Праздники        06.11.2020   

Интервью король и шут. «Если ты реально панк, гордиться здесь нечем»: интервью с экс-музыкантом «Король и шут» Александром Леонтьевым

интервью

Саунд чек группы "Северный Флот" 15.11.2018

15 ноября в харьковском арт-клубе «Жара» выступила популярная российская группа «Северный Флот», основанная музыкантами группы «Король и шут» в 2013-м году, после смерти лидера группы Михаила Горшенева.

Концерт прошел замечательно: «Северный Флот,только вперед!» — кричала толпа. Музыканты во главе с солистом Александром Леонтьевым (который также является и гитаристом, и автором текстов и музыки), отлично отработали программу. Вышли на бис, во время которого прозвучала старая песня «Короля и шута» «Счастье».

Концерт был посвящен презентации нового альбома «Иной». Нам удалось пообщаться с группой перед концертом, и поприсутствовать на саунд-чеке.


Как доехали? Вчера еще были в России?

А. Л.: Да, мы еще вчера вечером были в Белгороде. Вылезли из поезда, и на автобусе двинули сюда. Просто на автобусе границу как-то проще проходить. У нас же куча аппаратуры, все эти декларации заполнять… Короче, геморрой.

С приездом! Рады приветствовать в Харькове. Как вам вообще наш город? Какой раз у нас?

А. Л.: Харьков… За парней всех говорить не буду. Но думаю, то же самое. Нам Харьков всегда нравился. Не приплетая политику, я родился в СССР, для меня мы все равно, конечно, братья. Хотя сейчас, сами понимаете, много чего, конечно, происходит уже много лет. Без обид, но Харьков, наверное, среди городов самый русский. Может потому что близко к границе. Как-то Харьков производит впечатление, ну не будем говорить российского, советского города. Тем более, здесь так и осталось все более-менее похожим на то, что было.

Мы тут с небольшими перерывами, наверное, уже лет 20 как приезжаем. Когда-то приезжали с «Королем и Шутом», сейчас вот с «Северным Флотом». Харьков у нас в турах всегда. Тем более что у нас в «Короле и Шуте» был директор Сашка Гордеев, может он сегодня придет, он из Харькова, например. И у нас тут всегда и баньки были итак далее. В общем, город такой, из родных, скажем так.


Группа «Северный Флот» саунд чек

А теоретически, могли бы представить, что вы тут живете?

А. Л.: Ну почему нет. Я могу жить где угодно. Где моя семья — там и я. У меня понятие о родине довольно личное. Это моя семья. Спокойно мог бы жить в Харькове. Я жил в Приднестровье, жил в Кишиневе, это как раз для меня более комфортные широты и климат. Да и чисто по-человечески, я люблю северных славян, а южные славяне мне с детства ближе, потому что я из них вырос. Жил бы че… Девушки здесь красивые, парни крепкие, че еще надо, народ веселый.

Не приплетая политику, я родился в СССР, для меня мы все равно, конечно, братья. Хотя сейчас, сами понимаете, много чего, конечно, происходит уже много лет. Без обид, но Харьков, наверное, среди городов самый русский. Может потому что близко к границе.

А скажите, у нас бытует такое мнение, что Харьков похож на Питер по некой культурной направленности, интересно вашу сторону услышать, похож или все-таки это харьковчане придумывают?

А. Л.: Сложно сказать. На мой взгляд, нет, не похож. Не в обиду Харькову. Совершенно разные города по ощущениям. Может быть, потому что те харьковчане, кого я знаю, они «не питерские люди». Они как-то повеселее и попроще. Но опять же, надо понимать, что Питер во многом имеет славу культурной столицы за счет старых заслуг. Потому что люди, которые составили его интеллигентность и спокойную красоту, они в блокаду полегли. У города тяжелая история. У нас, собственно про это и песня есть, которая называется, причем, «Ленинград», а не Санкт-Петербург, потому что те люди, они в Ленинграде жили. Ну, культурная столица, — это немножко такой надуманный момент. Хотя, безусловно, в плане архитектуры и публики… По поводу Харькова.. Ну скажем так, в Украине много провинциальных городов. В хорошем значении этого слова, народ такой простой веселый, и в морду дать может, и посмеяться. Харьков, наверное, все-таки — это культурная столица. Тем более, насколько я понимаю, он столицей и был когда-то.

Да, первая столица.

А. Л.: Столица она накладывает определенные вещи. Ну, видимо, их сближает то, что как и Питер был когда-то столицей России, так и Харьков был когда-то столицей Украины. А бывший столичный город имеет налет культурной интеллигенции. Наверное, это их и объединяет.


Расскажите, пожалуйста, про ваш новый альбом, с презентацией которого вы приехали…

А. Л.: Его надо слушать… Это как у художника спросить о его картине.

https://youtu.be/GNJ4cfeuoJA

Хорошо, чего такое название?

А. Л.: Здесь несколько моментов. Во-первых, по названию песни, хотя, это, наверное, во-вторых… А во-первых, потому что альбом, по сравнению с предыдущими получился несколько иным. Он немножко в другой стилистике выдержан. Там есть жесткие номера, и мягкие номера. Как и, собственно, в предыдущем альбоме.Просто предыдущий альбом был выдержан в более таком северо-ментальном стиле. Здесь мы немножко хотели добавить такого качественного британского рока. И по звуку, и по прихвату. Тем мне творчество и нравится, что можно идти, куда хочешь. Нет никаких рамок. Я и парни, нам никогда не интересно рубить одно и тоже. И очень мало есть коллективов на земле, которым удается в одной струе постоянно выпускать альбомы. Их можно по пальцам двух рук пересчитать. AC/DC, например.

Горшок и по жизни то был легендарным, а сейчас так вообще, вряд ли его когда-то забудут. Должны, я не знаю, столетия пройти. Уж больно парень был ярок и крут, и много чего сделал. Хорошего, плохого. Не стоит из него прям Исусика лепить, что он прямо ходил и фиалки всем дарил

Даже метры, Metallica, постоянно экспериментируют, потому что творческая жизнь – это и есть, когда ты постоянно пробуешь новое. Иногда неудачно что-то, черт с ним. Иногда, чтобы подняться и сделать что-то действительно крутое, нужно сделать сначала что-то, может быть, не крутое. Как выплеснуть энергию в другое русло. Он действительно немного иной. Как показывает концертный опыт, народ принял его. Хотя как всегда за нами тянется шлейф «Король и Шут», от которого мы никак не можем избавиться, который дико раздражает. Мы очень ценим свое прошлое. И многие нашу работу, даже хорошую, воспринимают критически, просто потому что до сих пор находятся персонажи, ждущие какого-то«Короля и Шута». Его нет, не будет, и не может быть. Объяснено сто раз и как бы бессмысленно изгаляться на эту тему.

Народ такой простой веселый, и в морду дать может, и посмеяться

А есть в новом альбоме какие-то минусы, ну, на ваше мнение?

А. Л.: Мое мнение, минусов у него нет. Мне он нравится весь и целиком.

Я смотрела некоторые ваши интервью за прошлые годы, вы там говорите о некой мизантропии и самокопании… Подскажите, самокопание — это исключительно положительная черта, или есть какие-то минусы у нее? Всякий ли умный человек им занимается?

А. Л.: На мой субъективный взгляд, как взрослого мужчины, самокопание– один из совершенно необходимых признаков характера любого думающего человека. И не просто думающего, а старающегося быть порядочным. Потому что люди, которые не испытывают угрызений совести, стопроцентные м**аки. Вот и все. Самокопание– это совершенно необходимая вещь. Потому что в первом альбоме было сказано,что весь мир внутри нас и изменять его нужно начиная с себя. Либо изменять свое к нему отношение, либо как-то подстраиваться, в общем, как-то меняться. Потому что изменить мир никто не в силах. А себя, можно. Поэтому самокопание — это абсолютно нормальная вещь. Я вообще не доверяю людям, которые полностью собой довольны. Это попахивает каким-то…

Нарциссизмом?

А. Л.: Много есть плохих слов на эту тему. В целом человек, который полностью собой доволен, он м**ак. Не будем говорить говно, хотя тоже это есть.

https://youtu.be/GSoM9tEnpYE

А скажите, внутренняя свобода живет в вас?

А.Л.: Ну конечно…

Она сильно ограничена обществом и рамками какими-то?

А. Л.: Нет, многие особенно молодые люди путают внутреннюю свободу и свободу анархическую внешне. Общество ограничивает внешнюю свободу, и это правильно. Потому что человек существо социальное, и надо жить так, чтобы не наступать на ноги другим людям. Внутренняя свобода – это другое, на мой взгляд, прежде всего, ее находят люди в творчестве. Мы вот ее в творчестве нашли. Для нас это внутренняя свобода. Мы можем делать, что хотим. Мы ничем и никем не ограничены.

Мы не пытаемся понравиться всем. Хотя многие считают это невозможным. Это возможно. Можно написать материал попроще и речевки покороче, писать не песни, а песенки, иметь больше просмотров на ютубе, раза в 4 больше зарабатывать. Ну а на хрена? Не вижу в этом смысла никакого.

