Мода        14.07.2023   

Почему не могу носить крестик. Нательный крестик

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием - Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» - то есть не просто физическое действие, но главное - порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой - исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов - добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет - все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа - проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. - Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача - борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех - понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин - этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.

В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры - за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли - православным - снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест - это наша ника. Крест - это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Иерей Андрей Чиженко

Здравствуйте Александр.
Вообще то вы же в церковь то к БОГУ ЛЮБВИ ИИСУСУ ХРИСТУ пришли, это его есть дом, те кто был сзади вас они тоже к БОГУ пришли, они тут не хозяева, но похоже что они своими действиями в вас что то копнули, а это уже значит что БОГ попустил, видите, те кто был за вами, они такие как вы, а вы наверное подумали, что они хозяева, потому подумали, что вам среди них не место. Видите вы ушли, от гостей хозяина, и они такие же как вы. Потому место вам есть в церкви, и вы есть жданный и званный, затухла свечка, надо зажечь снова, и ни каких проблем. Христиане знают, это плохо сделать враг может, а крест он не к врагу относится. а ко ХРИСТУ. Потому одели крестик БЛАГОДАТНЫЙ, и вам стало плохо, видите вот он есть непорядок в сердце, а это значит что есть враг в грехах в сердце, это уже не БОГ а это враг с вами уже так расправляется находясь в вашем сердце, потому тут надо сделать правильный вывод, а это значит что сердце ваше есть больное сердце, и уже надо идти в церковь, как в больницу, и надо полечить свое сердце так, как это делают христиане. Видите враг какой хитрый, во всех ваших плохих самочувствиях обвинил крестик, а это значит что БОГ уже виноват, а не враг. А как враг он может попасть в сердце, а потом вот так, враг это он крадет мир в сердце и радость, сотворит плохое самочувствие, а враг он попадает в сердце, когда нарушаются заповеди и законы БОЖИИ, когда изменяем БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением, вот они ворота через которые враг может войти в сердце, а когда враг попадает в сердце через грехи, то враг он себя без работы не оставит, враг он обязательно что то красть начинает, потому после потерь, у врага наши расстройства, наши муки, наш ад на земле и на небе, это есть его урожай. Вы же видите вы уже мира в сердце и радости не досчитываетесь а это значит враг украл. Вот смотрите бывает что живем, и если вот так как вы не вести христианский спасительный образ жизни, не следить за состоянием сердца, то враг он входит через грехи в сердце, и вот так во многих грехах скапливает силы, и уже старается применить эти силы, а бывает что бы обнаружить, что есть в сердце враг, больное сердце или не больное, бывает, что надо пообижать, видите вот вы пришли в церковь, и вот над вами посмеялись, и вот они ваши думы, вы сделали не правильный вывод, просто вы взяли и обиделись стали недовольным их действиями, вот и все, вот он непорядок в сердце проявился, потому вот он враг вас увел из церкви, из больницы, а так для чего то же пришли в церковь, наверное за помощью, то пришли в церковь, и не знаете что делать, но видите вот так БОГ попустил вас пообижать, вы сдали анализ, и вот он враг в ваших обидах недовольствах себя проявил, видиде вы сдали анализ на болезнь сердца, а раз вы были в церкви, в больнице духовной, то уже и надо было начать лечить сердце, а вы наоброт сбежали с больницы. пришли домой, и стали заниматься самолечением, и вот оно у вас желание появилось крестик повесить, крестик БЛАГОДАТНЫЙ повесили, и все вот он враг, раз есть в сердце, он себя опять показал на вашем настроении, вот он враг активизировал свои силы, ТАК ВРАГ ХОЧЕТ ЧТО БЫ ВЫ СНИЛИ КРЕСТИК, и теперь если вы даже снимите крестик, то враг то он же в сердце, а враг он в сердце попал через грехи, через ослушание БОГУ, где то вы нарушили заповеди БОЖИИ. Видите вот где уже НАДО копать видите присуствие креста на шее не связано с тем что вам от креста стало плохо, НАОБОРОТ, ДОЛЖНО СТАТЬ ХОРОШО, НО БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ НЕ МОЖЕТ ПРОЙТИ В ВАШЕ СЕРДЦЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНО ЗАНЯТО ВРАГОМ КОТОРЫЙ ЧЕРЕЗ ГРЕХИ ПОПАЛ В СЕРЦДЕ, просто БОГ он через крест начал своею БЛАГОДАТЬЮ действовать на врага, который через грехи вошел в сердце, и вот так враг вас начал мучить и расстраивать. Видите как бы крест он его сила БЛАГОДАТНАЯ сковала врага, и крест показал какую силу враг скопил в сердце, ВАМ ЖЕ ПЛОХО, и если вы снимите крест, то уже враг он ведь в сердце, то враг он уже может наносить вам более серьезные удары, УЖЕ ВАМ ПЛОХО МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСЛИЗ ЗАБОЛЕЕТЕ, уже ваше здоровье в руках врага оказывается, уже ваши финансы, ваши отношения с ближними, и тут враг может задействовать свои силы, вы же видите какая сила врага в сердце, и вы уже не справитесь, и пока что, силу врага, это на вашем настроении видно, а если снимите крест, то уже у врага развяжутся руки, и уже враг он может свои силы сколенные в грехах бросить на другие ваши дела, здоровье и т.д. Знаете как на войне, вот так бывает что какой то малой силой, сковывают врага на себе, и видно, какой враг, он силой обладает, и уже видно, что надо делать, и как и какими силами надо побеждать врага, то и тут так же, видите крест он сковал все вражеские силы на себе, БОГ через крест заставил врага показать свою силу, на вашем настроении, и вот она сила врага проявилась, и СЛАВА БОГУ вы здоровы, и других потерь не имеете, и пока что это в вашем настроении отражается, потому враг он мог и посильней вас уже атаковать, и вы уже могли большие потери понести, но видите крест не дает врагу развернутся, и у врага получается пока что только вас лишить мира и радости, а здоровье ваше, дела ваши, отношения ваши пока что еще не порушены. Вы же видите вот он крест, и вот так через крест уже враг себя и свою силу показал в вас, вы что делаете, вы пишите что читаете молитвы, видите вы в правильном направлении двигаетесь, вы уже стали другое лекарство для лечения сердца применять, как бы прибавлять трудами христианскими начинаете, и это СЛАВА БОГУ, но видите не помогает, раз вам легче не становится, значит враг в сердце силы не теряет, значит враг есть в грехах в сердце, И ПОКА ЧТО ВЫ ЭТИ ГРЕХИ НЕ ЗНАЕТЕ, и уже надо найти свои грехи, где то вы своим поведением держите врага в своем сердце, МОЖЕТ ГДЕ ТО НЕ ОТКАЗЫВАЕТЕСЬ ОТ ЕГО УСЛУГ, А ВРАГ ОН ТАКОЙ, ЧТО БОГ ЗАПРЕЩАЕТ, ТО ВРАГ ДАЕТ, видите где то может быть есть у вас обиды на ближних, и вы не хотите простить, видите молитвы читаете, а надо еще прощать, а если вы обидели, кого то из ближних и ЛЮБИМЫХ то надо уже идти и попросить прощение, видите уже другие нужны ваши действия, уже надо найти врага в своем сердце в грехах, и надо подать на его свет, А ВРАГ ОН СВЕТА БОИТСЯ, вы же видите вы уже готовы сделать все что бы вам стало легче, а надо то, найти грехи, и надо отказаться служить на врага грехами. Видите, уже у вас не получается с помощью креста БЛАГОДАТНОГО, и через молитвы поменять состояние сердца, вот и надо уже идти в церковь, как в больницу, потому уже получается, что ваше сердце оно серьезно больное, и уже вам нужна другая помощь, и другое лекарство, потому вам бы надо для себя найти духовника священника, который бы вам уже помог поменять состояние вашего сердца, вы же видите вы не можете распознать врага, в каких он грехах есть в вашем сердце, а раз врага не распознали, не лишили врага силы его в своем сердце, значит молитвы бесполезные, надо искать свои грехи, может быть у вас есть привычки какие то греховные, и их надо поискать. Видите нужно врага в сердце уменьшить а БОГОМ ЛЮБОВЬЮ ИИСУСОМ ХРИСТОМ надо прирасти, и это уже надо делать не так, как вы это делаете в домашних условиях, уже вам нужен специалист который бы вам помог поменять состояние сердца, а специалист духовник священник, он как раз и находится в церкви, куда вы не хотите идти. Все дары БОЖИИ надо найти в церкви, БОГ имя которому есть ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал КТО ПЬЕТ МОЮ КРОВЬ И ЕСТ МОЮ ПЛОТЬ В ТОМ Я ПРЕБЫВАЮ, а это у христиан есть причащение, ВОТ ЭТУ ТАБЛЕТОЧКУ БОЖИЮ, БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ и надо начать вам принимать от вашего недомогания, но прежде надо очистить свое сердце от грехов, от врага на исповеди и покаянии, видите вот на исповеди и покаянии с помощью духовника священника, и надо подать свет на все свои грехи, уже надо открыть свое сердце, и специлист поможет распознать грехи, а в грехах врага, и если найдете где ослушались ХРИСТА. если найдете какие заповеди нарушили, то и можно уже сказать нашли причину потери мира и радости в сердце, то уже ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, видите БОГУ нужно ваше покаяние, а еще надо откзаться служить грехами на врага, на исповеди и покаянии сердце оно очищается от грехов. от врага, и уже на