Красота        12.12.2021   

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже? Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце. Пасхальные яйца Фаберже для Императорской семьи Яйца семьи Кельхов

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже? Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже? Пасхальное яйцо от А до Я: все о пасхальном яйце

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Императорские пасхальные традиции

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.

2. Главное правило - сюрприз внутри


Автором пасхальных яиц, которые заказывали российские императоры, был ювелирных дел мастер Петер Карл Фаберже. Ему была предоставлена полная свобода творчества, драгоценные яйца он мог создавать на любую тематику. Но одно правило всё же было: каждое яйцо должно быть с сюрпризом. Поэтому в каждом яйце о Фаберже было спрятано крошечное чудо: крошечная алмазная копия королевской короны, миниатюрная рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая миниатюра дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и многое другое.

4. Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями


Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки.

В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александра III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже-младший получил получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.

Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Он эмигрировал в Швейцарию, где в 1920 году и скончался.

5. Большевики, сами того не желая, спасли яйца Фаберже


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства" распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж" и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этого яйца Фаберже были спасены от переплавки. . Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо "Павлин". Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

6. Пропавшее яйцо-несессер

Всего для российской императорской семьи было изготовлено 50 драгоценных яиц. Судьба семи из них сегодня неизвестна, скорее всего, они находятся в частных коллекциях. Тайной овеяна и судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году. В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250. Сегодня стоимость яиц Фаберже доходит до $ 30 млн.

7. Одно яйцо было приобретено как лом драгметалла


Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Американец купил золотое яйцо, усыпанное драгоценными камнями, за $ 14 000 на слом и хотел его перепродать по более выгодной цене. Но когда покупателей не нашлось, он решил поискать диковинный сувенир в Интернете и с удивлением обнаружил, что это работа Фаберже. После экспертизы было подтверждено, что это одно из давно утерянных императорских пасхальных яиц. Вместо $ 500 прибыли дилер получил около $ 33 млн, продав яйцо частному коллекционеру.

8. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже


В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: "Колоннада", "Корзина цветов" и "Мозаика". Особое внимание привлекает "Цветочная корзина", цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.

Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.

9. Яйца семьи Кельхов


Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.

10. Возвращение Фаберже


После революции бренд Фаберже перепродавался несколько раз. К сожалению, громкое имя использовалось компанией по производству средств чистки туалета, шампуня и одеколона. Последняя компания, которая приобрела бренд, Pallinghurst Resources, в 2007 году решила вернуть ему былую славу, возобновив выпуск ювелирных изделий. Два года спустя, стараниями внучек Петера Фаберже Сары и Татьяны, мир впервые с 1917 года увидел новые украшения Фаберже. Этим изделиям явно далеко до тех, что изготавливали в начале 20-го века, но, нем не менее, сегодня можно купить украшения от по цене $ 8000 - $ 600 000.

История пасхального яйца началась в библёйские времена. По преданию Мария Магдалина преподнесла простое яйцо в дар римскому императору Тиберию. При этом она сказала: «Христос Воскрес!». Император не поверил словам о воскресении Христа из мёртвых и заявил, что так же как яйцо из белого не может стать красным, так и мертвые не воскресают. Сразу же после этих слов императора подаренное ему яйцо окрасилось в красный цвет. Это было свидетельством истинного воскресения Христа.

Окрашенное в цвет жизни и победы яйцо, как символ Пасхи, стало обязательным атрибутом с ХII века.

Освящённому в храме пасхальному яйцу приписывали магические свойства. По поверьям наших предков яйца, положенные в красный угол избы, защищали домочадцев от болезней, а сам дом – от пожаров. Согласно другому поверью, можно было потушить пожар, если трижды обежать пожарище со словами «Христос Воскресе!», держа в руках освящённое в церкви яйцо. Но человек этот человек должен быть истинным праведником.

Особой силой обладало освещённое яйцо, которым обменивались в день Пасхи с первым, встретившимся на улице, человеком. Его давали съесть больному.

В советские времена моего детства нам, детям, особо не рассказывали об истории пасхального яйца и традициях с ним связанных. Не рассказывала мне даже моя бабушка, которая была верующим человеком. По своему оберегала внуков, потому что очень хорошо помнила сталинские времена и репрессии по отношению к верующим.

Но Пасха жила! Нашей любимой забавой на Пасху и всю пасхальную неделю было «катание яиц». Забава заключалась в следующем: по специально сделанным для этого лоточкам, у которых один конец был приподнят над землёй, мы катили вниз, каждый своё, окрашенное яйцо. А внизу перед лотком на земле уже лежали другие яйца участников действия. Если моё яйцо задевало яйцо соседа, он забирал моё. В этом катании с удовольствием принимали участие и взрослые.

Уже позднее, став взрослой, я заинтересовалась историей этого обычая и выяснила, что катанием яиц люди будили Землю от зимнего сна. Когда-то для этой игры выбирали место, где была небольшая возвышенность, чтобы яйца катились. Уже позже для удобства стали мастерить лоточки с бортиками.

Обычай обмениваться яйцами существует и в наши дни. А в некоторых сёлах устраивают «битки» - битьё крашеными яйцами.

Крашеные яйца называли «крашенками», а расписные – «писанками». История пасхального яйца говорит о том, что самым распространённым способом окраски яиц на Руси всегда был способ окраски с помощью луковой шелухи. Цвет яиц получается разным в зависимости от времени варки и количества шелухи. Чтобы он был более насыщенным, народная мудрость советует сначала в течение получаса кипятить луковую шелуху, а потом варить в ней яйца. Чтобы скорлупа при варке не лопнула можно положить в воду столовую ложку соли. Готовым яйцам дают высохнуть и натирают для блеска подсолнечным маслом. Хотя, этот заключительный аккорд, не обязателен. Он на любителя.

