Мода        20.03.2021   

Крымчанка создает необычные музыкальные инструменты разных народов мира. Музыкальные инструменты народов мира: описание, история, фото Знакомство с видами музыкальных инструментов народов мира

Музыкальные инструменты народов мира помогают понять историю и культуру нации. С их помощью люди извлекают звуки, объединяют их в композиции и создают музыку. Она способна воплощать в себе эмоции, настроение, чувства музыкантов и их слушателей. Порой довольно невзрачный на вид инструмент издает настолько волшебную, удивительную музыку, что сердце начинает биться в унисон. Различают инструменты нескольких типов: струнные, клавишные, ударные. Также существует несколько подвидов, например, струнные смычковые и струнные щипковые. Музыкальные инструменты разных народов мира впитали в себя традиции своего региона, области, страны. Вот описание нескольких из них.

Сямисэн

Японский сямисэн - это струнный музыкальный инструмент из категории щипковых. Он состоит из небольшого корпуса, грифа без ладов и трех струн, а общий размер обычно не превышает 100 см. Его диапазон звучания составляет от двух до четырех октав. Самая толстая из трех струн называется савари, именно благодаря ей инструмент способен издавать характерный вибрирующий звук.

Сямисэн впервые появился на территории Японии в конце XVI века благодаря китайским торговцам. Инструмент быстро стал популярным среди уличных музыкантов и организаторов вечеринок. В 1610 году были написаны первые произведения специально для сямисэна, а в 1664 был издан первый сборник музыкальных композиций.

Как и многие другие музыкальные инструменты народов мира, сямисэн считался прерогативой низших слоев населения. Однако после Второй мировой войны положение резко изменилось и к нему стали проявлять большее уважение. Сямисэн используется музыкантами во время представлений знаменитого японского театра кабуки.

Ситар

Индийский ситар также относится к классу струнных щипковых музыкальных инструментов. На нем исполняют классические и современные мелодии. Он состоит из вытянутого кверху округлого корпуса с двумя резонаторами, пустотелого грифа с металлическими выгнутыми ладами. Передняя панель обычно богато украшается слоновой костью и палисандром. У ситара 7 основных струн и 9-13 резонирующих. Мелодия создается с помощью основных струн, а остальные отзываются резонансом и производят уникальное звучание, недоступное ни одному другому инструменту. На ситаре играют особым медиатором, который надевается на указательный палец. Этот музыкальный инструмент появился на территории Индии в XIII веке в период становления мусульманского влияния.

Волынка

В списке музыкальных инструментов народов мира название «волынка», вероятно, одно из наиболее известных. Удивительный духовой инструмент с резким звучанием популярен во многих европейских государствах, а в Шотландии является национальным. Волынка состоит из кожаного мешка, изготовленного из телячьей или козьей шкуры, с несколькими игральными трубками из камыша. В процессе игры музыкант наполняет резервуар воздухом, затем надавливает на него локтем и таким образом заставляет звучать.

Волынка - один из самых древних музыкальных инструментов на планете. Благодаря простейшему устройству, ее смогли изготовить и освоить несколько тысячелетий назад. Изображение волынки встречается в древних манускриптах, фресках, барельефах, статуэтках.

Бонго

Барабаны занимают особое место в перечне музыкальных инструментов народов мира. На фото изображается бонго - знаменитый кубинский происхождения. Он представляет собой два небольших барабана разного размера, скрепленных между собой. Больший называется hembra, что переводится с испанского, как «самка». Он считается «женским», а меньший называется «мачо» и считается «мужским». «Женский» настраивается более низко и находится с правой стороны от музыканта. На бонго традиционно играют руками в положении сидя, зажимая барабаны между икрами ног.

Маракас

Еще один один из наиболее древних музыкальных инструментов народов мира. Его придумали индейцы племен таино - коренные жители Кубы, Ямайки, Пуэрто-Рико, Багамских островов. Он представляет собой погремушку, которая при встряхивании воспроизводит характерный шуршащий звук. На сегодняшний день маракасы стали популярны во всей Северной Америке и далеко за ее пределами.

Для производства инструмента применялись сушеные плоды дерева гуира или калебасового дерева. Плоды могут достигать в длину до 35 см и обладают чрезвычайно твердой оболочкой. Для музыкальных инструментов годятся плоды небольшого размера правильной овальной формы. Сначала в плоде просверливают два отверстия, удаляют мякоть и просушивают. После этого внутрь насыпают мелкую гальку и семена различных растений. Количество камешков и семян всегда различно, поэтому каждый маракас обладает уникальным звучанием. Затем к инструменту прикрепляют ручку.

Как правило, музыканты играют на двух маракасах, удерживая их в обеих руках. Также маракасы иногда изготавливают из кокосовых орехов, сплетенных ивовых веток, высушенной кожи.

