Дом        14.08.2021   

Специальность "художественный грим". Должностная инструкция гримера-пастижера Что нужно знать о специальности

Подробности Обновлено: 21.01.2020 17:05

Гримером называют мастера, который в совершенстве владеет искусством преобразования внешности актера путем применения красок, наклеек и других материалов. Если он занимается изготовлением реквизита, то его называют постижером.

Слово «грим» в переводе с древнегреческого звучит как «морщина». Появление европейского реалистического грима стало возможным благодаря античному театру.

Профессия гример была востребованной в течение многих веков. Живописные маски украшали лица театральных актеров до XVI ст. Родоначальником реалистического грима принято считать французского актёра - трагика Тальма.

С появлением кинематографа, в театре были позаимствованы некоторые идеи относительно перевоплощения героев. Поначалу на съемках фильмов зачастую использовали именно театральный грим.

С появлением цветной плёнки в начале 50-х годов его дальнейшее применение стало практически невозможным, ведь появились новые требования к гриму: естественность, незаметность на лице актера, безвредность компонентов.

Особенности профессии

Гример - это настоящий профессионал в области перевоплощения. Он оказывает активную помощь актерам в работе над образом.

Читайте также: Администратор салона красоты

Есть 2 вида грима: живописный и пластический (объёмный).

С помощью первого типа можно кардинально изменить внешность, подчеркнув определенные черты.

Настоящим шедевром в области гримерного искусства является именно пластический грим. Путем его применения можно сделать человека абсолютно неузнаваемым.

Обязательно надо, чтобы грим делал лицо актера выразительным, а его детали можно было рассмотреть даже с галёрки.

На телевидении гримера уместнее стало бы называть гримером - визажистом.

Профессиональный визажист усердно трудится над лицами ведущих и гостей студии, но в его обязанности входит подчеркнуть все выигрышные стороны их внешности и скрыть возможные дефекты.

Обязанности

За некоторое время до постановки либо начала съемок гример представляет мельчайшие детали грима, чтобы результат соответствовал режиссерскому замыслу. При этом мастер во всех случаях обязан учитывать силуэт лица актера , характерные черты, чтобы образ гармонировал со сценическим костюмом.

Читайте также: Костюмер

Как истинный специалист, по форме лица он обязан мгновенно определить, какой именно реквизит и материалы ему понадобятся, чтобы достичь желаемого результата.

Также гример обязан хорошо знать сценарий. На первоначальной стадии своей работы мастеру необходимо изучить детали, чтобы после заняться подбором наиболее подходящего образа и внешностью актеров .

Перед самым началом постановки, выступления либо съемок надо мастерски наложить грим, а по их окончанию необходимо снять его, отклеить бороды, усы, снять парики, разложить использованный ранее реквизит по своим местам. Гримёр должен постоянно наблюдать за их пригодностью к использованию, а когда они теряют первоначальный вид, то заказать новые экземпляры.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать гример:

  • творческий подход к работе;
  • отличная зрительная память;
  • сосредоточенность;
  • аккуратность;
  • хорошая мелкая моторика;
  • к оммуникабельность;
  • отсутствие аллергии на компоненты, что входят в состав грима.

Навыки и знания

Работа гримером невозможна без владения на должном уровне навыками наложения различных видов грима, создания причесок, хранения рабочего реквизита в подходящих условиях.

Ни одна творческая сценическая специальность, ни один артист или певец не обходится без помощи специалиста получившего специальность гример кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о специальности

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-22", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-22", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Профессиональный гример является мастером, способным при помощи грима, специальных наклеек и краски изменить внешний вид любого человека. Чаще всего, гримеры работают в театрах и на киностудиях. Везде, где требуется перевоплощение человека.

Чаще всего гримерам приходится работать с изменением внешности актера. Особенно если это требует роль. Для этого может использоваться не только специально подготовленный грим, но и парики, усы и прочие приспособления.

Кроме того, гример может заниматься самостоятельным изготовлением необходимого реквизита, такого, как парики, накладных бород и усов. Эта специальность носит название постижер . И потому, очень часто можно встретить название гример-постижер. Но чаще всего, за выпуск реквизита отвечают специальные мастерские, согласно заявке гримера или человека, разрабатывающего каким должен быть грим для данного спектакля или фильма.

