Диеты        25.07.2020   

Чечевичная похлёбка. Между чечевичной похлебкой и источником воды живой Чечевичная похлебка библия

"Кого заменил ДЕД МОРОЗ по инициативе члена Президиума ЦИК СССР большевика Петра Постышева (Очень познавательная статья!) Один из первых прославленных на Руси блаженных - Прокопий Устюжский. Он жил именно там, где сейчас находится резиденция российского Деда Мороза. Я написал об этом удивительном святом, заметка в нынешнем году вышла в газете "Жизнь". На родине сказочного Деда Мороза, в Великом Устюге, нашелся реальный предшественник знаменитого сказочного героя. Святой Прокопий Устюжский еще в 13-м веке жил в снегу, творил чудеса и радовал в Рождество малышей подарками. Когда в 1998-м году был торжественно дан старт федеральному проекту “Родина Деда Мороза” и этим местом был назначен древний вологодский город Великий Устюг, никто не предполагал, что это окажется снайперским попаданием, прямо в десятку. Церковные иерархи тогда приняли официальное вознесение Деда Мороза на государственный уровень в штыки. Мол, в христианских странах Санта-Клаус, святой Николай рождественскими елками и подарками заведует, а у нас на эту важную должность возвели языческого персонажа. Ведь в сказках и фильмах русский дедушка Мороз – маг и волшебник, в котором нет ни капли святого. Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан тогда публично заявил, что церковь поддержит проект если в «официальной биографии» Деда Мороза будет упомянуто, что он принял крещение. И в пылу споров тогда никому не пришло в голову, что именно в Великом Устюге семь веков назад жил праведник, которого вполне можно считать прототипом полюбившегося российским детям сказочного героя. Житие Сходство Прокопия Устюжского с повелителем метелей и вьюг просто потрясающее, а биография куда поинтереснее любой сказки. В старинных хрониках написано, что Прокопий родом из немецкого города Любека, что он был варягом из знатной семьи. Приплыв в Новгород на корабле с товарами, чужестранец поразился красотой храмов, колокольным звоном и благолепием православного богослужения. Прокопий принял православие и решил стать монахом. А для начала он подарил нуждающимся людям все свои товары. Можно представить, какая очередь и давка была при этой раздаче импорта в канун праздника! Новгородцы, которым не досталось подарков, повалили в Хутынский монастырь, что рядом с Новгородом. Наверное, желали глянуть на чудака, который, словно Святитель Николай, пожертововал все свое богатство бедным. Но такая популярность не радовала Прокопия. “Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем, - написано в житие Святого Прокопия Устюжского. - Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он стал проситься удалиться из монастыря куда-либо, где бы его никто не знал”. В дорогу Прокопий не взял ничего, кроме благословения. В ветхом рубище, босой, с деревянной клюкой, он дошел до Устюга. А там не нашлось нищему пристанища: странника, плохо говорящего по- русски, гнали отовсюду, считая безумцем. Днем он молился в церкви, а ночью спал под открытым небом, на паперти храма Успения Божией Матери. Даже зимой, в лютую стужу – до глубокой старости! Милостыню люди Прокопию подавали поначалу неохотно, считая грязным юродивым, но Бог в награду за смирение дал великий дар предвидения и пророчества. Когда Прокопия желали отблагодарить, он передаривал полученное детям, которые постоянно окружали его. Живущего под открытым небом нищего старика прозвали “дедом с мороза”. Силу его молитвы и предвидения город узнал в 1290-м году, когда святой предсказал, что на город движется каменная туча и своими молитвами 25 июля отвел беду: булыжники с неба упали в стороне. “И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город, в страх и свидетельство будущим родам. “ – значится в древней летописи. Лишь немногие в Великом Устюге знали о купеческом прошлом Прокопия. Среди них священник Симеон, отец будущего Святителя Стефана Пермского. Он первым оставил письменные свидетельства о Прокопии. “В последний год жизни Прокопия зима настала столь жестока, что птицы падали мертвые и много погибло скота. Множество народа померзло в городе и окрестностях. Можно представить себе, каково было в этот мороз нагому Прокопию на соборной паперти, он не имел ни постели, ни теплой одежды. Когда вьюга унялась, юродивый пришел в дом к клирику Симеону и рассказал, что случилось с ним ночью: “Я молился о спасении души, каждый вздох казался последним, тело оцепенело и посинело. Вдруг я почувствовал тепло и увидел пред собой прекрасного юношу, лицо которого было так светло, что невозможно было смотреть на него, как будто горел на нем луч солнца. В руке у него была ветвь, расцветшая цветами, испускавшими из себя чудные райские ароматы. Он назвал меня по имени, ударил меня по лицу этой веткой, и мне стало тепло, словно летом.” В тот же год, среди лета, 8 июля 1303 года произошло еще одно чудо. Пошел снег, завьюжила метель, а когда она кончилась, на паперти не увидели Прокопия. Лишь к вечеру его тело нашли возле ворот ближайшего Михайло-Архангельского монастыря (этой обители в нынешнем ноябре исполнилось 800 лет) под сугробом, который не таял. Снег укутал почившего “деда с мороза”, словно саван. Чудеса и исцеления продолжались и на его могиле, поэтому Московский Собор в 1547 году причислил праведного Прокопия к лику святых. Традиция Удивительно, но подтверждение того, что чудеса Святого Прокопия – не легенда, нашлось уже в наши дни. Профессор Павел Флоренский, известный геолог, вместе с коллегами изучил образцы камней, выпавших на Котовальский лес вблизи Великого Устюга семь веков назад. И пришел к выводу, что это образцы редкой горной породы, которая встречается в районе Кандалакшской губы Белого моря. И занесены они сюда, судя по их характерной поверхности, не ледником, а смерчем! Ну а сказочный Дед Мороз, оказывается, наш современник: впервые он появился на детском празднике в январе 1937 года, в столичном Доме Союзов. И родился по инициативе члена Президиума ЦИК СССР старого большевика Петра Постышева. Он еще в 1935-м опубликовал в газете «Правда» статью, в которой предложил организовать для детей празднование Нового года, по-партийному переосмыслив рождественские традиции. 18 ноября в Великом Устюге в нынешнем году прошел праздник в честь рождения Российского Деда Мороза, который дал старт новогодним торжествам. - Это добрый сказочный герой, но принимая его в своем доме, пусть каждый знает, что на Руси есть другой "дедушка с мороза", настоящий и куда более древний, - говорит мне настоятель собора праведного Прокопия в Великом Устюге протоиерей Дмитрий Фомин. - И помянет добрым словом святого, который щедро помогал молящим о помощи людям. Многие гости, приехавшие в Устюг со всей страны и из-за рубежа на праздник Деда Мороза, приходят и к нам в храм, чтобы поклонится святому Прокопию. И он помогает во всех делах, посылая с небес дары по нашей вере."