А к панкам себя относите? Имеется в виду не внешний облик, а состояние души?

А. Л.: Нет, и никогда не относил. Быть панком тяжело и недолго. Настоящий панк – человек рано умирающий. На мне лежит социальная ответственность в виде троих детей и жены, я не могу быть панком, не хочу. Многие люди ошибочно считают, что они панки, и этим гордятся. Даже если ты реально панк, здесь гордиться особенно и нечем. Ну ты панк, а я не панк. Че тут гордиться? Это мне напоминает «Я христианин, горжусь», «А я вот католик, горжусь», «А я иудей». И все гордятся. А чем гордиться? Две руки, две ноги. Гордись тем, что ты не козел, а это все…причисление себя к какой-то когорте, это всего лишь ты означает, что ты трус и прячешься за множеством. Тебе в толпе комфортнее, таких же, как ты. Поэтому ты считаешь, что ты такой индивидуум. Нет, я не панк. Единственная панковская черта во мне – мне абсолютно насрать, что я не панк.


Не могу не затронуть тему Горшенева, если вы не против.

А. Л.: Какого старшего?

Михаила. Горшок жив, как вы считаете?

А. Л.: Как я считаю? Я лично видел, как он умер.

Многие нашу работу, даже хорошую, воспринимают критически, просто потому что до сих пор находятся персонажи, ждущие какого-то«Короля и Шута». Его нет, не будет, и не может быть. Объяснено сто рази как бы бессмысленно изгаляться на эту тему

В метафорическом смысле.

А. Л.: В метафорическом, конечно, память о нем никогда не помрет. Он и по жизни то был легендарным, а сейчас так вообще, вряд ли его когда-то забудут. Должны, я не знаю, столетия пройти. Уж больно парень был ярок и крут, и много чего сделал. Хорошего, плохого. Не стоит из него прям Исусика лепить, что он прямо ходил и фиалки всем дарил. Парень и косячил бывало, но все это он делал искренне и честно, и с огромной внутренней силой. Таких людей не забывают. Словами кидаться «Горшок жив» и так далее, мне это напоминает «Ленин жил, жив, и Ленин будет жить».

Когда это все произошло, у нас в Харькове мероприятие было, и меня поразило, все фанаты, им тогда было далеко за 20, очень хорошо, без алкоголя почтили память Михаила. И фестивали тоже были у нас в Украине, где почтили память Горшка, настолько культурно, что меня в хорошем плане это удивило. И потом у нас началась такая тенденция в городе, что много групп харьковских, ну и полтавских там, начали петь песни «Короля и Шута», и устраивать кавер-концерты. Как вот ваша точка зрения, должны они были это делать, или все-таки это неправильно?

А. Л.: Да никто ничего не должен. Если хотят, пускай делают, мне жалко, что ли? Какое у меня может быть отношение? В момент, когда Мишка закрыл глаза и ушел от нас, он стал легендой. Теперь это не просто неизбежно, это такая тема, она есть, она будет. Хотят – пусть поют эти песни. В этом смысл этой короткой жизни был. Музыка остается, музыка осталась. И ее нужно играть. Пусть поют. Мы не можем кому-то как-то запрещать. Единственная просьба, играть это нормально. Дело касается, даже не КИШа, а любого тяжелого материала. Если ты совсем уже кривой, ну не берись, блин, научись играть с простого, «Мурку»вот… Как я начинал с этого, постепенно стал играть вещи потяжелее, типа «Извозчик», Розенбаум. Короче, с уважением нужно к материалу относиться. Стараться. Мишку помнят, Мишку знают, и это круто, это здорово.

Давайте о вашем творчестве поговорим. Вы пишите тексты для вашей группы, правильно? Тексты вы пишите только сами или сотрудничаете с соавторами?

А. Л.: Вот в последнем альбоме несколько текстов с Яковом написали. Я сам не успевал. Я не только тексты, и музыку тоже пишу.

А вот по поводу текстов, для инструмента написания блокнот или ноутбук?

А. Л.: Для меня это бумага, однозначно. Я иногда накидываю фразы, когда под рукой бумаги нет. В телефон или планшет. Но однозначно, работа над текстом только на бумаге. Это старая закалка.

А что сначала идет текст или музыка?

А. Л.: Музыка. Только музыка.


А были ли идеи написать песню, например, на украинском, на белорусском языках?

А. Л.: Были идеи, да, перевести. Но это тяжеловато делать. Готовый материал перевести, чтобы это было круто. Тем более украинский язык от русского в плане внешней формы сильно удаляется. Слова, которые были раньше сходны, сейчас они уже не сходны. Ну, короче, трудновато. Это считай, что заново нужно писать тексты. Руки пока не доходят. Да и зачем? Украина – не Франция. Есть даже люди, которые принципиально по-русски не говорят, я понимаю, чего, обычное дело. Но они все равно понимают нас. Все знают русский язык. Не вижу какой-то нужды. Так для галочки записать песню на украинском? Тем более мы привыкли делать так, чтобы было хорошо. Несмотря на мое детство, проведенное в Приднестровье там немножко другой был говор. Там Одесская область была рядом. Там по-другому в Советские годы, в 80-е годы, я все равно не могу сказать, что у меня будет реально хорошее произношение. И зачем кривляться-то? Может когда-нибудь и получится.

По поводу «Нашествия», вы классно выступили на «Нашествии» — 2018. Как вам атмосфера, эмоции?

А. Л.: Ну как… «Нашествие», ну народу много. Сцена побольше, чем обычно. Это ж обычный концерт. Волнения слегка побольше. За парней не скажу, я удовольствия получаю больше на маленьких концертах. Скажу немножко пошловато,на результат секса совершенно не влияет размер женщины, с которой ты им занимаешься. Здесь важны несколько другие вещи. А концерт, можно к сексу приравнять. Концерт — это же взаимопроникновение, это очень близкое общение, довольно интимное. Энергии тянутся друг к другу. Поэтому, нашествие – круто.

В плане масштаба, бывали у нас фестивали и побольше. Тот же «Атлас» киевский, пару лет назад там народу было побольше. Были фестивали поменьше, где тоже было хорошо. Например, «Мост» архангельский. «Нашествие» – это просто такое знаковое событие, освещается много где. Это круто. Но если говорить, про ощущения отконцерта, ну да… Даже фиговато. Так как обычно на сет тебе дают 5-6 песен. Этого мало. Хочется хотя бы десятку сыграть. Не успеваешь опомниться, а тебе уже пора валить.

Когда ждать новый клип. Какие планы?

А. Л.: По нынешним временам клипы надо снимать. Все хотят зырить, все на ютубе. Но, блин, это нам не удается. Мы много сил вкладываем в музыку. Мало времени остается. И все время это через жопу получается. Пару было клипов, более-менее нормальных. С клипами это непредсказуемо. Будем стараться что-то делать. Поглядим.

А планы дальнейшие творческие? Сейчас презентация альбома, в будущем что?

А. Л.: Да какие планы, мы ж не пятилетку планируем… Музыкой заниматься будем. Будет альбом. Сейчас потихоньку начинаю в голове складывать,какие-то наметки себе делаю. Это процесс долгий, это может полгода длиться,может два года длиться, не знаю… Вдохновение вещь такая, за деньги непродается, к сожалению.

https://youtu.be/GHG3Eovc4Z8

Давайте поговорим о путешествиях. Какой любимый город в России?

А. Л.: Москва

А какой любимый город в мире?

А. Л.: В мире много хороших городов, которые мне нравятся. Мне очень, очень-очень-очень нравится Хельсинки, Одесса, Таллин. Мне очень нравится Париж. Очень нравится. Мне очень нравится Сан-Франциско. Мне очень-очень-очень нравится Нью-Йорк, центральная его часть. Азия нравится меньше. Бангкок, как-то, много народу, грязновато. Вообще, мне нравится французская глубинка. Например, небольшие городки, такие уютненькие. Французская глубинка. Вокруг Парижа, Леона. Очень много крутых там городков…

А в замках Луары были?

А. Л.: Да там во Франции замки на каждом шагу. Вот это и прельщает. Страна вся благоустроенная. Нет такого как в России или Украине… Огромная территория, из цивилизации когда выезжаешь, а потом 200 км едешь, какое-то говно вокруг: покосившиеся заборы, дома. Понимаете да, о чем я? В Украине все это есть, просто в меньших масштабах, просто потому что она меньше России. Франция она вся такая, красивая. Наверное, потому что они все это веками наживали. У нас же все время 60-80 лет, революция какая-то, какой-то переворот, война. А они даже в войну умудрились все это сохранить… Как-то они помягче, наверное.

А вы часто путешествуете?

А. Л.: Да, я часто путешествую.

Просто или по работе?

Да, просто. Бывает так, что мы и группой ездим. А так, мы с детьми ездим. Тайланд, Турция, Кипр, Греция, Испания. Кстати, в Испании тоже очень красивые города. Например, Эликанте, Валенсия, множество городов мелких, Коста Бланка. Вот в этом году мы планируем в Испанию поехать. Захватить и Мадрид, и Барселону, и Соломанку. Просто Испания довольно большая страна.

Сами строите свое путешествие? Покупаете билеты, бронируете отели?

