Вопросы психологии        28.08.2019   

Отметь соединения в элементах букв страусенок. Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв по составу и начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.

Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу - элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; о в а л и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями - внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.

В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых - обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.

В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,- в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.

При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем - к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?

Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв г/, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.

Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

Каковы же типичные ошибки в написании букв у первоклассников? Могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д: Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов.

3. Искажение овалов, полуовалов и других пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв : вместо м - л, вместо д - а.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо1 неровная бумага или вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях элементов, содержащих, закругления букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;

б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;

в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.

Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:

а) недостаточная округлость полуовалов;

б) полуовалы закруглены чрезмерно;

в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;

г) между полуовалами оставлен промежуток - они не слиты.


В слове енот отметить соединения в элементах букв

Ответ:

Е соединение у кружочка н соединения у палочки о -- соединений нет т -- соединение у верхней палочки

Похожие вопросы

  • Расскажи одноклассникам о предстоящей поездке. Пригласи их принять участие в это?? путешествие. (Путешествие в волшебную страну) Время года: Spring (осень) Месяц: September (Сентябрь) Погода: Windy and Sunny (Ветрено и Солнечно) Помогите пожикк с:
  • Ребятушки помогите пожалуйста с тестом Вариант 3 1. Какое словосочетание характ??рно для разговорного стиля речи? 1. Войти в доверие 2. Лезть во все дырки 3. Грядущие события 4. Грандиозное сооружение 2. В каком предложении есть устойчивое словосочетание(фразеологизм)? 1. Мы долго не могли распутать узел на веревке, пришлось его разрубить. 2. Он бросился бежать со всех ног. 3. Рыба не клевала, и мы смотали удочки и отправились домой, 4.Огромная тень самолета стремительно пронеслась над лесом. 3. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании? 1. Смотревший ВПЕРЕД 2. РЕЗКО поднялся 3.ПЛАТЬЕ в клетку 4. Пропустить ВПЕРЕД 4. Укажите словосочетание "деепричастие(главное слово)+существительное" 1. подгоняемые ветром 2. не подготовив ничего 3. построен вовремя 4. подписав приказ 5. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля речи? 1. претерпеть изменения 2. огорошить изменения 3. олицетворять лучшее 4. подписав приказ 6. В каком предложении отсутствует устойчивое словосочетание(фразеологизм)? 1. Этот человек оказался не робкого десятка. 2. Не стоит лезть на стенку-всегда можно договориться. 3. Ласточка свила свое гнездышко под крышей. 4. Он стоял как в воду опущенный. 7. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании? 1. Очень ХОЛОДНЫЙ 2. ЗРЯ сказал 3. Пойти на ПЕРЕГОВОРЫ 4. РАНО поднялись 8. Укажите словосочетание "причастие(главное слово)+существительное" 1. Поддерживая коллегу 2. Созревшие яблоки 3. Надеявшийся на удачу 4. Подготовив доклад 9. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля речи? 1. Выявить нарушения 2. Новый мобильник 3. Великий зодчий 4. Возводить храм 10.В каком предложении отсутствует устойчивое словосочетание(фразеологизм)? 1. Не стоит на уроке витать в облаках 2. Молодым свойственно смотреть на мир сквозь розовые очки 3. Он оказался так себе-ни рыба ни мясо 4. Он оседлал коня и отправился в горы
Технология В.А.Илюхиной

как средство формирования
универсальных учебных действий
учащихся начальных классов.

Илюхина Вера Алексеевна
директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006
Кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России,
Отличник народного просвещения,
Ветеран труда,
Лауреат премии «Гран-при «Новая школа»,
победитель конкурса «Учитель года -96»,
лауреат Премии Мэра города Москвы в области
образования - 2004 год.
Член Экспертного Совета Министерства образования РФ,
лектор МИОО.
Автор методики обучения письму и корректировки почерка.
Имеет порядка 150-ти публикаций.
Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её
прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России.
Кредо: «Отдавая - приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».

…Ребенок очень многое вкладывает
в свой почерк.
Это нечто, что он отдает с любовью
родителям или учителям.
Какой-либо изъян в буквах или в почерке
в целом следует рассматривать
как сигнал тревоги...

Этапы
работы по формированию
каллиграфического навыка

Первый этап:
развитие мелкой моторики на занятиях
с дошкольниками в школе «Светлячок»
Упражнения для развития мелкой моторики:
работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика;
Штриховка альбомах для раскрашивания;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом в тетрадях
в узкую линию

Второй этап:
формирование навыка письма
у учащихся 1 классов.
Обучению письму
по учебным пособиям В.А.Илюхиной:
УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ;
УМК «Планета знаний» «Пропись»,
«Прописи для читающих детей».

Второй этап:
формирование навыка письма
учащихся 1 классов.
Упражнения для развития мелкой моторики;
Работа с тренажерами;
Штриховка элементами букв
с использованием гелевых ручек;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом,
затем – ручкой;
Изучение написания основных элементов
письма, затем – букв, слогов, слов;
Система стимулирования учащихся
(«Почетные обложки»,
выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма.
Точка начала
Точка верхней и нижней
письма буквы
трети строки
Наклонная палочка
Крючковая линия
«Качалочка»
«Секрет»
«Рыбка»
«Клюшечка»
Знак
«Бугорок»
«Гнездышко»
«меньше», «больше»
Шалашик для гномика
Марабаева Л.А.

Написание прямых наклонных линий На этом этапе встречаются следующие ошибки:

Несоблюдение параллельности наклонных
линий

Алгоритм написания наклонной линии


рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Деление наклонной линии на две и три части

Выполнение закруглений на нижней линеечке рабочей строки

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки

«Ставлю ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки,

выполняю «качалочку»…

Письмо крючковой линии

Алгоритм написания крючковой линии

«Ставлю ручку
на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»
и
до
середины строки…»

Письмо «секрета»

«Секрет» – прямая линия вверх
параллельно первой наклонной…»

Алгоритм написания «секрета»

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Письмо вниз по «секрету»

Алгоритм написания:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»),
пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Завершение написания второго крючка (второй крючковой линии)

Алгоритм написания завершается:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю
«качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до
середины строки, пишу «секрет», по «секрету»
опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и
поднимаюсь по крючковой до середины строки»

Буква
и
вобрала в себя все основные
элементы, часто встречающиеся при
письме.

На основе соединения двух крючков
между собой показан принцип соединения
элементов и букв между собой

Способы проверки
правильности написанного.
Вводятся следующие графические знаки:
середина (-),
одна треть сверху или снизу (х),
просвет снизу, «шалашик» ( ),
просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма:
Диктовка элементов букв и их соединений
Игра «Переполох»
Игра «Отметь место»
Игра «Угадай-ка»
Игра «Поле чудес»
Игра «Повтори предложение»

Игра «Угадай букву»
(узнать и дописать букву)

Игра «Восстанови слово»

Игра «Найди пару каждому элементу»

Игра «Угадай слово, соединив по
порядку»

Каллиграфические ошибки:

Несоблюдение интервалов между буквами в словах,
неравномерность расстановки слов на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный
наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий
строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие
недостаточной сформированности
правильного графического навыка.

Образец карточки для калькирования

Технология формирования
каллиграфических навыков В.А.Илюхиной
«Письмо с открытыми правилами»
способствует развитию красивого,
грамотного письма,
сказывается на формировании мира
ребенка, помогает ему расти внутренне
красивым человеком.
Красивое письмо – это выражение
отношения к другим людям.