Для получения красивого жёлтого цвета наши предки использовали отвар берёзовых почек. Когда на Руси появился рис, его стали применять для окраски яиц «в крапинку». Мокрые яйца обваливали в сухом рисе, заворачивали в ткань и обвязывали ниткой. Рис при этом плотно прилегал к яйцу. Варили их как обычно в луковой шелухе или берёзовых почках.

История пасхального яйца продолжается. Сегодня есть специальные сувенирные несъедобные пасхальные яйца, изготовленные из разных материалов: дерева, стекла, хрусталя, фарфора, драгоценных металлов. Есть и съедобные, сладкие из шоколада.

И всё же истинно пасхальное яйцо, на мой взгляд, то самое крашеное в луковой шелухе куриное яичко, которое возвращает нас ко времени возникновения традиции. Всё, что стоит у истоков, всегда более близко к истине.

Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня в эфире Первого канала идёт телеигра под названием. Обзор игры, а также все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 07.10.2107 можно посмотреть, пройдя по ссылке выше.

А в этой статье мы подробнее рассмотрим тринадцатый вопрос для игроков первой части сегодняшней телеигры. Игроки отказались отвечать на этот вопрос и решили забрать деньги.

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Верный ответ на вопрос о первом пасхальном яйце, которое изготовил знаменитый Карл Фаберже, выделен синим цветом и полужирным шрифтом. А пока немного информации из Википедии.

Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании семидесяти одного экземпляра, из которых императорскими являются пятьдесят четыре.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

  • перстень с изумрудом
  • портрет императрицы
  • пшеничное зерно
  • золотая курочка

Правильный ответ на вопрос телеигры: золотая курочка.

Пасха, Велик день - самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.

Здравствуйте, гости блога Алтынай! Очень приятно, что в преддверии дня Воскресения Христова Вас заинтересовал вопрос, что же находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже.

Яично - пасхальная эпопея знаменитого ювелира это необыкновенно интересная и познавательная тема. А знаете что нужно делать, что – бы вникнуть в нее и докопаться до истины? Не поверите, но нужно искать женщину! Да, да, дорогие друзья. Шерше ля фам, как бы выразились французы.

Не удивляйтесь, пожалуйста. Сейчас мы с Вами постепенно расставим точки над буквой «и». И, в конце концов, заглянем внутрь прекрасного творения Фаберже.

Так кто же эта дама, которая явилась вдохновительницей создания 1 пасхального шедевра Фаберже? Кому мы должны быть благодарны за появление исторических ценностей, которые и поныне радуют нас? Да это никто иная, как Мария Федоровна Романова. Супруга Российского императора Александра Третьего.

Исторические факты гласят о том, что Император испытывал к своей жене самые нежные чувства. И в 1885 г., перед Великим праздником Христова Воскресения, решил сделать ей подарок – пасхальное яйцо, подобное тому, каким она любовалась в родной Дании. Кстати, это яйцо, которое сотворили еще в середине 18 века, и поныне хранится в датском замке Розенборг.

Работу над подарком влюбленный супруг доверил мастерам фирмы Карла Фаберже, которого сделал ювелиром своего Императорского Величества тремя годами раньше. Задачу поставил такую – сделать яйцо со своей изюминкой и обязательными сюрпризами внутри, но за основу взять датский экземпляр. Дабы подарок навевал дражайшей супруге приятные воспоминания о юности и девичестве на Родине.

Ювелирных дел мастер выполнил просьбу царя, создал великолепное произведение искусства. В историю оно вошло под названием «Курочка». Первое пасхальное яйцо очаровало Императрицу, привело в истинный восторг. И с тех пор у династии Романовых появилась новая традиция – ежегодное праздничное яйцо Фаберже в дар царствующим императрицам.

Всего их было у Романовых пятьдесят два. Каждое удивляло оригинальностью и помпезностью. Но первое, без сомнения, самое знаменитое. «Курочка» и сейчас поражает своим изяществом и красотой посетителей музея именитого ювелира, который находится в северной столице России.

Сюрпризы 1 пасхального яйца Фаберже

Женщину – вдохновительницу мы с Вами нашли. Теперь впору ответить на самый интригующий вопрос – что – же она обнаружила внутри первого пасхального яйца? Какие такие сюрпризы подготовил ей муж?
Что – бы испытать всю торжественность ситуации, давайте, на минуточку, представим себе картину вручения роскошного подарка.

Вот Мария Федоровна принимает в лилейные ручки яйцо, которое так похоже на настоящее. Оно изготовлено из золота, но для натуральности покрыто матовой эмалью. И размеры соответственные. Если в миллиметрах, то в длину 65, а в ширину 35.

Посередине пробегает тонкая золотая каемочка – это место штыкового соединения двух половинок скорлупы. Императрица легким движением рук разворачивает половинки в разные стороны. Яйцо открывается, и изумленному взору дамы предстает золотой желток.

Но и это еще не все. В желточке находится разноцветная золотая курочка, которая смотрит на мир рубиновыми глазками и содержит в себе главную интригу. Что – то подсказывает Марии Федоровне, что птичка имеет шарнирный механизм в хвостовом оперении, который и откроет доступ к главным сюрпризам.

И вот наступила самая радостная минута, апогей торжества - извлечены золотая миниатюрная императорская корона, усыпанная бриллиантами и цепочка с кулоном, увенчанным шикарным рубином. Все рады и счастливы. И получившая бесподобный подарок жена, и муж, доставивший этакое удовольствие.

Жаль только, что потомки не смогут лицезреть содержимое первого пасхального красавца. И корона, и цепочка пропали. Будем надеяться, что не безвозвратно. Надежду нам вселяет послереволюционная история 1 пасхального яйца от Фаберже.

Как «Курочка» путешествовала по свету 58 лет

Лихолетье революционных событий перенесло первый пасхальный подарок из Аничкова дворца, где его бережно хранила царствующая династия, в Кремлевскую оружейную палату. Отсюда он был выкуплен в 1920 г. английским бизнесменом.