Особенности профессии

Востребованность в профессиональных гримерах очень высока. Они нужны там, где требуется изменение внешность. Это может быть , киностудия, телевидение, работа со звездами шоу-бизнеса.

Причем зачастую одним только наложением грима гример не обходится. В его задачу входит изучить местно, где будет происходить действо, как падает свет, как должен двигаться актер. Все это помогает правильно наложить грим. Кроме того, гример обязан учитывать пожелания .

Что должен знать и уметь гример

Для того чтобы быть профессионалом, гример или гример-постижер обязан будет знать и уметь:

  1. накладывать разные типы грима;
  2. варианты и способы создания причесок;
  3. подготовить все компоненты для будущего изменения внешнего вида актера;
  4. знать все правила хранения париков, накладных бород и усов, прочего инвентаря;
  5. своевременно заменять изношенные или пришедшие в негодность реквизиты.

Если говорить о гриме, то он может быть живописным и пластическим. При этом живописный грим позволяет практически полностью изменять внешний вид , выделить определенные черты или добавить новые. К этому гриму относятся и накладные бороды или усы, парики.

Высшим пилотажем является применение объемного или пластического грима. С его помощью актер становится совсем неузнаваем, превращаясь в совершенно другого человека.

Если гример работает на телевидении, то здесь его специальность называется гример-визажист или . В данном случае полное изменение внешности не обязательно. Важно будет, подчеркнуть все достоинства внешности, скрывая все имеющиеся недостатки.

Личностные качества специалиста

Исходя из сказанного, стоит назвать основные личностные качества, позволяющие человеку стать настоящим профессионалом:

  • желание творчески подходить к делу;
  • наличие художественных способностей;
  • отличную зрительную память;
  • обладать тонким цветовосприятием;
  • иметь хорошую мелкую моторику;
  • быть внимательным и аккуратным;
  • коммуникабельным;
  • доброжелательным.

Как видите, обладая всеми перечисленными качествами и умело используя все доступные средства, можно стать настоящим профессионалом в специальность гример кто это, мы рассказали в этой статье

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Стройная девушка стоит перед хорошо освещенным зеркалом. Рядом с ней – пожилой мужчина. Они оба увлеченно разглядывают его отражение в поисках малейших недочетов выполненной работы – портретного грима. Еще час назад мужчина был молодой девчонкой, которая согласилась стать моделью для контрольной работы студентки-гримера. Вдруг в зеркале отражается еще одно лицо – с другой стороны старика появляется женщина с черным каре и пристальным оценивающим взглядом – преподаватель по гриму. Она тактично указывает на небольшие ошибки, объясняет, как их исправить, но, в целом, хвалит. Студентка внимательно слушает и исправляет все недочеты. Такой спокойной, исполнительной и вдумчивой художник-гример московского театра «Et Cetera» Ольга Бобровская запомнилась корреспонденту портала «Умбра Медиа» Марии Кузнецовой, которая вместе с ней обучалась гриму на первых курсах Театрального художественно-технического колледжа №60. Спустя четыре года бывшие одногруппницы вспомнили студенческие годы, поговорили о работе в современном театре, доходах и профессиональной реализации гримера в России.

— Ты обучалась в колледже на протяжении четырех лет, получая полноценное средне-специальное образование. Оглядываясь назад, ты не жалеешь о потраченном времени, учитывая сколько сейчас в Москве есть ускоренных программ обучения гриму?

Ольга Бобровская за работой на съемках студенческого кино в Государственном институте телевидения и радиовещания

— Ты сейчас работаешь в крутом театре «Et Сetera», однако твой инстаграм забит фотографиями мейкапа и боди-арта. Почему ты игнорируешь театральные работы и не выставляешь их?

— Свой инстаграм я хотела нацелить на более коммерческую историю. Сначала в нем были только свадебные и вечерние образы, но постепенно стали прорываться и креативные. Почему-то рука не тянется выставлять театральные гримы. Может, это какое-то подсознательное чувство, что все должно оставаться в стенах театра, внутри рабочих моментов. Помню, когда мы были на практике в другом театре, нас пугали историями, что кто-то выкладывал фотографии в сеть и у них потом были проблемы. Наверное, в подкорке отложилось, что лучше ничего не выкладывать.

