Народные средства        30.07.2020   

Романтический конфликт в поэме цыганы. «Естественный и цивилизованный мир в поэме А.С

Александр Сергеевич Пушкин является автором большого количества известных произведений. Знакомство с его творчество начинается с самых малых лет и до глубокой старости приятно перечитывать его стихи «Я помню чудное мгновенье», «Цветок», «Мне памятно другое время», а так же его бессмертные поэмы – «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Медный всадник» и другие.

Каждое творение А.С. Пушкина, пропитано трепетным сюжетом и глубоким смыслом. В произведениях нет ничего лишнего, и каждый персонаж несет посыл для своего читателя. Каждое отдельное творение заслуживает отдельного личного внимания.

Поэма «Цыганы» является завершающей в романтическом цикле произведений А.С. Пушкина. Оно было написано в 1824 году, в Кишинёве. Автор в этот момент находился в ссылке и проводил большую часть времени за наблюдением цыганского этноса. Проникнувшись к бытию этого народа, Пушкин создает поэму «Цыганы», которая является неким ответом на уже ранее написанную поэму «Кавказский пленник». Автор был поражен и очарован философией свободного народа – цыганами и свободой в отношениях между мужчиной и женщиной.

Само произведение представлено в композиции по всем правилам романтизма. Правда, представлен он в более критичной форме, так как сам Пушкин продолжает свой конфликт с Байроном. По его мнению, возвращение к естественной среде является не развитием творчества личности, а её торможение и застой.

В поэме присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: современного и первобытного. В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и каноны. Не обошлось и без любовной линии, которая происходит между Алеко и Земфирой. Последняя является дочерью старого цыгана и живет свободной жизнью в таборе. Как раз она и приводит Алеко в табор и знакомит его с местными обычаями.

Алеко является главным персонажем поэмы. Он убегает из города, так как не в силах мириться с несправедливостью, фальшей и лицемерием окружающих. Душу Алеко олицетворяет образ Луны. Ведь во сне, Луна была затемненной, как и душевное состояние главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Анализ романа Война и мир Толстого

    Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном

  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс

    «Лесная прохлада» - очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца

  • Анализ сказки Жуковского Спящая царевна
  • Характеристика и образ Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей повести А. И. Куприна Яма является студент Василий Васильевич Лихонин. Лихонин - личность не то чтобы положительная, но это и не отрицательный герой.

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Время создания поэмы “Цыганы”

Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке.

Конфликт поэмы “Цыганы”

Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в про­тивостоянии представлений о жизни двух миров - мира горо­да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме­нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво­боду человека сложными правилами - не только написанны­ми законами,

но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя.

Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко­личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь­ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та­кого сообщества.

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра­ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време­на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко­ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован­ном обществе

Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци­вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на­падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от­личались все кочевые народы.

Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь­зовал экзотических тогда в России цыган для того” чтобы вы­сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон­фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз­очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого.

Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо­ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб­ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го­голевских личин, сросшихся намертво с человеком.

Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не­избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность.

Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна­ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела­ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли­ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при­сутствует, но только снаружи - в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Роль лирического отступления о луне

Когда Пушкин писал о луне, “зашедшей в туманы” и “невер­ном свете” чуть брезжущих звёзд, он хотел показать этим мутное состояние Души проснувшегося Алеко, её затемнённость. Описа­ние природы выступает здесь косвенным описанием творящегося внутри героя.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление это­го персонажа в рассказе Старика задаёт определённую хронологи­ческую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное собы­тие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически даёт нам понять, что Земфира вы­полняет родовую программу, заложенную матерью.

Надо заметить, что решение Старика - не мстить - показы­вает диаметрально противоположный избранному Алеко путь решения проблемы, то есть этот вставной сюжет имеет большое значение для лучшего определения различия правил цивилизо­ванного и дикого мира. И он ярко показывает вместе с тем, что и отношения внутри этого дикого мира тоже далеки от совершен­ных, и свобода цыган имеет свою оборотную сторону.

Пушкин жёстко критикует современное ему общество и ста­вит мысленный эксперимент, погружая человека из этого обще­ства в среду дикой вольности. И отвечает: в приволье цыган тоже нет подлинного счастья. Поэтому стремится к ни к чему не обя­зывающему кочевому образу жизни также бессмысленно.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Заключительная сцена - символическая демонстрация того, как одинок остался Алеко со своей раздвоенностью - как бро­шенная телега посреди степи. Не дом, но бесплодное место - вот что в душе у этого человека.

Эпилог привязывает историю к реальному времени и месту. Люди могут жить совершенно по-разному. Могущественная Рос­сия громила турок, цыгане мирно кочевали по степи. Смыслы существования их были совершенно различны, хоть и осуществ­лялись одновременно. Связывало эти два столь разных мира только то, что и там, и там нет спасения от судьбы и роковых страстей.

Глоссарий:

    • как мотивировано бегство алеко из города и приход к цыганам
    • поэма цыганы
    • в чем состоит конфликт поэмы цыганы
    • сочинение по поэме цыганы
    • история создания поэмы цыганы

Другие работы по этой теме:

  1. Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы”...
  2. Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Цыганы” Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком....
  3. Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; – оставь же нас… А. С. Пушкин План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в...
  4. Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в...
  5. Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму “Цыганы” ,...