А. Л.: Конечно, сами. Сейчас же это все элементарно. Билеты купили, жилье сняли, машину арендовали, прилетели, поехали куда-нибудь. И так уже давно. В последний раз покупали путевку в Тайланд, в 2006 году, на новый Год, 12 лет назад.

Наталия Печник

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В начале нулевых группа «Король и шут» заменяла подростку весь богатый набор современных рэперов. Песни-истории о нечисти и сказочных героях неожиданно попали в яблочко и стали символом эскапизма - побега из суровой действительности в несуществующий, но увлекательный мир. В этом году группе исполнилось 30 лет, параллельно случилась еще одна дата - 5 лет со дня смерти лидера группы Михаила Горшка Горшенева. Onliner.by встретился с его другом и бывшим участником «КиШа» Андреем Князевым и поговорил про славу, деньги, наркотики и любовь.

«Горшок подумал, что я вообще зэк какой-то»


Если оглядываться на то время, когда вы начинали «Король и шут», складывается впечатление, что Санкт-Петербург того времени был одним огромным творческим котлом…

Время было мощное: «красная» волна русского рока с нашего ракурса выглядела очень сильной молодежной движухой с большим количеством лидеров, каждый из которых может отстаивать свою точку зрения на любых провокационных передачах. Это была некая проверка на вшивость: любой уважающий себя рокер должен был уметь ответить. В этом плане времена были посложнее: я сам ходил на концерты и видел летящие в Жанну Агузарову помидоры. Человек мог купить билет, просто чтобы унизить артиста. Сейчас люди более мягкотелые: в интернете все храбрецы, а на улице все по-другому происходит. В те времена в роке было круто, когда пацан мог сам сказать слово, завоевать авторитет.

Когда мы с Михой начинали, то думали, что нам не протиснуться. Реально все ниши были забиты: Костю (Кинчева. - Прим. Onliner.by) в его концепции не переплюнуть, Шевчук - тоже серьезный дядька, концептуальный, Витька Цой - отличный лирик, и музыка его тогда очень заходила. Но когда мы начали нашу тему с песнями-историями и сказками (хотя Горшок не любил слово «сказки»), она постепенно начала набирать большой успех. Казалось бы, рокерам того времени это было не нужно, потому что ценилась идейность, концепция, символизм. Но народ начал на нас реагировать, и стало понятно, что с этим нужно считаться.

- Помните день, когда вы познакомились с Горшком?

Мы с Горшком познакомились в реставрационном училище. Первая четверть, только началась учеба - ко мне привязался какой-то мальчуган, очень смешной: ему надо было с кем-то дружить, а мне надо было присмотреться. Я тогда пришел лысый, потому что был после деревни и мне пришлось из-за насекомых постричься, и Горшок подумал, что я вообще зэк какой-то и нашел себе «шестерку». Горшок был короткостриженый, у него была обычная голубая рубашка, брюки со стрелками, и я решил, что он папенькин сынок. Мы сошлись на приколе: Миха начал ржать над моими шутками, а у меня они всегда были специфические - простой человек с обывательским умом не всегда врубался, что я имею в виду. А я купился на его приколы: у Горшка были безбашенные шутки, хоть его в то время все-таки дисциплинировал отец. Когда мы с ним связались, мы дали друг другу обоюдную поддержку по жизни, потому что человеку одному гораздо тяжелее, чем вдвоем. Это преимущество дружбы.

Общий интерес мы сразу нащупали. Миха однажды принес магнитофон со своими записями, и они мне сразу понравились. А потом притащил гитару, но то, что он там напел, уже было не очень: он придумал абсолютно дурацкую песню и начал ее петь - это был протест против всех, кто т…хается. Не в том плане, что вообще. Просто тогда в быдлокругах было модно распространять тему: нормальный пацан, телок т…хает. Те годы - это реальная потеря нравов. Например, нормальный парень думает о том, что с девушкой нужно познакомиться, поухаживать за ней, а х…вый парень думает, как ее сразу запеленговать и т…хнуть. Меня это бесило и Горшка бесило, соответственно, он написал какую-то странную и смешную песню про СПИД. При этом сам Миха был вежливый, уважительный и даже в какой-то степени скромный.

- Начало девяностых - специфический период…

У родителей время было не очень простое. Они же все дети военных, а военные - люди с тяжелой судьбой. Денег ни у кого не было, родителям приходилось много работать, и на воспитание времени ни у кого не оставалось, так что мы были предоставлены сами себе. Нами мало занимались. Хотя Михин отец следил за ним, он был военный из КГБ, хотел своих сыновей сделать такими же. С Лешей у него, наверное, могло бы получиться: он был податливый. А Миша - бунтарь, он не принимал отцовскую диктатуру. Поэтому ушел из дома и уже не вернулся. К маме Миха всегда относился очень нежно, а про отца всегда говорил так: «Опять этот жлоб меня строить пытается». И если он говорил про кого-то «как мой отец», это всегда шло с позиции негатива. У Горшка был пожизненный спор с отцом. Я, разумеется, его поддерживал полностью, хотя у самого с Юрием Михайловичем были вполне доброжелательные отношения.

Миха долгое время жил у нас - у меня и Балу. Он каждый день обзванивал нас и договаривался, к кому и когда можно приехать переночевать, пожрать, потусоваться. Однажды я ему сказал правду: «Миха, может, тебя и прикалывает такой дикой цыганской жизнью жить, но ты не забывай, что мы все на шее у родителей сидим, потому что не работаем и деньги не приносим. Когда я тебя кормлю, мне предъявляют: а куда деваются продукты? Мне за это попадает и Балу тоже. Пацаны тебе не могут отказать, ты же друг наш, но вообще, это не по кайфу». Он тогда очень высоко оценил то, что я ему сказал. Мол, все остальные уже на меня косо смотрят, но правду никто не говорит, а ты вот взял и сказал.

«Миха называл наркотики одной из главных ошибок в своей жизни»


Вы долгое время катались на концерты в Москву за ящик пива. Никогда не возникало желания бросить всю эту музыку?

Мы не знали ничего лучше, чем ящик пива в качестве гонорара за концерт. Чтобы нам заплатили за выступление деньги? Это мечта любого музыканта: полностью посвятить себя музыке и получать за нее деньги. Эта мечта казалась недостижимой, поэтому мы радовались, получив ящик пива за свое любимое дело.

В постсоветское время получить гонорар казалось крутой штукой. Когда мы на практике заработали деньги, то купили на них гитары: работали как маляры на объекте - один из наших бывших музыкантов Рябчик договорился, что мы сделаем косметическую работу по помещению. Этих денег хватало, чтобы купить две гитары «Урал». За это нужно было содрать все обои, отшпатлевать и заштукатурить стены, покрасить потолки и привести в порядок пол. Мы с Горшком больше дурака валяли, чем работали. Помню, однажды целый день боролись: между друзьями всегда возникает момент, кто же все-таки сильнее. Тогда сильнее оказался Миха: он был крупнее меня. Но я тоже не проиграл, потому что так и не сдался и утомил его. По жизни эта тема у нас менялась: в какой-то момент я пошел в качалку и после этого Миху сам ломал. Горшок армрестлинг навязывал постоянно, причем у меня не было нужды мериться с ним силой, а вот у него был в этом какой-то принципиальный момент.


Вообще, у Горшка был очень сильно развит дух соперничества. Он не хотел пропускать вперед и считал, что если пропустит, то потеряет авторитет в моих глазах, которым очень дорожил. Это мешало мне в творческой реализации, потому что, если бы он хоть раз осознал, как я к этому отношусь, возможно, изменил бы свою политику. Мне неважно было первенство, мне было важно, чтобы в группе сосуществовали две творческие единицы, которые создают прекрасные песни, радуются этому и живут.

За свою идею и творчество мы, в принципе, могли даже жизнь отдать. Это была наша находка, наше открытие - наше все! Мир на тот период ничего интересного предложить нам не мог. Рушился советский строй, народ был в состоянии апатии: у кого-то, кто верил советским идеалам, ехала крыша. Современная молодежь повелась на всякую хрень: рэкет, проституцию, фарцовку. Много всякой грязи полезло, хорошим человеком стало быть немодно и даже позорно. Все вокруг пытались играть в каких-то авторитетов. В моем районе было много алкашей, в районе, где жил Горшок, было много наркоманов. Наши районы очень сильно отличались друг от друга - мне казалось, что у него получше, потому что там не было такого количества гопников и жлобья. Хотя в какой-то степени это окружение повлияло на его пристрастие к наркотикам, потому что в Купчино он бы вряд ли подсел на это.

- Он говорил с вами про свою зависимость?

Горшок никогда не признавал своих ошибок. Если он в чем-то ошибался, то старался это скрыть и завуалировать - это была его лидерская черта. Он слабость показывать не любил, но сам на ус мотал: ошибся он или нет, можно было понять по его будущим поступкам. Однажды он мне признался: если бы он мог переиграть жизнь до какого-то момента заново, то, в отличие от многих других героиновых наркоманов, которых он знал, он бы с этим не связался. «Многие другие, с кем я общаюсь по этой теме, всегда говорили, что все равно бы подсели на это г…но», - сказал он. Он назвал это одной из главных ошибок в жизни - путь, на который он стал и свернуть с которого невозможно. По сути, это была одна из главных вещей, которую он признал.