Продать за чечевичную похлебку право первородства
см. Право первородства .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Продать за чечевичную похлебку право первородства" в других словарях:

    Из Библии. Как сказано в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25, ст. 31 34), проголодавшийся Исав, старший из сыновей близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову свое право первородства, то есть особые права (в частности … Словарь крылатых слов и выражений

    БЫТИЕ - первая книга Пятикнижия Моисея, содержащая повествование о творении мира, начальной истории человечества и израильских патриархах. Название Евр. название книги («Берешит» В начале) соответствует обычной для Др. Востока традиции именования книг в… … Православная энциклопедия

    ЧЕЧЕВИЧНЫЙ, чечевичная, чечевичное. прил. к чечевица в 1 знач. Чечевичные посевы. Чечевичный суп. ❖ За чечевичную похлебку или за чечевичное варево (продать, уступить что нибудь) за мелкий соблазн, ценою ничтожной выгоды (из библейского рассказа… … Толковый словарь Ушакова

    чечевица - За чечевицу или за горшок чечевицы (продать, уступить что н.) за мелкий соблазн, ценою ничтожной выгоды. Князь... не продал ему права своего первородства ни за какую чечевицу, а уступил его безвозмездно как достойнейшему. Лесков. Вы,… …

    похлёбка - За чечевичную похлёбку (продать, уступить что н.) за мелкий соблазн, ценою ничтожной выгоды [из библейского рассказа о близнецах сыновьях Исаака, Исаве и Иакове, из к рых первый, бывший любимцем отца и считавшийся первенцем, уступил Иакову… … Фразеологический словарь русского языка

Сложно найти в тавернах первое блюдо, но если повезет, то это скорее всего будет факес (φακές) — чечевичная похлебка. Факес в переводе означает «чечевица», вот так просто без изысков греки называют и бобовый продукт и все блюда из него. Рецепты чечевичной похлебки отличаются в зависимости от региона, наличия продуктов в холодильнике и настроения греческой хозяйки. По сути факес — это густой чечевичный суп. Очень полезное, сытное и вкусное блюдо.

