Здоровье        10.12.2020   

Человек в футляре характеристика героев. «Человек в футляре» — анализ произведения А.П

«Человек в футляре» - рассказ Антона Павловича Чехова , написан в мае-июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. 1-я часть «маленькой трилогии».

История создания

Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошел спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.

Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 рукопись была отправлена в журнал.

Чехов писал об этом рассказе в записных книжках:

Прототип

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».

Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О. , Чехов в одном из своих дневников писал о нём: начало цитаты«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове:

Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным.

Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

Персонажи

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач, дворянин. Высокий худой старик с длинными усами.
  • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова
Герои рассказа Буркина:
  • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Кабы чего не вышло»
  • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
  • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая девушка.

Сюжет

Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

Беликов образ и характеристика

1. Общая характеристика . Беликов - главный герой рассказа А. П. Чехов а "Человек в футляре ".

Это учитель греческого языка в провинциальном городе. Беликов прячется от реальной жизни "в футляр" и хочет, чтобы все окружающие поступали так же.

Он становится проклятием всего города. Учителя презирают, но при этом боятся.

2. Внешний вид . У Беликова бледное, маленькое лицо, "как у хорька". Он всегда стремится окружить себя защитной оболочкой: носит темные очки и закладывает уши ватой.

С помощью одежды он пытается полностью отгородиться от "внешних влияний". Даже в теплую погоду Беликов надевает калоши и берет с собой зонтик.

3. Поведение и образ мыслей. Учитель греческого языка постоянно находится в тревоге. В любом, самом незначительном отклонении от привычного порядка вещей он видит чуть ли не бунт. Осторожность и мнительность Беликова доходят до идиотизма. "Как бы чего не вышло", - любимая фраза "человека в футляре", которую он произносит очень часто.

Беликову понятны только различные запреты, которые, как он считает, ведут к порядку. Греческий (т. е. мертвый) язык является для Беликова еще одним способом спрятаться от реальной жизни. Настоящее его пугает, прошлое вселяет спокойствие и уверенность.

4. Положение в городе. Коллеги по работе, да и вся образованная часть городского общества находится под влиянием Беликова. Все прекрасно понимают, какой это тупой и ограниченный человек, но не могут объяснить, чего они боятся.

Беликов постоянно говорит о необходимости донести начальству о беспорядках, к которым он относит даже шумное поведение гимназистов. Для любого здравомыслящего человека это выглядит бредом сумасшедшего. Но учитель греческого языка необъяснимым образом создает вокруг себя настолько гнетущую атмосферу, что его советы и предостережения неукоснительно выполняются.

Настоящей мукой для коллег Беликова является его обычай "поддерживать добрые отношения с товарищами". Он приходит в гости и долгое время сидит в полном молчании, нагоняя уныние и тоску. Рассказывающий обо всем этом Буркин сам недоумевает, как на протяжении нескольких лет жители города терпели этого невыносимого человека.

5. Неудачная женитьба. Буркин называет идею женить Беликова "ненужной" и "вздорной". Хотя в этом, возможно, был хоть какой-то шанс изменить и "вынуть" его из футляра. Несмотря на обычные опасения учителя ("попадешь в какую-нибудь историю"), дело шло на лад. Варенька благосклонно воспринимала возможность вырваться из-под опеки брата.

Сватовство Беликова закончилось самым неожиданным образом. Сначала его до глубины души поразило то, что будущая жена ездит на велосипеде. При объяснении с братом Вареньки произошла ссора. Выйдя из себя, Коваленко спустил "фискала" с лестницы. Оказавшись в неудобном положении при невесте, Беликов захворал и вскоре умер.

6. Значение образа . Весь город втайне обрадовался смерти учителя греческого языка. Казалось, что теперь все могут быть свободны от брюзжания и бесконечных предостережений. Но "футлярщина" уже давно завладела человеческими душами. На смену умершему придут другие беликовы. Пойдет такая же жизнь - "не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне".

Образ Беликова собирательный, он символизирует собой человеческий страх перед неизвестным и новым, желание замкнуться в себе и запретить движение вперед.

«Человек в футляре». Учитель греческого языка, одинокий человек пожилых лет, закрытый от внешнего мира, трусливый и робкий.

История создания

Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая трилогия», куда вошли еще тексты Чехова «Крыжовник» и «О любви».