- У вас не было отторжения от контракта с попсовым продюсером Пригожиным?

Пригожин… Дело в том, что, если ты хочешь создать движение и популяризировать стиль, главное - то, что касается твоей цели, а не то, каким путями ты к этому идешь. Конечно, пути тоже имеют важную роль: душу дьяволу отдавать или через попсу себя продвигать тоже не вариант. У нас как получилось… У Гордеева (один из продюсеров «КиШа». - Прим. Onliner.by) была знакомая, которая нас вывела на Пригожина. Она сказала, что мы - уникальная группа с большим потенциалом, но типа экстремальные: «Они панки, с ними очень сложно иметь дело и договариваться». В те времена продюсеры еще связывались с бунтарями, потому что тогда не было планов и нормативов, не существовало жесткой власти, которая бы давала ограничения для буйства духа. Получилось так, что Иосиф был директором «ОРТ Рекордс», и, когда ему в руки попал «Акустический альбом», он послушал и решил, что это реально можно круто продать. Когда мы об этом узнали, реакция была такая: «Ага! На нас уже клюнули на ОРТ!» Мы готовы были понторезить, класть ноги на стол - вести себя как отъявленные мерзавцы. Если они нас терпят, то мы их прогибаем. Если не терпят, то пошли бы они!..


- Но в итоге сложилось ощущение, что прогнули вас… Взять хотя бы гонорары за дворцы спорта.

Денег стало больше, но кто же нам покажет истинные сметы? Я не знаю, на каком уровне тот же Гордеев проводил торги в плане выгоды для группы. На тот момент нам казалось, что мы нормальные бабки получаем. Нам хватало на бухло и тусовки, поэтому отыграл «Лужники», положил бабки в карман и пошел тусить - половины гонорара наутро в кармане нет. Другого применения деньгам особо не было. Ну что с ними делать? Мы же не знали, сколько реально можем получать! Плюс наша публика была молодая, неформальная - неплатежеспособная. Разве организаторы могли поставить высокие цены на билеты?

Вообще, мы жили идеями продвижения нашего творчества. Лично я считал так: главное - творчество, наш мир, наши фанаты. Мы создавали хороший вирус, пытались переделать этот мир своими историями. Как бы агрессивно при этом мы ни выглядели, но несли-то добро. Горшок был добрым человеком, и я человек добрый. Просто мы поняли, что в нашем мире если просто так покажешь добро, то будешь лохом: нужно всегда быть агрессивным и зубы показывать. Мы усвоили это правило и так всегда себя вели.


В голове Горшка фанатизма было гораздо больше, чем в моей. Я вообще не фанат, а он холерик. Он был фанатом «Короля и шута», моих стихов - я это знал и очень любил его исполнение, пока он свой голос не испортил героином. Вся тема с панк-роком была выбором Михи, я его поддерживал, но гнул свою линию. Горшок работал здесь и сейчас, а я - на перспективу. Моя задача была вывести группу «Король и шут» на социальный уровень, чтобы мы стали культурным феноменом, распространяющим свою музыку на широкую аудиторию и таким образом прививающим вкус к рок-музыке и нашему стилю. А Миха хотел производить мегакрутое впечатление на людей здесь и сейчас. Ему нужно было сделать революцию в панк-роке.

- Ну да, взять хотя бы его известное интервью.

Там же все не просто так - это интервью нужно правильно понимать. Он заговорил о бабках не потому, что они для него были самоцелью. Он говорил об этом потому, что грош цена понтам, когда ты выделываешься, но со своей музыки ничего не имеешь. Миха показывал, что мы не какие-то лохи, которые пресмыкаются на этих фестивальчиках: «Ой, а возьмите меня!» Горшок делал акцент: мы сделали одолжение и приехали на этот фестиваль - мы им нужны, а не они нам.

«Мы себя позиционировали как группу исключительно стадионного уровня»

- «Золотой» период «Короля и шута» - это альбомы «Как в старой сказке» и «Жаль, нет ружья». Что случилось потом?

На «Бунте на корабле» мы очень сильно сбросили обороты и вылетели из дворцов спорта - прежний статус себе так и не вернули. Балу уходил, потому что начал чувствовать себя неуютно внутри коллектива: он не получил от нас с Михой поддержку в определенном моменте. Он всегда считал, что мы равны в группе, а мы с Горшком начали показывать, что мы главные, чтобы навести порядок в группе. Балу это не хотел принимать.


К Маше в плане концепции творчества «Короля и шута» я отношусь специфически, но по той причине, что это была изюминка визуального характера - щупленькая девочка среди обормотов. Для меня главный КПД человека - это его творческая составляющая, а про Машу в данном случае мне говорить сложно: перед ней не было задачи привносить что-то новое в группу. Мы приносили ей партии, она их наигрывала. Зато она симпатичная и имела много поклонников, которым нравилась ее внешность. Даже некоторые из наших коллег на нее западали и посвящали ей песни. Но уход Маши для меня потерей не стал. Я знал, что это произойдет.

- При том, что «больших» гонораров вы так и не получили, на корпоративах играть отказывались. Почему?

На корпоративах мы не играли принципиально. Считалось, что это зашквар, потому что тебя купили: человек заплатил деньги и может тобой пользоваться. Того уровня менеджмента, который бы соблюдал наши параметры на корпоративах, у нас не было. Если играешь ради денег, то необходимо, чтобы твой статус сохранился, ведь ты попадаешь в пьяную, панибратскую среду. Тебя могут сфотографировать, ты можешь опошлиться. Сегодня ты на стадионе, а завтра тебя Вася Пупкин купил. Поэтому предложения о корпоративах воспринимались не то что в штыки, человека могли покусать: «Ты о…ел? Кому ты это предлагаешь?» Мы себя позиционировали как группу исключительно стадионного уровня, поэтому какие нах…р корпоративы? Если узнавали, что какой-то рокер ездит на корпораты, мы выказывали ему мегакрутое суперпрезрение и могли об этом заговорить в интервью.

- Когда вы с Горшком начали отдаляться друг от друга? Был какой-то конкретный прецедент?

Я и Горшок - это пожизненный, глобальный спор, и это приносило свои плоды. Но на «Бунте на корабле» мы с ним жестко столкнулись по творчеству. Он уперто хотел, чтобы я был только текстовиком, а он - композитором. А я уперто отстаивал свое право быть композитором в том числе. Я не хотел быть бэк-вокалистом, подпевающим весь концерт: мне было не интересно выходить на сцену и подпевать, мне хотелось петь самому. Но Горшок прекрасно понимал, что рано или поздно я захочу петь больше, и его задача заключалась в том, чтобы подрезать мне крылышки. Но он не знал, что я не собираюсь с ним конкурировать, я просто хотел нормального равноправного творческого самовыражения. Он считал, что я несовершенен в плане самовыражения на сцене, недостаточно хороший вокалист… Обида накопилась. И он на меня накопил много обид. Но если говорить откровенно, то мне самому не нравится мое исполнение времен «КиШа», и свою работу на сцене я также сильно критикую. Но у меня был потенциал, который я не мог начать раскрывать в силу различных причин. Включая пьянство. Нам давно надо было начать перестраиваться, но никто не знал, что нас ждет за этой перестройкой.


В какой-то момент произошла специфическая история. Ренегат тогда очень сильно начал отстаивать позиции утяжеления группы: он вошел во вкус после «Жаль, нет ружья». Тогда многие сказали: наконец-то «Король и шут» начал делать профессиональные аранжировки, зазвучал по-западному. Ренегат в какой-то степени настоял на утяжелении следующего альбома, Горшок поддался, потому что мы тогда продали фирме, с которой сотрудничали, два альбома сразу. И за второй альбом автоматически получили деньги до выхода, то есть в коммерческом плане мы ничего не теряли. Мне не понравился этот подход изначально. Когда Горшок открытым текстом сказал мне: «Мы фирме продали два альбома и зачем мы сейчас будем новый о…тельный альбом давать, если мы за него уже деньги получили? Надо быть хитрее: дадим им вот это». Я говорю: «Хорошо, дадим им вот это… С фирмой-то мы отстреляемся, а люди как это воспримут? Мы же не можем перед людьми размениваться». Я гнул свою линию, а он свою. Сказал: «Я устал уже всем доказывать, что я трушный, настоящий рокер и никакой попсарь, а твой „Акустический альбом“ внес смуту в ряды наших фанатов и критиков. Я хочу сделать трешовый, мегамощный альбом, чтобы всем показать, какие мы можем быть крутые, злые рокеры и в какую музыку врубаемся. Между нами говоря, я Ренегата с его металлическими понтами подведу под панк-рок а-ля The Exploited. Это будет между нами компромисс». И он мне тогда сказал: «Андрюха, по тяжелой музыке Ренегат и я шарим, ты не пиши ничего из музыки, ты все равно не дотянешь». Я рассердился, потому что в период «Жаль, нет ружья» я Горшку начал двигать тему, что сейчас нужно прокачивать творчески ту публику, которая примкнула к нам на «Акустическом альбоме». Чувствовалось, что новые наши тенденции уступают классическому стилю. Утяжеление не шло нам на пользу - нужна была золотая середина. Влияние Ренегата начинало сильно отталкивать ту аудиторию, которая любила нашу драматургию и лирическую составляющую. Хотя в моем сольном проекте «Любовь негодяя», сделанном фактически в тот же период, он проявил себя очень даже неплохо, играя совершенно в другом стиле.