Чечевица богата клетчаткой, белком, витаминами, а так же полезными макро- и микроэлементами. Еще одно важное качество этого замечательного блюда — чечевичная похлебка постная! Греция страна православная, поэтому факес пользуется популярностью у жителей страны особенно в постные дни. Неизменными составляющими является, собственно, сама чечевица и… вода. Рецепт-то ведь древний. Упоминается еще в Библии, в истории с первородством.

Если открыть Ветхий Завет, то можно прочитать, как старший сын Исаака — Исав продал свое первородство за чечевичную похлебку. Вернувшись с охоты Исав увидел брата своего Иакова, который варил чечевицу, уставший и голодный он попросил у брата поесть. Иаков же за похлебку попросил отдать ему первородство, и голодный Исав, не долго думая, согласился. Это была серьезная сделка, которая отразилась на дальнейшей истории будущего еврейского народа. Первородство считалось важным преимуществом, и первенец получал от родителя не только Божье благословение, но и дальнейшую власть над всей семьей и хозяйством. Так чечевица вошла в историю мира.

Чечевица предположительно попала в Грецию из Египта. В греческой истории эти замечательные бобовые тоже оставили свой яркий след, связанный с древнегреческим философом . Эпатажный мыслитель проживал в бочке «пифос» и вел аскетичный стиль жизни. Чечевица в то время считалась едой бедняков. Легенда гласит, что увидев Диогена с чечевицей, проходящий мимо успешный придворный философ Аристипп заметил:

«Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!»

На что Диоген возразил:

«Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!»

Надо заметить, что тот самый царь был тиран Дионисй Сирагузский.

Как приготовить чечевичную похлебку

Для успешного приготовления чечевичной похлебки по-гречески — факес, кроме чечевицы и воды достаточно иметь еще оливковое масло и лимон, которые, как правило, есть в любой греческой семье. Факес — это блюдо домашнее. Рецепты могут быть самыми разными, как и способы приготовления. Можно готовить чечевичную похлебку в мультиварке, можно на плите, в казане и даже томить в духовке.

Постная чечевичная похлебка. Рецепт самый простой


Чечевичная похлебка

Самый простой рецепт греческой чечевичной похлебки "факес".

Блюдо Суп

Кухня Греческая

Время подготовки 15 минут

Время приготовления 45 минут

Общее время 1 час

Порции 4 порции

Ингредиенты

  • 300 г Чечевица зеленая (или другая крупная)
  • 1 шт Морковь
  • 1 шт. Лук репчатый
  • 100 г Оливковое масло
  • 3 зубочка Чеснок
  • 1/2 шт. Лимон
  • 1 шт. Лавровый лист
  • 1 ч. л. Розмарин или 1 веточка
  • 2 л Вода
  • по вкусу Черный перец
  • по вкусу Соль
  • 1 ст. л. Соевый соус по желанию
  • 2 ст. л. Кунжут по желанию

Инструкции

Заметки

Постная чечевичная похлебка готова!

С похлебкой факес хорошо сочетается и оливки.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Чечевичная похлебка. Рецепт с томатом


Рецепт чечевичной похлебки с томатом

Чечевичная похлебка может стать изысканным блюдом, если ее приготовить с томатом.

Блюдо Суп

Кухня Греческая

Время подготовки 20 минут

Время приготовления 45 минут

Общее время 1 час 5 минут

Порции 4

Ингредиенты

  • 300 г - Чечевица зеленая или другая крупная
  • 100 г - Пюре из помидоров можно заменить томатной пастой - 2 столовые ложки
  • 1/2 шт. - Паприка или сладкий болгарский перец
  • 1 шт. - Морковь
  • 3 стебля - Сельдерей
  • 100 г - Оливковое масло
  • 2 л - Вода или любой бульон
  • по вкусу - Соль
  • по вкусу - Черный перец
  • 1 шт. - Лавровый лист
  • 1 ч. л. - Розмарин или 1 веточка
  • 3 зубочка - Чеснок
  • 1/2 шт. - Лимон
  • 1 пучок - Свежая зелень петрушка и/или укроп по желанию

Чечевица – первое растение, выращенное человеком с целью употребления в пищу. Богатый полезный ее бобов, возможно, сыграл не последнюю роль в истории человечества и помог людям, как виду выжить в условиях естественного отбора. Долгое кулинарное знакомство человека и чечевицы сделало ее не только ингредиентом вкусных и доступных блюд, но и героиней библейской притчи.

Что мы знаем о чечевичной похлебке?