Автор задумал серию весной-летом 1898 года, когда жил в селе Мелихово Московской области. Первый рассказ Чехов написал за месяц, и в начале июня тот уже готовился к печати. Чехов не собирался закрывать серию рассказом «О любви», однако заболел туберкулезом, творческая активность писателя упала, и серия так и не была продолжена.


Иллюстрация к рассказу "Человек в футляре"

Неизвестно, был ли у Беликова прототип, но некоторые современники Чехова считали, что прообразом героя стал некий Александр Дьяконов, инспектор одной таганрогской гимназии. По другой версии, в образе Беликова Чехов описал знаменитого в то время консервативного публициста Михаила Меньшикова. Однако исследователи отмечают, что сходство между Беликовым и Меньшиковым обнаруживается исключительно внешнее. Скорее всего, Беликов - собирательный образ.

В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев.

Рассказ «Человек в футляре»

Беликов - пожилой учитель греческого языка, чье полное имя неизвестно. Герою давно за сорок, у него бледное маленькое лицо, похожее на морду хорька. Беликов носит темные очки и прячет лицо за поднятым воротником, а уши затыкает ватой. На лице героя временами появляется слабая кривая улыбочка, а фигура Беликова выглядит скрюченной и маленькой, будто того «вытащили клещами» откуда-то. Даже в теплую и ясную погоду герой носит пальто на вате, калоши и зонтик и стремится одеться потеплее даже летом.


Герой предпочитает одиночество и стремится отгородиться от окружающего мира, создать вокруг себя защитную оболочку, некий «футляр», внутри которого герой будет защищен от внешних влияний. Мысли Беликова писатель тоже называет «футлярными» - узкими. На окружающих «футлярные соображения» героя производят угнетающее впечатление.

Принадлежащие Беликову вещи тоже хранятся в футлярах. Герой держит в чехлах все - зонтик, часы, которые хранятся у него в футляре из серой замши, и даже перочинный нож для заточки карандашей герой вынимает из чехольчика.

У Беликова мнительный характер. Происходящее вокруг вызывает у героя тревогу, пугает и раздражает. Любимая фраза Беликова; «Как бы чего не вышло», - звучит в речи героя по любому поводу. Чтобы отдохнуть от отвратительной и тревожащей его действительности, герой занимается древними языками, любит вспоминать прошлое и нахваливать никогда не существовавшие взаправду нравы и обычаи.


По мнению Беликова, «что-нибудь выйти» может из всякой невинной затеи. Герой огорчается, когда в городе открывается новый драматический кружок или чайная, потому что любое нововведение может закончиться дурно. Беликова повергало в уныние отступление от правил, даже если происходящее не имело к нему прямого отношения. Герой начинал беспокоиться, когда слышал о проказе гимназистов или любовных похождениях посторонней классной дамы.

В гимназии Беликов проработал пятнадцать лет, и все это время угнетал окружающих собственным присутствием. Герой создает атмосферу повышенной тревожности на педсоветах, беспокоясь, как бы не дошли до начальства сведения о том, например, что ученики шумят в классах. К самому начальству Беликов относится с великим почтением и того же требует от окружающих. Беликова боятся и слушают коллеги и даже директор гимназии. Вокруг героя формируется удушающая атмосфера, «как в полицейской будке». Некоторые коллеги считают Беликова доносчиком.


Кадр из экранизации "Человек в футляре"

Вне работы Беликов ведет себя не лучше. Герой выходит в общество и посещает знакомых, но эти визиты даются ему тяжело и совершает их Беликов только приличия ради. В городе Беликова опасаются, дамы боятся устраивать по субботам домашние спектакли, люди боятся даже отправлять письма или повышать голос. А сам герой боится общественного мнения и поэтому не держит дома женской прислуги и даже в еде ориентируется не на собственные вкусы, а на то, что подумают люди, если увидят его за трапезой.

Беликов постоянно всего боится и даже в собственной квартире не может спокойно спать: опасается за собственную судьбу, потому что думает, что или слуга во сне его зарежет, или в дом заберутся воры. Сама квартира героя похожа на ящик. Маленькая спальня, кровать с пологом, всюду задвижки и ставни. Герой боится людей до такой степени, что ему тяжело идти рядом с кем-то, и многолюдная гимназия, где Беликов работает, тоже вызывает у того страх.