Когда Горшок рассказал свои соображения по поводу «Бунта на корабле», я рассердился. Я понимал, что мне неинтересно снова быть бэк-вокалистом, пока мы с этим альбомом поедем в тур. И я был в корне не согласен с тем, что не могу ничего придумать под предложенный стиль. Я ему сказал: «Тогда сам пиши тексты». Он оскорбился очень сильно и начал писать стихи к альбому. Написал четыре: «Звонок», «Северный флот», «Хозяин леса» и какую-то еще. Вот эту какую-то еще и «Хозяина леса» я переделал, когда мы с Михой помирились, а «Северный флот» и «Звонок» не успел. Насчет «Звонка» не жалею ни разу, потому что мне не понравилась эта песня. После того случая у Горшка всегда в голове был пунктик: Князь в любой момент может отказаться писать тексты. И он в каждом альбоме за это брался.


Так появилась песня «Американское MTV». У него тогда уже был план: поменьше историй, побольше символизма, поменьше сказок, побольше абстракций. Он начал уходить от стиля: сказки - для подростков, а Миха хотел другую целевую аудиторию, ему надоело, что его сравнивают с подростковыми штанишками. Потенциал был, но он не всегда понимал, как себя раскрыть. В итоге он начал реализовывать себя как драматический актер в Todd, но харизмы у него было хоть отбавляй, а вот актерских навыков не хватало.

«Где-то минуту мы стояли и смотрели на мизинец, который торчит в обратную сторону»

Вы и время стали проводить по-разному. Во время гастролей в Тель-Авиве вам хотелось посмотреть достопримечательности и сходить на море, а Горшок хотел напоить всех панков города.

Когда я начинал бухать, я, как и Миха, хотел быть среди панков Тель-Авива. Но дело в том, что наша проблема с Горшком была из-за его гребаной героиновой зависимости: она мешала человеку жить. Если он в этой теме, то всегда думает о том, как создать эту эйфорию. Постоянно быть перед фанатами таким, как на сцене. Я эту тему преодолел и бросил алкоголь, когда появилась группа «Княzz». Понял вдруг: зачем я должен корежиться и показывать другого человека - того Князя, который был более вычурный и экспрессивный из-за выпивки? Горшок, когда он был самим собой, был замечательным: в чем-то скромный, глубокомысленный, здравомыслящий и рассудительный. Его настоящая сторона была круче в разы, но сценический образ был дьяволом, который его пожирал. Как-то повлиять на него в глобальном смысле было невозможно: с ним работал я, с ним работала супруга Ольга. Мы вели эту работу, но это была очень непростая задача, потому что еще в 15 лет он начал задвигать тему: нормальный рокер не должен дожить до 30. Я ему говорил: «С чего ты взял, что 30 лет - это старость? А вдруг там вся жизнь начинается? Посмотри на наших родителей, они старше». Он отвечал: «Я не хочу быть, как они!» И я не мог на него повлиять в этом смысле. Он со своей женой Анфисой сядет в машину, скажет всем «пока» и уедет - вот такие у него были мысли. «Так я уйду», - говорил он и думал об этом. Его держал только «Король и шут», наш мир, поэтому он так рьяно по жизни вцепился и в меня - я был одним из источников его жизни. Я это все понимал и многое ему позволял.

Горшок нас отодвинул. С ним невозможно стало разговаривать и делать дела: он никого к себе не подпускал. Мне в итоге все это осточертело, я сказал: «Я ведь тоже не жертвенник». Когда я пошел с Горшком в этот путь, я пошел с нормальным пацаном, который реально был лидером, в котором я эти качества приветствовал. А в этот период я такого в нем не видел. Однажды в киевской гостинице после концерта в шесть утра я ему сказал: «Миха, ты извини, но ты уже не тот. Ты считаешь, что ты крутой и бокс знаешь, драться умеешь. А ты даже бокс не знаешь, ты забыл. Ты себя стравил, организм у тебя слабый, и ты не представляешь из себя того, что всегда корчил». Мы были пьяные и беседовали на позитиве. Я ему сказал: «Хочешь, проверь. Я стану в стойку, и ты меня не пробьешь. А я тебе сдачи давать не буду». И мы начали страдать х…ней. Он пытается меня пробить - не получается. В итоге так и не вышло, за исключением одного дурацкого момента: он мне вывихнул мизинец. Где-то минуту мы стояли и смотрели на мизинец, который торчит в обратную сторону. Потом я беру палец и ставлю его обратно, проверяю - работает. И мы продолжили. Это была безобидная тема, и она никак не повлияла на наши отношения: Горшок правду в глаза любил. Он ненавидел, когда кто-то лукавил или что-то скрывал.

- Как он отреагировал на ваш уход из «Короля и шута»?

Он очень сильно обиделся и начал бычить. Но бычил, когда пьяный, морозил всякую х…ню в интервью. Получилось так, что на одном из фестивалей его вывела на разговор моя супруга. Видя изнутри, какие шишки на меня сыплются, она была в полной уверенности, что это злорадство и неадекватные пакости. Она тогда сказала Горшку: «Ты как к своему другу относишься? Он свою группу создал, все тебе оставил, а ты ему дышать не даешь». А он на нее посмотрел и ответил: «Он меня предал». И он это сказал не лицемеря, а в сердцах. Это было действительно так в его понимании. Он не думал о том, что у меня не было другого выхода в принципе. А я не понимал: в чем мое предательство? В том, что я не буду больше писать тексты? Да он и так вроде начал отказываться от старого стиля. Его поддержала группа, и он не один, а я начинаю все с нуля. И в одном из последних личных разговоров мне было сказано: «Я и группа примем любое твое решение. Если уйдешь - дело твое, удерживать никто не будет».

Прошли годы, и я наконец понял, в чем он увидел предательство: он остался в шоколаде, но один. И у меня возникает вопрос: а как же те люди, которые были с ним до конца, о чем часто сами упоминают? Вероятно, это лишь красивые слова. Не более того…


После того как я ушел из группы, мы встречались с ним лишь три раза. Первый раз я ему позвонил и сказал: «Миха, ты знаешь, у меня такое ощущение, что очень много людей, которым на руку наш конфликт, льют в уши тебе и мне нехорошие вещи. Надо бы как-то решить этот вопрос». Он со мной согласился сразу. Второй раз уже он мне позвонил. Он ехал давать концерт с Todd и рассказывал мне о том, как он самоотверженно отдается всей этой теме. Потом я увидел его на фестивале «Окна открой» и ужаснулся: за два года он очень сильно сдал. У него вся голова стала седая, лицо покрылось морщинами… Я ему сказал: «Береги себя». Он покивал головой.

Мой уход его в некоторой степени простимулировал. Он собрался, перестал бухать, все концерты работал на драйве. Помню, мы поехали в тур на «Театре демона». Отрепетировали бэк-вокалы, целую концепцию концерта выстроили! Давно такого не было, чтобы мы столько времени провели за репетициями, потому что Горшок хотел на новый уровень выходить. Но вошел в тур во в ж…пу обдолбанном состоянии и весь его так провел. И когда он собрался после моего ухода, я сказал: «Ну хоть какая-то положительная деталь в этом есть. Посмотрите, какой драйв выдает!»

- У вас с Горшком был тот самый разговор, который потом прокручивался в голове многократно?

У нас с ним было очень много разговоров. Каждое возвращение из Москвы в Питер в купе по синему делу - это были разговоры разного характера: хорошие и плохие. С его стороны были какие-то пророческие моменты: он в какой-то степени, как мне сейчас начинает казаться, пробивал меня на тему, что я буду делать, когда его не станет. К чему пойдет наша с ним совместная работа, кем он будет для меня. Ему иногда из подсознания приходили тревожные звоночки: он всем говорил, что его скоро не будет, - но никто в это не хотел верить, включая меня. Я считал так: «Горшок, у тебя здоровье как у тролля. Ты так можешь говорить долго, а по факту всех нас переживешь». Я действительно так думал. Потом, когда я ушел, стала приходить информация о его диагнозах, отнюдь не самых многообещающих…

Он не ушел вовремя. Он ушел в разгар Todd, с идеями новых театральных проектов. У него родилась дочка Сашка - Оля взяла на себя очень большую ответственность, учитывая все риски. Она рассчитывала, что для него это будет фундаментом. Наверное, так и было, но в глобальном смысле на Миху не повлияло. Иногда меня спрашивают, можно ли было спасти Горшка. В последний раз я ответил, что нельзя, что он себя запрограммировал. Но если говорить с позиции репрессивных методов, то в этом смысле можно было. Но кому под силу неволить свободного человека?