Еще в библейские времена чечевица широко выращивалась на Ближнем Востоке, ее семена неоднократно находили во время археологических раскопок наряду с семенами пшеницы и ячменя.

Ее выращивали, высеивая под зиму на небольших участках распаханной земли, а уже в конце весны – начале лета можно было собирать урожай. Несложная агротехнология делала чечевицу частой гостьей на столах бедняков. Таким образом, чечевичные бобы имеют огромное значение для решения проблемы голода человечества еще со времен неолита.

Есть предположения, что рабов, привлеченных к строительству египетских пирамид, кормили именно чечевичной похлебкой. А когда в IV в до н.э. в Афинах вышел закон, разрешающий употребление пшеничного хлеба только по праздничным дням, чечевичная похлебка стала практически единственным доступным беднякам.

Сейчас чечевица так и осталась в большей степени распространена в кухнях Ближнего Востока, у нас чаще можно встретить афоризм о чечевичной похлебке, чем ее на обеденном столе. А зря, ведь это очень полезный и экологически чистый продукт.

Притча о чечевичной похлебке

Сюжет библейской притчи о чечевичной похлебке

Чечевица не единожды упоминается в Библии (Иезекииль, 4:9; 2 Царств, 17:28 и 23:11), но более всего известна притча об Иакове и Исаве (Бытие, 25: 24–34). В сюжет этой истории закручен вокруг человеческой алчности, неведения, зависти и голода.

В древней Палестине огромное значение имело первородство. Оно предоставляло старшему сыну огромные привилегии и преимущество перед другими детьми, поскольку он наследовал львиную долю наследства и получал поддержку отца. Справедливости ради, стоит отметить, что наряду со всеми плюсами первородство – это большая ответственность. Ведь после смерти отца на плечи старшего брата ложилась забота о его вдовах и младших детях.

Так, младшим из двух сыновей близнецов прародителя человечества Исаака был Иаков, который появился на свет всего минутою позже, держась рукою за пяту своего старшего брата Исава. Как и другие жители Палестины в те времена, старший из сыновей занимался охотой, а младший – скотоводством.

Однажды Исава вернулся очень усталым и зверски голодным с охоты. Он вошел в шатер к своему младшему брату и первое, что он учуял, был аромат чечевичной похлебки, которую готовил Иаков. Исава был так голоден, а чечевица так ароматна (по мнению некоторых знатоков Библии, это была египетская чечевица, которую Исава еще не пробовал), что он готов был отдать за все на свете.

Иаков попросил уступить ему право своего первородства, и Исава, не мучаясь долгими раздумьями, согласился. Так, не проявив должной осмотрительности, старший сын Исаака лишился всех своих привилегий в угоду своему чревоугодию.

С тех пор афоризм «продаться за чечевичную похлебку» употребляется в ситуациях, когда человек поступается чем-то значимым и важным в угоду своим низменным страстям или чего-то, не имеющего значение.

О пользе чечевицы

Полезна ли чечевица?

Кроме того, что чечевица одна из древнейших злаковых культур, которую человечество начало употреблять в пищу еще в библейские времена, она очень полезна для организма. Лучше и нагляднее о ее пользе расскажут цифры.

Железо, очень необходимое растущему детскому организму, беременным женщина и всем без исключения для нормального функционирования кроветворения, в 100 г бобов чечевицы содержится в количестве 6,6 мг.

Также в 100 г отварной чечевицы содержится 356 мг фосфора, 72 мг магния, 38 мг калия и достаточное количество витаминов группы B.

В наше время, когда на земле осталось слишком мало регионов с экологически чистыми условиями, чечевица благодаря своей способности к самоочищению и ненакапливанию токсинов и вредных веществ стала практически единственным , в экологичности которого можно быть абсолютно уверенным.

Врачи рекомендуют употреблять в пищу различные блюда из чечевицы больным сахарным диабетом, людям, имеющим заболевания ЖКТ и сердечно-сосудистой системы. Поскольку она способна регулировать уровень сахара в крови, содержит достаточное количество клетчатки, калия и магния.

Рецепты чечевичной похлебки

Чечевичная похлебка постная

Постная

Количеством белка чечевица лишь немногим уступает мясу, поэтому похлебка из нее, приготовленная на воде или овощном отваре, получится довольно сытной. А чтобы между словами «постная» и «пресная» нельзя было поставить знак равенства, обогатит вкус блюда кукурузное масло для обжаривания овощей и жареные семена кунжута.

