Здоровье        12.01.2022   

Анализ фрагмента произведения куприна золотой петух. Тема: Рассказ А

Конспект урока смыслового чтения на тему «Рассказ А. И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа».

Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Удальцова Л.Б.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;

Формирование навыков лексической работы, работы с учебником;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Задачи:
- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения.
- воспитательные: прививать интерес к литературе, формировать нравственные качества.

Планируемые результаты

Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни; : воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные:

Смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении

Предметные:

-умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений(владение литературоведческими терминами «рассказ») .

I . Орг. момент . Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Наш урок хочу начать вот с такой фотографии. .(СЛАЙД 1)

II . Актуализация знаний . Ориентиры предвосхищения.

Посмотрите на неё. Какие слова-ассоциации возникают у вас при взгляде на неё?

Утро деревня рассвет солнце тишина и т.д. (СЛАЙД 2)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Можете предположить?

(Ответы учащихся).

А если добавить слова:

Пение хор нота фуга пианиссимо (СЛАЙД 3)

О чём тогда пойдёт речь?

Ответы учащихся (о музыке). О какой музыке пойдёт речь?

СЛАЙД 4 (аудиозапись-петушиное пение)

Как же связать эти два ряда слов?(необычные сочетания)

А теперь посмотрите на название рассказа А.Куприна «Золотой петух». (СЛАЙД 5)

О чём будет рассказ А.Куприна, с жизнью и творчеством которого вы познакомились на прошлом уроке?

Предположения детей.

Тогда послушайте начало рассказа Куприна.

« Не могу точно сказать, когда случилось это чудо...

Я тогда проснулся ещё до света, проснулся как- то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством лёгкой свежести и со сладкой уверен­ностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо….»

Ответы детей.

(Возможно, это рассказ о том, каким увидел раннее утро писатель и в чём необычость его восприятия утреней картины пробуждающейся природы).

Чтобы подтвердить ваши предположения, давайте познакомимся с рассказом А.И.Куприна «Золотой петух». Итак, тема нашего урока

РАССКАЗ А.КУПРИНА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА.

Определите цель урока.

Цель урока : чтение и анализ рассказа А.Куприна «Золотой петух» . СЛАЙД 7

Задачи: СЛАЙД 8

Познакомиться с содержанием рассказа

Выяснить значение незнакомых слов

Выяснить тему и основную мысль произведения

Выявить, какие художественно-изобразительные средства используются в рассказе

Оценить свою работу.

III . Чтение текста учителем

IV . Анализ текста.

Какое впечатление произвёл рассказ? Что же это за чудо? В чём необычность восприятия увиденного рассказчиком?

Необычно восприятие рассказчиком петушиного пения утром, необычны чувства автора, необычны образы героев.

Ребята, цель нашего урока – чтение и анализ рассказа. Поэтому давайте разделимся на группы, и каждая группа получает задание.

V . Работа в группах . Раздаются листочки с текстами(см. Приложение 2)

Инструктаж групп.

VI . Отчёт групп

Слово учителя.

- Откуда такое восприятие? Только потому, что Куприн обладал поэтической натурой? Где происходят события?

- В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине. Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России .

Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

В 1923 г. появился рассказ «Золотой Петух».

В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

Чудесна и одухотворена природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью. А жизнь- это солнце, тепло, любовь ко всему живому. И вот таким даром любви и обладал А.И.Куприн - даром любить, восхищаться прекрасным вокруг себя.

Итак, о чём рассказ «Золотой петух? .Тема? Основная мысль?

Тема: красота мира природы

VII . Проверка понимания содержания текста .

Понять идею произведения нам помогает его композиция. Поработайте в парах. Вам надо восстановить цитатный план в правильной последовательности. Проверка (СЛАЙД 9)

Вернёмся к началу урока. Совпали ваши ожидания перед чтением текста? Смысл заглавия рассказа: «Золотой петух» -это солнце, без которого жизнь на земле невозможна.(СЛАЙД 10)

Мы сейчас структурируем содержание рассказа в виде солнца.(на магнитной доске). Первый круг – это композиция (цитатный план.) Второй полукруг – тема произведения. Третий полукруг – основная мысль. А художественно-выразительные средства и чувства автора– это лучики солнца (работа 1и 2 группы)

Создание солнышка.

VIII . Итоги урока.