причащении уже в освободившееся место входит БОГ имя которому есть ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС. ВИДИТЕ НЕТ ВРАГА В СЕРДЦЕ, НЕ КОМУ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ВАМ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ. Видите вот эут таблеточку БОЖИЮ, БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ через причащение и надо вам начать вкушать, но прежде надо очистить свое сердце ОТ ГРЕХОВ. ОТ ВРАГА, через исповедь и покаяние. Видите какие труды нужны. Вам надо сделать генеральную уборку в своем сердце, надо капитально разобраться, а потом уже на другой день, и ежеднвные молитвы помогут уже избавится от ежедневых грехов. Видите когда бывает если не следить за состоянием своего сердца, ТО СЕРДЦЕ ОНО УЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ЗАПУЩЕННОЕ, то уже молитвы могут не помогать, уже нужно другое более сильное лекарство, вот такое состояние вашего сердца, похоже что вы постоянно не вели христианский спасительный образ жизни, не следили каждый день за состоянием своего сердца, вот и получилось, что враг зашел через какие то грехи в сердце, и пока что эти грехи в своем сердце вы не обнаружили, и вот так вас атакует, это СЛАВА БОГУ что БОГ через крест сковал силы врага, и это БОГ вам показывает силу врага, а так видите у врага уже столько силы скопилось в сердце, и если его не обнаружить, и если это все вылезет через болезни тела, то уже враг он вам уже мог настроение покруче испортить. СЛАВА БОГУ БОГ он вас ЛЮБИТ, и не дает врагу задействовать силы свои на других направлениях вашей жизни, потому дает БОГ ЛЮБОВЬ вам время, для того, что бы вы начали вести христианский спасительный образ жизни, и что бы вы разобрались с состоянием своего сердца, если у вас получится поменять состояние сердца, то это значит врага убавится в сердце а ХРИСТА добавится в сердце, а БОГ находясь в вашем сердце подарит вам мир в сердце и радость, и вас уже будет сопровождать хорошее настроение, видите и крест на груди, и ХРИСТОС в сердце, вот когда будет у вас получаться быть творцом своей судьбы. А так пока что получается, что крест то есть на вас, а вот ХРИСТА в сердце есть большая недостача, потому и надо, в начале очистить свое сердце от грехов, от врага, на исповеди и покаянии, и надо принять ХРИСТА в свое сердце через причащение, но для этого вам и надо идти ко врачу, ко ХРИСТУ а БОГ ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС со своими ДАРАМИ вас ждет в церкви, как раз там, куда вы не хотите ходить. Как бы вот что вы пишите === Одеваю Крестик и очень плохо себя чувствую, что мне делать? === если бы вы и дальше не одевали крестик, то враг уже как то бы вас атаковал по другому, и эти мучения в другом бы вылезли, и вам было бы еще хуже чем сегодня, а так видите да вам плохо, и через это видно ваше больное сердце, потому вам и надо идти в церковь как в больницу, и надо полечить свое сердце иными лекарствами. Знаете бывает вот оно тело, и вот они боли, принимает кто лекарства, а боли не кончаются, как бы держат, а это и говорит, что уже нужно идти к специалисту, уже надо сдать анализы, что бы разобраться капитально, а когда уже попадаешь в больницу, то тут уже врачи тела помогают найти болезнь, и прописывают нужные лекарства, вот когда уже получается хорошо. Вы же видите вот оно есть ваше недомогание, вы принимаете лекарство, вот он крест, и вот они ваши молитвы, и вам это не помогает, значит надо сделать правильный вывод, значит сердце серьезно больное, значит вам уже нужен специалист, духовник священник, который обучен, и который способен помочь распознать причину, поможет разобраться с состоянием сердца, значит поможет найти грехи, а это значит врага, который вас мучает и расстраивает, а еще духовник священник, он пропишет нужное лекарство для лечения сердца, и поможет поменять состояние сердца, КАК БЫ ЕСТЬ НЕДОМОГАНИЕ, ЕСТЬ БОЛЕЗНЬ ДУШИ, СЕРДЦА, ТО УЖЕ НАДО НАБЛЮДАТЬСЯ ДО ИЗЛЕЧЕНИЯ У СВОЕГО ДУХОВНИКА СВЯЩЕННИКА. Как бы само недомогание, а в этом есть сила врага в сердце, которое продолжается, оно говорит вам, что самолечение не пройдет, нужно другое лечение и нужен специалист и нужна больница духовная, а это церковь.
Простите.
БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте Александр. Вообще то вы же в церковь то к БОГУ ЛЮБВИ ИИСУСУ ХРИСТУ пришли, это его ес..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста - как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. « энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов - это символ христианства. Для современного человека символ - это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест - не просто знак. Для христиан крест - символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