С этого времени и вплоть до 1978 г. яйцо путешествовало по частным коллекциям Лондона, Парижа, Нью - Йорка. Неизвестно где бы оно находилось сейчас, если бы не российский предприниматель Виктор Вексельберг. Он выкупил первый пасхальный экземпляр и еще восемь других, и вернул их в Россию.

Триумфальное возвращение произведений искусств на Родину позволяет надеяться на то, что, может быть в скором времени отыщутся и сокровища, которые находились внутри самого первого яйца, созданного знаменитым ювелиром.

Правда, красивая и захватывающая история? А еще она побуждает творчески подойти к покраске яиц на Пасху. Меня уж точно. А вас? Подписывайтесь на наш блог, узнаете много - много интересного и увлекательного. А пока до новых встреч и приятной подготовки Вам к пасхальным праздникам!

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».

В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.

По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
"Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа.Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу

Забавы и игры с пасхальными яйцами

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было "ка­танье яиц" Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по- очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не разбилось.

Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?

На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.

Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.

Пасха – главный праздник русского православия. Традиция дарить пасхальные яйца на Руси возникла давно: яйцами, крашенными свёклой или отваром луковой шелухи, одаривали друг друга простые люди; те, кто побогаче – сделанными из фарфора, стекла, бронзы, яшмы, агата, малахита и т.д.
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое ювелирное яйцо для императорской семьи в 1885 году. Это был пасхальный сюрприз Александра III жене Марии Фёдоровне. Яйцо "Куриное" стало вольной интерпретацией яиц, изготовленных в начале XVIII века в Европе. Из них сохранилось три экземпляра: в замке Розенборг (Копенгаген), в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции. Во всех упомянутых изделиях внутри яйца спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомую драгоценность из датской королевской сокровищницы. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, назначенный придворным ювелиром, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Уникальное и с сюрпризом - таково было условие заказчика.

Следующий император, Николай II, сохранив отцовскую традицию, каждую весну дарил два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — супруге, императрице Александре Фёдоровне.

Изготовление одного яйца занимало практически год. Сначала утверждался эскиз. Потом за работу бралась целая команда мастеров. Имена некоторых дизайнеров и ювелиров сохранились, особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Использовали как традиционные материалы (золото, серебро, драгоценные камни, эмали), так и нетрадиционные (горный хрусталь, дорогие сорта древесины). Размер некоторых ювелирных яиц значительно превышал натуральные: высота с подставкой до 20 см. Традиционно внутри каждого помещали неожиданный сюрприз. Доказательством подлинности изделия служит клеймо фирмы Фаберже.

Императорских ювелирных яиц известно 52. Еще два яйца не имеют точной даты изготовления и данных о том, кому из членов семьи они предназначались. До наших дней сохранилось 46 штук, остальные считаются утерянными. Сведения о них черпают из описаний, счетов и старых фотографий.
Только одно яйцо, «Георгиевское», покинуло большевистскую Россию вместе с законной владелицей — императрицей Марией Фёдоровной. В 1918 г. она вывезла его на свою родину, в Данию. Из оставшихся в Петрограде часть исчезла в неразберихе, остальные вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

Там они хранились запакованными примерно до 1927-1930г.г., пока в поисках средств молодая советская республика не начала распродажу культурного наследия, и 14 штук были проданы. Продажей занималось учреждение под названием Контора «Антиквариат». Основную часть сокровищ приобрели Арманд Хаммер и Эммануил Сноумэн Варцкий, английские дилеры Фаберже.

№1. "КУриное"- 1885 год.

Первое ювелирное яйцо из пятидесяти двух пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно самое простое по замыслу: снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу эмалью, внутри, в «желтке» из матового золота, находится курочка из цветного золота, а в ней спрятана небольшая рубиновая корона (не сохранилась).



В настоящее время его владелец фонд Виктора Вексельберга «Связь времён»

№2."Курочка с сапфировым кулоном" (утерян о) - 1886 год .
Входит в число утерянных на данный момент яиц.Точный дизайн его неизвестен, т.к. фотографий или эскизов не сохранилось, а описания очень противоречивы.

Подарок Марии Федоровне в записи госархива за 1886 год описывался как «Курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо». Сапфировое яйцо свободно хранилось в клюве курочки. Курочка и корзина, покрытые сотнями огранённых розой алмазов, были выполнены из золота. О сюрпризе яйца не осталось документальных описаний, и в настоящий момент о его местонахождении нет сведений.

До сих пор остаётся загадкой, было ли яйцо потеряно или находится в одной из частных коллекций.

№3. "Золотое яйцо с часами" (считалось утерянным ) - 1 887 год


Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. Это яйцо входило в число утерянных, и больше столетия его рассматривали только на единственном фото с выставки 1902 г. Оно описывалось так: "Пасхальное золотое яйцо с часами, украшенное бриллиантами, тремя сапфирами и розовым бриллиантом огранки роза". И более подробно: "Золотые часы от Vacheron Constantin, выполненные в рубленом корпусе в виде яйца с бриллиантами, располагающемся на изысканной трёхцветной золотой подставке округлой формы, украшенной кольцом с волнообразным узором. Подставка имеет сдвоенные ножки, декорированные розовыми бутонами и мелкими листочками. На кольце подставки располагаются три больших сапфира-кабошона, от которых в стороны расходятся ленты, украшенные маленькими бриллиантами, и гирлянды из роз и листьев, венчающие ножки".

В 2011 г. Анна и Висент Палмади обнаружили, что в Нью-Йорке 6 и 7 марта 1964 года в галерее Parke Bernet данное яйцо выставлялось как лот с номером 259. Это свидетельствовало о том, что яйцо существует в наши дни и находится в одной из частных коллекций. А в 2014 году мир облетела новость, что дилер из США чуть не отправил на переплавку императорское "Золотое яйцо с часами", купив его по случаю за 14 тысяч долларов. Позже оно было продано в частную коллекцию за 20 млн фунтов стерлингов.