Мы достигли цели урока?

Задачи все выполнили?

IX .Рефлексия.

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? С каким настроением вы уйдёте с урока?

Поднимите руки-лучики верх, если урок вам понравился.

Все работали хорошо. Мне было очень приятно с вами работать. Особенно хочу отметить работу…

Домашнее задание :Напишите отзыв- впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

Приложение 1

Мини-словарик к рассказу А.И.Куприна «Золотой петух»

Леги о н

1. В Древнем Риме: крупная войсковая единица. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

2. Название особых воинских частей в некоторых странах. Иностранный л.

Ког о рта

1. В Древнем Риме: отряд войска, десятая часть легиона. Одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт

Пиан и ссимо -нареч. (спец.).

Очень тихо, тише, чем пиано.

Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями.

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

Приложение 2

Задание 1 группе: Пение петухов для рассказчика – это музыка. Как передано в рассказе особое звучание петушиного пения? Какие выразительные средства языка использует автордля описания петушиного пения? Выпишите их на листочки-лучики.

    « Я не вдруг понял, что это пели петухи. Прошло много секунд, пока я об этом догадался. Мне каза­лось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы , посылая ввысь звуки изумительной чисто­ты, красоты и звонкости...»

    «Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажор­ный аккорд на фоне пурпурно-золотого do!»

    Временами ближние петухи на несколько мгно­вений замолкали, как будто выдерживая строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась всё дальше и дальше до самых отдалённых мест и, точно отразившись там, возвращалась на­зад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким пе­вучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатыва­лись с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге...

    Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сла­достно наполняла и насыщала слух. Что за стран­ное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть, всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную ра­дость боя... Или, может быть, сегодня празднуется день трёхсотого тысячелетия памяти Древнего Пе­туха - праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми ле­сами, полями и реками?

    Вот и солнце. Ещё никогда никто - ни человек, ни зверь, ни птица - не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда всё в мире становится из бледного, розового - ро­зово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь про­низал всё: и небо, и воздух, и землю. Напрягая по­следние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поёт велико­лепное славословие бесчисленный петушиный хор ! И теперь я уже не понимаю - звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн си­яет солнечными лучами?

    Великий Золотой Петух выплывает в небо в сво­ём огненном одиночестве. Вот он, старый прекрас­ный миф о Фениксе - таинственной птице, кото­рая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскалённых углей! Постепенно смолкают земные петухи. Сначала ближние, потом дальние, ещё более дальние, и, наконец, где-то со­всем уже на краю света, почти за пределами слу­ха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо. Вот и оно растаяло.

Задание 2 группе . Прочитайте текст. Какие же чувства испытывает рассказчик, слушая музыку солнечного утра. Выпишите их на листочки-лучики.

    «Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам - мощным и звонким, - от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

    «И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, - все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах.»

    «Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара?»

    «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

Задание 3 группе. Прочитайте текст.С кем или с чем сравнивает рассказчик образ петуха? Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

«Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сла­достно наполняла и насыщала слух. Что за стран­ное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть, всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную ра­дость боя... Или, может быть, сегодня празднуется день трёхсотого тысячелетия памяти Древнего Пе­туха - праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми ле­сами, полями и реками?»

«И наконец, может быть, - подумал я, - сегодня, перед самым длинным трудовым днём лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.»

Задание 4 группе. Прочитайте текст.С кем или с чем сравнивает рассказчик солнце?

«Великий Золотой Петух выплывает в небо в сво­ём огненном одиночестве. Вот он, старый прекрас­ный миф о Фениксе - таинственной птице, кото­рая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскалённых углей! Постепенно смолкают земные петухи. Сначала ближние, потом дальние, ещё более дальние, и, наконец, где-то со­всем уже на краю света, почти за пределами слу­ха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо. Вот и оно растаяло.»

«Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

«Вот и солнце. Еще никогда никто - ни человек, ни зверь, ни птица - не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда все в мире становится из бледного розового - розово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю - звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе - таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей! Постепенно смолкают земные петухи. Сначала ближние, потом дальние, еще более дальние, и, наконец, где-то совсем уже на краю света, почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо. Вот и оно растаяло.

Приложение 3

Цитатный план.

1.«Случилось это чудо».

Цитатный план.

(Восстановите последовательность пунктов плана)

1.«Случилось это чудо».