Конечно, что только одним пением музыка различных народов не ограничивается. Все этносы на земле создавали и свои инструменты для извлечения звука. Звуки таких инструментов способствуют наступлению медитативного состояния. Стрессы, тревоги и дурные мысли отступают во время прослушивания этнической музыки или игры на этнических инструментах.

Этнических музыкальных инструментов очень много и охватить их даже обзорно в одной статье невозможно. Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными и распространенными. Более того многие из этих инструментов вы можете приобрести в нашем магазине.

Одним из самых древних музыкальных инструментов являются варганы. Варган присутствует практически у каждой народности на земле. Варганы могут существенно отличаться по своему внешнему виду и способу игры, однако сама суть инструмента не меняется. Звук этого инструмента благоприятно воздействует на человека и окружающий мир.

Диджериду

Еще один из древнейших этнических инструментов – это диджериду. Изобретен он коренными жителями австралийского континента. Главной особенностью этого инструмента является то что на нем можно извлечь всего одну ноту. Между тем тембровый диапазон извлекаемого звука очень широк. Поскольку техника игры на этом инструменте предполагает непрерывное дыхание в определенном ритме, то довольно просто войти в трансовое состояние. Именно поэтому этот инструмент используется в различных ритуальных церемониях. Рисунок, который покрывает инструмент также имеет огромное значение.

Ситар

Этот инструмент имеет свои корни в южной Азии. Именно в Индостане были изготовлены первые прототипы ситаров. Инструмент несомненно отличается глубокой историей и имеет весьма преклонный возраст. Ситар относится к щипковым инструментам с богатым оркестровым звучанием. На нем устанавливается семь основных струн и вспомогательные. Если взглянуть на ситар, то создается впечатление что это очень сложный инструмент и это впечатление не обманчиво.

Калимба – это этнический инструмент африканского континента весьма распространенный и в наши дни. В Африке весьма сильны народные традиции и связанные с общественной и религиозной жизнью ритуалы, поэтому использование этнических инструментов не потеряло своей актуальности. Между тем калимба достаточно распространенный инструмент и у современных музыкантов особенно тех из них кто тяготеет к этническим мотивам. Калимбы весьма разнообразны по размеру и тональности звука. Инструменты больших размеров подчеркивают басовые ноты, а миниатюрные издают звуки хрустальной чистоты. Безусловно, что этот калимба относится к аккомпанирующим инструментам.

Русские народные инструменты

Как и у многих народов мира русские этнические инструменты представлены весьма широким спектром. Набирающие былую популярность гусли, традиционные балалайки, различные рожки, гудки, свирели и множество других инструментов. На традиционные русские инструменты можно исполнять любую музыку, от народной, до классической.

Положительное влияние этнической музыки

Этнические инструменты, как говорилось выше, благотворно влияют на организм человека. Созданные в неразрывной связи с природой этнические инструменты помогают нам лучше понять окружающий мир и найти свою гармонию.

Если вы занимаетесь этнической музыкой или просто решили приобщиться к огромному пласту мировой культуры, то в нашем магазине можно приобрести самые различные этнические инструменты. Предлагаемый выбор не оставит вас равнодушными и способен удовлетворить самый изысканный вкус.

Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

Вистл

Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта.

Стеклянная гармоника

Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.

Ханг

Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

Бонанг

Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча. Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами. Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.

Казу

Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика. В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги. Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

Эрху

Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи. Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы. Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

Никельхарпа

Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций. Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте. Изображение это было создано в далеком 1350 году.

Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание. Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

Укулеле

Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами. Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо. Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

Различают 4 вида укулеле:

  • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
  • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
  • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
  • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

Арфа

Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа. Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной. Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров.

Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания. Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах. Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК для 8 класса по курсу Даниловой Учитель истории и МХК Гераскина Е.В. ГБОУ «ШКОЛА 1164 » Москва Музыкальные инструменты разных народов

Что такое музыкальные инструменты Музыкальные инструменты - это инструменты, с помощью которых человек может извлекать звуки. Благодаря человеку, эти звуки складываются в музыку, которая способна передать чувства, эмоции, настроения исполнителей. Порой игра на самом небольшом и невзрачном инструменте заставляет сердца людей биться в унисон с музыкой, будто бы она всегда там жила, просто никто не подозревал об этом. Музыкальные инструменты бывают нескольких видов: струнные щипковые, клавишные, струнные смычковые, язычковые духовые, медные духовые, деревянные духовые ударные. Выражаясь научным языком, – система Хорнбостеля – Закса. В каждой стране есть свои народные музыкальные инструменты, впитавшие историю и традиции каждого народа.