Однажды Беликову случилось влюбиться. Произошло это после знакомства с Варей, сестрой одного из молодых коллег Беликова. Однако эти отношения заканчиваются ничем. Герой боится жениться, потому что «как бы чего не вышло», а брат девушки однажды выгоняет Беликова из квартиры и спускает того с лестницы. Эта унизительная сцена происходит на глазах у Вари. Униженный Беликов возвращается домой, ложится в постель и больше не встает, а через месяц умирает, завершив таким образом свою печальную биографию. По мнению современных специалистов, чеховский Беликов - классический психастеник.

Цитаты

«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие».
«Все это прекрасно, да как бы чего не вышло».
«Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю».
«Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

ВАРИАНТ-1

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины».

Беликов жил и мыслил «футлярно», боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждая все новое, говоря «…как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтиком, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Но самое страшное, что футлярность эта с каждым днем набирала силу, футлярным становился образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Даже в портретном описании Беликова выделяется серый - тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный.

Однако Беликов не застывший символ, а живой персонаж, к тому же, далеко не безобидный. Каким-то образом он давил и угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию. И не только гимназию, но и весь город.

Никто не любил его, но все боялись, так как он вселял страх, страх перед государством и ее властью, страх перед свободолюбием. Роль доносчика, фискала была ему вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги.


Беликов умирает. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Но даже после его смерти ничего существенно не изменилось, «жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая; жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

Беликов был лишь отражением, ярким примером «футлярной жизни», того образа, стиля жизни и поведения, убеждений, которые осуждал, но образа, который жил практически в каждом из жителей городишки, только был не таким явным, как у главного героя. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Итак, Чехов с помощью образа Беликова высмеивает тех людей, которые стараются между собой и миром поставить своеобразный футляр, не способных выйти за пределы стандартов и предписаний, ведь от таких беликовых и «футлярной жизни» замирает все живое, доброе, честное.

Повесть «Юность» представлена в виде монолога главного героя этого произведения - Николеньки Иртеньева… Он постоянно анализирует свои действия, поступки, мысли, пытается найти в жизни ту дорогу, по которой ему нужно идти… Но как же ее выбрать? И какой она должна быть?

Его постоянно мучают эти вопросы.

Он не доволен своей внешностью, все, за что он ни берется, кажется, не удается ему.

Но однажды весенним днем какое-то новое для Николеньки, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло к нему в душу. «Оно говорило ему про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для него, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель – одно и то же».

Именно в тот момент наш герой решил сделаться «другим человеком и начать жизнь иначе», он решил приложить свои мысли к жизни с твердым намерением никогда не изменять им.

И он начал мечтать, мечтать о той «новой жизни», о том «новом пути», который он сам себе выбрал и придумал… Эта тропинка казалась ему безупречной. Однако эти мечты, как позднее отмечает, от лица которого ведется повествование, «были так же ребячески, как мечты детства и отрочества»…

В тот период времени, который главный герой считал пределом отрочества, основой его мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, любовь к любви, надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и, наконец, отвращение к самому себе и раскаяние.

И Николенька стремился к этому своему идеалу, но в жизнь задумки претворялись не так прекрасно, какими были в душе и в уме.

Но, создавая свои идеалы, он почему-то не обращался к нравственной стороне этого вопроса и делил всех людей на благовоспитанных и неблаговоспитанных.

Почему? Почему судил он о людях по знанию французского языка , уменью кланяться, танцевать и разговаривать и другим принципам comme il faut ?.. Разве они являются критериями оценки человека, его души, мыслей и воображения? Отнюдь.

Скорее, это понятие благовоспитанности так сильно вросло в него оттого, что стоило огромного труда, чтобы приобрести его.


Но его взгляды и отношение к ценностям стали изменяться после общения с Оперовым, Зуховым и другими ребятами из университета, которые дали ему понять, что все то, чем он хвастается и гордится, по сути дела, ничто.

Вот тогда-то Николенька по-другому стал воспринимать достоинства и недостатки людей.