Цыганы» как романтическая поэма (тип героя, среда, конфликт). Проблематика поэмы.

Пушкин работал над поэмой с января 1824 года до октября, то есть закончил уже в Михайловском. Герои и события во многом напоминают «Кавказский пленник». Такой же герой-европеец, попадающий в среду почти первобытного племени. И здесь вторжение его в жизнь этого племени влечёт за собой гибель героини. И здесь страсти героя - источник катастрофы. Алеко показан с весьма неясным прошлым, зато точно известно, что он весь во власти страстей:

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

В поэме противопоставлены мир страстей и идеальный первобытный уклад жизни. Представление о первобытном обществе строились более по поэтическому мифу о золотом веке. Эпоха просвещения, напротив, понималась как порочное общество людей. В просвещенном обществе человек предаётся своим страстям, которые извращают здоровые инстинкты первобытных людей. Пушкин предлагает решение проблемы страстей - всё спасение в разуме, в мудрости, которая в поэме является в образе старого цыгана (ограничить безудержные страсти ясностью ума). Так Пушкин показал трагическое положение современного человека, которому невозможно жить в обществе «образованного разврата» и невозможно бежать из этого общества, так как нигде он не сможет прижиться со своими необузданными страстями. «Цыганы» - не только последняя из «южных» поэм Пушкина, но и завершающая, самая зрелая. В «Цыганах» Пушкин ставит своего героя в идеальные условия: бежав от гнета рабства, сковывающего все культурное европейское общество, он попадает в абсолютно свободную среду. Пушкин создает в поэме картины идеально свободного общества, черты которого далеко не совпадают с подлинными чертами знакомых Пушкину кочующих бессарабских цыган. Недаром исследователями подчеркиваются отступления Пушкина в «Цыганах» от реальной этнографической правды. Однако и упреки Пушкину в нарушении жизненной правды, и защита его от этих упреков одинаково неверны. Нельзя судить поэму «Цыганы» с позиций реализма. Пушкин не ставил в ней задачи дать реалистическую, верную картину жизни цыганского племени. Его задача была в том, чтобы поместить своего героя в такую среду, где он мог бы вполне утолить свою страстную жажду свободы. Пушкин выбрал цыганский табор как среду, ближе всего подходящую к нужному ему идеалу вполне свободного общества. В цыганском таборе Алеко попадает в обстановку полной свободы; он не встречает никакого препятствия своим желаньям и действиям. Покинув «неволю душных городов», «презрев оковы просвещенья», Алеко встречает в степи Земфиру и влюбляется в нее. Она приводит его в табор, в свой шатер. Старик-отец нисколько не возражает против сближения Земфиры с Алеко и ни о чем его не спрашивает:

Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь...

Принимая Алеко в свой табор, старый цыган не требует от него ничего и в отношении общества:

Примись за промысел любой:
Железо куй иль песни пой
И селы обходи с медведем.

Алеко у цыган наслаждается полной свободой. Даже когда он совершает двойное убийство, и то цыгане ничем не посягают на его свободу. Они даже не изгоняют его из своего табора, а просто уходят от него. Для испытания сущности страстной любви Алеко к свободе Пушкин противопоставил свободе Алеко свободу его любимой женщины. Романтический герой - свободолюбец оказался эгоистом и насильником. Свобода была его «кумиром» до тех пор, пока он был лишен ее. Добившись свободы для себя, он не способен признавать ее для других, если чужая свобода нарушает его личные интересы. Идейная линия поэмы «Цыганы» - глубокое разоблачение эгоистической сущности романтического героя. Обычно предполагается, что разоблачение романтического героя в «Цыганах» ведется Пушкиным с более высоких позиций, как морально-общественных, так и литературных, то есть с позиций реализма и народности. Обеспечивает ли свобода человеку счастие? Этот важнейший для романтика вопрос Пушкин ставит в «Цыганах» - и разрешает его отрицательно. Полная «свобода», полное отсутствие препятствий для осуществления своих желаний возможно только ценой подавления чужой свободы, нарушения свободного проявления желаний и потребностей другого. Свобода и счастье Алеко сталкиваются со свободой и счастьем Земфиры. Жестоко наказав нарушителей своего счастья, Алеко не возвращает его себе. Он даже, как видно из поэмы, не испытывает наслаждения от осуществленной мести. Алеко несчастлив. Сама по себе свобода не обеспечивает счастия - вот что хочет сказать Пушкин в поэме «Цыганы». Пушкинские цыгане вольны, дики, то есть свободны от «оков просвещенья», они ленивы, не трудятся. Пушкин рисует их трусливыми, робкими. Когда утром цыгане узнали, что пришедший в их табор чужой человек убил Земфиру и молодого цыгана, они почти никак не реагируют на это страшное преступление: они только встревожились и оробели. Робость - характерная черта пушкинских цыган. Эту характеристику их Пушкин повторяет еще раз устами старого цыгана, прямо противопоставляющего робких и добрых цыган смелому, гордому и злому Алеко. У пушкинских цыган нет законов, поэтому они не организуют суда над Алеко. Но если они «дики», им было бы естественно просто, без суда расправиться с ним. Однако они не только не убивают Алеко, они пальцем не касаются его, они даже не бранят, не упрекают его... И это вовсе не по каким-нибудь высоким принципиальным соображениям, а просто потому, что они «робки и добры душою». Им до такой степени чуждо насилие, что они даже не изгоняют Алеко из своей среды, а просто сами уходят от него . Дважды повторяющиеся слова старого цыгана - «Оставь нас, гордый человек» и «оставь же нас» - обозначают, очевидно, не требование к Алеко уйти из табора, а просьбу не следовать за ними, когда они уйдут от него. «Цыганы» были окончены в октябре 1824 года, а напечатаны впервые только через три года, в 1827 году.