2.«Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

3.«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

4.«Что за странное, что за необыкновенное утро!»

5.Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

6. «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

7.«Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

Цитатный план.

(Восстановите последовательность пунктов плана)

1.«Случилось это чудо».

2.«Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

3.«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

4.«Что за странное, что за необыкновенное утро!»

5.Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

6. «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

7.«Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

Большой круг:1 полукруг-тема произведения, 2- основная мысль

Малый круг (накладывается на большой) с цитатным планом.

Эпитеты

метафоры

сравнения

Эпитеты

метафоры

сравнения

Чувства

чувства

чувства

Чувства

чувства

Cлайд 1

Cлайд 2

КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

Cлайд 3

Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»

Cлайд 4

Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.

Cлайд 5

2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »

Cлайд 6

В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.

другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»

«Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.

«Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.

«Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.

«Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…

«А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.

«Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

Тема : «Простое и прелестное чудо» (по рассказу А. И. Куприна «Золотой петух»)

Цели урока:

Образовательные: формировать осознание себя как части природы

Воспитательные: - усвоение общечеловеческих ценностей

Привития любви к природе

Воспитание вдумчивого читателя

Развивающие : - развитие бережного отношения к природе

Тип урока : Открытия новых знаний

Оборудование : интерактивная доска, слайды

Литература : учебник Меркина, рассказ А. Н Куприна «Золотой петух»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем урок.

    Мотивация

Ребята, знакомы ли вам такие произведения как «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Слон»?

Да, эти произведения вы изучали в начальной школе и их автором является А.Куприн. С каким рассказом Куприна вы познакомились дома?
(проверка ДЗ с помощью кроссворда)

3. Целеполагание

Верно, в ходе нашей работы мы проверим, как вы справились с этим заданием.

Ребята, обратите внимание на доску(слайд с темой). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Давайте сформулируем цели нашего урока и запишем их в тетрадь. Лена, прочти свои цели.

Хорошо. Сегодня мы узнаем о каком простом и прелестном чуде говорит Куприн в своем рассказе, но сначала давайте познакомимся с биографией писателя.

4. Новый материал

А. И. Куприн был очень ярким человеком, интересной личностью. Я думаю, что некоторые факты его биографии вам будут особенно интересны.

Александр Иванович Куприн прожил 68 лет. Куприн был мускулистым силачом с зоркими глазами, человеком энергичным, волевым, азартным и даже рискованным. Обратите внимание на его портрет.

Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена (вы представляете, в 43 года!), с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

Он любил жизнь, любил цирк, животных , особенно лошадей. Детство Куприна было тяжелым.

Его мама рано стала вдовой и в 6 лет его отдали на воспитание в сиротское училище.

Александр Инванович с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям .

Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.

Александр Иванович был человек очень смелый. Однажды он вошел в клетку со львами . Побыв в клетке несколько мгновений, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.

Куприн горячо любил Россию, хотя и прожил долгое время во Франции. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных.

Александр Иванович написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах. С одним из таких рассказов мы и будем работать сегодня.

(сообщение ученика об истории создания рассказа по учебнику)

Давайте теперь обратимся к самому рассказу «Золотой петух». Какое событие описывается в рассказе?

Да, верно, мы видим рождение нового дня.

Давайте обратимся к началу рассказа, к нашей 1 части. Какое словосочетание, прозвучавшее в данной части текста, передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающийся природы?

Что пробуждает природу?

Подумайте, что восхитило рассказчика в петушином хоре? Что он услышал в нем? Найдите ответ в тексте.

Если человек называет чудом такое обыденное ежедневное для деревни явление, то как это характеризует человека? Каким вы представляете себе героя?

(Звук петушиного крика)

Ребята, что это за звук?

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать его?

Подумайте, где и когда происходит это чудо?

Верно, и сам Куприн долгое время жил во Франции. Можно ли сказать, что в рассказе отражены реальные факты жизни писателя?

Да, это автобиографичный рассказ, т.е. рассказ, который содержит элементы из жизни автора.

Обратите внимание на описание пейзажа. Какие средства выразительности использует автор? Давайте назовем их, а потом найдем в тексте.

Правильно. То есть как герой воспринимает природу?