Образы героев сказок — пространство для экспериментов

— А у тебя есть необходимость делать инстаграм коммерческим? Сколько в месяц зарабатывает театральный гример?

— Немного, к сожалению, зарабатывает, если это конечно не антрепризы. Под антрепризами я имею в виду спектакли с участием множества известных артистов, на которые будут валом идти люди, с которыми разъезжают обычно по стране. Я сама на них не работала, но по рассказам коллег понимаю, что платят неплохо. Во всех театрах по-разному. У нас зарплата состоит из оклада и суммы, которую платят за количество отработанных спектаклей, иногда бывают премии

— Сколько зарабатываешь ты? Насколько велика конкуренция на этом рынке?

— Около 40 тысяч, иногда больше иногда меньше. Все зависит от количества спектаклей и дополнительной работы. Основной заработок – это театр и коммерческие выезды к клиентам на свадьбы и другие торжества, фотосессии, и небольшие театральные проекты. Мне кажется, что работа с невестами, это неплохая ниша для заработка. И ценообразование на услуги свадебного визажиста-стилиста варьируются от самого минимума и до кругленькой суммы. Допустим, что мы берем с одной невесты 10 тысяч. Ну и дальше все зависит от количества невест в месяц. Конкуренция, конечно, возросла, потому что вся эта индустрия стала популярной. Появились блогеры, которые популяризируют макияж и грим. Появились такие телевизионные передачи, как «Один в один», «Точь в точь», где чествовали работу гримеров, которая по важности стояла на одном уровне с работой артистов. Я, например, до того как узнала о существовании Театрального художественно-технического колледжа тоже никогда не задумывалась о наличие такой профессии, как гример. Я знала, что хочу заниматься чем-то творческим и что очень бы хотела связать свою жизнь с театром. А кто у нас работает в театре? Правильно! Актеры и режиссеры, ну в крайнем случае билетеры и гардеробщики. А что там целая команда за сценой трудится, которых никто не видит, об этом сразу не задумываешься. Сейчас очень много визажистов, гримеров думаю чуть меньше, но я частенько слышу, что профессионалов всегда не хватает.

— Раньше ты трудилась в Театре Виктюка. Почему ты сменила место работы?

— Сменила театр по нескольким причинам: во-первых, меня не устраивала финансовая составляющая работы, во-вторых, мне не хватало театрально-семейной, любящей, домашней атмосферы, но это я поняла уже попав на нынешнее место работы. Сколько уже времени я тружусь тут, а до сих пор стою за кулисами, смотрю на игру этих людей и думаю про себя, как я их люблю и как счастлива, что работаю в этом месте.

— Зрители проводят в театре свой досуг. А как ты проводишь свободное от работы время? Посещаешь ли другие театры?

— В этом году я наконец-то добралась до занятия йогой, раньше на это не было времени из-за учебы, зимой катаюсь на лыжах, коньках, встала на сноуборд, дома читаю, смотрю фильмы или слушаю аудиокниги и одновременно делаю что-то еще. А еще пою, на радость соседям (смеется). У меня так редко получается выбраться в другие театры, к огромному сожалению. Я люблю Вахтанговский и театр Фоменко. По крайней мере, я бы очень хотела в ближайшее время туда выбраться. Особенно в Вахтанговский. Меня очень впечатлил хореографический спектакль «Анна Каренина». До сих пор помню эти ощущения какой-то небывалой энергии. Мне нравятся постановки Туминаса и Бутусова.

— Самое популярное шоу о гримерах в мире «Face Off» создано в США. Именно Штаты лидируют в индустрии спецэффектов и пластического грима. Не возникает ли у тебя желание в перспективе переметнуться на сторону конкурентов?

— У меня никогда не было стремления уехать за границу учиться или работать. Съездить посмотреть новые страны и города в качестве туриста, получить новые впечатления — это интересно, а оставлять родную страну желания не было.

— И все-таки, тебе интересно работать со сложным пластическим гримом? Насколько это востребовано в России, и какой из созданных тобой образов на данный момент заставляет тебя собой гордиться?