№ 4. "Херувим и Колесница" (утеряно) - 1888 год


Реконструкция

Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. Входит в число утерянных на данный момент яиц.

Существует единственная нечеткая фотография яйца с размытыми очертаниями, также имеется короткое описание, хранящееся в Российском государственном историческом архиве: «Ангел, тянущий колесницу с яйцом — 1500 рублей, ангел с часами в золотом яйце — 600 рублей».

В описи драгоценных предметов императорского имущества, составленной в 1917 году, содержится запись: «Золотое яйцо, украшенное бриллиантами и сапфирами; с серебряной позолоченной подставкой в форме двухколёсной повозки». Сюрприз - ангел с часами.

Предполагают, что на выставке 1934 года в Нью-Йорке оно было выставлено на продажу и куплено Виктором и Арманд Хаммер. Где оно находится в настоящий момент, неизвестно.

№ 5. "Несессер" (утеряно) - 1889 год



Реконструкция
Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. Входит в число утерянных на данный момент яиц.

Яйцо было сконструировано в форме футляра, содержащего предметы женского туалета. Поскольку точный внешний вид изделия не известен, то можно опираться только на сведения из описи императорского драгоценного имущества 1917 года.

Вполне возможно, что сюрпризом был набор из 13 предметов женского маникюрного набора, инкрустированных бриллиантами, хотя в этом нет точной уверенности.

С 1922 года судьба изделия неизвестна. Предположительно, выставлялось и было продано на аукционе в 1952 г.

№ 6. "Датские дворцы"- 1890 год


Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. В настоящее время яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с 22 ноября 2011 года экспонируется в Нью-Йоркском музее Метрополитен.
Снаружи оформлено розово-лиловой эмалью, разделённой золотыми полосками на двенадцать секций. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы бриллиантами огранки "роза". На каждом из пересечений линий расположены изумруды, а на вершине яйца находится медальон с листьями, распускающимися вокруг звёздчатого сапфира-кабошона. С обратной стороны яйца расположены листья с орнаментами, выполненными при помощи чеканки.

Яйцо имеет открывающий механизм для получения сюрприза: 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами сверху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом.
На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна, замок Бернсторф в Копенгагене, императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг, дворец Амалиенборг в Копенгагене, замок Кронборг в городе Хельсингёр, дворец-коттедж в Петергофе и Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом.

В 1930 г. яйцо «Датские дворцы» вместе с 11 другими выбрали для продажи за пределами CCCР, и в том же году его купил Виктор Хаммер за 1500 рублей. Позднее оно несколько раз перепродавалось, а в 1971 г. яйцо обнаружили в коллекции умершей Матильды Геддингс Грей. C 1972 года "Датские дворцы" находятся в собственности фонда ее имени и выставляются в музеях.

№ 7. "Память Азова" - 1891 год


Подарок Марии Федоровне от Александра III. В настоящее время находится в Оружейной палате в Москве и является одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.
Вырезанное из цельного куска гелиотропа (темно-зеленый с ярко-красными вкраплениями минерал группы кварца) яйцо «Память Азова» выполнено в стиле рококо, присущего эпохе Людовика XV. Оно покрыто ажурным золотым орнаментом, инкрустировано бриллиантами и золотыми цветками. Широкая золотая кайма в месте соединения двух половинок яйца

украшена рубином и двумя бриллиантами. Внутренняя часть отделана зелёным бархатом.

Сюрпризом яйца является миниатюрная модель крейсера Российского императорского флота "Память Азова", выполненная из красного и жёлтого золота и платины с маленькими бриллиантами в качестве стёкол.

Модель установлена на пластине из аквамарина, имитирующего воду. На корме выгравировано название корабля. Подставка имеет золотую рамку с петлёй для удобного извлечения из яйца.

Яйцо посвящено путешествию цесаревича Николая Александровича и великого князя Георгия Александровича на крейсере "Память Азова" по Дальнему Востоку с октября 1890 г. по август 1891 г. Путешествие состоялось по совету родителей с целью расширения кругозора будущего царя и его брата, но имело неприятные последствия. В то время великий князь Георгий Александрович болел туберкулёзом, а длительное плавание усугубило болезнь. На цесаревича Николая в Японии было совершено покушение, в результате которого он получил серьезные травмы головы от сабельных ударов. Хотя яйцо было подарено императрице в апреле, еще до этого происшествия, по-видимому, оно так и не вошло в число любимых ею ювелирных яиц.

№ 8. "Алмазная сетка"- 1892 год


Подарок Марии Федоровне от Александра III. В настоящее время яйцо находится в частной коллекции в Лондоне.

Скорлупа яйца вырезана из полупрозрачного яблочно-зелёного бовенита (не путать с бавенитом!) - разновидности серпентина. Внешне материал изделия напоминает высококачественный нефрит. Обработка - кабошон. Яйцо оплетёно диагональной сеткой из платиновых полос, инкрустированных бриллиантами огранки "роза" на золотых основаниях. Сверху и снизу, в местах соединения полосок, расположены два больших бриллианта. Внутренняя отделка выполнена белым атласом, имеется пространство для размещения сюрприза. Основание представляло собой круглую бледно-зелёную плиту из жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо. Считалось, что они олицетворяют трёх сыновей императора: Николая (наследника престола), Георгия и Михаила. На данный момент основание утеряно.
Также утерян сюрприз - фигурка слоника с ключом для заводки. По описаниям, слоник с маленькой золотой башней изготовлен из слоновой кости, частично покрытой эмалью, и инкрустирован огранёнными "розой" бриллиантами. Бока украшены золотыми узорами в форме двух креcтов, каждый с пятью белыми драгоценными камнями (?). Такие же были на лбу слона, а на бивнях, хоботе и упряжке - мелкие алмазы. Слоник преднамеренно имел сходство со слоном, изображенном на королевском гербе Дании, как воспоминание из детства Марии Фёдоровны.