Дата: 25.12.13

Урок русской литературы в 8 классе

Тема: Романтический конфликт в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

Цели:

- обучающая: актуализировать знания учащихся о романтизме как о литературном направлении;

выявить черты романтизма в поэме «Цыганы»; проанализировать систему образов и

конфликт поэмы;

- развивающая: развивать умение учащихся давать характеристику героям, сопоставлять, воспринимать и

интерпретировать поэтическое произведение;

- воспитательная: способствовать формированию понимания личной свободы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, компьютер, фильм «Алеко», презентация.

Ход урока

I .Организационный момент.

Приветствие. Запись числа и тем урока. Целеполагание.

II . Повторение.

Вспомним, что такое романтизм?

Когда он возник и где?

Каковы основные принципы романтизма?

Каких представителей романтизма вы уже знаете?

Вспомним термины, которые мы изучили на прошлом уроке. К доске 2 человека. Один ученик пишет определение термина «баллада», другой – «элегия». Проверяем все вместе.

III . Слово учителя о писателе.

Сегодня мы поговорим о поэме А. Пушкина «Цыганы». Мы окунемся в мир этого свободолюбивого народа и попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы.

Презентация

    Сегодня речь пойдет о Пушкине как о поэте-романтике. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но плодотворным. Этот период – период Южной ссылки 1820-1824 гг. Сослали его из-за вольнолюбивых стихов, которые были не по душе властителям.

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

    У Пушкина были особые отношения с цыганами. Находясь в ссылке, Пушкин изучил историю, фольклор, литературу этого народа, знал их язык и песни.

    Поэма «Цыганы» достаточно автобиографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, брошенную матерью. Затем эта цыганка сбежала из табора и была зарезана ревнивым цыганом. Автобиографичность можно проследить и в именах. Алеко – Александр, Мариула – жена старого цыгана, возлюбленная Пушкина.

Ребята, о чем эта поэма? Кто кратко перескажет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы мы можем отобразить в нескольких словах: приход Алеко – любовь – ревность – убийство.

Где происходит действие поэмы? (в цыганском таборе). Я предлагаю посмотреть отрывки из фильма «Алеко» по одноименной опере Рахманинова. Давайте посмотрим, как же жили цыганы. (смотрим отрывок из фильма)

Итак, какова жизнь цыган? Какое качество можно выделить в их характере? Что для них превыше всего? (свобода, вольность)

IV . Беседа по тексту произведения.

    Работа над образами

Алеко

    Как появляется Алеко в таборе? Что заставляет его присоединиться к табору? Найдите в тексте слова Алеко и зачитайте («О чем жалеть? Когда б ты знала…»).

    Какая черта романтизма проявляется в этих словах Алеко? (герой бежит от действительности, он не удовлетворен ею)

Земфира

    Охарактеризуйте Земфиру.

    Что привлекло ее в молодом цыгане?

Когда проявляется характер Алеко? Его настрой? Найдите в тексте этот момент («Я не таков…»).

Почем у него такой характер? (он считает Земфиру своей собственностью)

К чему все это привело? (к убийству). Давайте посмотрим сцену убийства. (смотрим отрывок)

Итак, какова основная идея поэмы? Какой конфликт?

Алеко и Земфира воплощают общественные характеры людей, сложившиеся в цыганском таборе и светском обществе; разные характеры

Вольная жизнь цивилизация

Алеко несовместим с жизнью табора!!!

Какова роль старого цыгана в поэме?

Как понимает свободу старый цыган и Алеко?

Любит только себя

собственническое понимание свободы

Признает право на свободу выбора

гуманистическое понимание свободы

Какой приговор выносит цыган Алеко? Зачитайте. («Оставь нас, гордый человек…») (смотрим отрывок)

Итак, ребята, давайте выделим основные черты романтизма в поэме «Цыганы»

    Двоемирие

    Герой не удовлетворён действительностью

    Стремление к безграничной свободе

    Герой одинок

    Необычный характер в необычных обстоятельствах

    V . Домашнее задание. Выучить наизусть слова старого цыгана.

    VI . Подведение итогов.

    Почему поэма «Цыганы» - романтическая?

    Какой основной романтический конфликт в поэме?