Блоги        03.12.2020   

Сочинение по картине Машкова — Клубника и белый кувшин. Сочинение по картине И

А.С. РОМАНОВА,
Н.Н. ЧЕРКОВСКАЯ,
школа «Классика»,
г. Москва

Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Интегрированный урок
(2 часа)

5 класс

В методической литературе интеграция рассматривается как технология обучения с установлением устойчивых связей между разными учебными предметами, что позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. На интегрированном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для усиления разнообразной художественной деятельности. Мы назвали его уроком с элементами театрализованного действия.

Цели урока:

    обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

    пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);

    развивать языковое чутье, учить редактированию текста (своего и товарища).

Первый урок

Сообщение темы и задачи урока

Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», внимательно рассмотрим картину, поговорим о ней, а потом напишем сочинение.

Откройте стр. 9 сборника иллюстраций Л.Зельмановой и Е.Колокольцева и посмотрите на репродукцию. (Если учащиеся еще не привыкли к термину жанр , его можно заменить словом вид .) Попробуйте определить, к какому жанру (виду) живописи относится эта картина.

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

(Подсказка : звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине...».)

Вспомните и проверьте по толковому словарю значение слова натюрморт . Какие жанры живописи вы уже знаете?

Обращение к личным впечатлениям

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами, и сейчас, пока вы будете их рассматривать, мы немного поговорим о натюрморте. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.). Посмотрите: что изображали художники на натюрмортах? Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Почему один художник предпочитает писать натюрморты с фруктами, а другой – посуду, третий – цветы, четвертый – хлеб? Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине. (Пауза.)

Теперь вернемся к задаче нашего урока – написать сочинение по картине И.Машкова.

Запишем на доске слова и словосочетания, которые вы сможете использовать в своем сочинении. Обращаем внимание на заранее приготовленный плакат, на котором записаны опорные слова и словосочетания.

Искусство
Написать натюрморт, картину
Художник, автор, живописец
Картина, работа, произведение
Мольберт, холст, полотно
Масляные, акварельные краски, акварель, пастель
Колорит, контраст
Репродукция, копия
Подлинник, оригинал
Мастерство, талант художника, живописца
Передать колорит, оттенки

Подбор слов и словосочетаний

На этот раз вы называете с места слова и словосочетания, которые вам хочется включить в сочинение, а я запишу их на доске.

– Кто главные герои этой картины? (Кувшин и клубника.)
– Подберите определения к этим словам, охарактеризуйте их расположение на картине.

Далее так же подбираются слова и словосочетания, называющие другие предметы, изображенные на картине. Порядок работы произвольный, как будет удобнее детям, хотя можно придерживаться стандартной схемы: сначала бросим взгляд в целом на всю картину, потом посмотрим, что изображено на переднем плане, в центре, на заднем плане.

План сочинения по картине

1. Вступление.
Название картины.
Автор.
Дата создания.
Жанр, техника.
В каком музее выставляется?

2. Основная часть.
Главные предметы («персонажи»), изображенные на картине.
Каковы их цвет, форма, запах? Каковы они на ощупь?
Какие детали бросаются в глаза?
Какое настроение передает картина?

3. Заключение. Ваше личное отношение к картине. (Если нравится / не нравится, то почему?)

Моделирование текста

Определим наши задачи. Запишем план сочинения.

    Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)

    Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении – повествование, описание или рассуждение? Какие слова будут нести основную смысловую нагрузку? С помощью каких слов мы сможем передать расположение предметов по отношению другу к другу? (В учебнике см. таблицу «Наречия», 5-й класс.)

    Что из услышанного на уроке мы можем (и должны) внести в наши работы?

Название картины, фамилию, имя и отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина, техника написания (масло, холст).

Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами.

Завершая сочинение, попытайтесь передать ваше впечатление от увиденного. Найдите синонимы к слову впечатление в словаре синонимов З.Е. Александровой. (Заранее сделайте закладку или выпишите на карточку.)

В заключение можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина висела у меня дома?».

Второй урок

Работа над черновиком

На этом уроке учащимся предлагается поработать самостоятельно над наброском сочинения. Потом черновик читается вслух и редактируется.

(Можно в качестве музыкального фона использовать фрагменты пьес из альбома «Времена года» П.И. Чайковского. Если есть необходимость, можно использовать плакат с общим планом сочинения по картине.)

Подготовка к сочинению-описанию по картине

«Клубника и белый кувшин»

Цели урока:

Познакомить с особенностями натюрморта как жанра живописи, показать значение композиции и цвета в натюрморте. Подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам. Повторить правописание безударных гласных в корне и суффиксе слова. Развивать речь обучающихся (обогащение словарного запаса).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Сегодня мы будем учиться описывать натюрморт. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ильи Ивановича Машкова.