Пропорции необходимых ингредиентов:

  • 2000 мл воды или овощного отвара;
  • 200 г красной чечевицы;
  • 200 г моркови;
  • 200 г репчатого лука;
  • 18 г чеснока;
  • 50 мл кукурузного масла;
  • 30 г кунжутных семян;
  • 20 г поваренной соли.

Как сварить постную чечевичную похлебку:

  1. Чечевицу выложить в дуршлаг и хорошенько промыть под холодной водой. Затем переложить в кастрюлю, залить водой (овощным отваром), посолить и поставить на огонь вариться;
  2. Тем временем подготовить лук и морковь. Слезоточивый очистить от шелухи и нарезать небольшими кубиками. Очищенную и вымытую морковь нашинковать тонкими кружочками. Обжарить оба овоща до готовности на кукурузном масле, в самом конце обжаривания добавить рубленые зубки чеснока;
  3. Параллельно на сухой сковороде до легкого карамельного оттенка обжарить семена кунжута;
  4. После того, как чечевица приготовится и даже немного разварится, выложить в кастрюлю обжаренные овощи. Дать похлебке минут пять покипеть, затем огонь выключить, всыпать в кастрюлю семена кунжута, перемешать, накрыть крышкой и после 10 минут настаивания можно подавать к столу.

С мясом

Чечевичная похлебка с мясом

Если приготовить чечевичную похлебку с мясом, то таким первым блюдом легко будет сытно накормить большую семью. Для чечевичного супчика можно использовать любое мясо: говядину, свинину или курицу. Свежая или сушеная зелень сделает блюдо более ароматным.

Чтобы приготовить чечевичную похлебку с говядиной необходимо взять:

  • 2000 мл питьевой воды;
  • 300 г мякоти говядины;
  • 150 г чечевицы;
  • 200 г картофеля;
  • 120 г моркови;
  • 80 г репчатого лука;
  • 6-12 г чеснока;
  • 30-40 мл рафинированного растительного масла;
  • сушеный базилик, лавровый лист, черный молотый перец, зелень и соль по вкусу.

Приготовление по шагам:

  1. Приготовить мясной бульон. Для него говядину нужно вымыть, обсушить, снять все пленочки, далее ее можно нарезать небольшими кусочками и отварить, а можно сварить целым куском и после этого нарезать кусочками или разобрать на волокна;
  2. промыть до чистой воды, как и в рецепте постной похлебки. Дать воде немного стечь и выложить ее в кастрюлю с бульоном. Варить до мягкости. В зависимости от выбранного сорта на это уйдет от 15 до 40 минут;
  3. Очищенные и измельченные лук и морковь обжарить до мягкости на растительном масле. Те, кто любит вкус моркови в первых блюдах, могут нарезать морковь тонкими кружочками, а остальные воспользоваться крупной теркой;
  4. Когда чечевица станет мягкой выложить в кастрюлю нарезанные кубиками клубни картофеля и варить их до полуготовности. Следом в похлебку отправляется овощная поджарка, соль и специи;
  5. После закладки всех ингредиентов проварить похлебку еще около пяти минут. Настоять некоторое время под закрытой крышкой (10-15 минут) и можно приглашать домашних к столу.

Видео рецепт приготовления чечевичной похлебки вы можете посмотреть здесь:

Традиции подачи чечевичной похлебки

Приготовленную чечевичную похлебку, конечно, можно разлить по тарелкам, как любое другое первое блюдо, а можно подать по-другому.

Поскольку основной ингредиент похлебки известен человечеству с незапамятных времен, то ее можно налить в небольшие глиняные горшочки, кушать из которых деревянными ложками. Такую подачу, несмотря на кажущуюся простоту, можно назвать ресторанной, подчеркивающей древнюю историю блюда.

Чечевичная похлебка достаточно сытное блюдо, поэтому какие-либо дополнения к ней будут лишними, достаточно будет нескольких ломтиков хлеба или лаваша. Постную похлебку можно подать вместе с рублеными яйцами и свежей зеленью.

Напоследок, стоит обратить внимание на один кулинарный . Решив приготовить чечевичную похлебку, обязательно стоит добавить в нее базилик и листья лавра. Это делается не для придания пикантного вкуса блюду, а с другой целью. Вещества, содержащиеся в этих растениях, способствуют быстрому усвоению растительного белка, которым богаты линзоподобные чечевичные бобы.

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» - так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы - священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев. Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы.

Мы знакомим читателей сайт.Кухня с выдержками из нее. Перед вами - вторая часть.