— Не знаю насчет гордиться. Надеюсь, такие работы меня еще ждут впереди. Конечно, мне было бы очень интересно поработать с серьезным пластическим гримом, но для этого хорошо было бы, так сказать, прокачать свои навыки в этой области, потому что это целый отдельный пласт гримерного искусства. Но не так давно я работала с фотографом Марией Ларсен над фотопроектом «Дориан Грей». Ее идея мне очень понравилась, это был интересный опыт и, по-моему, получилось здорово. Задача стояла из девушки сделать молодого Дориана, а потом его видоизмененную разлагающуюся сущность. Мало того, что нужно было сделать на женском лице мужское, так еще его и состарить. Для этого были использованы элементы пластического грима.

Процесс создания образа Дориана Грея

— Гримеров часто называют ремесленниками. Мне знакомы некоторые живописцы, оперирующие понятием «ремесло» как чем-то негативным и не имеющим отношение к искусству. Задевают ли тебя такие высказывания?

— Может, мы в каком-то смысле и ремесленники, но только в том, что мы работаем руками. Сейчас гримерное дело становится настолько популярным и значимым, что по праву должно называться именно проявлением искусства. Многие визажисты используют моделей не чтобы красиво разукрасить их личико, а как полотно для самовыражения, которое становится настоящим арт-объектом. Грим – это один из видов современного искусства, который не все могут принять.

— Как далеко может зайти реализация мастера гримерного дела и где сейчас находишься ты, если представить профессиональное развитие в виде шкалы от 1 до 10?

— Реализация может зайти далеко, вопрос в том, какого плана цели перед собой ставит гример. Кто-то работает в своем родном театре и ему этого достаточно, кто-то совмещает с различными проектами, съемками. Можно работать в кино и на телевидении, можно работать с невестами. Вариантов множество, и нет предела совершенству в развитии своих профессиональных качеств. Есть такой гример Денис Потеряев. Он занимается пластическим гримом, преподает, у него своя школа грима и бутафории, свой магазин с косметикой и материалами для грима. Он не только их продает, но и разрабатывает технологию изготовления, пытается усовершенствовать качества и свойства продуктов для грима – делает большое дело. Я думаю это замечательная и разносторонняя реализация. Сложно себя оценивать, я достаточно самокритична. Мне кажется на четыре. Все только впереди. Нельзя, мне кажется, поставить на одну планку гримера, разъезжающего по стране с мастер-классами, и человека, допустим, занимающегося, пластическим гримом в своей мастерской для каких-то супер проектов, если как профессионалы они одинаково хороши. Если за мерило взять количество денег, которые получит гример, то это тоже не всегда верно, я думаю. Бывают интересные проекты, за которые не платят. А бывают проекты, на которых ничего особенного от тебя не требуется, а платят хорошо. Короче все зависит от того получаешь ты удовольствие от своей работы или нет. Если да, то ты счастливый человек, а если за это еще и хорошо платят, то ты везунчик.

— Расскажи, как ты видишь профессиональное развитие гримера от ученика до мастера?

— В начале этого пути ученик, повторяя за своим учителем, осваивает приемы гримирования, позволяющие добиться нужного результата, еще не совсем осознавая какой конкретно должен быть результат. Просто пробует, ищет, копирует. Делает все медленно, добиваясь качества. С течением времени и практики рука набивается. Постепенно приходит скорость, которая соединяется с качеством выполняемой работы. Ну и наконец, исходя из имеющихся опыта, знаний и профессиональных навыков, может сам предложить режиссеру свое решение художественного образа, которое бы вписывалось в общую концепцию постановки или любого другого проекта. А уж как и куда этот человек со своим профессиональным багажом будет плыть в искусстве – это решать ему.

— Встречается ли в закулисье буллинг (травля)? И как, в целом, регулируются конфликты в театре?

— Наверное, как и в любом коллективе где-то встречается. Я с подсиживаниями не сталкивалась, наверное, они существуют там, где на кону большие деньги. У нас подобрались адекватные, порядочные люди. Мы стараемся жить в мире и добре. Все стараются с уважением относиться друг к другу, даже если есть какие-то антипатии. Насчет конфликтных ситуаций. Случается всякое, что-то артистам может не нравится, или у них просто плохое настроение, или просто спектакль плохо идет. И, конечно же, ты можешь попасть под горячую руку. У меня такое бывало, но насколько наши артисты вспыльчивы, настолько и отходчивы, всегда извиняются после этого, по крайней мере, когда это случалось со мной.

— Чем тебе самой больше нравится заниматься: боди-арт, мейк или все-таки театральный грим?