Совершенно верно. В описании мы с вами отметили одну любопытную деталь – паникадила каштанов. Давайте посмотрим что это такое (слайд). Мы видим, что паникадила – это атрибут храма. Герой не случайно использует это сравнение в характеристике. Он относится к природе не только, как к человеку, как к живому организму, но и как к храму, к священному месту.

Подумайте, кто может так точно, так красиво, возвышенно и поэтично описать природу?

Верно! Наш герой автобиографичен, это и есть сам Куприн. Потому что только писатель может так тонко чувствовать природу, так владеть искусством слова. И действительно, природа – сама по себе является хоть и такой привычной нам, но в то же время имеет много тайн и загадок, она является настоящим чудом.

Перейдем ко второй части рассказа. Давайте прочитаем эпизод со слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика» до слов «Я слушал эту чудесную музыку…».

А почему стыдливым?

Правильно. С чем сравнивает автор петушиный крик?

А какие ещё ассоциации вызывает у героя петушиный крик? Давайте найдем в тексте.

Верно.Давайте посмотрим на слайд, как выглядят римские воины (слайд)

Мы видим их воинственность, мощь, силу.

Как вы понимаете это сравнение?

Давайте посмотрим на значение новых слов: Когорта – отряд войск, десятая часть легиона (5-7 тыс пехотинцев инесколько сотен всадников) в Древнем Риме. Триумфатор-Цезарь – император-победитель. Цезарь – известнейший правитель Древнего Рима. Обратите внимание на картины на доске, где изображается Триумфальное шествие в Риме, и послушайте информацию об этом: Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

(картинки на слайде)

Опишите, что вы видите на картинках.

Какие ощущения вы испытываете, глядя на эти картинки?

Вам когда-нибудь доводилось видеть петуха?

Боялись ли вы его?

Петухи действительно сильные и иногда опасные существа. Они иногда дерутся друг с другом, борются за лидерство, устраивая петушиные бои. Давайте почитаем этот фрагмент в тексте. (не празднуют ли они самый долгий солнечный день).

Хорошо. Давайте посмотрим, как выглядят петушиные бои (слайд).

Хорошо. В тексте нам встретилось упоминание Древнего Петуха. На самом деле, петух всегда был не просто птицей для людей, с ним связано много различных мифов. Например, в греческой мифологии петух является атрибутом богини Афины, покровительницы ремесел, так как своим пением он поднимает людей на работу. Так же является символом воинственности, независимости. Изображение петуха – бдительного стража – часто помещали на крышах домов, на шпилях и башнях в виде флюгера.

У восточных славян считалось, что петух своим утренним криком отгоняет нечистые тёмные силы.

Почитаемой птицей является золотой петух в Китае. Каждый день он участвует в том, чтобы разбудить солнце. Вы знаете, что по китайскому календарю у нас есть год петуха.

(индивидуальное задание миф о Фениксе)

Молодец, спасибо. Мы прослушали различные мифы о петухе, о фениксе. И мы убедились, что петух – не просто птица. Что общего имеют все эти сказания?

Правильно. Давайте посмотрим видеофрагмент восхода солнца, обратим внимание, какая используется цветовая палитра. (видеофрагмент)

Какие цвета мы видим при восходе солнца?

Правильно. И что же общего у солнца и петуха? Чем они похожи?

Верно. И солнце, как и птица-феникс каждый день как бы умирает и рождается каждый день. Как вы считаете, является ли это чудом?

Хорошо. Таким образом, что является главным в данном фрагменте?

Правильно. Солнце взошло и петухи перестают петь. Третьей частью нашего рассказа является встреча героя с петухом.

Перескажите этот фрагмент от 3-его лица

Учитель: Можно ли назвать рассказчика сказочником?

Учитель: Поч ему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»?

Обратите внимание на фотографию лоншанского петуха. Чем примечателен этот петух? Чем он отличается от других? Опишите его. Действительно ли он имеет статный и важный вид?

Как вы понимаете финальный вопрос рассказа: «Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

Правильно. Герой понимает то, что не понимают другие. Автор преклоняется перед природой, не ставит себя выше неё. Об этом свидетельствует его фраза «Я знаю, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более». Он понимает, что природа сильнее, мощнее человека. И петух – как символ природы, её воплощение. Автор любит природу, а значит и саму жизнь. Такую обычную но в то же время такую загадочную! Жизнь является простым прелестным чудом. Давайте ещё раз вспомним характеристики нашего героя и запишем их. (выведено на слайде)

6. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. В чем же смысл называния «Золотой петух»?