Шестнадцатилетний юноша постоянно ищет истину, в его сознании идет некая внутренняя борьба, мысли его полны противоречий. Он познает, анализирует. И, на мой взгляд, это постоянное самопознание и самоанализ, стремление к лучшему, помогает разобраться в себе и в людях, пусть не сразу и не полностью, но все же…

ВАРИАНТ-2

Образ Беликова в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре"

Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему маленького человека. Его герои - маленькие люди , но многие из них стали такими по своей воле.

Представляя Беликова, я вижу человека, заточенного в небольшую темную коробочку. Человек в футляре Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека.

Будучи учителем греческого языка Беликов стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло».

Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже « лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Толь поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр.

Настоящее всегда вызывало в нем омерзение, а вот прошлое он превозносил. Его мысли, как и он сам затянуты, заперты, он их также помещал в футляр. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Спросите почему? Все потому что в запретах все определено, нет неясностей. Все в футляре - именно такой себе представляет Беликов счастливую жизнь. Но если б все было так просто, ведь он не только сам жил в своем замкнутом мире, но и старался навязать каждому свои правила и запреты.

Его немыслимая осторожность, непонятные мысли оказывают давление на окружающих, пытаясь вовлечь в свой чехол. Герой против каких-либо новшеств, он все время боится, как бы так не получилось, что начальство узнает! «Черный футляр» овладевает им полностью, угнетая все положительные эмоции и любого рода развлечения.

Беликов понимает, что в силу своей работы, он обязан быть в хороших отношениях со своими коллегами , он пытается стать дружелюбным. Но какими способами? По его мнению, придя в гости, и присев где-нибудь вдали от всех, он уже является их товарищем. Но его все равно не любили и старались избегать. Не смотря ни на что, даже в таких людях возникают чувства, Беликов влюбляется в Варвару Саввишну Коваленко. Но, к сожалению, он как всегда «прячет голову в песок», считая, что все нужно как следует обдумать. «Варвара Саввишна мне нравится и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но все это, знаете ли, произошло как-то вдруг Надо подумать».

И даже свадьба у него должна быть по особым правилам, потому что «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Каждое ответственно решение Беликову дается невероятно сложно, а пока он сосредотачивается на проблеме, авось и она сама пропадет. Но при всем при этом он очень чувствителен и уязвим, возможно, именно поэтому он так осторожничает. Вспомним момент, когда Варя увидела его падение на лестнице. Он испытывает неописуемое, это похоже на пробоину в футляре, что равноценно для него погибели.

Но вот главный герой умер и создается такое впечатление, что именно для этого предназначалась вся его жизнь.

«Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Но Беликов ведь не единственный такой человек, на свете еще множество людей, затянувших себя в рамки подобных футляров. Что же ждет таких людей в конце жизненного пути? Прожив немало лет и состарившись, хочется понять, что годы жизни не прошли даром, что тебя окружают любящие люди. К чему же приходят люди, проживающие футлярным образом жизни? По моему мнению, их единственный исход - это одиночество, ведь многие не хотят вмешиваться в жизнь людей, заключенных в чехол. А одиночество - это самое страшное для любого, даже находящегося в футляре человека.

В рассказах А. П. Чехова тонко и точно отражается жизнь. Его персонажи в рассказах предстают особенными, утрированными образами тех людей, которых мы можем встретить в жизни. Рассказ «Человек в футляре» рисует читателю жизнь человека, который боится всего нового. Беликов – человек в футляре, жизнь которого превращается в постоянный страх. В силу своей профессии он не только страдает сам, но и заставляет страдать всех остальных.

Внешность Беликова

Даже внешний вид Беликова дает понять, что он хочет спрятаться как можно дальше от всего, что происходит в мире. Он постоянно кутается в фуфайку, как в чехол. Весь скрюченный, маленький, он просто не дает миру проникнуть в его душу, не раскрывает свою жизнь никому и ничему. Свое маленькой, бледное лицо, как у хорька, он прятал за стеклами темных очков и в поднятом воротнике. Даже уши он закладывал ватой, чтобы внешний мир никак не мог проникнуть в его футляр. Даже в хорошую погоду на улицу он выходит укутанный - в теплом пальто, в калошах. С собой у него всегда зонт, который, кстати, он тоже носит в отдельном футляре. В отдельных чехлах Беляков носит все: часы и даже нож для того, чтобы подточить карандаш.

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов - человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия - преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни - «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни - прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Тест по произведению