С истема Хорнбостеля – Закса - это система классификации музыкальных инструментов. Впервые опубликована в 1914 г. в немецком журнале Zeitschrift für Ethnologie и до сих пор используется в музыкологии. Инструменты разделяют по двум основным признакам: источнику звука и способу извлечения звука. Например, по первому признаку инструменты делят на самозвучащие, мембранные, струнные и духовые. Фрагмент классификации: В самозвучащих инструментах (идиофонах или автофонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) и некоторые другие. По способу извлечения звука самозвучащие инструменты подразделяются на три группы: щипковые (варган); фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники): инструмент вибрирует из-за трения другим предметом, напр., смычком; ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); духовые самозвучащие (напр., Эолова арфа): инструмент вибрирует в результате прохождения через него потока воздуха;

В мембранных инструментах (мембранофонах) источник звука - туго натянутая мембрана. Дальнейшее подразделение включает: фрикционные (бугай): звук достигается за счёт трения о мембрану; ударные (барабан, литавры); Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. Бубны имеют одну или две мембраны, натянутые на узкую раму, обычно в виде обода, их держат в руке или за специальную ручку (например, шаманский бубен). К раме часто прикрепляются колокольчики

В струнных инструментах (хордофонах) источником звука являются одна или несколько струн. Сюда относятся и некоторые клавишные инструменты (например, фортепиано, клавесин). Струнные подразделяют далее на группы: щипковые (балалайка, арфа, гитара, клавесин); смычковые (кеманча, скрипка); ударные (цимбалы, фортепиано, клавикорд); Играют на большинстве из них непосредственно руками или определенным предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры.

В духовых инструментах (аэрофонах) источник звука - столб воздуха. Выделяются следующие группы: флейтовые (флейта): звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента; Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот): источник звука - вибрирующий язычок; Язычковые инструменты, в которых струя воздуха вызывает колебания маленькой пластинки из тростника или металла, распадаются на три вида: одинарные бьющие язычки (трости), как в кларнете или саксофоне, где трость располагается внутри мундштука; двойные бьющие язычки в гобое и фаготе, где насаженные на узкую металлическую трубку язычки, вибрируя, ударяются друг о друга; свободно проскакивающие язычки, как в китайском шэне или фисгармонии, где одинарный язычок движется вперед и назад внутри точно соответствующего ему проема, подобно открывающейся дверце. мундштучные (труба): звук возникает за счёт колебания губ исполнителя.

Вибрация губ + преобразование звука в трубке – такого эффекта достигают… Инструменты, при игре на которых вибрация напряженных губ исполнителя усиливается, а возникающий звук преобразуется в трубке разного размера и формы, условно можно разделить на две, не всегда четко различимые группы: а) валторны и другие инструменты, происходящие от рога, у которых закругленная трубка обычно короче и шире, с коническим каналом; б) трубы, которые обычно длиннее и прямее, с более узким каналом.

Сколько классификаций музыкальных инструментов в мире? Среди современных музыкальных инструментов выделяют в особую группу электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Их далее делят на электронные (синтезаторы) и адаптированные, инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара). Полная система классификации включает более 300 категорий.

Древнейший музыкальный инструмент Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo , оригинальное название « yidaki ») - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый « дрон », или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и, отчасти орган. С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai). Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент -музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 80-х.

Происхождение и духовное значение диджериду В те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений. Когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду. Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот. Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру.

Балалайка Например, одним из исконно русских народных инструментов считают балалайку, названную так благодаря «бренчанию» и «балаканью». Считается, что первые упоминания о ней датируются временам Петра Великого. Когда царь, в 1715 году приказал устроить шуточную свадьбу, там присутствовали и балалайки, на которых играли ряженые. Они существенно отличались от современных балалаек – у них был более длинный гриф (в 4 раза длиннее современных), более узкий корпус и они обладали лишь двумя струнами, крайне редко - тремя.

Б андура Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами.

Бразильский народный инструмент – агого Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на небольшие размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например в музыке карнавальной самбы и капоэйры.

Индийский ситар, таджикский сетор … В Индии народный инструмент – ситар. Он появился в XIII веке, когда усилилось мусульманское влияние. Насчитывал 7 основных струн, и 9 – 13 резонирующих. Его прародителем является таджикский сетор. Является важной частью культуры Индии.

Панфлейта – древнейший народный инструмент Первый обнаруженный образец датируется 1046 году до нашей эры, создан предположительно династией Шан, сейчас находится в музее. Представляет собой 12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в XX веке. Впрочем, известна панфлейта и в Перу, и в Северной Америке.

Флуер – древний инструмент пастухов… Молдавским народным инструментом является флуер. Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.

Струнный щипковый инструмент кора В Африке народным инструментом является кора – струнный щипковый инструмент, изготовленный из калабаса, разрезанного пополам, грифа и 21 струны. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы, но традиционная игра напоминает фламенко и блюзовые техники на гитаре.

Диджериду http://youtu.be/9g592I-p-dc Трио бандуристов: http://youtu.be/LZpzgg8hbOA Архиповский балалайка http://youtu.be/lQZYzYEIgr0 Агого http://youtu.be/_kQIk1jJb9c Анушка Шанкар на ситаре http://youtu.be/O4RZaszNhB0 Панфлейта: http://youtu.be/YiXGPx01d-0 Флуер: http://youtu.be/NqiKC4FSNKM Кора http://youtu.be/aayQsdzEk2s


Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.