Я не предавал Горшка - он сам меня отодвинул, как это сделал со многими близкими ему людьми. И я его понимаю и не виню. У него был непростой путь, и чем ближе тебе человек, тем сложнее с ним решать накопившиеся проблемы. И я не предавал «Король и шут». Его предали все те, кто публично заявили, что выросли из сказок.

1 декабря выйдет альбом "Ели мясо мужики" группы "Король и шут". Если альбом будет таким же безбашенным, как вот это небольшое, но познавательное интервью с лидером группы Горшком, то слушателям надо будет заранее пройти курс психотерапии.

Music Ru . Вы готовите новую концертную программу? Расскажи, чем она будет интересна?
Горшок . Это я сейчас даже напрягусь. Третьего декабря мы будем выступать здесь, в Москве, с новой программой, которой не видел еще ни один москвич. Это видели питерцы, мы начали это делать в "Юбилейном". Во-первых, в этой программе мы будем неузнаваемые человеки. Я вот буду монстром конкретным. Понимаешь, это будет конкретное шоу. И там появляется старик. Представь себе картину - сцена, и из нее встает мертвец, мертвый дед русский встает из сцены. И хочет со мной выпить, представляешь? Он со мной хочет выпить. Кругом могилки все эти. А мы с ним сидим. Я сажусь на могилке и пью. Но проходит очень много лет - неважно, какая разница, сколько лет, ну, две тыщи. Я выхожу из этой могилки, а время-то уже другое, ты понимаешь, да? И моя бабушка, и все друзья давно уже умерли, и я вижу их могилы. Мой дом давно поник. Ты представляешь картину? Ужасно, да? Вот и посмеемся (смеется) .

MR . Это будет главной "фишкой" концерта? Ты собираешься этим шокировать своих поклонников, делаешь на это ставку?
Г . По-твоему что, вот ты сидишь, из пола у тебя стоит мертвец - это что, не шокирует, что ли? Просто фигня, что ли, какая-то, ты хочешь сказать? Да какую ставку, черт побери, ставка-то не в этом. Ставка - это энергия. Народ. Самая главная ставка - это когда народ понимает тебя, понимает то, что ты делаешь. Ты отдаешь энергию - он ее тебе обратно отдает. Это как баскетбол или волейбол. Играешь, кидаешь мячик туда-сюда.

MR . Расскажи о песнях из новой программы.
Г . Короче, будут представлены новые песни из нового четвертого альбома, который мы готовим выпустить. Единственная песня, которую уже слышали - "Ели мясо мужики". Это песня о том, как жил конюх, и его жену все трахали. Он пригласил всех на ужин. И что они ели на ужин? Они ели на ужин жену. А первая песня, которой открывается программа - "Дед на селе". Сейчас я тебе сделаю текст. Представляешь себе - деревня древнерусская. Славянское селение. Избы. Короче, свадьба, люди отдыхают, ну понимаешь да, чем отдыхают? И жених, и невеста. Ну вот, и, короче, в это место, где все отдыхают, вдруг появляется старик. И он, короче, пьет больше всех. Он выпивает все запасы продуктов. Водка, пиво, вино, - он все это выпил. Дедушка, просто дедушка беззубый. У него зубов нету. Он их изжил. И смотрит - жених бухой. И вот дедушка смеется, что он всех перепил. А невеста говорит: и ты был когда-то такой, как жених, и ты падал в лужи. А дедушка - он смеется. В конце концов, наутро началось похмелье. Все заглянули в погреба. Там пусто. Дедушки нигде нет. И вдруг невеста вспоминает, кто был этот дедушка. Оказывается, он умер уже десять лет назад. И этот подлец вылез из могилы и все выбухал.

MR . Говори в микрофон, пожалуйста.
Г . Я целенаправленно в микрофон говорю. Я никогда от него не отхожу ни на дюйм. Еще там песня про человека из дуба.... Доброжелательного человека, который никому ничего плохого не хотел. Разве что убить коров и свиней и отдать волкам на жрачку. Там еще потом появляется старик...

P.S. от редакции. Не тот ли это лесник из анекдота?..
Интервью: Наталья Фокина
Аня Селезнева

Интервью с группой "Король и Шут"

Состав:

Горшенев Михаил ("Горшок") - вокал, музыка

Князев Андрей ("Князь") - вокал, тексты

Валунов Александр ("Балу") - бас-гитара

Щиголев Александр ("Поручик") - барабаны

Цвиркунов Яков - гитара

Маша Нефедова - скрипка

Легендарная история группы

Горшок был зайцем, и как то раз ему на голову упал горшок с волшебной жидкость Он выпил ее и стал Горшком

Замученный дорогой, Князь вышел из леса и зашел в одну деревушку. Все люди упали на колени и сказали: "Ты - наш Князь". А вообще он живет уже много лет на этой земле.

Балунов метался между небом и землей и чуть не стал приматом. Но изначально все были зайцами.

Была фабрика по выпуску игрушек - черномазых карапузиков. Один из них ожил и стал Поручиком (в кепочке с буквой "Р") - со Ржевки.

Когда Яшу привели на репетиционную точку, у него были заточенные ноги. Но ребята их подпилили, и они стали нормальными слоновьими ногами.

Ольга: Когда и при каких обстоятельствах образовалась ваша группа

Балу: Горшок, Поручик и я учились в 6 классе и решили играть музыку (году в 1989). И переехали в новый район, встретились, и с тех пор играем музыку.

Поручик: Сначала это был школьный ВИА. Первая наша группа называлась «Контора». После школы Горшок поступил в реставрационное училище, где познакомился с Князем. Играть на гитаре Князь почти не умел, но зато классно рисовал комиксы и придумывал страшные истории-песни. Это было ни на что не похоже. Это не был привычный всем и уже набивший оскомину пафосный питерский рок. Мы, не слышавшие раньше ничего подобного, сначала не врубились, но потом… Идея написать рассказ, историю (не сказочку для детей, а страшный, мистические истории в духе Гоголя) и поместить ее в песню обрела воплощение, и таким образом родилась первая песня - "Лесник".

О: А почему вы решили музыку играть?

Б: А чем плохое занятие? Что лучше водку пить? Музыка - это самое хорошее дело, чем можно заниматься. Мы его и выбрали.

О: В 6 классе решили вы играть музыку. И как ваша идея начала воплощаться в жизнь?

Б: Постепенно. Сначала научились играть, потом стихи писать, потом музыку.

О: А где вы научились играть?

Б: Сами собой. Если долго играть, научишься в конце концов. Тут важно настойчивость.

О: А где вы репетировали первоначально

Б: Репетировали по всяким углам - по подвалам каким-то нелегким закуткам. В "Эрмитаже"

О: В каком "Эрмитаже"?

Б: Одно время после реставрационного училища Горшок с Князем и Рябчик (на басу у нас тогда играл) работали в «Эрмитаже». И им «Эрмитаж» дал квартиру огромную прямо в «Эрмитаже». Там 7 комнат было.

О: А в честь чего он им дал?

Б: Как художникам. В одной комнате стояли всякие мольберты - они там рисовали, в другой - комбики, колонки, аппаратура. Мы там музыку играли.

О: И как дирекция «Эрмитажа» относилась к тому, что…

Б: Это же не в самих залах. Там до фига же пустого места.

Яша: Пришлось Рубенса убрать из экспозиции (загадочно улыбаясь) .

О: То есть после окончания школы Горшок поступил в реставрационное училище, где и познакомился с Князем?

Б: Да Горшок с Князем в реставрационном училище учились, я там просто жил - в Эрмитаже. Переехал к ним в квартиру и жил там год целый.

О: То есть вы вместе там жили, репетировали, веселились?

Б: И все такое. Под "все такое" было еще три комнаты отдельные.

О: Ну, и какие воспоминания бурные?

В: Много было веселого. Например, в Эрмитаже мы питались следующим образом: для работников «Эрмитажа» была столовая навороченная и там расплачивались не деньгами, а по карточкам. То есть если ты там работаешь, тебе выдавали карточку, и ты в кредит питался. И совершенно плевать, сколько человек есть на эту карточку - хоть 4, хоть 5. На что я и ел, собственно говоря. И там очень приличная столовая была, типа ресторана. Все туда приходили в пиджаках - буржуи конкретные. А Горшок с Князем ходили туда, надев колпаки метра в полтора приходили - ели.

О: Как у вас первые концерты замутились?

Б: Пришли в «ТаМtАm», договорились.

О: У вас первые концерты в «ТаМtАm» е были?

Б: Не, были еще всякие концерты в рок-клубе небольшие. Пришли сыграли - не в большом зале, а в маленьком - в Красном Уголке. Мы тогда играть совсем не умели, инструменты были хреновые.

О: Какие воспоминания у вас о «ТаМtАm» е?

Б: В «ТаМtАm» е у нас были очень веселые концерты. «ТаМtАm» был вообще очень веселый клуб. И звук там был всегда приличный.

Поручик: Приходили, играли, напивались и все такое. Мы просто приходили, жили в «ТаМtАm» е - жизнью, которая там и была. Репетировали на одной точке с группой «Вибратор». Прямо там жилил и бухали, веселились и отдыхали. И вообще у нас в тот период была с скандальная репутация. Горшок на концертах редко держался на ногах, блевал прямо со сцены. Соответственно рать нас никуда не пускали. Тогда же у нас выработался стиль, панковский по музыке (простая, веселая) и имидж (отвязное поведение). Но что отличало нас от классического панка, так это присутствие некоторой романтики.