— Да я тебе даже не смогу тебе ответить на вопрос, чем мне больше нравится заниматься прической или макияжем! Мне нравится чередовать и совмещать! Хотя, если представить, что театра нет, а я каждый день делаю только макияжи, это было бы не так интересно. Ведь гримом я перевоплощаю одних и тех же артистов в совершенно разные образы. Сегодня актриса должна играть красавицу, завтра старуху, а послезавтра провинциальную тетку. Боди-артом в театре я не так часто занимаюсь, к сожалению. Если конечно не считать спектакль «Борис Годунов», где для роли призрака царевича Дмитрия, я каждый раз выкрашиваю мальчика с головы до ног белой краской и обливаю «кровью».

На фото актер в образе царевича Дмитрия из спектакля «Борис Годунов»

— Большинство публичных выступлений артистов происходит динамично. Случались ли казусы в профессиональной практике, связанные с твоими работами?

— У кого не случается косяков, рано или поздно что-то случится. Да, у нас во многих спектаклях есть быстрые переодевания за сценой, но чего-то крупного со мной не случалось. Такого, чтобы у актера прямо на сцене слетел парик, ус отклеился, слава богу не было. Был у меня один случай, он не связан с моей профессиональной деятельностью. Но мне за него было очень стыдно. Это было не в моем нынешнем театре, и я тогда была практиканткой. Я бродила перед спектаклем за кулисами, где был разложен бутафорский инвентарь. В том числе револьвер, который я решила рассмотреть поближе и, видимо, что-то нажала. В этот день я смотрела спектакль из зала. Когда злополучный револьвер оказался в руках актера, и он направил его на соперника, револьвер выстрелил раньше времени. В этот момент мне хотелось провалиться сквозь землю. Конечно же, артист мастерски все это обыграл и никто ничего не заметил, но мне было стыдно. С тех пор я стараюсь ничего не трогать от греха подальше.

Создание причесок — еще одна часть работы Ольги

Расскажи про свой театр. Что представляет из себя гримерный цех, как ты взаимодействуешь с другими художниками и режиссером? Кто и насколько тебя творчески ограничивает?

— У нас нет разделения на мужскую и женскую стороны или на какие-то специализации, мы универсальны и работаем со всеми артистами. Работают у нас 6 гримеров. Максимов Николай Митрофанович – наш главный художник по гриму. Удивительный человек, заслуженный деятель искусств РФ, проработавший в театре более 60 лет. Начинал он еще во МХАТе, работал с великими актерами, затем перешел вместе с режиссером Александром Калягиным в «Et Cetera». Мария Максимова пошла по стопам отца и стала начальником нашего цеха. С режиссерами взаимодействует в основном либо наш начальник, либо главный художник по гриму. Они, контактируя с режиссером, выясняют общую концепцию, стилистику спектакля. Иногда режиссер точно знает, что хочет, иногда мы ему предлагаем свои варианты грима и причесок. Приведу в пример нашу последнюю премьеру «Декамерон» Александра Морфова. Он был в вечном творческом поиске. Грим менялся даже после предпремьерного показа на зрителя! Как-то раз он зашел к нам в цех, когда мы гримировали артистов и сказал, что хочет для них очень темный макияж. А на следующий день пришел художник-постановщик и сказал, что нужно актеру сделать шрам на пол лица. Так что вот такое участие проявляют режиссеры. Если грим утверждал приглашенный художник, то мы не можем сильно отклоняться от того, что было художественно им решено. Но это все условно. К примеру, художник решил, что у актрисы волосы должны быть собраны в строгую прическу. Мы не можем ее выпустить на сцену с распущенными кудрями, но какая конкретно это будет прическа (пучок или ракушка) никто уже всматриваться не будет, потому что они отвечают поставленной задаче. Если конечно художник не утвердил, что это должна быть именно ракушка и ничего больше. Если же грим разрабатывает наш начальник и мы даже принимаем в этом участие, то конечно мы можем как-то отклоняться от первоначального варианта, еще если артист не против. Существует основная схема грима или прически, а уже небольшие вариации и отступления, но на основе этой схемы допускаются. Что-то иногда со временем видоизменяется.
Меня контролирует моя совесть и актеры, которые если что скажут: «а вот у нас раньше было не так», ну и начальник. А бывают спектакли, на которых просто нужно сделать красивую прическу и макияж, поэтому можно хоть каждый спектакль придумывать что-то новое. Эскизы – это редкость теперь. Мы все больше через пробы работаем. Когда грим утвержден, мы фотографируем готовый образ. Это называется паспорт спектакля.