заслуженный деятель искусств, живописец, педагог. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил свое дарование, был натюрморт.

Натюрморт «Цветы» продан на «Сотби» за 3,5 млн долларов.

«Натюрморт c фруктами» продан на «Кристис» за 7,25 млн долларов.


Что изображено на репродукциях? (овощи, фрукты, цветы, посуда, еда). Как называется данный вид живописи (натюрморт) Что же такое натюрморт? (Натюрмомрт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве)
Рассмотрим один из наиболее известных натюрмортов « Клубника и белый кувшин». Какие предметы изображены на нём? (кувшин, поднос, скатерть, Ягоды: смородина, малина, клубника, листики). Что поместил художник в центре картины? Почему именно так расположены предметы?

Натюрморт называется "Клубника и белый кувшин". Зачем же художник поместил сюда и другие ягоды? (Выслушать мнения учащихся). Поместив на передний план натюрморта клубнику, художник самим расположением предметов передал настроение, которое навевает щедрое, жаркое лето. Эту же мысль и настроение художник передаёт с помощью красок, которые он использует, изображая другие ягоды,


Какие краски по насыщенности использовал художник? (Яркие, солнечные, радостные, сочные и т. д.)

Следовательно, в картине важно все: где и как расположены предметы, краски и цвета, которые подобрал художник для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображаемому, свое настроение и внутреннее состояние.


Прослушайте сочинение: Передо мной натюрморт Ильи Ивановича Машкова, который называется "Клубника и белый кувшин". Это натюрморт, потому что на нём изображены предметы неживой природы. Здесь нарисованы белый кувшин, банка с веточками смородины, ягоды: клубника, малина и смородина в тарелке. Жестяной поднос наполнен спелой клубникой. Мне нравится этот натюрморт.

Понравилось сочинение? Почему? Для того, чтобы ваши сочинения получились интересными, образными, мы с вами поработаем над описанием каждого предмета. Какие предметы изображены? (кувшин, тарелка со смородиной, банка с веточками смородины, жестяной поднос с клубникой, рассыпанные по столу ягоды)

Описание кувшина.

    Где расположен кувшин (передний, задний план, центр композиции)? Почему художник поместил кувшин именно сюда? Какие краски использовал художник? Как переданы оттенки цветов?
Тарелка со смородиной.
    Где расположена тарелка со смородиной? Почему художник поместил ее именно сюда? Какие краски использовал художник? Обратите внимание, что белая смородина как будто светится изнутри, вся пропитанная солнечным светом. Как переданы оттенки цветов? (Смородина иссиня-черная, на ней играют солнечные блики). Какие чувства вызывает этот фрагмент?
Банка с веточками смородины.
    Солнечные блики на банке с прозрачной водой. Свежие, только что срезанные веточки. Сочные, нежно-зеленые листочки. Как художником переданы оттенки цвета?
Жестяной поднос с клубникой.
    Свет и тень на подносе. Спелые ягоды клубники. Как художник передал свежесть ягод?
Рассыпанные по столу ягоды.
    Где расположены ягоды (передний, задний план, центр композиции)? Почему фоном служит холщовая скатерть? Вся ли клубника одинаково спелая? Как это передал художник? Какие оттенки цветов использовал? Как освещены ягоды?
Работа с материалами к сочинению(таблица). Как вы думаете, в каком типе речи уместно использовать слова, данные во второй графе? (описание). Обоснуйте свой ответ. Как называются эти слова? (Синонимы.) Я надеюсь, что эти синонимы позволят вам избежать неоправданных повторений и речевых ошибок в сочинении. А теперь послушайте ещё одно сочинение.

Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморты Машкова не оставят равнодушным.

Трудно сказать, как была рождена эта картина - слиток какой необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой. Мне кажется, что художник, устав бродить по лесу, зашел избушку лесника. И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещенном мягким светом, льющимся из небольшого окошка, увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, черной и белой смородины.

Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды темно-красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины.

Бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени еще сильнее заставляют ощутить солнечное тепло ягод.

Предметы настолько объемны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых ягод и темно - зеленых листьев.

Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте.

Анализ сочинения:

    Полно ли описано изображенное на картине? Передана ли основная мысль художника? Сумели ли члены группы рассказать о композиции натюрморта и красках, использованных художником? Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли язык рассказчика? Соответствовал ли тон рассказа, его содержание основной мысли?
Домашнее задание: Представьте, что вы экскурсовод и проводите экскурсию по музею, в котором выставлена картина « Клубника и белый кувшин! Как бы вы рассказали о ней? (Обычно экскурсовод дает краткую справку о художнике, его творчестве).

