал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо.


Строчная буква т состоит из трех элементов. Первый - это прямая наклонная палочка. Второй - прямая, закругленная вверху. Третий элемент - прямая, закругленная вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо, вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Т состоит из четырех элементов. Один из них - прямая линия, три - прямые с закруглениями.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Четвёртый элемент накрывает три предыдущих. Пишем от середины межстрочной линии, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-три-и-и-четыре.

Сверху вниз, влево; сверху вниз; сверху вниз вправо; слева, направо.


Строчная буква у имеет два элемента: наклонную палочку с закруглением внизу и нижнюю петлю.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки вниз. Ведём наклонную прямую, закругляя вправо у нижней линии рабочей строки и продолжаем вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз удлиненную прямую до середины межстрочной строки. Закругляя влево, пишем петлю, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква У состоит из двух элементов: прямые с закруглениями. Начинаем писать от середины межстрочной строки. касаясь наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево.


Строчная буква ф - это удлиненная наклонная палочка с двумя овалами.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а . Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем правый овал, касаясь второго элемента.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Справа налево, вниз; вверх, вниз, вверх; слева направо, вниз, влево.

Заглавная буква Ф состоит из трех элементов: двух овалов и удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем левый овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем правый овал, касаясь левого овала. Не отрывая руки, ведём прямую вверх к середине межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем наклонную прямую вниз, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-и-три-и.


Строчная буква х имеет два полуова ла: левый и правый.

Начинаем писать букву с левого полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. тклоняясь вправо, пишем, правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Заглавная буква X и меет два полуовала: левый и правый.

От середины межстрочной строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному. О тклоняясь вправо, пишем правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, вправо; влево, вниз, вправо.


Строчная буква ц состоит из трех элементов. Первые два - это наклонные палочки с закруглениями внизу, третий - маленькая петля.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя её вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглав ную букву Ц пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки. состоит из двух элементов: фигурной линии и наклонной палочки, закругленной внизу.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Не отрывая руки, пишем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-и-раз-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Ч имеет два элемента. Один из них - наклонная палочка с закруглениями вверху и внизу, второй - удлиненная прямая, закругленная внизу.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, ведём вверх до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем состоит из трех элементов. Это три наклонные палочки, закругленные внизу.

П ишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Ш состоит из четырёх элементов.

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.


Строчная буква щ по форме похожа на малую ш, только имеет ещё небольшую петельку.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавную букву Щ пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.


Твердый знак ъ состоит из двух элементов: фигурной линии и буквы ь.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.


Буква ы состоит из трех элементов: наклонной с закруглением, короткой наклонной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, у нижней линии закругляем вправо, поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево, не касаясь написанной части. Не отрывая руки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Начинаем писать букву с полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем полуовал. Второй элемент проводится до середины первого, слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Заглавную букву Э начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем вверх, закругляя вправо, полуовал. По верхней линии рабочей строки до середины первого элемента пишем горизонтальную короткую прямую движением слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.


Слева направо, вниз, влево; вправо.

Строчная буква ю состоит из трех элементов: двух прямых и овала.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз. Пишем овал.

П ишется под такт: раз-и-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо; вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Заглавная буква Ю состоит из четырех элементов.

Начинаем писать с середины межстрочной строки короткую прямую. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, которая пересекает удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, вниз и пишем овал. состоит из трех элементов: плавного переднего овала и двух наклонных палочек с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляя влево, пишем небольшой овал. Не отрывая руки, ведём до верхней линии рабочей строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

П ишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Заглавную букву Я н ачинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до середины межстрочной строки, закругляя влево, пишем небольшой овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём до середины межстрочной строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, влево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Администрация сайта имеет собственное мнение, но против программы не попрешь!
Учителя уже «втянулись».
Статья рассчитана на родителей не готовых к новым терминам.
Для поверхностного ознакомления .
Если вам нужна более глубокая информация купите методичку Илюхиной по этой программе (кажется книжка зеленого цвета).

Для лучшего осознания написания букв (или запутывания мозгов) в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок».
Подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой, т.е дважды проводите по одной линии). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части.
Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.
Поворот на месте, так чтобы осталось закругление принято называть «качалочкой».
Написание «узелка» обозначает выполнение кругового движения на месте против часовой стрелки.



Середина (—), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (.), просвет сверху, «гнездышко» (v).

Поэлементная запись буквы Ж .
1.Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» - наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» - наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» - наклонная, «качалочка», крючок до середины.

К письменным знакам относятся буквы, цифры, знаки препинания, диакритические знаки, знаки математических действий и специальные научные знаки.