Первородство за чечевичную похлебку

И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел, и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством.

(Бытие, 25: 24-34)

Дичь contra супчик

В центре этого незатейливого и очень известного библейского сюжета — голод, алчность, неведение и изрядная доля зависти. Отличное блюдо можно приготовить из подобной смеси! Сюжет этот дает нам и представление о занятиях жителей древней Палестины, где выросли Иаков и Исав.

Одни занимались скотоводством, другие — охотой. Иаков и Исав, собственно, и персонифицируют эти два типа. Из текста явно следует, что правда на стороне Иакова, не потому лишь, что он сумел получить право первородства, а потому, что его образ жизни более упорядочен, цивилизован и не столь зависит от обстоятельств.

И хотя Исав был любимцем отца, потому что приносил в дом дичь, которая в те времена не часто появлялась на столах, скотовод Иаков взял над ним верх. Ключ к такому повороту событий мы находим в самом начале, когда сообщается, что он появился на свет, держась за пяту Исава. С тех пор Исаву суждено было вечно оглядываться назад, опасаясь подвоха со стороны брата.

Исав входит в шатер Иакова зверски голодным. Ему не важно, что именно приготовил брат, все равно, что он подаст. Некоторые комментаторы Библии считают, что Иаков готовил кушанье из египетской чечевицы, которой Исав раньше не пробовал; незнакомый соблазнительный запах заставил его забыть обо всем на свете (см. Robert Jamieson, A. R. Fausset, David Brown. A Commentary, Critical and Explanatory on the Whole Bible. 1921). Должно быть, еда оказалась очень сытной, потому что он быстро с ней расправился, встал и ушел.

У потомков Авраама первородство имело огромное значение. Первенец получал преимущество перед всеми прочими детьми, рожденными от его отца. Обычно он наследовал львиную долю отцовского имущества, во Второзаконии (21:17) прямо указано, что отец должен дать первенцу «двойную часть из всего, что у него найдется». Эта норма фактически запрещает отцу оказывать поддержку младшему сыну в ущерб старшему. После смерти отца первородный сын становился главой семьи со всеми вытекающими отсюда правами (на уважение и на собственность) и обязанностями (заботиться об отцовских вдовах, незамужних сестрах и несовершеннолетних братьях). Так или иначе, право первородства было чрезвычайно важно, и Исаву следовало бы проявить большую осмотрительность, прежде чем уступить его брату.

Меню братского ужина

Хлеб. Чечевица с рисом. Салат из огурцов с йогуртом. Лук с чечевицей, орехами и фруктами. Похлебка Исава. Запеченный козий сыр с травами. Сушеные абрикосы и фисташки. Торт «Красный бархат»

Помимо приведенной выше главы Книги Бытия чечевица, которой Иаков накормил брата, упоминается в Библии еще трижды (2 Царств, 17:28 и 23:11; Иезекииль, 4:9). Есть основания предполагать, что чечевица в библейские времена выращивалась очень широко и была частым блюдом на столе бедняков. Ее высеивали под зиму на небольших участках вспаханной земли, а урожай собирали в конце весны или в начале лета. Она вырастала до тридцати сантиметров высотой и цвела мелкими бело-голубыми цветами.

Чечевица, богатая протеином и аминокислотами, витаминами А и С, и сегодня популярна на Ближнем Востоке, где выращивают главным образом два ее вида. Первый дает крупные серые бобы, красноватые внутри. Перед приготовлением верхний слой смолачивают, оставляя красные семядоли. Шелуху скармливают скоту. Этот сорт готовится быстрее, чем второй — более мелкий, без красных семядолей (хотя он бывает красновато-коричневым снаружи).

Чечевицу этого сорта едят целиком, не смолачивая шелуху. В рецептах, которые мы приводим, фигурирует именно чечевица второго сорта, с ней меньше хлопот. Два блюда вегетарианские, в третье добавляется немного мяса — для любителей более сытной еды. Каждым из них можно накормить множество голодных лю- дей, и обойдется такое угощение очень дешево!

Хлеб библейский

Из всех видов ближневосточных лепешек проще всего испечь самые вкусные из них — эль хобуц

Потребуется: 1 пачка дрожжей, 1 чайная ложка сахарного песка, ⅓ чашки теплой воды, 1 чашка молотой манной крупы, 2 чашки пшеничной муки, 2 чайные ложки соли, 1 чайная ложка кунжута, 2½ чашки воды, 2 столовые ложки молотой манной крупы, чтобы посыпать рабочую поверхность

Приготовление: Духовку нагреть до 200 градусов. Положить в чашку дрожжи, сахарный песок и воду; размешать и поставить в теплое место, пока дрожжи не удвоятся в объеме. Тем временем смешать муку, соль, семена кунжута в большой миске. Медленно влить треть чашки теплой воды, потом дрожжевую смесь.