Иван Иванович Машков известен не только в мире искусства, но и всем любителям живописи. Его творчество относится к началу двадцатого века, когда многие художники пытались отразить в своих картинах реальность и тяжелую правду жизни. Но живописец Иван Машков все-таки отдавал предпочтение прекрасным и великолепным натюрмортам, где основное центральное место занимали ягоды, фигурки из фарфора и цветы, а также любая другая утварь, которую часто можно встретить в уютной домашней обстановке. Но все это, самые обычные вещи он показывал своим зрителям так, чтобы доказать, что даже среди самых обыкновенных и простых вещей можно найти что-то интересное.

Картина «Клубника и белый кувшин» была написана художником Иваном Машковым в 1943 году. Она по праву считается самой знаменитой его работой. Мастерство Ивана Ивановича прослеживается в его крупных мазках, которые насыщены цветовыми оттенками. Каждый живописный мазок талантливого художника передает то, чем так богато одарила нас земля.

На полотне Ивана Машкова изображены сочные и уже спелые ягоды. Их художник разместил на переднем плане. Каждая ягоды клубники - это целая история. Они лежат так на картине Ивана Машкова, словно желают поведать людям о себе, сообщить о том, что уже поспели и ими можно полакомиться. Две самые крупные клубнички художник Иван Машков поместил слева, чтобы их спелость и насыщенность смогла проявиться во всей красе под яркими солнечными лучами.

Наверное, слева в небольшой комнате расположено окно, откуда и просачиваются яркие солнечные лучи, падая на стену, стол и пол. Темная скатерть на столе с левой стороны хорошо освещена солнечными лучами, такие же яркие блики на темном полу. Остальные ягоды клубники, которые солнечные лучи не одарили своим светом, тоже спелые, но они выглядят не такими спелыми. Для их изображения живописец использовал уже другие цветовые оттенки.

Среди всех ягод выделяются две, которые не такие спелые, как все остальные. Они еще не успели дозреть, но их тоже сорвали и принесли в комнату, чтобы создать этот восхитительный и живописный натюрморт. И эти две недозревшие ягодки справа, и небольшая кисть таких же ягод с листочком, и слева кисть еще недозревшей клубники, которая только начинает розоветь и на которую падают солнечные лучи - это все прорисовано художником так талантливо, что кажется, будто они живые, настоящие.

Ягоды клубники у художника Ивана Машкова повсюду: на столе, на серебряном блюдце. На блюдце, стоящем на заднем плане картины, в конце стола, тоже аккуратно уложена крупная спелая ягода. Блюдце необычного серебряного цвета, поэтому цветовое сочетание подобрано художником интересно и оригинально.

В самом центре картины живописец Иван Машков поместил небольшую мисочку белого цвета с небольшой каемочкой темно-синего цвета. Она неглубокая, но зато наполнена не клубникой, а другими летними ягодами: белой и черной смородиной, которая изображена художником аппетитно. С одной стороны и эта тарелка, и ягоды на ней прекрасно освещаются яркими солнечными лучами. Те небольшие ягоды смородины, куда попадает солнечный цвет, выглядят так, словно это черные жемчужины, драгоценные и дорогие. А белая смородина, ярко озаренная солнцем, похожа на горсть бриллиантов, небрежно рассыпанных на белоснежной тарелке среди черных ягод–жемчужин.

Но не только ягоды и тарелки с ними изображены на картине выдающегося живописца Ивана Машкова. Ближе к стеночке среди всего этого ягодного многообразия стоит небольшая и практически незаметная вазочка. Она прозрачная и немного наполнена чистой водой. В нее аккуратно поставлено несколько веточке смородины с ягодами белого и черного цвета. И во всю эту композицию легко вписывается белый глиняный кувшин, который живописец поместил на задний план. Он немного смягчает весь натюрморт, делая его чище и свежее. Может быть, в нем чистая вода, а скорее всего, парное и вкусное молоко. Им приятно полакомиться и освежиться будний летний день, когда ярко припекает солнышко и когда природа так щедра.

Вся картина известного живописца Ивана Машкова светлая, чудесная и напоминает о лете, которое вскоре придет и наступит прекрасная пора. В такие дни особенно чувствуется, насколько богата природа, которая дарит людям не только свое тепло, негу и наслаждение, но и лето богато богатым урожаем. Особенно летом хочется лакомиться сладкими и кислыми ягодами, которые не только дают заряд бодрости, но и очень полезны для организма человека.