Шрамы и различные «побои» — обычное дело для гримера

— Театр съедает у своих служителей прорву времени. Неудивительно, что большинство из них создают семьи внутри театра. Как ты считаешь, это положительно сказывается на работе или личное лишь мешает?

— Мне кажется, что это логичный исход, когда люди практически живут в театре. Действительно, многие создают семьи внутри театра. Если говорить лично про меня, то я бы не хотела смешивать личные отношения с рабочими, несмотря на то, что все мы одна большая семья. Хотя, конечно, никто не знает, что может случиться завтра. Поэтому не буду зарекаться.

— Твой театр активно гастролирует. Не так давно ты приезжала в мой родной город Рязань. Расскажи, где тебе еще удалось побывать вместе с ним и как отбирают персонал для поездок?

— В июне, сразу после вручения диплома в колледже, мы полетели с гастролями в Хабаровск. Пробыли мы там около недели. Успели погулять по центру города, прокатиться на теплоходе по Амуру, сходить в местный музей живописи, скульптуры и народных промыслов, покатались по городу с автобусной экскурсией, позагорали, кто-то даже рискнул искупаться. Накупили морепродуктов, крабов, икры. В общем, хорошо съездили. В конце марта будут гастроли с «Ревизором» в Грузию, правда без меня, а в мае в Петербург. В следующем сезоне в планах Италия. Насчет отбора гримеров. Если это другая страна, то берут минимальное количество гримеров, которое может справиться с работой. Например, в Грузию летят три гримера, вместо пяти. Это конечно форс-мажорный вариант, но выхода нет. Внутри страны лимит помягче. А вот в Воронеже, к сожалению, пока побывать не удалось.

— Спасибо тебе за интервью. Поставим точку небольшим блиц-опросом. Я называю слово, а ты слово-ассоциацию.

репетиция – пробы грима,

антракт – перегрим,

Серебренников – театр, в который я пока так и не дошла (от автора: по иронии «Гоголь-Центр» находится рядом с ТХТК №60, где Оля училась и изо дня в день ходила мимо него к метро)

театр — любовь.

СПРАВКА

«Et Cetera» — московский драматический театр под руководством Александра Калягина. В 1990 году выпускники школы-студии МХАТ самоорганизовали труппу и обратились за режиссерской помощью к Калягину, который и стал основателем театра «Et Сetera» в 1993 году. Премьерной постановкой стал спектакль по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня».

Фото : из архива Ольги Бобровской

Гримёр — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.

От староитал. grimo — морщинистый.

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п.

Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Искусство гримёра востребовано везде, где есть необходимость как-то видоизменять внешность. В театре и кино гримёр помогают актёру в работе над образом.
Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра.
Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке.
В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным).
Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого. На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях. Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику.
А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Живопись Квалификация: Специалитет

Что изучают: исходя из выбранной специализации, изучается станковая, театрально-декорационная, церковно-историческая или монументальная живопись; обучен...

Живопись и изящные искусства Квалификация: Специалитет

Что изучают: монументальную, станковую, театрально-декоративную и церковно-историческую живопись; основы реставрации объектов архитектурной ценности; ре...

Изящные искусства Квалификация: Бакалавриат

Специальность 50.03.02 «Изящные искусства» подготавливает бакалавров в области мировой культуры. Будущие студенты должны увлекаться творчест...

Театральное искусство Квалификация: Магистратура

Если вы чувствуете в себе способности, то обязательно попробуйте свои силы на данной специальности. Только для поступления требуется пройти несколько эт...

В этой рубрике мы знакомим вас с редкими и необычными специальностями, профессиями и занятиями, а главное - рассказываем о том, где и как их освоить (в учебных заведениях или своими силами). Гости рубрики - люди, которые воплощают в жизнь свои мечты, занимаясь любимым делом. Их истории, советы и рекомендации будут полезны тем, кто строит планы и размышляет о профориентации, а также всем, кто хочет найти источник вдохновения.