В 1920-е годы яйцо продали через контору «Антиквариат» Мишелю Норману из компании Australian Pearl. С тех пор оно несколько раз перепродавалось.

№ 9. «Кавказ» - 1893 год


Подарок Марии Федоровне от Александра III.
Сейчас яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с ноября 2011 года экспонируется в музее Метрополитен, Нью-Йорк.

Яйцо-сувенир в стиле позднего Людовика XV имеет четыре овальных «окна», каждое из которых закрывается овальной дверцей с бордюром из жемчуга. С наружной стороны в центре каждой из дверц находится бриллиантовый венок, с цифрой внутри. Вместе они составляют число 1893. По бокам каждого окна и дверцы находятся золотые жезлы с бриллиантовыми полосками и с жемчужинами на концах. За каждой открывающейся дверцей располагаются миниатюры на слоновой кости с изображениями видов Абастуманского дворца на Кавказе, в котором Великий князь Георгий Александрович провёл большую часть жизни. Миниатюры написаны придворным миниатюристом Константином Крижитским.

На верхней части яйца под большим «портретным» бриллиантом находится миниатюрный портрет Великого князя Георгия Александровича. Портретный бриллиант окружён бриллиантами огранки "роза" и лавровым венком. В основании яйца находится портретный бриллиант меньшего размера. В верхней и нижней четвертях яйца — розовая гирлянда из цветного золота, перевязанная платиновыми бантами, унизанными бриллиантами. Яйцо располагается на подставке с витыми золотыми ножками, имитирующими гнутое дерево.

Сюрприз яйца был утерян, и о нём не осталось документальных свидетельств.
В 1930 году продано конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йоркской галереи Хаммера, затем до 1972 г. находилось в коллекции Матильды Геддингс Грей.

№ 10. «Ренессанс»-1894 год


Последнее пасхальное яйцо работы Фаберже, подаренное Александре Федоровне императором Александром III (он скончался в октябре 1894 г.). Текущим владельцем является фонд Виктора Вексельберга «Связь времён».
Ларец в форме яйца из прозрачного голубовато-молочного агата лежит горизонтально на овальном золотом основании.

Верхняя часть яйца, открывающаяся на золотом шарнире, украшена накладной трельяжной решёткой, выполненной из белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на местах пересечений. Алмазами выложена дата «1894» в овалe из землянично-красной прозрачной эмали, обрамлённой стилизованными раковинами из зелёной эмали и фигурами из красной и белой эмали.

Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами.
Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек». С обоих сторон ларца размещены ручки в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зелёной эмали, чередующихся с цветами красной эмали.
Сюрприз был утерян, однако существует предположение, что это было украшение из жемчуга. По другой версии, высказанной Кристофером Форбсом, считается, что сюрпризом было яйцо Воскресение Христово, которое идеально подходит по размерам яйцу «Ренессанс» и имеет схожее исполнение и цветовую гамму. Кроме того, они вместе демонстрировались в 1902 году.

Около 1927 года через контору «Антиквариат» яйцо продано Арманду Хаммеру в Нью-Йоркскую галерею за 1500 рублей, затем несколько раз перепродавалось.

№11. «Часы с синей змеей" - 1895 год


Первое из пасхальных яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент оно принадлежит князю Монако Альберу II.

Яйцо располагается на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой эмали. Три панели подставки покрыты золотом четырёх цветов, символизирующих искусства и науки.

Золотая змея, инкрустированная
бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом, и поднимается до его середины.
Голова змеи и её язык указывают на текущий час, отображающийся римскими цифрами на вращающейся белой панели. Большая часть яйца покрыта полупрозрачной синей эмалью и золотыми полосами с бриллиантами, а также в его нижней и верхней частях есть элементы часового звонка. На каждой из сторон яйца располагаются золотые ручки в форме скульптурных арок в виде буквы «C», прикреплённых недалеко от верха и посередине яйца. Одной из интересных особенностей является то, что «Яйцо-часы с синей змеёй» не содержит сапфиров, а в русских исторических архивах об описи конфискованного имперского имущества за 1917 год и в документах передачи коллекции из Аничкова дворца за 1922 год в Совнарком указано, что все предметы содержат сапфиры.
Яйцо не содержит сюрприза, т.к. является рабочими часами. В 1927 году продано Мишелю Норману из компании Australian Pearl. Поменяв нескольких владельцев, в 1974 году подарено князю Монако Ренье III на 25-летний юбилей нахождения на престоле. Князь подарил яйцо своей супруге, княгине Грейс.

Оно стало одним из самых любимых ювелирных изделий княгини и хранилось на столе в одной из её комнат. После смерти Грейс все помещения были опечатаны и яйцо не выставлялось на публике. Затем, после смерти Ренье III в 2005 году, яйцо унаследовал новый князь Монако Альбер II. С 2008 года яйцо демонстируется широкой публике на выставках.

№ 12. "Бутон розы"- 1895 год


Создано Михаилом Перхиным под руководством Карла Фаберже для Николая II. Оно стало первым яйцом, подаренным Николаем Александре Федоровне.
Пасхальное яйцо выполнено в стиле неоклассицизма. Оно открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигаются, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны.
Корона подчеркивала новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи. Её родной Дармштадт славился своим розарием, особенно ценились желтые розы. Сюрприз стал приятным воспоминанием о родине.

В 1927 года яйцо было продано Эммануэлю Сноуману из ювелирного дома Wartski. Оно несколько раз меняло владельцев, а с 2004 года принадлежит фонду Виктора Вексельберга.

