Вопросы психологии        25.07.2020   

Иркутская история. Иркутская история Город на заре арбузов краткое содержание

АРБУЗОВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1908–1986), русский драматург. Родился 13 (26) мая 1908 в Москве. В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, болезнь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей. Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир. Сначала он был актером, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля П.П.Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нем школу; затем – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929). Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – Класс , 1930).

В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта. Отдавая дань эстетическим тенденциям «нового» искусства с его тяготением к прямолинейной лозунговости и в то же время фактографической точности и «производственному» сюжету, Арбузов формирует соответствующий репертуар, задумывает пьесу о шахтерах, для чего едет в донбасский рабочий поселок; знакомится с жизнью заводов и строек. Интерес вызывает у Арбузова театр Вс.Мейерхольда; начинающий драматург входит в кружок творческой молодежи, объединившейся вокруг Э.Гарина (А.Гладков, И.Шток, В.Плучек и др.). Первый большой успех принесла Арбузову комедия Шестеро любимых (1935; 2-я ред. 1958), написанная для журнала «Колхозный театр». В мае 1938 Плучек, Арбузов и Гладков, решив писать коллективно и методом импровизации пьесу о первых строителях Комсомольска, создали свою «Государственную театральную московскую студию», к которой вскоре стали близки Б.Слуцкий, П.Коган, Н.Майоров, Д.Самойлов и в которой в 1940, главным образом усилиями Арбузова, была создана пьеса Город на заре (первая постановка – февраль 1941; опубл. 1957) – хроника, героем которой явилось Время, а одним из действующих лиц – Хор комсомольцев-строителей города. За несколько месяцев студийцы дали более 40 спектаклей, о которых прошли бурные диспуты в МГУ и МИФЛИ. Во время Великой Отечественной войны часть студии превратилась во Фронтовой театр; Арбузов написал пьесу Бессмертный (1942; совм. с Гладковым) и Домик в Черкизове (1943; новая редакция – Домик на окраине , 1954).

Созданная в 1938 (окончательный вариант 1947) пьеса Таня сделала драматурга по-настоящему знаменитым. Спектакли по пьесе были сразу поставлены в театрах Новосибирска, Смоленска, Ярославля, Горького, затем почти во всех театрах страны (особенно успешной оказалась постановка 1939 в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли, ставшей отныне эмблематичной для актрисы).

С этой камерной лирической драмы о любви, семейном взаимопонимании и женском призвании (отдаленно проецирующейся на концепцию А.И.Герцена в романе Кто виноват ? с его тезисом самостоятельной социальной самореализации женщины как залога и ее личного счастья), вызывающей до сих пор много споров и не утратившей зрительского интереса вплоть до конца 20 в., начинается разработка в драматургии Арбузова психологических проблем. Так, одна из лучших пьес Арбузова Годы странствий (1954; первоначальное назв. – Ведерников ), охватывая время с 1937 по 1945, стремится дать картину не столько сюжетных перемещений, сколько «странствий» души мятущегося главного героя. Большой и продолжительный успех (в т.ч. на зарубежной сцене) выпал на долю пьесы Арбузова Иркутская история (1959), посвященной известной актрисе Юлии Борисовой, которая и сыграла главную роль в первой ее постановке на сцене Театра имени Евг.Вахтангова (реж. Евг.Симонов). Пьеса, сочетавшая черты монументально-героической, камерно-лирической и социально-бытовой драмы, в максимальной степени выявила свойственное Арбузову тяготение к острым ситуациям, нестандартным, «неправильным» и ярким характерам, вкус к органическому смешению театральных стилей и жанров, введению двух – «сиюминутно-бытийного» и высшего, «вневременного», философского – пластов сценического повествования.

Различные аспекты повседневной жизни современника, острота психологических коллизий – в пьесах Арбузова Потерянный сын (1961), Мой бедный Марат (1965), Счастливые дни несчастливого человека (1968), Сказки старого Арбата (1970), Мое загляденье (1972), Вечерний свет (1974), Старомодная комедия (1975), Ожидание (1976), Жестокие игры (1978), Воспоминание (1981), Победительница (1983) и др., всегда мелодраматичных и теплых и в большинстве своем встреченных с симпатией зрителем и критикой.

Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в свое время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов (в начале 1970-х годов был организатором студии-мастерской молодых драматургов).

Арбузов Алексей Николаевич (1908 - 1986), драматург.

Родился 13 мая (26 н.с.) в Москве в образованной, интеллигентной семье. Самым сильным детским впечатлением ребенка было море, куда семья ездила каждый год отдыхать. Начало войны 1914 застало Арбузовых на Рижском взморье, и им срочно пришлось уезжать. Арбузовы переехали из Москвы в Петроград, где шестилетний Алеша приобщается к театру, слушает оперу, ходит в кинематограф. Учится в частной гимназии (1916). Революция 1917 помешала ему получить систематическое образование.