О выборе жизненного пути и о том, где учат гриму, нам рассказала Александра, гримёр-постижёр БДТ им. Г.А. Товстоногова и киностудии «Панорама», преподаватель по гриму в школе красоты «Ecole de beauté».

Постиж – искусство изготовления декоративных изделий из волос (парики, шиньоны, локоны, бороды, усы).

Как я двигалась к профессии

Изначально я недопедагог ИЗО и черчения, недодизайнер игрушки - моё обучение было завязано на основах рисунка, живописи и прикладных искусств, но продержаться в каждом учебном заведении мне не удавалось больше года-двух. В 16-17 лет чаще всего не очень ценишь возможность получать знания. Мне в том возрасте больше нравилось работать.

В 18 лет у меня появился первый фотоаппарат, и на восемь лет фотография поработила меня. В какой-то момент я поняла, что уметь только фотографировать недостаточно, пора учиться самой красить и причёсывать своих моделей. Простые курсы визажа не подходили, так как меня тянуло к фантазийным образам со сложными причёсками, и я решила податься в гримёры.

По рекомендациям знакомых записалась в киношколу «Кадр» при Ленфильме , начала посещать занятия, совмещая обучение с работой в фотоателье. В «Кадре» обучают четырём предметам - гриму для театра и кино, исторической причёске, постижу и истории костюма. Грим у меня шёл неплохо, постиж тоже увлёк, а вот причёски долго не давались. В «Кадре» на каждый предмет - свой преподаватель, хотя все они - универсалы, гримёр должен уметь всё.

Не пугайтесь, это художественный грим.

Позже я училась на краткосрочных парикмахерских курсах, так как нужно было стричь мужчин для работы в кино. Макияж постигался с помощью роликов в интернете и походов в различные школы в качестве модели. Следующая, самая сложная для большинства гримёров ступень, пластический грим, тоже изучалась самостоятельно, по необходимости.

Могу сказать, что очень страшно впервые заливать стоматологическим альгинатом и заматывать гипсовым бинтом голову живого человека.

На Всероссийском конкурсе грима и спецэффектов «Россия FX» мне необходимо было сделать латексную накладку на лоб - помогли видеоуроки по снятию гипсовых слепков и пластике.

За что я люблю профессию

Моя работа - огромная любовь. В первую очередь я ценю возможность обитать среди киношников и сотрудников театра, быть одной из них. В моём огромном БДТ, имеющем три сцены и огромный штат сотрудников, все здороваются со всеми, и неважно, знаешь ли ты, как зовут человека перед тобой, или ты видишь его впервые.

В кино и театре не бывает случайных людей, работать в такие места приходят, как правило, навсегда - затягивает страшно.

Огромная любовь - когда сидишь на полу в коридоре московского центра Мейерхольда и укладываешь волосы адски уставшему артисту. Артист приволок что-то мягкое под голову и упал прямо на пол, до начала спектакля пятнадцать минут, впереди номинация на «Золотую Маску» и сложнейший полуторачасовой моноспектакль. Третий звонок, артист встаёт, идёт как на войну и блестяще отыгрывает.

Подготовка к спектаклю.

Огромная любовь - встреча съёмочной группы на читке сценария после долгого расставания. Стаканчики с чаем, сценарные книжицы, решение архиважных вопросов («Тут написано - "кормит уток в пруду", чем будем кормить?»), дружный смех во время обсуждения, период предвкушения актёрских проб. Работа в кино - всегда больше тусовка, чем работа.

Огромная любовь - когда стоишь такой маленький на балконе посреди парадного зала БДТ, идёт репетиция, оглядываешь с верхотуры пустые кресла и понимаешь, что вот сейчас Алиса Фрейндлих или Светлана Крючкова, например, играют кроме режиссёра и сотрудников технической части - только для тебя!

Конечно, случаются киносмены по 15-17 часов. Случаются дни, когда нужно быть и на площадке, и в театре, тогда рабочий день начинается в 5-6 утра, а заканчивается заполночь. Натурные съёмки в холодное время года и ночные съёмки - это страшный холод! Бывает, видишь свой киноляп, а серия уже в телевизоре - но это такие мелочи по сравнению с количеством полученного от работы удовольствия.

На съемках сериала.