Месить тесто руками 5-6 минут, придавая ему форму колобка; вынуть тесто из миски и месить еще примерно две минуты. Тесто должно приобрести однородную тягучую консистенцию. Разрезать тесто на две части. Каждую часть накрыть влажной горячей салфеткой и отставить минуты на две.

На рабочую поверхность насыпать молотой манной крупы и из каждой половины теста скатать по колобку. Накрыть их горячими влажными салфетками, выложить на противень и оставить минуты на три. Посыпать тесто манной мукой и раскатать колобки в лепешки примерно 12 сантиметров в диаметре. Накрыть горячими влажными салфетками и поставить подняться в теплое место.

Острым ножом сделать на поверхности теста насечки и выпекать15 минут. Затем убавить огонь до 160 градусов и печь еще 25-35 минут. Вынуть хлеб из духовки. Хлеб готов, когда покроется сверху коричневатой корочкой, а если по нему похлопать, «вздыхает», как будто полый. Накройте его салфеткой и дайте остыть. Резать хлеб нужно прямо перед подачей на стол.

Выход: 12 крупных кусков.

Чечевица с рисом

Меджедарах — блюдо из чечевицы с луком — часто встречается в меню ближневосточной кухни

Потребуется: 2 чашки чечевицы (примерно 400 г), 8 чашек воды, 2 крупные луковицы, ½ чашки оливкового масла, 2 столовые ложки сумаха,1 чашка коричневого или белого риса, соль и перец по вкусу

Приготовление: Чечевицу перебрать (в ней могут попадаться мелкие камешки), тщательно промыть и высушить. Выложить в большой горшок, залить водой и довести до кипения. Убавить огонь и варить минут 15. Тем временем обжарить нашинкованный лук в оливковом масле с добавлением сумаха до состояния карамели. Добавить сырой рис, лук и выложить в чечевицу. Тушить, помешивая, примерно 45 минут, пока чечевица не разварится. Соль и перец добавить по вкусу. Подавать холодной или горячей.

Выход: 8 порций.

Салат из огурцов с йогуртом

Салат из огурцов с йогуртом с его легкой кислинкой — легкое освежающее блюдо

Потребуется: 3 крупных огурца, сок одного лимона, 1 зубчик измельченного чеснока, 4-5 веточек свежей мяты, мелко порубленной, 1 кружка нежирного йогурта, ½ чайной ложки соли

Приготовление: Огурцы очистить от кожуры и нарезать тонкими дольками. Выложить веером на дно большого охлажденного стеклянного блюда. Выжать на огурцы сок одного лимона. Измельченный чеснок и порубленные листья мяты положить в пресс для чеснока и полученным соком сдобрить салат. Оставшуюся в прессе массу выложить в йогурт, добавить соль, залить им салат и поставить в холодильник на 1 час.

Выход: 6 порций.

Лук с чечевицей, орехами и фруктами

Это вегетарианский вариант бедуинского блюда басай бадави. Если захотите подать его с рисом, добавьте в рис перед готовкой шафран или куркуму. Это придаст блюду аромат и сделает рис красным.

Потребуется: 4 крупные луковицы, ½ чашки вареной красной чечевицы, соль и перец по вкусу, ¾ чашки нежирного йогурта, 2 столовые ложки мелко нарезанных фиников, 2 столовые ложки измельченных грецких орехов, 2 столовые ложки изюма или кишмиша, 2 столовые ложки хлебных корок, горсть порубленной свежей петрушки

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. ¶ Очистить лук (кончики не обрезать), положить его в большую кастрюлю с кипящей водой. Уменьшить огонь и тушить под крышкой 15-20 минут до мягкости. Вынуть лук из воды и дать остыть. С помощью ножа и вилки осто- рожно срезать крышечку лука и вынуть сердцевину, оставив «мундир» примерно в три четверти сантиметра. Смешать чечевицу, соль, перец, йогурт, финики, грецкие орехи, изюм и измельченные хлебные корки. Нафаршировать этой смесью луковицы. Оставшийся фарш смешать с луковыми сердцевинками. Нафаршированные луковицы поместить в жароупорное блюдо, разложить вокруг них фарш и запекать примерно 20 минут. Украсить петрушкой и подавать с обычным или «красным» рисом.