В 9 лет ему пришлось столкнуться с крушением прежней жизни, и он с жадностью впитывает новые впечатления. Наступают тяжелые дни: голод, цинга, тиф. В 11 лет остается один, попадает в колонию для трудновоспитуемых. Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре мальчику довелось увидеть спектакль Разбойники Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил. А.Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.

Его жизнь немного упорядочивается: он живет у своей тетки В. Савич. Школу посещать отказался, так и не получил среднего образования.

В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, которой руководил П. Гайдебуров, блестящий актер и режиссер. Осенью, окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актеров свой Цех экспериментальной драмы. После его распада принимает участие в организации театра на колесах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса Класс была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха. После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда. Появляются новые друзья: В. Плучек, И. Шток и другие актеры и режиссеры. Весной 1932 он женился, у него появилась дочь.

Первая пьеса, которая была поставлена в Москве, Ленинграде и других городах и получила признание зрителей и критиков, была комедия Шестеро любимых (1935). В этом же году написана новая комедия Дальняя дорога. Арбузов всегда восхищался талантливой игрой актрисы театра Вахтангова Бабановой и пьесу Таня писал специально для нее. Таня была поставлена в 1939 Московским театром Революции и имела шумный успех. Ее ставили в 1960 - 70-е годы многие советские театры.

Премьера пьесы Город на заре состоялась 5 февраля 1941, но война помешала долгой жизни этого спектакля.

После войны Арбузов пишет комедию Встреча с юностью (1947), около пяти лет работает над драмой Годы странствий (1954). Арбузов становится одним из самых известных драматургов страны, чьи пьесы ставятся во многих театрах. Долгие годы совместного творчества связывали драматурга с театром им. Е. Вахтангова, в котором шли семь пьес Арбузова: Иркутская история, Двенадцатый час (1959), Потерянный сын (1961) и др. За границей начинают ставить пьесы А. Арбузова: в Лондоне - Счастливые дни несчастливого человека, Старомодную комедию, ее же ставят в Париже. 20 апреля 1986 Арбузов умер. Похоронен в Москве.

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки - Валя и Лариса. Валя - кассирша, ей двадцать пять лет. Это весёлая девушка, мало задумывающаяся о своём поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешёвка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Вали, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин - мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор - его первый помощник, электрик.

Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом - на танцы, но поскольку начальник, Степан Егорович Сердюк, даёт ему задание, касающееся починки экскаватора, Виктор просит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейке в парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, - раз про неё написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем. Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат. На Валин вопрос о причине развода отвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь, потому что одной - страшно.

Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьёт одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живёт не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж - хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо.

Комната девушек в общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, она не говорит о том, по какому поводу у неё собираются гости. Виктор обрадован тем, что будет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать.

За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит её выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от неё отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить.

Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей её любит и Виктору отказывает.

На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает.

Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы - Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.

Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идёт на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречает мальчика и девочку, которые присоединяются к нему: дети идут ловить рыбу.

Тем временем к Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть её и очень страдает. Валя же любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергей утонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спас их ценой своей жизни.

После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него, а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить. Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет её в иждивенчестве. Он любит Валю и хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, что когда-то сказал Сергей: что она должна идти учиться и работать. Зовёт её к ним в смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя она и не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни.

Пересказала

Арбузов Алексей Николаевич (1908 - 1986), драматург.

Родился 13 мая (26 н.с.) в Москве в образованной, интеллигентной семье. Самым сильным детским впечатлением ребенка было море, куда ездила каждый год отдыхать. Начало войны 1914 застало Арбузовых на Рижском взморье, и им срочно пришлось уезжать. Арбузовы переехали из Москвы в Петроград, где шестилетний Алеша приобщается к театру, слушает оперу, ходит в кинематограф. Учится в частной гимназии (1916). Революция 1917 помешала ему получить систематическое образование.

В 9 лет ему пришлось столкнуться с крушением прежней жизни, и он с жадностью впитывает новые впечатления. Наступают тяжелые дни: голод, цинга, тиф. В 11 лет остается один, попадает в колонию для трудновоспитуемых. Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре мальчику довелось увидеть спектакль "Разбойники" Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил. А. . Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.

Его жизнь немного упорядочивается: он живет у своей тетки В. Савич. Школу посещать отказался, так и не получил среднего образования.

В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, которой руководил П. Гайдебуров, блестящий актер и режиссер. , окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актеров свой "Цех экспериментальной драмы". После его распада принимает участие в организации театра на колесах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса "Класс" была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха. После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда. Появляются новые друзья: В. Плучек, И. Шток и другие актеры и режиссеры. Весной 1932 он женился, у него появилась дочь.

Первая пьеса, которая была поставлена в Москве, Ленинграде и других городах и получила признание зрителей и критиков, была комедия "Шестеро любимых" (1935). В этом же году написана новая комедия "Дальняя дорога". Арбузов всегда восхищался талантливой игрой актрисы театра Вахтангова Бабановой и пьесу "Таня" писал специально для нее. "Таня" была поставлена в 1939 Московским театром Революции и имела шумный успех. Ее ставили в 1960 - 70-е годы многие советские театры.