№ 13. «Портреты Александра III (Двенадцать монограмм)"» - 1896 год

Создано по заказу императора Николая II и подарено им матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память об отце, Александре III. Оно стало первым из четырёх императорских яиц, изготовленных в память об Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд.
Это ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки "роза". В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках.

На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми находится императорская корона из бриллиантов. В верхней половине расположены монограммы МФ, в нижней — АIII. Над верхней и нижней частями возвышаются большие бриллианты, установленные на круглых золотых площадках. Когда яйцо открывается, видна внутренняя бархатная отделка. Сюрпризом были миниатюрные портреты Александра III на подставке из золота, но они утрачены во время экспроприации.

В 1920-х годах яйцо №13 продали парижскому ювелиру, позднее оно попало к коллекционеру антиквариата Марджори Мерривэззер Пост, которая завещала свою коллекцию музею Хиллвуд, созданному в ее усадьбе.

№ 14. «Вращающиеся миниатюры» - 1896 год

Это яйцо создано по заказу Николая II для императрицы Александры Фёдоровны. В настоящий момент оно находится в коллекции Виргинского музея изобразительных искусств.
Внешняя оболочка из горного хрусталя ограничена тонкой золотой полоской, покрытой изумрудно-зелёной эмалью, инкрустированной бриллиантами. Яйцо венчает 27-каратный сибирский изумруд, расположенный на золотой подложке, покрытой изумрудно-зелёной эмалью. Данный кабошонный изумруд является одним из самых больших драгоценных камней, использованных Фаберже в серии императорских яиц.
Ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя и состоит из красочно расписанного, покрытого эмалью золотого двойного сфероида, окруженного двумя кругами из бриллиантов огранки розой. Оно также украшено монограммами царицы - принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской до замужества и позднее Александры Фёдоровны, императрицы Российской.


Каждая монограмма увенчана бриллиантовой короной соответствующего королевского дома. Эти монограммы формируют непрерывный узор вокруг основания ювелирного яйца.
Внутри яйца из горного хрусталя располагается золотая ось, поддерживающая двенадцать миниатюрных рисунков. На них изображены дворцы и резиденции, которые были значимы для молодой императрицы. Каждое из этих мест является памятным для Николая и Александры, как первые моменты их знакомства до бракосочетания, состоявшегося в 1894 году.
В момент отпускания изумруда кабошона, расположенного сверху яйца, приводится в движение механизм, вращающий миниатюры, прикрепленные к центральной золотой оси. Вниз опускается крючок, который их перелистывает подобно страницам книги, благодаря чему можно наблюдать две миниатюры одновременно. Каждая из них имеет золотую рамку, увенчанную изумрудом.

В 1930 году яйцо продано через контору «Антиквариат» галерее Виктора Хаммера С 1945 года оно находилось у Лилиан Томас Пратт, жены президента General Motors Джона Пратта. После ее смерти в 1947 году яйцо по завещанию было передано в собственность Виргинского музея изобразительных искусств в городе Ричмонд, где до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея

№ 15. «Розово-лиловое яйцо с 3 миниатюрами» (утеряно) -1897 год


Создано по заказу императора Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Яйцо входит в число пропавших ювелирных яиц Фаберже и в настоящий момент его местонахождение неизвестно. Однако в коллекции Виктора Вексельбега находится его сюрприз — рамка с 3 миниатюрами в виде сердца.
Точный дизайн яйца неизвестен. В счете, выставленном Фаберже, оно описано как
«розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами».
Рамка-сюрприз выполнена в популярном в то время неоклассическом стиле. Она имеет форму сердца, окаймленного бриллиантами, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с выложенной бриллиантами датой «1897». Рамка располагается на шестигранной ножке, выполненной в стиле Людовика XVI, покрытой белой эмалью с росписью в виде извивающейся по спирали виноградной лозы.
Ножка установлена на куполообразном уступчатом основании, покрытом землянично-красной эмалью и украшенном золотыми венками из лавровых листьев, алмазами, гравированным золотым листьями аканта, нарисованными веточками лавра, а также четырьмя крупными жемчужинами.
При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном — император Николай II, во втором — его супруга императрица Александра Фёдоровна, в третьем — великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании.

В описях конфискованного императорского имущества 1917 и 1922 годов яйцо не числится. Предположительно, оно было взято Марией Фёдоровной до 1917 года. В 1978 году сюрприз яйца был продан аукционом Кристис в коллекцию журнала Forbes. В 2004 году его, вместе с другими ювелирными изделиями, находившимися в собственности семьи Форбс, купил фонд Виктора Вексельберга «Связь времён».

№ 16. «Коронационное» - 1897 год



Самое знаменитое и одно из самых изысканных пасхальных шедевров Фаберже посвящено годовщине коронации Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 года. Подарено императором на Пасху супруге, Александре Федоровне. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён».
Сквозь зеленовато-желтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на церемонии коронации. На вершине она замыкается венком из алмазов. На перекрещениях решетки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Федоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки "роза" на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.

Сюрпризом является крошечная копия золотой кареты Екатерины Великой 1793 года, используемая родом Романовых при транспортировке царской семьи на коронационной неделе. Мастер фирмы «Фаберже» Георг Штайн, в своих мемуарах писал, что над созданием этого чуда ювелирного искусства он трудился более 15 месяцев по 16 часов на дню.
Исключительно точно воссоздан не только внешний вид кареты, но и вся её оснастка. Карета снабжена рессорами, имеет поворотный круг, с обеих сторон – открывающиеся маленькие дверцы, из недр кареты выбрасывается крошечная подножка. Внутри – кресла, балдахин и укреплённое под потолком колечко, на котором когда-то был подвешен большой бриллиант в виде пасхального яйца. Скорее всего, императрица его сняла и прикрепила к своему пасхальному ожерелью.

В 1927 году через контору «Антиквариат» яйцо купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski, расположенной в Лондоне. Яйцо несколько раз меняло владельцев, сейчас им владеет фонд Виктора Вексельберга.