Известно, что все письменные знаки состоят из определенного сочетания принятых в прописи частей (элементов). По назначению для формирования письменных знаков они делятся на начальные, основные, соединительные, заключительные и дополнительные. Следует отметить, что из-за вариации в деталях написания одна и та же буква может иметь различные элементы и штрихи.

Основными элементами принято считать такие, которые располагаются по продольной оси буквы и образуют как бы ее остов. Эти элементы могут быть как прямолинейными, так и криволинейными (овальными, дуговыми и т.д.). В буквах нередко встречаются резкие изломы линий.

К дополнительным элементам относятся такие, при отсутствии которых письменный знак не теряет своего значения.

Элементы письменных знаков делятся также в зависимости от перерыва или перемены направления движения, образующего знак, и от положения элемента относительно линии письма.

В первом случае их обозначают порядковыми номерами в соответствии с последовательностью выполнения, например:

По второму признаку различают строчные элементы, надстрочные и подстрочные, например:

Составляющие письменные знаки части применительно к форме движения при их выполнении рассматриваются как прямолинейные и криволинейные; они в свою очередь также подразделяются в зависимости от направления движения: прямолинейные – на вертикальные и горизонтальные, криволинейные – на левоокружные и правоокружные.

Криволинейные элементы делятся еще и по признаку протяженности движения на завершенные и незавершенные. К завершенным относятся круги и петли, к незавершенным – дуги.

Элементы, имеющие круговую, овальную или полуовальную форму, делятся еще на части в зависимости от их расположения по отношению к условному центру: левые, правые, нижние и верхние.

Таким образом, если рассматривать каждый письменный знак в отдельности, можно обнаружить составляющие его элементы. Так, буква «а» состоит из двух элементов, первый из которых – овальный, второй – прямолинейный с заключительным дуговым штрихом; буква «б» состоит из двух элементов, первый из которых – строчный овальный, второй – надстрочный прямолинейный вертикальный, переходящий в горизонтальный извилистый (выполняются безотрывно); буква «А» состоит из трех элементов: прямолинейного наклонного с начальной точкой (или завитком), прямолинемного с заключительным дуговым штрихом и соединительного извилистого; буква «Б» состоит из трех элементов: прямолинейного с заключительной точкой (или завитком), полуовального строчного и надстрочного с начальным дуговым штрихом; цифра «6» состоит из прямолинейного и овального элементов; цифра «7» состоит из двух основных (извилистого и прямолинейного вертикального) и одного дополнительного (прямолинейного горизонтального) элементов и т. д.

В зависимости от составляющих их элементов письменные знаки подразделяются на определенные группы. Строчные буквы делятся на пять групп. Первую группу составляют такие, которые имеют прямолинейные элементы. К этой группе относятся буквы и, ш, г, п, т, н, р, у, й. Во вторую группу входят буквы, в которых, кроме элементов букв, составляющих первую группу, имеются начальные точки, малые овалы или петли. Сюда относятся буквы л, м, ц, щ, ь, ы . Третья группа состоит из букв, отличающихся в начертании овальными элементами: о, а, ю, ф, д. б, я . К четвертой группе относят буквы, имеющие левые полуовалы: с. е, ё , к этой же группе относят буквы ч, ь, и в . Наконец, в пятую группу включают буквы, имеющие правые полуовалы, а также правые и левые полуовалы, соединенные вместе, такие, как з, э, х, ж ; в эту группу включают также букву к .

Прописные буквы делят на четыре группы. К первой группе относят И, Ш, Ц, Щ, Ч, Л, М, А ; – ко второй – С, О, Е, Э, 3, X, Я ; к третьей – Ж, У, Н, К. Ю, Р, В, Ф ; к четвертой – Г, П, Т, Б, Д .

Цифры в зависимости от входящих в них элементов делят на три группы. К первой группе относят 1, 4 н 7 , ко торой – 6,9,3 и 5 и к третьей – 0 , 2 и 8 .

Приведенная группировка используется при обучении письму. Она же может быть использована при анализе и описании частных признаков почерка. Это, с одной стороны, помогает систематизации взаимозависимых признаков, а с другой – способствует группировке признаков при описании в заключениях экспертов. Выявленные взаимозависимые признаки в однотипно исполняемых элементах разных букв рекомендуется описывать под общим наименованием и на фототаблицах обозначать одинаковыми разметками.

В основе каждого письменного знака лежат элементы, преду­смотренные прописями.


Но в процессе формирования почерка происходит постепенное отступление от этих норм. Многие эле­менты изменяются как по форме движения, так и по направлению. Отдельные части букв утрачиваются или заменяются другими. В связном беглом письме взрослого человека элементы букв не выделяются; одна буква плавно переходит в другую. Тем не менее в своей основе деление письменных букв на составные элементы и возможность группировки по однотипным элементам остаются.