"ТаМtАm" был самым нашим клубом. Там продавались наркотики, и туда часто забегали омоновцы и всех пиздили гасили. Но он закрылся теперь все. В городе нормальных клубов нет.

О: Что ты можешь сказать о «дотамтамовском» существовании группы?

П: Мы собрались у Горшка дома, и записывали песни на шурин магнитофон "Астра"

Играли просто на гитарах акустических, записывали и пели. Когда еще в школе учились - в конце 80-х. Потом стали репетировать в клубе "Березка".

Б: Постепенно из «ТаМtАm» а мы стали перебираться в другие клубы потом нас стали приглашать на фестивали - исключительно из симпатии к группе. Никому мы ни копейки не платили, потому что у нас их не было.

О: Ваше представление о Панк-роке?

Горшок: Основная идея - уйти от постоянства, убрать ярлыки. С помощью Панк-рока появилась большая свобода в рок - музыке. Ведь он и появился как бунт против рока, который первоначально, будучи бунтарской музыкой, заканчивает тем же буржуйством. Музыка закомплектовалась. И тут появился Панк-рок, разрушив уже сложившиеся рамки. Например, петь страшные истории… В конце 1980-х основные темы ленинградского рока сводились в одну линию

Или полный мрачный бред

Или призывы на баррикады

Или вызов обществу.

А что в этом толку. Это никому не нужно. Главное что-то нести, быть полезными слушателям. И еще, нужно быть честными всегда.

Б: Любую музыку делают личности. В Панк-роке было много личностей. Условия панка таковы, что талантливые люди, которые умели играть, имели возможность самовыражаться.

ДИСКОГРАФИЯ:

1996 "Камнем по голове"

1998 "Король и шут"

1999 "Акустический альбом"

Из книги Панк-вирус в России автора Аксютина Ольга

Интервью с группой "Distemper" г. Москва29.09.97; 16.10.97; 02.11.98Краткая история и дискография группыГруппа «Distemper» образовалась 4 сентября 1989 года в результате распада группы "Кризисное отделение", которая играла трэш-металл, и в состав которой входили Носатый и Бай. "Кризисное

Из книги Наблюдая за королевскими династиями. Скрытые правила поведения автора Вебер Патрик

Из книги автора

Интервью с группой "Мавзолей" Ольга: Когда и при каких обстоятельствах образовалась ваша группа?Мартын: Группа, как таковая, образовалась в 1995 году. Это произошло в подвале 5-этажного дома. А с новым составом играем всего год, даже полтора. В тот период группа как-то

Из книги автора

Интервью с группой "РАСТУЩЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ" г. Наро-Фоминск 21.02.1999Панк-рок не умер!Просто он так пахнет.Ольга: Представьтесь, пожалуйста.Леха: Я пытаюсь петь. Ты - бас.Женя: Я барабанщик.Мамонт: Я ритм, соло и прочие штучки.О: Когда и при каких обстоятельствах образовалась

Из книги автора

Из книги автора

Интервью с группой "УЛЬИ" 20.02.99Ольга: Если брать Панк-рок как музыкальный стиль, что здесь более важно - музыка сама, тексты или драйв?Саша: Для Панк-рокера это слишком сложный вопрос. (дикий хохот)Вова: Мы не знаем, что такое Панк-рок. Пусть ярлыки развешивают журналисты.О:

Из книги автора

Из книги автора

Интервью с группой "Тушка" (ударение на последний слог)г. Москва21.01.99 02.07.99Ольга: Когда и при каких обстоятельствах образовалась группа «Тушка» и что этому предшествовало? (общий смех)Тарас: Образовалась недавно.Шар: Летом 1998 года репетировать начала. А песни, в основном

Из книги автора

Интервью с группой "Ё.ЖИ" 24.05.99 г. МоскваОльга: Представьтесь, пожалуйста.Вася: Василий, пою.Артем: Артем, играю.О: Когда и при каких обстоятельствах образовалась ваша группа?В: Очень давно образовалась. Году в 1989-м. Мы до этого играли в разных группах. А вместе стали играть

Из книги автора

Интервью с группой "Бегемот" Санк-Петербург 30.10.98Ольга: Когда и при каких обстоятельствах образована ваша группа?Федя Лавров: 24 апреля 1996 года мы сыгради первый концерт у нас в клубе. На 40-ом канале у нас была передача "Rock Out". Там были съемки и день рождения директора этой

Из книги автора

Король Таиланда Пумипон Адульядет: божественный король с фотоаппаратом История Сиама, в 1939 году переименованного в Таиланд, всегда была связана с королевской властью. Старейший из действующих монархов, Рама IX (он же Пумипон), родился в 1927 году и взошёл на трон в 1946-м.

Интервью Король и Шут «Вся жизнь – театр, а рокеры - актёры» 8 декабря на лейбле СОЮЗ выходит новый альбом питерской группы Король и Шут. Скажете, что в этом такого? Мол, группа регулярно балует своих поклонников альбомами, и в последние годы они друг от друга не сильно отличаются? «Праздник крови», а именно так называется новая работа группы - совсем другой! Начнем с того, что это концептуальный альбом, первая часть дилогии, написанной по мотивам легенды о Суини Тодде. В записи диска помимо группы Король и Шут приняли участие многие известные музыканты отечественной рок-сцены. В роли рассказчика выступил легендарный артист Вениамин Смехов. Но, главное, в 2012 году зонг-опера ужасов, как её называют музыканты, «ТОDD» будет поставлена в театре. Я уже слышал альбом, и могу сказать, что он очень сильно отличается от всего того, что Король и Шут делали раньше. Это переход на абсолютно новый уровень – очень серьёзная работа. Настоящая рок-опера! Расспросим о ней лидера группы Король и Шут Михаила Горшенёва.

Ранее в новостях говорилось, что «Праздник крови» выйдет в ноябре. Дата выхода не изменилась? Альбом уже записан, как ты мог сам убедиться, прослушав его. Выходит 8 декабря. Для альбома вы выбрали довольно интересную тему. Древнюю. Насколько древнюю? Это английская народная тема. Я думаю, лет 150-200 лет ей есть. А как вообще настолько кровожадная история, чуть ли не про маньяка, смогла стать настолько популярной, что по ней мюзиклы делают, фильмы снимают? А есть много вариантов этой истории. Тодд не всегда маньяк. Легенда постепенно менялась. Она существует и в версии ужасов, и драмы, и мелодрамы. Вариантов очень много. Экранизация пятидесятых годов, к примеру, намного страшнее версии Тима Бёртона, благодаря которой теперь все знают от Тодде. А самая страшная история, говорят, была в немом фильме. Там пальцы ели, каннибализм чистой воды. (На портале kinopisk.ru присутствуют как минимум шесть фильмов с именем Тодда в названии, и жанры фильмов, действительно, серьезно разнятся – прим. JS). Там ведь как получается. Изначально история была не про маньяка и на историю про Джека Потрошителя мало походила, хоть сейчас и есть попытки эти истории связать. Это была романтическая история, у которой были разные ходы. Существовала версия, в которой Тодд был очень доверчивым человеком и его до конца судья водил вокруг пальца. Тим Бёртон же выкупил права на мюзикл, и сделал именно его экранизацию, но сам Тодд у него получился очень похожим на Эдварда Руки-ножницы. Узнал я о Тодде из фильма Бёртона, но мне понравилась именно идея, а не её реализация. Музыка не очень понравилась, потому что это был стандартный мюзикл.

А мне к тому времени хотелось создать что-нибудь концептуальное, основанное на своей идее. Вот и решили музыку написать интересную, сюжет доработать. Пожалуй, на сегодняшний день из всех россиян я знаю больше всего вариантов легенды. Вот история и получилась другая. Мне хотелось показать дно Лондона в том виде, в каком его описывал Чарльз Диккенс. У нас и персонажи другие, каких у Бёртона нет. Основа сюжета: человек с тяжелым сердцем после каторги приезжает в Лондон. У него – трагедия. За то время, что он был в заточении, жена покончила с собой, а маленькая дочь – исчезла. Наш Тодд - полная противоположность тому, которого мы видим у Бёртона. Он набожный, сам по натуре добрый человек, но зло в нем давно уже накапливается. Он пытается узнать, что случилось, как произошло его несчастье. К нему сбегаются люди, всё дно Лондона. Появляется Ловетт, которая маленькой девочкой была в Суини влюблена. Зная, что он был хорошим цирюльником, она предлагает ему работать у себя в доме. Дядя у неё мясник, который хочет развить мясное производство. Кстати, изначально нашу постановку мы хотели назвать «Мясорубка». Это сейчас она в «TODD» переименовалась. Ловетт с дядей пирожки выпускали некачественные, как и у Бёртона, но дяде было важно развить потоковое производство мяса, ускорить процесс, улучшить количество, и он завел мясорубку. А Тодда он заставляет брить себя бесплатно, поскольку тот у него в доме работает. Как-то в разговоре с Тоддом мясник завёл разговор о местном главном судье. Но тут это уже не просто судья, а кто-то типа крёстного отца. У человека власть как у губернатора, он крутит и вертит всем, чем захочет. И мясник рассказал Суини, что судье нравились молодые девушки, а много лет назад Тодд был женат на красавице Бетти. И дочка у них была. И вот, после рассказа мясника, Тодд понял, почему судья отправил его на каторгу. Также мясник ему поведал, что жена Тодда утопилась и хотела утопить ребенка. Не исключено, что даже сам судья к этому руку приложил. Обезумевший от такой правды Тодд без раздумий перерезает горло мяснику, а Ловетт отправляет его тело в мясорубку.