№17. "Пеликан" - 1898 год



Создано по заказу Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В настоящий момент находится в собственности Виргинского музея изобразительных искусств.
Яйцо изготовлено из красного золота, бриллиантов, жемчуга, серой, розовой, опаловой и синей эмали с акварелями на слоновой кости, а его подставка выполнена из разноцветного золота.

Данное яйцо одно из немногих, не имеющих эмалевого покрытия всей его поверхности. Оно покрыто гравированным красным золотом в стиле ампир и увенчано пеликаном из матовой серой, синей и розовой эмали. У пеликана,символа самопожертвования и милосердия, инкрустированные бриллиантами крылья. Он кормит своих детей в золотом гнезде, что символизирует материнскую заботу и любовь. На яйце выгравированы классические мотивы, памятные даты с 1797 по 1897 годы и надпись с обеих его сторон: «Посети виноградъ сей и вы живы будете».
Яйцо располагается на круглой золотой подставке состоящей из двух колец, украшенных орнаментами и имеющей четыре ножки, увенчанные головами орлов c имперскими коронами и опирающимися на звериные лапы. Также, оно имеет красный бархатный чехол, что встречается всего лишь раз среди всей серии императорских яиц.

Яйцо «Пеликан» - памятный знак 100-летнего (1797 - 1897 годы) патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами. Учреждения, основанные в основном для обучения дочерей дворян, изображены на восьми овальных панелях, имеющих жемчужные рамки. Их можно увидеть после трансформации яйца на 8 частей, образующих ширму. Миниатюры нарисованы придворным художником Иоганнесом Зенграфом на слоновой кости. С обратной стороны миниатюр перечислены изображенные учреждения. «Девятая панель» служит исключительно как подставка для раскрытого яйца.

В 1930 году яйцо № 17 продано конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йорка. Между 1936 и 1938 годом его приобрела Лилиан Томас Пратт, жена президента General Motors Джона Пратта. После её смерти в 1947 году по завещанию яйцо передано Виргинскому музею изобразительных искусств в Ричмонде, где до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея.

Полюбуемся этим произведением искусства на видео.

№18. "Ландыши" - 1898 год

Очередное пасхальное яйцо для Александры Федоровны по заказу Николая II. Оно стало одним из самых любимых у императрицы.
Яйцо выполнено из полупрозрачной розовой эмали с гильошированой поверхностью, и установлено на золотую подставку с четырьмя ножками. На нем укреплены ландыши, выполненные из зелёной эмали, золота и жемчуга.

Сюрприз появляется при нажатии на боковые жемчужины: из верхней части выдвигаются три медальона. На верхнем медальоне, увенчанном короной с бриллиантами и рубином-кабошоном, изображён Николай II в военной форме, на левом - великая княжна Ольга, на правом — Татьяна. Использованные материалы: золото, эмаль, алмазы, рубины, жемчуг, горный хрусталь, слоновая кость. Высота 20 см в раскрытом виде.

В 1927 г. яйцо продано Э.Сноуману, после этого несколько раз меняло хозяев, а в 2004 г. приобретено Виктором Вексельбергом на аукционе Сотби в Нью-Йорке.

№19. "Анютины глазки"- 1899 г.



Подарок Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Ранее изделие было известно как "Яйцо из шпинатового нефрита". Яйцо выточено из цельного куска нефрита и удерживается подставкой в виде позолоченных серебряных листьев с бриллиантовыми прожилками, закрученных в пучок. Над листьями поднимаются пять стеблей с цветами и бутонами анютиных глазок, выполненными из золота, цветной эмали и алмазов.

Верхняя часть яйца открывается, под ней спрятан сюрприз — сердцеобразный складывающийся мольберт с одиннадцатью медальонами. Овальные крышки медальонов изготовлены из земляничной гильоше эмали, украшены личными монограммами членов императорской семьи. Медальоны соединены между собой бриллиантовой виньеткой, образующей букву М. Мольберт увенчан венком с шестиконечной Вифлеемской Звездой, в центре которой сияет крупный бриллиант, снизу дата - 1899.

Материалы сюрприза: золото, алмазы, жемчуг, эмаль земляничного, белого и перламутрового цвета. Высота - 14,6 см.

При нажатии на кнопку медальоны открываются, показывая портреты всех членов царской семьи. Портреты первого ряда по вертикали: царевич Георгий Александрович, младший брат царя, и великий князь Александр Михайлович, муж великой княгини Ксении Александровны, сестры царя. Второй ряд по вертикали: царь Николай II, княжна Ирина, дочь великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Третий ряд по вертикали: дочери Николая II великие княжны Ольга и Татьяна, великий князь Михаил Александрович, младший брат царя. Четвертый ряд по вертикали: царица Александра Федоровна и князь Андрей Александрович, брат княгини Ирины. Пятый ряд по вертикали: великие княгини Ольга и Ксения Александровны, сестры царя.

В 1930 г. конторой "Антиквариат" яйцо было продано на аукционе в Нью-Йорке, с тех пор находится в частных коллекциях. Местонахождение в настоящее время - Новый Орлеан.

№20. "Букет лилий"- 1899 г.


Яйцо-часы (распространенное название "Лилии Мадонны") создано по заказу Николая II как подарок для императрицы Александры Федоровны. Материалы: разноцветное золото, платина, бриллианты, оникс, белая и желтая полупрозрачные эмали, непрозрачная белая эмаль. Высота 27 см.

Яйцо имеет вид старинных французских часов времён Людовика XVI. Яйцевидные часы и прямоугольная подставка декорированы прозрачной жёлтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота. Венчает часы букет белоснежных лилий (лилий Мадонны) в розетке из роз. Лилии вырезаны из оникса, пестики заканчиваются тремя маленькими бриллиантами, листья и стебли из тонированного золота. Вращающийся циферблат с 12-ю римскими цифрами, украшенными алмазами, покрыт белой эмалью. Стрелка часов сделана в виде стрелы Купидона, выпущенной из лука. На постаменте дата из бриллиантов -1899. Часовой механизм заводили золотым ключом.