Премьера пьесы "Город на заре" состоялась 5 февраля 1941, но война помешала долгой жизни этого спектакля.

После войны Арбузов пишет комедию "Встреча с юностью" (1947), около пяти лет работает над драмой "Годы странствий" (1954). Арбузов становится одним из самых известных драматургов страны, чьи пьесы ставятся во многих театрах. Долгие годы совместного творчества связывали драматурга с театром им. Е. Вахтангова, в котором шли семь пьес Арбузова: "Иркутская история", "Двенадцатый час" (1959), "Потерянный сын" (1961) и др. За границей начинают ставить пьесы А. Арбузова: в Лондоне - "Счастливые дни несчастливого человека", "Старомодную комедию", ее же ставят в Париже. 20 апреля 1986 Арбузов умер. Похоронен в Москве.

Советская литература

Алексей Николаевич Арбузов

Биография

Арбузов Алексей Николаевич (1908 - 1986), драматург.

Родился 13 мая (26 н.с.) в Москве в образованной, интеллигентной семье. Самым сильным детским впечатлением ребенка было море, куда семья ездила каждый год отдыхать. Начало войны 1914 застало Арбузовых на Рижском взморье, и им срочно пришлось уезжать. Арбузовы переехали из Москвы в Петроград, где шестилетний Алеша приобщается к театру, слушает оперу, ходит в кинематограф. Учится в частной гимназии (1916). Революция 1917 помешала ему получить систематическое образование.

В 9 лет ему пришлось столкнуться с крушением прежней жизни, и он с жадностью впитывает новые впечатления. Наступают тяжелые дни: голод, цинга, тиф. В 11 лет остается один, попадает в колонию для трудновоспитуемых. Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре мальчику довелось увидеть спектакль Разбойники Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил. А.Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.

Его жизнь немного упорядочивается: он живет у своей тетки В. Савич. Школу посещать отказался, так и не получил среднего образования.

В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, которой руководил П. Гайдебуров, блестящий актер и режиссер. Осенью, окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актеров свой Цех экспериментальной драмы. После его распада принимает участие в организации театра на колесах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса Класс была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха. После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда. Появляются новые друзья: В. Плучек, И. Шток и другие актеры и режиссеры. Весной 1932 он женился, у него появилась дочь.

Первая пьеса, которая была поставлена в Москве, Ленинграде и других городах и получила признание зрителей и критиков, была комедия Шестеро любимых (1935). В этом же году написана новая комедия Дальняя дорога. Арбузов всегда восхищался талантливой игрой актрисы театра Вахтангова Бабановой и пьесу Таня писал специально для нее. Таня была поставлена в 1939 Московским театром Революции и имела шумный успех. Ее ставили в 1960 - 70-е годы многие советские театры.

Премьера пьесы Город на заре состоялась 5 февраля 1941, но война помешала долгой жизни этого спектакля.

После войны Арбузов пишет комедию Встреча с юностью (1947), около пяти лет работает над драмой Годы странствий (1954). Арбузов становится одним из самых известных драматургов страны, чьи пьесы ставятся во многих театрах. Долгие годы совместного творчества связывали драматурга с театром им. Е. Вахтангова, в котором шли семь пьес Арбузова: Иркутская история, Двенадцатый час (1959), Потерянный сын (1961) и др. За границей начинают ставить пьесы А. Арбузова: в Лондоне - Счастливые дни несчастливого человека, Старомодную комедию, ее же ставят в Париже. 20 апреля 1986 Арбузов умер. Похоронен в Москве.

Арбузов Алексей Николаевич – известный российский драматург (1908 - 1986). Родился 13 мая 1908 г. в Москве семье интеллигентов. В детстве он любил отдыхать с семьей на море. Вначале войны в 1914 г. семья Арбузовых переехала из Москвы в Петроград, где началось приобщение Алексея к театру. С 1916 г. он начинает учиться в частной гимназии, однако революция 1917 г. помешала ее окончить и получить образование.

С 9 лет Алексею Арбузову пришлось столкнуться с проблемами взрослой жизни. В это время в стране наступает голод, и развиваются инфекционные болезни, такие как цинга и тиф. В 11 лет он остается без родителей и попадает в колонию для трудновоспитуемых детей. Спасением для него становится театр. Жизнь Арбузова начинает понемногу упорядочиваться. Он переезжает жить к своей тете В. Савич, но отказавшись посещать школу, так и не получает среднего образования. С 14 лет Алексей работает в Мариинском театре в профессии статиста. Спустя 2 года, когда ему исполнилось 16 лет, Арбузов попадает в драматическую студию. После окончания студии он поступает в труппу талантливого актера и режиссера Гайдебурова. В 1928 Арбузов покидает театр и создает свой собственный Цех экспериментальной драмы, в который входят молодые актеры. Затем он организовывает театр на колесах, гастролирующий по малым городам России. После провала в драматургической деятельности Арбузов поступает в московский театр Мейерхольда. В 1932 году Алексей Арбузов вступил в брак, и у него родилась дочь.