Далее тема развивается тем, что Тодд начинает страдать. А куда в то время набожные люди шли, когда им было тяжело? Правильно, он пошёл в церковь на исповедь. И благодаря этой исповеди, а вернее священнику, он стал машиной для убийства. Кто же знал, что священник дочку Тодда спас, и она жила у него. Кроме того, священник знал всё, что происходит в городе, знал - кем и как осуществляется контрабанда, другое беззаконие, и готов был всем за это горло перерезать. Но втихую, не как судья, который устраивал в городе показательные казни. Судья делал шоу, веселился, а он… Вот, представь себе старого нафталинового коммуниста, который считает, что порядок должен быть без шоу, без веселья. Можно сказать, что священник дал Тодду индульгенцию на все последующие убийства. Убийства всех, кто живет не по закону. Даже тех, кто совершает мелкие нарушения. Убивать из-за любой ерунды. И в итоге Тодд как бы под эгидой церкви начал совершать свои убийства. А Ловетт понимает, что можно бизнес сделать на этом деле. Напомню, что её дядя мясорубку притащил огромную, и в неё можно было людей скидывать. В общем, Ловетт стала не только сообщником Тодда, но и построила бизнес на такой «мясной продукции». В песне о том, как бойко пошёл бизнес у Ловетт у нас применяются парафразы, отсылающие к песне, в которой поётся про пирожки от Ловетт. Парафразы – это когда в разных песнях одна и та же мелодия звучит. Одна и та же тема. Это добавляет целостности и концептуальности альбому. Тодд убивал людей, но главной его целью было добраться до судьи, а Ловетт копила деньги. «Праздник крови» заканчивается тем, что Ловетт счастлива. И она предлагает Тодду заканчивать это дело. Но Тодд шёл по-крупному. Тем более, священник его просто так не отпускал уже. Первая часть зонг-оперы заканчивается на том, что Тодд поёт о своем несчастье, что ему нужно только одно убийство, а не все эти, что он начинает догадываться о том, что его месть кем-то управляется. Вторая часть самая страшная, но при этом самая лиричная. Называться она будет «На краю». Но пока я о ней рассказывать не буду, чтобы слушателям было интересно её дождаться. Скажу лишь, что начинается она с того, что судья устраивает маскарад и на него приходит Тодд в одеянии смерти, чтобы судью убить.

А когда вторая часть выйдет? Весной. Автор музыки и текстов зонг-оперы ты? Либретто и тексты написали профессиональные драматурги – Михаил Бартенев и Андрей Усачёв. Вся музыка – моя. Вот на альбоме ты поёшь за многих персонажей, а как это будет в театре происходить? Тоже ты будешь петь за всех? Нет, там будут люди. Ещё и своих привлеку. Расскажи, какие гости приняли участие в записи «Праздника крови»? Роль Мясника исполнил Билли Новик из Billy’s Band. Он же вместе со мной поучаствовал в записи толпы и хора. За Ловетт спела Юлия Коган, бэк-вокалистка группы Ленинград, священника и судью сыграл Костя Кинчев, думаю, не нужно говорить, из какой он группы. А текст рассказчика прочитал известный актёр Вениамин Смехов. Кроме того, в записи и создании аранжировок принял участие гитарист Валерий Аркадин (экс-«НАИВ», Глеб Самойлов & The Matrixx – прим. JS). Как всё это на сцене будет выглядеть? С красочными декорациями? Конечно, с декорациями. Это будет уникальная театральная постановка. Сейчас питерский музыкант Павел Завьялов («Чугунный Скороход») делает переложение уже записанных нами треков для театральной версии зонг-оперы. Постановка будет только в Москве или и в Санкт-Петербурге? Здесь же будет задействовано столько-столько-столько всего-всего-всего… поэтому, пока только в Москве. Москва – это серьёзно. Всё настолько сложно, что я уже готов свалить, но нельзя.

Но, в принципе, с тем, что мы уже имеем, мы можем делать миниспектакли. А как вы Вениамина Смехова в проект привлекли. Нам очень помог в этом продюсер театрального проекта – Влад Любый (директор Российского Академического Молодёжного Театра - прим. JS). Собственно, в этом театре вы не так давно выступали. Как прошло? Так мы там специально и выступали, чтобы посмотреть, как мы можем играть в театре. Там была акустическая программа? Смотря, что ты подразумеваешь под акустической программой. У нас есть обманное слово «Акустический» в названии одного из альбомов. Мы же делали программу unplugged. Играли свою обычную музыку, но на акустических инструментах. И с оркестром. А на видео не снимали? Мы хотели снять на видео, но не успели подготовиться. На самом деле, мы могли там играть целых четыре дня, но просто не думали, что столько народу придёт и по таким дорогим билетам. А желающих было много. Короче, мы просрали всё это… (вздыхает) Если бы мы сделали ещё пару концертов, мы могли бы снять DVD. Ну а теперь происходит та тема, к которой я стремился. Моей мечтой была эта постановка. А есть планы постановку на видео заснять? Ну, наверное, за полтора года снимем. Это же не единственный концерт будет, как тот мартовский в РАМТе, который мы сделали, чтобы проверить, не сломают ли наши поклонники дорогие театральные кресла. Не сломали? Ни одного кресла не пострадало. Публика совершенно другая пришла. Ну, я бы не сказал, что у вас публика - типичная панк-аудитория. Большей частью все культурные, новые косухи, чистые волосы, поставленные в ирокезы. А ведь по-разному бывает. Вот в Минске по-другому было. Там были настоящие западные панки. Да и не в этом дело. Мы всегда выступали в противовес русскому року. Мы не любим «Сектор Газа», не любим шансон, мы любим рок-н-ролл. Мы идейные. А оркестр не планируете задействовать в постановке «Тодда»? Ты понимаешь, штат «Тодда» уже разросся до такой степени… Это же не «Король и Шут», это - театр. Слава богу, что у простых актёров ещё небольшая зарплата (смеётся). Ты и не представляешь, сколько это бабла. Это вам не альбом записать.

Итак, Андрей Князев занимается сольным проектом, а кто сейчас в составе Короля и Шута? Все остальные на месте. Ещё и прибыли – в группу вернулся гитарист Александр «Ренегат» Леонтьев. А кто поёт теперь те части текста и бэки, что Князь пел? Вы переработали песни? Я пою сейчас с Леонтьевым. Он же ещё и вокалист. Скрипач Каспер тоже больше с вами не играет? Каспер был нашим сессионным музыкантом, у него своя группа. С нами он больше не играет. Кстати, вопрос ему при случае задай, как он согласился на то, чтобы они (видимо, группа КняZZ – прим. JS) его наголо обрили. Он же блэкметаллист, для них же волосы - это святое! И скрипки больше нет в вашей музыке? Ну, куда? У нас столько инструментов! Мы с электроникой сработались. У нас гитарная группа обычная, на самом деле. Скрипка… Если ты не задумывался, Машка (Нефёдова – первая скрипачка группы – прим. JS) - она как бы для имиджа была больше. Вы думаете, вы скрипку слушаете? Вы гитары слушаете, вы слушаете, как играют барабаны! Такие инструменты должны звучать с подпиткой. А на предстоящих концертах будете песни из зонг-оперы какие-нибудь играть? На новогодних? Да, парочку сыграем. А почему тур решили назвать «Король вечного сна»? Это основная наша тема. По сути, это как раз unplugged в электричестве. Мы ездим с этой темой. А как вообще эта песня родилась. Она же твоя? Да, и текст и музыка мои. Что тебя вдохновило на её написание? Сложно объяснить. Человек должен понимать эту песню. Ты когда-нибудь замерзал так, чтобы заснуть, и тяжело было проснуться? Нет, так сильно, никогда. А ты? А я замерзал по-настоящему. Меня били палками, а потом в горячей воде оттаивали. Когда я ещё в Хабаровске жил, мы пошли с ребятами, как в снегу легли, так и заснули. Нас «деревянных» нашли солдаты пограничники и принесли домой. Папы нас палками и били, и били. А мы все во льду. А потом в горячую воду. И как, обошлось? Да всё нормально. Ну, подводя итоги, может, ещё что скажешь? «Тодд» - это очень печальная история. Если американец Тим Бёртон сделал её более благородной, то мы в своей истории отразили более печальную, трагическую и совершенно безвыходную ситуацию. Можно сравнить с некоторыми рассказами Булгакова. Ждем вас на концертах и в театре.