На языке цветов лилии символизируют чистоту и невинность, розы - любовь. Факелы Купидона (возле часовой стрелки), пламя которых изображено как растительный орнамент по окружности часов, символизируют семейную любовь.

Сюрприз утерян, на ранних фотографиях он запечатлен как рубиновый кулон с бриллиантами.

В настоящий момент яйцо находится в Оружейной палате в Москве и является одним из немногих императорских пасхальных яиц, не покидавших пределы России.

Как устроены яйца Фаберже - взгляд изнутри


Пасхальные яйца Фаберже - 5 видеороликов


Роскошные яйца Фаберже, украшенные драгоценными камнями и металлами. Предлагаем немного интересных фактов о том, как они появились и как связаны с Императорской Россией.

Яйца Фаберже были изготовлены под руководством Петра Карла Фаберже между 1885 и 1917 годами. Первое - для царя Александра III, который решил подарить своей жене императрице Марии Федоровне необычное пасхальное яйцо в 1885 году.


Александр III с женой и детьми


Первое яйцо Фаберже, 1885 г.

Первое яйцо совсем непохоже на все последующие: белая эмалированная "скорлупа" открывается, внутри блестящий желто-золотой "желток", внутри которого золотая курица, а в курице миниатюрная точная копия алмазной императорской короны и рубиновая подвеска.
Императрица была настолько восхищена подарком, что Александр назначил Фаберже "ювелиром по специальному назначению" и заказал еще одно яйцо на следующий год. После этого Фаберже получил команду мастеров и полную свободу конструировать все будущие императорские пасхальные яйца, которые со временем становились все более и более сложными. Единственным требованием было - каждое яйцо должно быть уникальным и содержать скрытый сюрприз.

Знаменитые яйца Фаберже


Некоторые из самых известных яиц Фаберже покрыты бриллиантовой сеточкой с драгоценными камнями. Внутри яйца Гатчинского дворца изображена миниатюрная золотая копия дворца в Гатчине, а на многих яйцах изображены маленькие портреты членов царской семьи.

Яйцо «Ландыши», 1898 г.

После смерти Александра III (1 ноября 1894 года) его сын Николай II продолжал каждый год преподносить яйцо Фаберже своей жене Александре Федоровне и своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Фаберже также было поручено делат аналогичные яйца для ряда частных лиц, включая герцогиню Мальборо, семью Ротшильдов и Юсуповых. Кроме того, королевского ювелира попросили сконструировать 12 яиц для промышленника Александра Кельча, хотя только 7 были завершены.


Николай II с женой и детьми

После революции 1917 года, а затем гибели царской семьи осталось около 50 яиц Фаберже.
Семья Фаберже была вынуждена бежать из России после национализации Дома Фаберже, что положило конец их роскошному производству.

Третье яйцо Фаберже, 1887 г.

Яйцо «Память Азова», 1891 г.

Где сейчас яйца Фаберже?
В настоящее время сохранились 43 "императорских" яйца Фаберже, правда, в некоторых из них утеряны "сюрпризы".
Десять императорских пасхальных яиц сейчас выставлены в Оружейной палате Кремля, а другие принадлежат музеям и частным коллекциям по всему миру.

В 1927 году много яиц было продано покупателям за пределами России. Вторая по величине коллекция яиц Фаберже принадлежала Малкольму Форбсу и была представлена в Нью-Йорке. Коллекция, состоящая из 9 яиц и около 180 других предметов Фаберже, должна была быть выставлена на аукцион Sotheby"s в феврале 2004 года. Однако перед началом аукциона вся коллекция была куплена российским бизнесменом Виктором Вексельбергом.

Яйцо «Ренессанс», 1894.

Яйцо «Гатчинский дворец», 1901 г.

Яйцо «Петр Великий», 1903 г.

Яйцо «Розовая шпалера», 1907 г.

Яйцо «Орден Святого Георгия», 1916 г.

Фаберже сегодня
Торговая марка Fabergе была продана различным компаниям на протяжении многих лет, но сегодня она принадлежит Fabergе Limited , которая производит ювелирные изделия на основе яиц. В 2015 году компания анонсировала яйцо Fabergе Pearl: первое яйцо в имперском стиле за последние 100 лет. Оно было создано в сотрудничестве с влиятельной катарской семьей Аль-Фардан, одной из самых известных в мире коллекционеров жемчуга.


Потрясающий дизайн, 39 белых жемчужин, 3305 бриллиантов и детали из желтого золота. Внутри уникальная серая жемчужина весом 12,17 карата, добытая вручную из Персидского залива. Примерная стоимость 2 миллиона долларов.
Сегодня яйца Фаберже стали символами власти и богатства.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня в эфире Первого канала идёт телеигра под названием "Кто хочет стать миллионером?" за 7 октября 2017 года . Обзор игры, а также все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 07.10.2107 можно посмотреть, пройдя по ссылке выше.

А в этой статье мы подробнее рассмотрим тринадцатый вопрос для игроков первой части сегодняшней телеигры. Игроки отказались отвечать на этот вопрос и решили забрать деньги.

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Верный ответ на вопрос о первом пасхальном яйце, которое изготовил знаменитый Карл Фаберже, выделен синим цветом и полужирным шрифтом. А пока немного информации из Википедии.

Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании семидесяти одного экземпляра, из которых императорскими являются пятьдесят четыре.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

  • перстень с изумрудом
  • портрет императрицы
  • пшеничное зерно
  • золотая курочка

Правильный ответ на вопрос телеигры: золотая курочка .

Пасха, Велик день - самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.