Что нужно уметь гримёру

Работа гримёром - это ежедневное, еженедельное обучение чему-то новому уже в процессе работы, и каждый раз это выход из зоны комфорта. Никогда нельзя говорить, что чего-то не можешь, ты обязан проштудировать все материалы по запрошенному и потренироваться «на кошках», чтобы прийти и делать что-то новое для тебя с таким видом, будто занимался этим всю жизнь.

Это постоянное развитие, как сугубо профессиональное, так и расширяющее кругозор. Например, я всегда читаю первоисточники - пьесы, по которым ставят наши спектакли, стараюсь смотреть хорошие фильмы, хожу на спектакли в другие театры, интересуюсь живописью.

Появилась привычка, свойственная нашей профессии - постоянно разглядываю людей, подмечая характерные черты лица, форму и окрас бороды, морщины и тысячи других мелочей, на которые обычный человек обращает мало внимания.

Профессионал своего дела должен знать, хотя бы в общем, историю, судмедэкспертизу, основы медицины (конечно, на съёмках есть консультанты, в театре - художники, но лучше подстраховаться и контролировать всё самому), и уметь стричь, делать причёски, визаж, грим, пластический грим и спецэффекты. Как правило, на курсах и в школах грима дают только основы, доучиваться и совершенствоваться после можно бесконечно.

Где искать работу

Фриланс. Гримёрно-визажный фриланс позволяет набраться разнообразного опыта и собрать портфолио. Это справедливо для любых специалистов - для работодателей важно, с какими проектами вы уже справились.

Киностудия. В какой-то момент я начала рассылать резюме по театрам и киностудиям. Почти сразу мне ответили на киностудии «Панорама». Я пришла на собеседование, пообщалась с продюсером и осталась работать. Отсняли сериал и телефильм, на котором я была художником по гриму, над одним проектом работа еще идёт.

Театр. После завершения съёмок одного из сериалов полагался перерыв в три месяца перед прикреплением на следующий проект, и я стала искать промежуточный проект или театр. Сарафанное радио вывело меня к свободной ставке в БДТ.

Преподавание . Поиск работы на специализированных сайтах может помочь найти место по душе. Своё третье место, должность преподавателя по гриму, я нашла на HeadHunter, совершенно случайно. Совпали навыки и умения, требуемый опыт, свободный график - нельзя было не попробовать.

Помимо трёх моих основных работ всегда находятся какие-то фриланс-заказы, краткосрочные съёмки, преподавание спецэффектов школьникам и студентам на базе киностудии RWS, аквагрим на мероприятиях, сборы невест, изготовление деталей пластического грима, стрижки и причёски - и я не останавливаюсь на достигнутом, стремясь практиковать как можно больше и расширять круг своих навыков.

Туториал: как сделать рану из ваты

Устрашающий грим легко можно сделать из вещей, изначально имеющих другую функцию. Например, чтобы изготовить шрам, который дополнит школьную поставновку (меру натурализма лучше согласовать с возрастом детей) или сделает вас звездой Хэллоуина, можно обойтись содержимым обычной косметички и подручными средствами.

Что понадобится :

  • ватные диски
  • кисть от акварельных красок
  • медицинский клей БФ-6 (используйте именно его, никаких ПВА и «Моментов»!)
  • палетка помад (заменяются гуашью или акварелью, но помады хороши тем, что блестят)
  • искуственная кровь (её можно сделать, замешав глицерин и гуашь красного и синего цветов: красного больше, синего совсем немного)

Наносим на кисточку клей БФ-6 3 и проводим полосу в том месте, где хотим расположить наше будущее увечье. Берём ватный диск или просто кусок ваты, растягиваем её практически до прозрачности и накладываем на полосу клея (вата даёт фактуру и объём шрама).

Снова обмакиваем кисть в БФ-6, покрываем вату клеем, оставляем сохнуть и переходим к окрашиванию.

Берём помаду светло-розового цвета и наносим на кожу вокруг «шрама», имитируя её покраснение от травмы. Важно хорошо растушевать края. К этому времени клей немного подсыхает. Дожидаться его полного высыхания необязательно, берём помаду потемнее – она должна быть коричнево-бордовой - и покрываем цветом наш ватно-клеевый шрам. Переходим к главному - искусственная кровь!

Набираем кровь на кисть, точечно покрываем поверхность «раны» по всей длине и наслаждаемся производимым эффектом!