Правильно. Так что же автор называет простым прелестным чудом?

Хорошо. Мы сегодня хорошо потрудились. Желаю вам так же полюбить природу, беречь её и заботиться о ней. Ведь природа – это и есть наша с вами жизнь. Такая простая и такая волшебная одновременно.

2 УРОК(письменная работа)

- Ребята, сегодня вы попробуете себя в роли писателей. Перед вами стоит задача: написать сказку про петуха. Главным героем рассказа Куприна является петух. Давайте составим группу поэтических образов к слову «Петух» по тексту. Каким предстает Петух перед нами? Он певец восходящего солнца, воин, царь, трубач, кудесник, глашатай нового дня; солнцепоклонник; царь.

Каким предстает перед нами пение петуха?

Пение петуха-мощное, звонкое, от которого дрожала каждая частица воздуха; победоносный крик; волшебный и могучий хор; человеческий оркестр; гимн, огонь, костер.

Можете преступать к работе над сочинением.

Да!

С рассказом «Золотой петух»

Мы будем говорить о биографии Куприна и о его рассказе «Золотой петух».

Цели нашего урока: познакомиться с биографией Куприна и выяснить, что он называет «простым и прелестным чудом».

В рассказе описывается восход солнца, как просыпается природа.

Простое и прелестное чудо

Петушиный крик

Удивили мощные звонкие звуки, казалось, дрожала каждая частица воздуха, казалось, трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной частоты, красоты и звонкости.

- Главный героя рассказа тонко чувствует природу (В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли... Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты

и звонкости), он был охотником, а значит, хорошо знает природный мир (В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях), герой относится к природе с большим уважением и считает ее живым существом (Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?)

Это и есть петушиный крик

Да, приходилось слышать крик петуха в деревне

Летом, в июне, недалеко от Парижа в городке Виль д;Авре, на даче.

Да.

Нежная ясность утра – эпитет; наивные ароматы трав – метафора; паникадила каштанов – метафора; обрывки ночного тумана – метафора; деревья проснулись и поёживались – олицетворение; деревья не видят и не слышат – олицетворение; дрожала каждая частица воздуха – олицетворение;

Герой воспринимает природу как живого человека, как единый организм, который живет, дышит, просыпается.

Писатель, поэт.

(Ученик читает)

Стыдливым часом

Это утренний час, когда природа тоже только проснулась, и ей нужно «одеться». Автор застал её как бы без одежды.

С человеческим оркестром. Но он жалок по сравнению с петушиной песней, которую автор называет волшебной, восторженной.

С римскими войсками, встречающими своего триумфатора-цезаря, с когортами, с легионами.

(ответы учеников)

Ощущение величественности и торжественности. Автор не случайно сравнивает песнь петуха с приветствием римского войска, она такая же торжественная и величественная, как и крики людей, приветствующих своего правителя.

Феникс – мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя, а затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям, из пепла возрождается сам Феникс. Феникс – символ вечного обновления и бессмертия. Этот миф связан с солнцем. Феникс – это и есть солнце, а солнце – это жизнь на земле.

То, что петух и солнце имеют много общего. Они неразрывно связаны друг с другом в понимании людей.

Желтый, золотой, красный, оранжевый, розовый, белый. Все цвета очень яркие, переливающиеся.

Солнце и петух оба просыпаются рано, петух возвещает приход солнца, петух имеет такой же яркий окрас, как и солнце – золотой, огненный.

Солнце, как и феникс каждый день умирает на заре, а на рассвете возрождается.

Главным является восход солнца.

Ученик: « В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые.»

(ученик пересказывает)

Ученик: Да, можно, т.к. он изображает петуха в мундире, в доспехах, с лентами. Петух смотрит с презрением на человека. Такое описание птиц свойственно сказкам.

Ученик: Человеку свойственно ощущать свое несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии.

Петух очень статен и горд, это боевой петух, который сравнивается с военным.

Несмотря на свою ничтожность, герой хочет любить такую огромную и мощную природу.

Любит природу, жизнь;

Внимательный;

Чувствительный;

Тонко понимает природу;

Ощущает себя частью природы

Петух такой же золотой, как солнце, они имеют много общего. Они воплощают жизнь.