О ФОРМЕ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора , утвердившего канон иконографического изображения Распятия .

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

Наиболее распространенная форма православного креста - крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».

СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: «СПАСИ И СОХРАНИ»


Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте:«Спаси и сохрани», совершенно иной.

Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно - это закон Божий.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ

Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно - он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно - через эту освященную материю - приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова ?


…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся». Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.

Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.

Крест нательный - видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

СИЛА КРЕСТА

Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест - это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».

Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы - все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь». ) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Крестик - показатель принадлежности к христианской вере. Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.

Нательный крест — важнейший атрибут любого христианина, потому выбирать его стоит с умом. Если необходимо подобрать подходящий крест, то вы сможете найти его в магазине Святцы . Там есть кресты различных форм и из различных материалов.

Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика . Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.

Нельзя носить на цепочке

Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае — чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.

Нельзя носить поверх одежды

Это — абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.

Нельзя дарить

Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины . Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.

Нельзя поднимать, если найден

Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.

Нельзя носить чужой крестик

Если вам достался крест от родителя или кого-то из знакомых, его можно носить. Никакого запрета здесь церковь не устанавливает. Тем более если у вас крестика нет. Многие люди считают, что вещи наделяются энергетикой своего владельца и она может передаваться новому хозяину. Могут также утверждать, что, отдавая крестик, человек отдает частичку своей Судьбы. Только такие поверья не имеют ничего общего с христианской верой и относятся к оккультному мировоззрению.

Нельзя носить крест с распятьем

Еще одно суеверие, на которое не стоит обращать внимания. Есть люди, которые говорят, что крест с распятьем навлечет на человека тяжелую жизнь. Это вовсе не правда, только домыслы людей. Такой крест символизирует спасение и жертву Христову, ничего плохого в нем нет. Но носить такой его надо правильно: распятие должно быть повернуто не к вам, а наружу.

Нельзя носить не освященный крестик

Крестик лучше всего освятить. Но как такового запрета на ношение не освященного нательного крестика нет. Считается, что нечисть обходит стороной даже две перекрещенные палки. Тем не менее, верующему человеку стоит все-таки освятить свой символ веры.

Крест можно выбрать любой, который вам понравился: золотой, серебряный, медный или деревянный. Материал не очень важен. Важно его освятить и не носить в качестве крестика украшение, купленное в ювелирном магазине. Необходимо понимать, что церковный православный крестик, который символизирует веру в Бога, отличается от красивых, но чисто декоративных крестиков. Они не несут в себе духовной нагрузки и не имеют отношения к вере.

Есть также много примет и поверий, связанных с крестом . Верить в них или нет, зависит только от вас. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

22.07.2016 06:16

Наши сны являются отражением нашего сознания. Они могут нам многое сказать о нашем будущем, прошлом...

Я человек крещенный. Не понимаю,в чем дело. Не могу носить крест. Как только одеваю его на себя, возникает физический дискомфорт, и я тут же снимаю его с себя. Объясните, пожалуйста, в чем дело. И так многие годы.

Уважаемая Ольга, я не могу Вам этого объяснить. Я не прозорливый старец, чтобы сказать, какого рода проблемы возникают именно у Вас в связи с ношением креста. Рассуждая в общем, можно сказать, что проблемы в этом случае могут быть двух планов.

Во-первых, это проблемы духовного плана, и тогда это может быть связано с некими неисповеданными страстями, забытыми грехами. Тогда, руководствуясь советом оптинских старцев, можно рекомендовать вновь пройти генеральную Исповедь перед опытным священником, то есть Исповедь за всю жизнь с отрочества, к ней внимательно подготовившись, в особенности в отношении каких-либо давних, забытых или постыдных грехов, которые не были исповеданы или были исповеданы не вполне искренне или не до конца.

Во-вторых, проблема может быть связана с вашим психосоматическим состоянием. Это нужно проверить, и если Вам тяжело носить металлический крест, можно купить деревянный или вязаный, как в Греции делают, или из ниточек, или еще какой-то легкий крест, его освятить и употреблять. Если проблема возникает с цепочкой, попробуйте использовать тонкий шнурок. Но повторю, что если все эти замены ни к чему не приводят, если простое украшение носится легко, а крест, повешенный на ту же цепочку, вдруг вызывает какой-то дискомфорт, то тут, конечно, стоит задуматься и о духовной природе этого явления.