От полотна Ивана Ивановича Машкова веет теплом и яркостью солнечного дня, поражает его насыщенность и сладость. Прекрасна русская земля, которая может дарить такие подарки людям, ведь клубника и смородина - это самая лучшая летняя ягода. Полотно Машкова - это настоящее мастерство таланта.

Известный русский художник, начала двадцатого века — Илья Иванович Машков. В своих творениях автор предпочитал изображать натюрморты. Он стремился изобразить простую суть окружающих вещей. Он передавал красоту цветов, ягод, фигурок из фарфора, и многих других предметов окружающих нас. Одним из его самых известных творений, была картина «Клубника и белый кувшин». О данной картине мы и будем говорить, она была сотворена им в 1943 году. В ее формировании применены характерные для Машкова, интенсивные, насыщенные краски и крупные мазки. На холсте представлены поспевшие, сочные ягоды — распрекрасное дарование русской земли.

Взглянув на картину, мы увидим стол с тёмной скатертью. На переднем плане холста, виртуозно изображены спелые, сочные ягоды клубники. Ягоды на картине занимают господствующие место, но не смотря на это в картине отлично соблюдены пропорции, все расположено равномерно, не занимая лишнего места. Две самых поспевших и больших клубники изображены слева, их зрелость еще более многозначительна сочетанием света на картине, автор очень хорошо постарался. Большинство ягод занимают правую часть стола. Рядом с ними робко расположилась малина.

В центре картины, на левой части стола, располагается фарфоровая миска с синей каемочкой, в ней находится ягоды белой и черной смородины. Свет солнца не доходит до другого края стола. Смородина напоминает черные жемчужины, благодаря игре света художник, добился такого эффекта. Позади стоит серебряное, резное блюдо, в нем аккуратно уложены горками плоды клубники.

По середине картины стоит прозрачная ваза с водой, в ней находятся веточки усыпанные белой и черной смородиной. Они очень спелые. Их ножки немного подсохли. И довершает композицию на сером фоне заднего плана пузатый, большой глиняный кувшин, с массивной ручкой. Он выполнен в бело — синем цвете и тем самым уравнивает цветовую гамму всей картины. Одна из сторон этого кувшина словно растворяется в тени. В этом кувшине возможно вода или парное молоко.

В данный момент холст находится в Третьяковской галерее. Картина напоминает ранний, летний, утренний день в маленьком доме в деревне. Сразу в голову приходят светлые, добрые эмоции, эмоции когда наступает лето. Можно буквально почувствовать, тот особый, свежий запах и аромат. В мыслях возникает спокойствие и радость. И пропитываешься любовью к родному краю, так хорошо переданную автором. Описывая данную картину я понял одну простую мысль: «иногда мы не примечаем восхитительного только потому, что зрим его каждый день».

Я очень люблю картины, на которых изображен натюрморт или пейзаж.
Они такие яркие, красочные, насыщенные.
Каждая прорисованная деталь в них, игра света и тени помогают максимально раскрыть задуманный образ.
Когда я увидел картину «Клубника и белый кувшин», я была просто поражена, как можно так точно передать всю цветовую палитру, весь летний колорит.

Для своей работы художник выбрал нейтральный фон, чтобы ничего не отвлекало нас от нарисованных ягод.
На этой картине Машков нарисовал не только клубнику, но и черную, белую смородину и малину.
Она показана как в виде кустарника, который стоит в банке с водой, так и отдельно в глубокой тарелке с каемкой.
Картина показывает, какие богатства нам приносят летние месяцы.
Клубника изображена как с веточками, так и без них, лежащей отдельно на столе, и в серебряной посуде.
Ягоды клубники огромны и, наверняка, очень вкусны.

С правой стороны картины стоит белый пузатый кувшин.
Он изображен пустым.
Думаю, что автор нарисовал его для контраста, чтобы яркие, красивые ягоды смотрелись еще более аппетитно.
От картины буквально веет ароматами этих плодов.
Так и хочется взять и попробовать одну из этих ягод, окунуться в летнюю свежесть.
Тем более, что она была совсем недавно и мы не успели еще ее забыть.

Художник с большой любовью прорисовывает каждую деталь, каждый изгиб на клубнике.
Слева лежат две самые крупные, спелые ягоды.
На их фоне, лежащая рядом малина немного теряется.
Хочу отметить, что нет ни одной ягодки, которая была бы нарисована небрежно.
На мой взгляд, картина получилась по-домашнему простой, но, в то же время, гениальной.
Именно глядя на такие произведения, мы начинаем задумываться о простых радостях жизни, которые в повседневной суете успеваем забыть.
Художник предоставил еще одну возможность полюбоваться летними дарами природы, которые наполнены солнечным теплом.