Выход: 8 порций.

Похлебка Исава

Похлебка Исава — такое объеденье, что за нее не жаль было отдать все привилегии первородства

Потребуется: ½ чашки оливкового масла, 6 порезанных луковиц, 400 г нарезанной на кубики телятины 2 моркови, 2 стебля сельдерея, 1 зеленый перец, 2 чашки помидоров черри, 400 г чечевицы, 2-3 чашки воды, 1 чайная ложка соли, ¼ чайной ложки черного перца.

Приготовление: Подогреть в кастрюле масло, добавить лук и обжарить до светло-золотистого цвета. Добавить мясо (нежирное!) и поставить тушить, а тем временем помыть и нарезать овощи. Выложить овощи и чечевицу в мясо, влить две чашки воды и тушить, пока не разварится чечевица (примерно полтора часа). Когда чечевица будет готова, добавить соль. Чтобы содержимое кастрюли не пригорало, ее следует время от времени встряхивать или добавить лишнюю чашку воды. Подавать горячей в миске или на блюде с огуречным салатом.

Выход: 6-8 порций.

Запеченный козий сыр с травами

Поскольку Иаков был пастухом, у него под рукой всегда были сыр и козье молоко. Поэтому мы предлагаем это простое в приготовлении блюдо, которое подойдет к чечевичной похлебке.

Потребуется: 200 г свежего мягкого козьего сыра (сыр фета не годится — слишком сухой), 5 небольших спелых помидоров, нарезанных на дольки; 2 чайные ложки оливкового масла первого отжима, горсть петрушки и шалфея

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Смачивая руки водой, сформировать сыр в виде продолговатого шара. Выложить его в середину смазанной маслом сковороды. Украсить вокруг ломтиками помидоров. Сверху полить оливковым маслом, чтобы сыр не подгорел и приобрел коричневатый цвет. Сверху посыпать травами и запекать примерно 55-60 минут. Снять со сковороды и дать остыть на деревянной разделочной доске. Подавать с помидорами. Отдельно подать сушеные абрикосы и фисташки. Можно намазывать на хлеб, рецепт которого приведен выше.

Выход: 6-8 порций.

Торт «Красный бархат»

В память о прозвище Исава — Едом («красный») трапезу венчает дивный торт под названием «Красный бархат». Он изумительно нежный, с мягким шоколадным вкусом, отличающийся необычным красным цветом. Чтобы до времени скрыть главный сюрприз — красный цвет, торт покрывают толстым слоем белой сахарной глазури.

Потребуется: 2 ¼ чашки просеянной муки, 1 чайная ложка соли, 2 столовые ложки какао 50 г (4 столовые ложки) красного пищевого красителя, ½ чашки растительного жира, 1½ чашки сахарного песка, 2 крупных яйца, 1 чашка пахты, 1 чайная ложка ванили, 1 чайная ложка белого уксуса, 1 чайная ложка пищевой соды.

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Две формы для коржей смазать маслом и посыпать мукой. Смешать муку и соль, отставить. Выложить какао в стеклянную посуду, постепенно добавлять пищевой краситель, вымешать и отставить. Смешать растительный жир с сахар- ным песком, взбивать миксером 45 минут на средней скорости. Добавить яйца по одному, каждый раз взбивая смесь по 30 секунд. Высыпать муку в сахарную смесь, добавить пахту и ваниль. Добавить какао с красителем, вымешать, чтобы масса приобрела однородный цвет. Не взбивать, иначе торт получится суховатым.

В небольшой чашке смешать уксус с содой, чтобы погасить соду. Быстро вылейте в готовую массу, осторожно смешайте, чтобы масса пропиталась. Разложить тесто в формы и выпекать 25- 30 минут. Дать готовым коржам остыть минут 10, прежде чем вынимать из формы. Когда они остынут совсем, прослоить и украсить торт сбитыми сливками.

Сахарная глазурь: 1½ чашки сахарного песка, ½ чайной ложки винного камня, ⅛ чайной ложки соли, ½ чашки воды, 4 яичных белка.

Сахар, винный камень, соль и воду смешать в глубокой посуде. Поставить на средний огонь и постоянно помешивать, пока смесь не станет прозрачной. Взбить яичные белки миксером до образования пены. Продолжая взбивать, тонкой струей влить по стенке посуды сахарную смесь — так, чтобы она не попала на взбивалку. Продолжать взбивать, пока пена не загустеет.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.